Программа по вокалу для детей 5-6 лет По дороге с песенкой
Филиал МБОУ СОШ № 1 г. Онеги
Онежская детская школа искусств
Программа
«По дороге с песенкой»
(Развитие вокальных навыков)
Возраст детей: 6 лет
Срок реализации: 1 год
Разработала: Постникова
Ирина Александровна,
преподаватель по классу вокала,
высшая кв. категория
г. Онега
2016 г.
Структура программы
Пояснительная записка
Характеристика программы;
Цели и задачи программы;
Срок реализации программы
Сведения о затратах учебного времени;
Форма проведения учебных занятий;
Обоснование структуры программы;
Методы обучения;
Описание материально-технических условий реализации программы.
Содержание программы
Содержание учебного предмета
Примерный репертуар
Требования к уровню подготовки
Формы и методы контроля
Методическое обеспечение учебного процесса
5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Списки рекомендуемой литературы
Список рекомендуемой методической литературы для преподавателей;
Интернет – ресурсы.
Пояснительная записка
Характеристика программы
Музыкальное искусство - могучее средство воспитание подрастающего поколения. Влияние музыки тем действенней и глубже, чем эмоциональней она воспринимается, чем понятней для слушателя музыкальные образы.
Для ребенка наиболее естественно комплексное восприятие музыки, слушание и воспроизведение музыкального образа через исполнительство: игра на инструменте, пение, движения.
Пение - наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей.
Они любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует эстетическому воспитанию, развивает художественный вкус.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие учащихся идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с раннего возраста (5-6 лет). Именно в этом возрасте пение должно стать для ребенка той эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Содержание программы ориентировано на создание эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития личности ребенка, развитие устойчивой мотивации к познанию и творчеству, приобщение к общечеловеческим ценностям, интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка, укрепление его психического и физического здоровья, взаимодействие преподавателя с семьёй учащегося.
В данной программе нашли отражение основные тенденции современной музыкальной педагогики:
- ориентир на дошкольный возраст 6 лет, как наиболее благоприятный в плане развития средствами музыки;
- опора на игровую деятельность, как преобладающую в этом возрасте;
- использование широкого комплексного подхода с опорой на синтез различных видов искусств.
Цели и задачи программы
Цель образовательной программы – создание условий для выявления и развития индивидуальных природных данных ребенка в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к музыкальной педагогике.
Образовательная программа направлена на решение следующих задач:
- Развитие личности ребенка, мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил;
- Формирование начальных исполнительских навыков;
- Приобщение к искусству, воспитание эстетического вкуса.
Срок реализации программы
Данная программа рассчитана на 1 год обучения детей в возрасте 6 лет.
Прием осуществляется по результатам прослушивания, где ребенок демонстрирует:
- наличие вокальных данных;
- наличие ритмической памяти;
- наличие интонационной музыкальной памяти (способность повторить заданную мелодию);
- психофизическое развитие и здоровье ребенка
Программа «По дороге с песенкой» предназначена для дошкольников с разной степенью одаренности. В подборе дидактических материалов, игр, пособий, упражнений, репертуара учитываются особенности разноуровневого развития дошкольников, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого учащегося.
Сведения о затратах учебного времени
Программа рассчитана на 1 год обучения из расчета 1 академический час в неделю (34 часа в год).
Продолжительность занятия – 30 минут.
По окончании обучения учащиеся могут быть рекомендованы для поступления в Онежскую ДШИ на отделение «Эстрадное пение».
1.5. Форма проведения учебных занятий
Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка вокальному мастерству является урок. В процессе урока ребенок приобретает знания, умения и навыки по владению своим голосом. Вокальные занятия - это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его голосового аппарата.
Приветствуются и такие формы проведения занятий как вокальная репетиция с микрофоном, постановочная репетиция, мастер-классы.
1.6. Обоснование структуры программы
Структура программы «По дороге с песенкой» (развитие вокальных навыков) определяется спецификой обучения данному виду музыкальной деятельности и опирается на три основные формы вокальной деятельности:
- развитие голоса и овладение вокальной техникой;
- работа над вокальными произведениями;
- работа над репертуаром.
