Конспект первого занятия по вокалу для детей 7-8 лет


Сценарий занятия «Путешествие в Королевство Пения»
(конспект первого занятия по вокалу для детей 7-8 лет)
Тема занятия: введение в образовательную программу.
Описание занятия: конспект первого занятия по вокалу в виде игры-путешествия для детей 7 – 8 лет (1 класс).
Цель: создание условий для включения детей в систему непрерывного музыкально-эстетического образования посредством занятий в вокальной студии.
Задачи:
Обучающие:
познакомить учащихся с основами вокального искусства;
выработать первоначальные навыки подготовки голосового аппарата к вокальному исполнению.
Развивающие:
развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, дыхание, интонационный слух;
развивать познавательную активность детей;
развивать образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальную память, слух, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
• Воспитывающие:
прививать  интерес к вокальному и хоровому пению;
создать ситуацию успеха для каждого ребенка на занятии;
содействовать эстетическому воспитанию детей.
Ход занятия
Добрый день, ребята!
Я очень рада вас видеть, но прежде, чем начать наше занятие давайте с вами познакомимся.
Проводится игра «Откроем сердце другу».
Каждый ребенок получает жетон в форме сердечка, на котором он пишет имя. Педагог идет с шляпой по кругу. Дети громко называют свое имя и опускают сердечки в шляпу. После этого педагог второй раз проходит по кругу. Теперь задача детей — достать из шляпы одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать хозяину.
Педагог. Спасибо. Я вижу, после проведения игры у вас хорошее настроение. Я уверена, что многие из вас любят петь песни. И я предлагаю отправиться в интересное приключение под названием путешествие в Королевство Пения. Королевство пения – это огромная страна. В ней есть музыкальные реки и поляны, поющие леса, большие и малые города. И хотя официально, на карте такой страны нет, но мы ее можем представить в своем воображении, в своих фантазиях. И еще эта страна открыта для тех, кто любит и хочет научиться хорошо и красиво петь. Я предлагаю такой маршрут: (слайдовая презентация)
побывать на Музыкальной поляне;
заглянуть в Город говорунов;
спуститься в Пещеру гласных звуков;
перейти через ручей Мелодия;
послушать лесные РАСПЕВКИ;
разучить песню во Дворце ПЕСНИ;
и может быть даже исполнить ее на концертной ПЛОЩАДИ.
Я думаю, что везде, где мы с вами побываем, вы постараетесь чему-нибудь научиться.
Ребята, как вы считаете:
- на чем можно отправиться в Королевство Пения, на каком виде транспорта? (ответы детей - на самолете, пешком, в поезде, на велосипеде, на воздушном шаре, на роликах, на машине).
Педагог. Очень хорошо у вас работает фантазия. Я вам предлагаю взять по шарику и представить, что летим мы на большом воздушном шаре. Ну что ж, тогда в путь. Полетели.
Звучит песня «Шарики воздушные»» (сл. и муз. А.Петряшева) - дети выполняют двигательные импровизации.Педагог. Мы с вами приземлились на музыкальную Поляну (слайд), Оставляем свои воздушные средства и начинаем прогулку.
Выполняется дыхательная гимнастика в игровой форме (настройка дыхательного аппарата на правильное певческое дыхание, развитие мышц, участвующих в голосообразовании, развитие звонкости голоса, его выносливости).
Педагог. Какой здесь воздух? Поставили руки на ребрышки. Вдох – ребрышки раздвинуть – выдох. Делаем несколько упражнений, необходимых именно для пения, настройки нашего дыхательного аппарата для вокальной работы.
- Посмотрите, а вот роза. Она еще только проснулась, но увидев, что мы подошли к ней, распустилась, раскрыла все свои лепестки и стала необыкновенной красоты. И мы ахаем от удивления – АХ!
- А вот одуванчики. Они уже отцвели. Давайте подуем на них, и пустим парашютики по всей поляне.
- А это что за цветы? «Дигидон-дигидон, слышен их перезвон» (пропеть на ноте СОЛЬ).
- Правильно – это колокольчики. Спойте «ДОН-ДОН-ДОН!»
На лесную поляну жители Королевства Пения приходят, чтобы сделать зарядку. Но зарядку не простую, а зарядку для губ, щечек и языка, чтобы они слушались и не подводили певца. Вы внимательно смотрите на меня и повторяете. Начинаем (фоном звучит музыка).