Содержание программы можно разделить на три основных блока:
1.Вокально-технический
2.Художественно-исполнительский
3.Культурно-просветительский
Каждый раздел, в свою очередь, имеет свои цели и задачи:
1.Вокально-техническое развитие основной целью ставит формирование голоса как рабочего инструмента. Учитывая специфику, учебный процесс следует выстраивать так, чтобы выработать у детей вокальную технику, обеспечивающую наилучшие качества звучания голоса при наименьших затратах поющего, а также выносливость голосового аппарата.
Средством достижения служит решение следующих задач:
- развитие выносливости голоса;
- развитие достаточной силы звука;
- формирование рабочего диапазона;
- формирование вокально-технических навыков.
2.Блок художественного исполнительства ставит целью воспитание культуры вокального эстрадного исполнительства, что обеспечивает решение следующих задач:
- формирование эстетически приемлемого тембра;
- формирование умений и навыков выразительного исполнения произведений;
- формирование навыков творческой интерпретации произведений.
3.Культурно-просветительский блок имеет своей целью воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных традиций.
Программа дает возможность:
1.Развить певческий голос: освоить начальные навыки певческого дыхания; добиться чистоты интонирования в примарной зоне; усовершенствовать дикцию.
2.Обучиться на практике работе с микрофоном под минусовую фонограмму: познакомиться с техникой безопасности при работе с аппаратурой, знать основные правила работы с микрофоном и уметь применять их на практике.
3.Преодолеть психологические комплексы: благодаря концертным выступлениям и повышению самооценки в процессе обучения.
4.Способствовать формированию внутренней мотивации к творческому самовыражению: проявление творческой инициативы, осознание своих возможностей и развитие целеустремленности.
5.Расширить музыкальный кругозор: в процессе обучения познакомить учащихся с произведениями отечественных авторов.
1.7. Методы обучения
Выбор методов музыкального воспитания и формирования голоса зависит от того, каким источником будут пользоваться дети при получении знаний. Естественно, что первым источником является сама музыка, ибо только она пробуждает «музыкальные» чувства ребёнка. Вначале работа с детьми на вокальных занятиях идёт преимущественно по накоплению опыта вокальной техники. Чем дети меньше, тем продолжительнее этот период.
Вторым источником получения знаний является слово педагога, которое подводит детей к пониманию конкретных музыкальных (вокальных) задач.
Третьим источником является непосредственная музыкальная (вокальная) деятельность самих детей, потому что вне её, вне упражнений не могут быть выработаны умения и навыки в пении, ритмике.
В музыкальном воспитании и обучении детей вокальной технике в данной программе применяются пять взаимосвязанных методов работы:
1. Наглядный метод - показ певческих приёмов голосом; непосредственное ощущение телом волновых колебаний музыкального звучания.
2. Метод включения в продуктивную творческую деятельность - в пении необходимо так руководить детьми, чтобы они стремились исполнять задания предельно выразительно, постепенно усложняя их в соответствии с возрастным развитием детей.
3. Метод развития познавательного интереса - деятельность с занимательным содержанием, создание ситуации творческого поиска.
4. Словесный метод - обращён к сознанию ребёнка; способствует осмысленности, содержательности его деятельности.
Данная образовательная программа построена на следующих принципах:
1. Принцип целенаправленности – дети учатся ставить перед собой реальные цели и стремятся достигать их до появления результата;
2. Принцип самореализации – дети реализуют свои творческие, лидерские и другие способности;
3. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения – развитие личности и индивидуальности учащегося
4. Принцип систематичности и последовательности, например, в овладении школой вокального мастерства;
5. Принцип доступности обучения;
6. Принцип ценностно-смыслового равенства – общая цель у педагога и ученика, творческая совместная деятельность;
7. Принцип культуросообразности – педагог осуществляет обучение детей в соответствии с теми музыкальными (вокальными) традициями, которые предусмотрены в данном учебном заведении;
8. Принцип природосообразности – педагог в процессе обучения обязательно учитывает половозрастные особенности, наследственный фактор, физиологические и биологические особенности детей и;
9. Принцип сотворчества – творческую личность можно воспитать только в творческой обстановке и при участии педагога творящего;
10. Принцип гуманизма – ребёнок является главной ценностью, со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями; подпитывается неиссякающей верой педагога в доброе начало каждого ребёнка, оказание помощи в осознании себя личностью, развитие уверенности в собственной значимости и положительной оценке в глазах окружающих.
1.8. Описание материально-технических условий реализации программы
Для успешной реализации данной программы необходимо:
- Кабинет, оснащенный музыкальным инструментом (фортепиано), необходимым техническим оборудование (звуковоспроизводящая аппаратура, микрофоны);
- Музыкально-дидактический материал;
- Нотная библиотека;
- Фонотека;
- Учебные пособия;
- Инструментальные фонограммы;
- Компьютер (ноутбук);
- Доступ к сети Интренет.
Содержание программы
2.1. Содержание учебного предмета
Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребёнка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте.
Необходимо развивать у дошкольников творческое слышание музыки, которое предполагает побуждение к проявлениям различных форм творческой активности – музыкальной, музыкально-двигательной, художественной, интеллектуальной. Важно, чтобы ребёнок выражал свои впечатления в певческих, ритмопластических импровизациях, образном слове, движении, рисунке – в творческих действиях, требующих активной работы воображения.
1. Дыхательные упражнения
На первом этапе работы одним из методов является использование дыхательных упражнений вне пения. Для формирования более прочного навыка правильных дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно. Этим упражнениям обычно отводится 2-3 минуты. Их можно использовать как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе репетиции.
Дети должны уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка. Во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука.
Критерии освоения навыков певческого дыхания:
- правильное дыхание: дети должны уметь делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- пение коротких фраз на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
2. Распевание. Интонационная работа
Занятия обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию:
1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;
2) развитие вокальных навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения произведений.
Голос напрямую связан со слухом. Без участия слуха голос не может правильно формироваться. Качество голоса зависит от состояния здорового слухового аппарата точно так же, как слуховой аппарат от состояния здоровья голосового аппарата: здесь связь двухсторонняя – одно не может существовать без другого.
Перед тем как воспроизвести звук, необходимо представить себе его будущее звучание. Для воспитания внутреннего слуха детей важно научить их сознательному интонированию.
В результате дети должны научиться:
- упражнять детей интонационно точно петь мелодию в попевках и песнях;
- уметь петь свободно в пределах ре-ля первой октавы;
- петь легким звуком без напряжения;
- на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
- петь чисто.
3. Работа над дикцией и ритмом
Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук.
Дикция зависит от органов артикуляции – нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки.
Развитие чувства ритма очень важная часть в вокальной работе. Это понятие подразумевает особенности распределения звуков во времени. Точное ощущение метра – залог хорошего исполнения ритмического рисунка композиции.
Восприятие и переживание музыкального ритма воздействует на активно-двигательную природу человека. Поэтому когда мы увлекаемся музыкой, то начинаем не только напевать, но и ритмично двигаться в такт ей.
В результате дети должны научиться:
- внятно и осмысленно произносить слова;
- уметь точно передавать простой ритмический рисунок хлопками.
4. Разучивание и исполнение песен
У детей в возрасте 6 лет уже есть небольшой музыкальный опыт. Они могут петь несложные песни интонационно точно и осмысленно- эмоционально. В этом возрасте в обучении детей нужно использовать игровые моменты, часто с наглядным материалом – игрушками и картинками. Проводить различные игры и упражнения на развитее разных групп способностей – звуковысотного слуха, на различение звуков по длительности, тембровой окраске, динамике звучания.