Проводится зарядка на развитие мимических мышц, активности артикуляционного аппарата.
Упражнение - зарядка:
Покусайте кончик языка.
Пошинкуйте его до середины и обратно.
Пожуйте на одной стороне языка, на другой.
Почистите зубы язычком.
Покажите язычок как ящерица.
Уколите одну щеку язычком, другую.
Губы трубочкой рисуют круг.
Скажите «Б-р-р».
Поцокайте.
Представьте кролика, грызущего морковку. Он ее объелся и зевает.
Сорвите горошинку - витаминку. Положите ее на язычок, удержите витаминку, чтобы она не упала. А теперь проведите по небу и проглотите. Это витаминки бодрости и хорошего настроения.
Эта зарядка хорошо увлажняет рот и делает послушными губки, щеки, язычок.
Педагог. Продолжаем наше путешествие. Мы пришли в город ГОВОРУНОВ (слайд).
Сегодня здесь проводятся состязания на лучшее произношение скороговорки, на лучшую дикцию, т.е. это то, как мы говорим. Если мы будем невнятно произносить слова на сцене, нас услышат зрители? (ответы детей).
Давайте разделимся на две команды (деление на команды). Командам «Песенка» и «Музыканты» предстоит соревнование - какая из команд четче проговорит скороговорку?
Скороговорка: «Щуку я тащу, тащу, щуку я не отпущу».
Подведение итогов соревнования.
Педагог. А теперь мы с вами отправляемся в таинственную Пещеру гласных звуков (слайд). Ребята, какие вы знаете гласные звуки? (ответы детей)
В обычной речи мы произносим гласные быстро, коротко. А при пении их тянем, поем. Произнесите: У-О-А-Э-И.
Спускаемся в Пещеру, произносим эти гласные низким голосом, таинственно. Мимо Пещеры проходил Великан, он чихнул: «Ап-ч-хи!». Гласные звуки превратились в камни и завалили вход в Пещеру. Сейчас мы вместе с вами будем бросать их вверх и тем самым освободим дорогу: «У!», «О!», «А!», «Э!», «И!».
Педагог. А наши приключения продолжаются, и мы движемся дальше. Перед нами ручей Мелодии (слайд). Что мы, прежде всего, видим, когда смотрим на человека? Лицо. Что мы, прежде всего, слышим, когда слушаем песню? Мелодию. Мелодия – это лицо песни (в переводе с древнегреческого «мелодия» означает – петь песню). Послушайте, какая мелодия у ручья? (на слог «ЛЁ» исполняется припев песни «Воздушные шарики»). Кто запомнил мелодию? Спойте ее вместе со мной.
Педагог. Ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть. Представьте себя в роли композитора. Какую музыку вы написали бы к этим словам?
Проводится творческая игра «Я – композитор». Учитель пишет на отдельных листках строчки из стихотворений и раздает ребятам (детские стихотворения Агнии Барто «Уронили мишку на пол...» и «Наша Таня громко плачет...»). Задача детей – придумать (сочинить) мелодию для данных слов.
Педагог. А теперь нам нужно перейти через мостик. (Распевка «Пибью-пибью-па» по трезвучию). Переходим осторожно, чтобы не упасть, по одному, и каждый исполняет распевку.
Педагог. Перед нами Поющий Лес (слайд). В Королевстве Пения очень много есть Распевок, а сегодня вы послушаете лесные распевки. Чтобы не потеряться в лесу, проведем перекличку:
Саша, ты где? Я здесь! – (ответ импровизированный, главное чтобы он был спет);
Распевка Комара: «з» (с разной динамикой) В лесу звенят комары («з-з» - «большой комар»- смешанное резонирование, «зь-зь» - «маленький комар » - головное резонирование, рука при этом на шеи - звук помогает при болезненных ощущениях в горле);
Как интересно в лесу! Где-то поет свою песню кукушка («ку-ку» - поем в нескольких тональностях;
Распевка Лягушки: «Ква-ква» (поставьте руки на косточки, откройте крылышки носа);
Распевка Ежика: «ежик был колюч», «Фу-фу-фу»; Вот пробежал ежик («фу-фу-фу» маркатированное движение по терциям Y-III-I, рука ощущает, как двигается животик). Он так смешно бегает («и-а» - упражнение с ощущением смеха – стаккато, поступенное восходящее и нисходящее движение I-Y-I)!