В процессе разучивания песни используются различные методические приемы: пропевание ее по частям, слушание мелодии, исполненной на фортепиано, пение с преподавателем, индивидуальное пение. Дети этого возраста улавливают ритмический рисунок мелодии, тембр голоса, силу звучания, узнают и запоминают песни, пытаются передать их выразительные интонации. Постепенно возрастают певческие возможности детей. Дыхание становится более глубоким и продолжительным. Развивается слуховое внимание, музыкальная память.
С первых занятий необходимо приучать детей к правильной певческой осанке. При пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно. Голову и корпус держать прямо, без напряжения. Следить за осанкой детей и напоминать об этом в течении занятия.
В результате дети должны научиться:
- исполнять выразительно песни с разным эмоционально-образным содержанием;
- дети приобщатся к специфическому языку пения (мелодия вопросительного характера – движение звуков вверх, ответ – мелодическая линия вниз; интонация восклицания – широкий квартовый или квинтовый ход, утвердительная интонация – движение к тонике).
2.2.Примерный репертуар
1. "Веселая мышка" сл. и муз. А. Усачева
2. "Лягушенция" сл. и. муз. П. Синявского
3. "Непоседа" сл. С. Михалкова, муз. О. Юдахиной
4. "Гномик" сл. Г. Новинской, муз. О. Юдахиной
5. "Кораблик" сл. С. Маршака, муз. О. Юдахиной
6. "Доктор Айболит" сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой
7. "Дождик" сл. Б. Заходера, муз. О. Юдахиной
8. "Лунный кораблик" сл. и муз. П. Синявского
9. "Любитель - рыболов" сл. А. Барто, муз. М. Старокдомского
10. "Самая счастливая" сл. К. Ибряева, муз. Ю. Чичкова
11. "Шиворот - навыворот" сл. И. Резника, муз. О. Юдахиной
12. "Радуга" сл. В. Ключникова, муз. О. Юдахиной
13. "Собачья площадка" сл. Н. Соловьевой, муз. О. Юдахиной
14. "Кашалотик" сл. И. Резника, муз. Р. Паулса
15. "Смешной человечек" сл. П. Синявского, муз. А. Журбина
16. "Пряничная песенка" сл. П. Синявского, муз. А. Журбина
17. "Песенка мамонтенка" сл. Д. Непомнящей, муз. В. Шаинского
18. "Рыжик" сл. Б. Климчук, муз. А. Эппель
19. "Милая мама" сл. Ф. Филиппенко, муз. Т. Волгиной
20. "Маленькая колдунья" сл. и муз. Ю. Верижникова
21. "Секрет" сл. и муз. В. Тюльканова
22. "Добрый пес" сл. и муз. Г. Вихаревой
3. Требования к уровню подготовки
В результате обучения дети должны:
- приобрести опыт восприятия песен разного характера;
- проявлять устойчивый интерес к вокальному искусству;
- петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;
- уметь правильно передавать мелодию в пределах ре1 - до2 октавы, чисто интонировать мелодию;
- различать звуки по высоте, слышат движение мелодии (поступенное и скачкообразное);
- точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок;
- уметь контролировать слухом качество пения;
- иметь правильную певческую установку;
- внятно произносить слова, понимая их смысл;
- правильно пропевают гласные звуки в словах и правильно произносят окончания слов;
- проявляют активность в песенном творчестве.
4. Формы и методы контроля
Показателем эффективности любого процесса обучения служит конечный результат. Для учащихся 6 лет – это участие в концертах, фестивалях, выступления перед родителями.
Основной метод контроля - это наблюдение преподавателя в ходе занятий, анализ подготовки и участия детей в различных мероприятиях, оценка зрителей, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.
Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Музыка для ребёнка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть дверь в этот мир, надо развивать у него способности и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.
Каковы же условия успешного формирования способностей ребёнка? В качестве основного условия можно выделить раннее начало развития этих самых способностей.
Ещё одним важным условием развития способностей следует считать формирование настойчивости, умение максимально напрячься в деле достижения цели. Способности развиваются успешнее, если человек в своей деятельности чаще добирается до предела своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок всё выше и выше. Можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать ещё одно условие: надо предоставлять ребёнку большую свободу в выборе видов деятельности, в их чередовании.
И ещё один неотъемлемый компонент успешного развития способностей - повышенная мотивация. Она обеспечивает более интенсивную, активную и самоорганизующую деятельность ребёнка, направленную на достижение результата, поставленного им же самим. И наоборот, неправильное обращение с мотивацией, например, излишнее принуждение, может погасить спонтанную активность ребёнка и засушить его способности.
В процессе воспитания творческих способностей очень важна семья, её поддержка, забота, понимание. Семья имеет непосредственное отношение к развитию личности и одарённости ребёнка. Поддержка семьи – принятие творчества ребёнка; помощь в реализации его творческого продукта; создание не только материальных, но обязательно моральных, психологических условий.
В музыкальном обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста первостепенная роль отводится игровой деятельности, движению, экспериментированию, развитию творческих способностей ребёнка. В этой связи следует особо отметить уникальность преподавания эстрадного пения при разнообразном использовании различных видов искусств – пение, движение под музыку, игра на детских шумовых инструментах, слушание музыки, музыкальный анализ, музыкальное сочинительство и другое.
Замечено, что при обучении пению у детей дошкольного и младшего школьного возраста существенно повышается уровень читательских, счётно-арифметических, письменно-графических навыков, так как во время музыкальных занятий активизируются функции мозга, а также улучшается эмоциональный настрой ребёнка. Такие занятия помогают снять психическое напряжение и повышают интеллектуальную деятельность, обеспечивая во время урока необходимую двигательную активность данной возрастной категории.
Учебные занятия строятся примерно по одному плану:
1.Разогрев голосового аппарата, в который входят также дыхательная и артикуляционная гимнастика.
2.Вокально-технические упражнения
3.Работа над вокальным произведением
Варианты упражнений, распевок могут быть совершенно разнообразными, они должны использоваться на усмотрение педагога. Такая, несколько свободная форма в проведении вокальных занятий на начальном этапе должна все же содержать в себе некоторые ограничения, которые должен контролировать педагог:
- нельзя перегружать голосовой аппарат ребенка (форсировать звук), так как в период роста ребенка это может привести к необратимым последствиям: узлы на связках, их разрыв и т.д.
- нецелесообразно на начальном этапе ставить перед детьми серьезные вокальные задачи, например, правильно «округлять» звук и использовать другие приемы, характерные для профессиональных вокалистов. Такие задачи не понятны детям. Они могут привести к неприятию самого предмета изучения, а в отдельных случаях и к конфликту с педагогом. Гораздо важнее в этот период помочь ребенку найти свой собственный естественный голос, о существовании которого он, может быть, и не подозревал, научить его правильно слышать себя и лишь затем, постепенно и очень аккуратно начинать его развитие.
Упражнения. На первом этапе обучения следует вести систематическую работу по формированию правильного певческого звучания средней части диапазона голоса. В процессе обучения вокальные упражнения нужно подбирать в соответствии с уровнем развития ребенка. Разрабатывая правильный певческий тон на legato, нужно следить, чтобы ребенок пел свободно, естественно, без всякого напряжения: сначала на небольшом участке диапазона, ведя звук плавно, без портаменто («подъездов»), постепенно удлиняя упражнения, соответственно с возрастающими возможностями ребенка.
Вокальные упражнения преподаватель должен подбирать индивидуально для каждого голоса.
Работа с микрофоном. Учитывая специфику эстрадного жанра, где пение в микрофон является обязательным, то и обучение эстрадному сольному пению необходимо строить, учитывая эти особенности.
На первых порах дети, не имевшие опыта пения в микрофон, боятся своего голоса, т.к. громкость звучания голоса намного усилена через музыкальную аппаратуру. Они начинают петь тихо, в результате получается не пение, а декламация. Чтобы этого не происходило, надо вести обучение параллельно: разогрев аппарата, распевание, пение упражнений, разучивание произведений без микрофона, а когда начальный этап разучивания произведения освоен, переходить к пению в микрофон, следя, чтобы вокальная техника не подменялась мелодекламацией.