Распевка Паучка: «На паркете в 8 пар мухи танцевали, увидали паука, в обморок упали, АХ!» (спеть АХ на глиссандо);
Распевка Тигренка: «Ой, не стойте слишком близко, я Тигренок, а не киска! Р-Р-Р!» (порычать как тигренок: р-р-р).
Педагог. Ребята, кто из вас знает, зачем нужны распевания или как их ещё называют вокальные разминки? А может совсем не обязательно распеваться на каждом занятии (ответы детей)?
Педагог. Правильно ребята. Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Распевание для голоса – это лекарство, очень хорошо разогревает голосовой аппарат. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки.
Педагог. Напомните мне, с чего начался наш маршрут (ответы детей)?
Правильно. И мы с вами не заметили, как оказались во Дворце Песен (слайд). Все жители Королевства Пения любят петь песни. И сегодня здесь праздник новой песни, давайте в нём поучаствуем и выучим новую песню. Чтобы приступить к её разучиванию, я предлагаю вам её послушать. Дети с педагогом слушают, а потом переходят к разучиванию песни «Чудо-детство».
Работа над песней:
Выделить ключевое слово в каждой фразе, чтобы песня заиграла разноцветными красками.
Обратите внимание на постановку корпуса во время пения.
Проведение творческой (сюжетно - ролевой) игры.
Педагог. Ребята, представьте себе, что вы - журналисты. Какие вопросы вы задали бы композитору, если бы брали у него интервью? (Вопросы детей, например: о чем эта песня, характер песни? и т.д.)
Вокальная игра «Пение про себя» (часть песни исполняется вслух, а часть - «молча», «про себя». По знаку учителя учащиеся чередуют манеру пения).
Педагог. Представьте, что эта песня исполняется по телевидению, я то включаю, то выключаю звук:
одна фраза - вслух;
вторая фраза - «про себя»;
третья фраза – вслух;
четвертая – «про себя».
Не забывайте брать дыхание в начале каждой фразы.
- Как лучше спеть песню? Отрывисто или напевно?
Задание:
спойте припев, как бы ее спел кузнечик, а теперь - как улитка. А теперь спойте, так как бы ее исполнили медведи, а теперь сороки. А в каком темпе вы будете исполнять?
Как лучше исполнить песню: стоя на одном месте или с движением? Конечно, если мы подключим танцевальные движения, выразительные жесты и мимику, песня прозвучит гораздо интереснее (проигрывание песни с движением).
Педагог: Я предлагаю вам выступить с новой песней на концертной Площади (слайд).
Какую роль играет костюм для вокалиста, исполняющего песню на сцене? Конечно, он помогает в создании художественного образа и говорит о культуре исполнителя.
Какой вы видите костюм к этой песне? Представьте себя в роли костюмера. Давайте, сегодня мы используем один из элементов костюма (детям предлагается реквизит на выбор).
Педагог. Кто из вас желает объявить название песни?
А теперь исполняем песню под фонограмму. Помните, что песня должна быть исполнена эмоционально, с движениями. Ведь вы выступаете как настоящие певцы перед зрителями!
Исполнение песни на концертной Площади.
Подведение итогов занятия
Педагог: Спасибо вам мои маленькие певцы, вы выступили очень хорошо.
Вам понравилось в Королевстве Пения? Давайте вспомним наш маршрут (ответы детей).
Педагог: Я очень вами горжусь ребята. Наше занятие подходит к концу. Я надеюсь, что сегодня вы узнали много нового, и вам было интересно на занятии.
Я думаю, что не раз еще заглянете на Музыкальную поляну, в город Говорунов, Пещеру гласных звуков, ручей Мелодия, будете вспоминать лесные Распевки и песню из Дворца Песни. А кто-то из вас станет постоянным жителем Королевства Пения. И мы его увидим на концертной площади.А теперь мы отправляемся домой на воздушном шаре. Надуваем его и полетели…(звучит музыка).
Педагог:
Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта? Возможно, он чувствует аплодисменты не только ушами, но и всем телом, всеми фибрами своей души, и это приятное волнение.
У нас очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.
Игра «Аплодисменты по кругу».
Игра проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-то из игроков, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши.
Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов: они оба подходят, встают перед ним и аплодируют. Затем эта тройка выбирает следующего претендента на овации.
Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.
Педагог: Спасибо ребята.
Вы были замечательными попутчиками. До новых встреч, друзья!