Репертуар. Учебный репертуар составляется из произведений, позволяющих ребенку закрепить вокальные навыки, стабилизировать наилучшее звукоформирование и звуковедение. Изучаемые произведения являются, с одной стороны, средством при работе над вокальной техникой, но одновременно призваны знакомить ребенка с вокальной музыкой, развивать его музыкальный кругозор и совершенствовать художественный вкус.
Требования к подбору репертуара:
1.Произведения должны подходить ученику по диапазону, тесситуре, качеству музыкального материала. При подборе репертуара необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: возрастные, психофизические и эмоциональные, вокальные данные, здоровье голосового аппарата. Преподаватель должен ясно представлять цель разучивания каждого произведения и те навыки, которые при этом должен приобрести ребенок.
2.Репертуар должен соответствовать особенностям начального этапа обучения и иметь:
- яркую, контрастную, разнообразную и доступную для детского сознания образность;
- небольшой диапазон (в пределах кварты – октавы);
- короткие фразы (1-2, реже 2-4 такта);
- естественную фразировку (значимые по смыслу слова находятся в конце фраз; ударения в словах совпадают с сильными долями в музыке);
- простой ритм, основанный на восьмых и четвертных длительностях;
- плавную (без широких скачков) и легко запоминающуюся мелодику;
- округлые гласные на высоких нотах («о», «а», а не «и», «е»);
- преимущественно нисходящее движение мелодии;
- куплетную форму.
На данном этапе рекомендуется исполнение произведений, где мелодия дублируется в аккомпанементе.
5. Списки рекомендуемой литературы
5.1. Список рекомендуемой методической литературы для преподавателей
1. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. - М., Изд. МГПИ, 1983 г.
2. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребенка. - Минск: Изд. "ТетраСистемс", 2007 г.
3. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. - М.: Изд. "Скрипторий", 2010 г.
4. Кацер О.В. Игровая методика обучения пению детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: "Музыкальная палитра", 2005 г.
5. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. - М.: "Просвещение", 1982 г.
6. Михайлова М.А. Игры и упражнения для музыкального развития ребенка. - Ярославль: Академия развития, 2008 г.
7. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: АРКТИ, 2000 г.
8. Овчинникова Т. Пение и логопедия. - СПб.: Изд. "Союз художников", 2005 г.
9. Овчинникова Т. Логопедические распевки. - СПб.: КАРО, 2006 г.
10. Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь// Песни и упражнения для развития голоса у детей с 6 лет. - М., "Просвещение", 2003 г.
11. Охомуш Т.В. Методика обучения эстрадному вокалу. "Чистый голос". - Иваново, 2008 г.
12. Пекерская Е.М. Вокальный букварь. - М., 1996 г.
13. Пилипенко Л.В. Постановка слуха. - М.: Издательский дом Катанского, 2006 г.
14. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. - СПб.: КАРО, 2006 г.
15. Радынова О.П. Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - Дубна: Феникс+, 2011 г.
16. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. - Ярославль: Академия развития, 2002 г.
17. Рыбкина Т.В., Шеверева Т.Г. Как сказать мяу. Музыкально-речевые игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Изд. "Классика - XXI", 2005 г.
18. Сухин И.Г. Веселые скороговорки для "непослушных" звуков. - Ярославль: Академия развития, 2005 г.
5.2. Интернет-ресурсы
1. ВКМ Online - Всемирная команда музыкантов
Режим доступа - http.//vkmoline.com/
2. Журнал "Педагогический мир"
Режим доступа - http.//pedmir.ru/
3. Сообщество вокалистов "StartVocal"
Режим доступа - www.startvocal.ru
4. Издательство детских образовательных программ "ВЕСТЬ-ТДА"
Режим доступа - www.vest-tda.ru
13PAGE 15
13PAGE 14115
15