Рабочая программа по вокалу Веселые нотки
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования детей г. Хабаровска
«Центр внешкольной работы
«Планета взросления»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора Директор МАУ ДОД
по УВР ЦВР «Планета Взросления» ______________________ _________________________
подпись ФИО подпись ФИО
______________________ Приказ от__________ № ___ (дата)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Веселые нотки»
I год обучения
На 2014- 2015 учебный год
вокальный кружок «Веселые нотки»
Педагог дополнительного образования
Реброва Ольга Александровна
Проверено методистом: Ребровой О.А.
г. Хабаровск 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по вокалу составлена на основе модифицированной общеразвивающей программы «Веселые нотки» для детей 7 – 14 лет, которая была утверждена директором МАУ ДОД ЦВР «Планета взросления» от 28 ноября 2014г. приказ №82а.
Образовательная программа «Веселые нотки» имеет художественную направленность и ориентирована на приобщение детей к вокальному искусству, которое способствует развитию творческой фантазии, погружает детей в мир классической поэзии и драматического искусства.
Приобщение воспитанников к музыке и песне, позволяет сформировать эстетически развитую личность, пробуждающую творческую активность и художественное мышление ребенка. Вырабатываются навыки восприятия произведений искусства, формируется культура личности, творческая деятельность. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время вокально-хоровое пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им не осознаваемых. Поэтому в руках умелого руководителя вокально-хоровое пение – действенное средство музыкально-эстетического воспитания. В пении соединены такие многогранные средства воздействия на молодого человека, как слово и музыка. С их помощью можно воспитать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе.
Цель программы: развитие творческой личности ребенка посредством приобщения его к музыкально-певческому искусству.
Задачи программы:
1. Обучающая:
научить ориентироваться в жанрах музыкального, драматического и художественного искусства;
способствовать усвоению навыков вокально-хорового исполнения;
формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки) ;
2. Развивающая:
развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально - слуховые представления, чувство ритма) .
3. Воспитательная:
способствовать воспитанию интереса к музыкальному искусству и пению;
способствовать воспитанию чувств коллективизма, товарищества.
Срок реализации рабочей программы – 1 год. Программа рассчитана на 180 часов – 2 раза в неделю по 2 часа групповые, и 1 час в неделю индивидуально. Для успешного освоения программы количество детей в группе до 15 человек.
В данной образовательной программе участвуют дети от 8 до 9 лет. В процессе обучения вокально-хоровому исполнительству не достаточно ограничиваться знаниями возрастных психофизиологических особенностей, необходимо учитывать, что динамика развития певческого аппарата происходит по определенным физиологическим законам. Возникающие в связи с этим проблемы имеют различные пути решения на каждом возрастном этапе, а именно:
Возраст обучающихся
Проблемы данной возрастной группы
Пути решения проблемы
8 – 9 лет
- хроническое несмыкание связок;
- стойкая хрипота;
- ассиметрия в развитии голосовых связок;
- низкая возбудимость центрального воспринимающего слухового аппарата;
- нет ощущения связи звука с работой мышц гортани;
- грудной резонатор не развит;
- несформированная голосовая мышца.
- интерес к занятиям;
- певческая установка;
- близость источника звука;
- специфика репертуара: песни с доступным содержанием, простым построением, короткими фразами, нешироким диапазоном;
- работа над артикуляцией.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность последовательному освоению материала в данной программе.
Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения занятия варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
Вокально-хоровая работа;
Занятие по музыкальной грамоте;
Музыкально-дидактические игры;
Восприятие (слушание) музыки;
Дыхательная гимнастика;
Артикуляционные упражнения;
Игра в шумовом оркестре.
Используются следующие формы занятий:
По количеству детей: групповые и индивидуальные.
По особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей: экскурсии, мастерская, конкурс, фестиваль, отчетный концерт.
По дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую, студийную деятельность детей.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами перед сверстниками ветеранами войны и труда.
Должны знать:
устройство речевого аппарата;
средства музыкальной выразительности;
способы рождения звука, свойства звука;
основные музыкальные понятия;
знать правила поведения на сцене.
музыку разного эмоционального содержания;
музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян.
Должны уметь:
правильно дышать во время исполнения произведения, звукообразовывать, интонировать;
уметь правильно пользоваться микрофонами ;
играть на шумовых инструментах.
петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию;
уметь перевоплощаться в художественный образ произведения.
петь в унисон;
Критерии и формы оценки
Основной формой контроля знаний, умений и навыков являются открытые занятия для педагогов, администрации, родителей, а также зрителей – кружковцев. При анализе результатов обученности учитываются мнение – оценка педагога и зрительская реакция. Оцениваются овладение элементарными музыкальными терминами, раскрытие характера произведений, работа в вокальной группе.
Основные принципы оценивания
доброжелательное отношение к воспитаннику как к личности;
положительное отношение к усилиям воспитанника;
конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок;
конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат, а также качественная система оценок.
Календарно-тематический план
№
Дата
Тема учебного материала
Групповые
Индивидуальные
Воспитательная
Содержание деятельности
Теоретическая часть занятия
/форма организации деятельности
Практическая часть занятия
/ форма организации деятельности
Воспитательная работа
2.09.14
Комплектование групп
2
4.09.14
Комплектование групп
2
06.09.14
В мире загадочных звуков
1
Беседа, рисунок нотного стана.
Игра на знакомство
09.09.14
Пение учебно-тренировочного материала
1
1
Скороговорки. пословицы. Показ педагога
Артикуляционная гимнастика «Качели»
Игровая программа «Давайте познакомимся»
11.09.14
Работа над дыханием
2
Объяснение строения гортани. Показ упражнений педагогом.
Упражнение на дыхание «Нюхаем цветочек»
13.09.14
Правильное формирование звука
1
Объяснение строения гортани. Показ упражнений педагогом.
Упражнение для чистоты интонировая
16.09.14
Пение произведений
1
1
Беседа, показ
Разучивание песни
«Песня о маме»
Конкурсная программа о ПДД «В гостях у светофора»
18.09.14
Пение произведений
2
Беседа, показ
Разучивание песни «Песня о маме»
20.09.14
Пение учебно-тренировочного материала
1
Показ упражнений педагогом
Речевые упражнения
23.09.14
Пение учебно-тренировочного материала
2
Показ упражнений педагогом
Артикуляционная гимнастика «Качели»
25.09.14
Пение произведений
2
Показ упражнений педагогом
Разучивание «Песня о маме»
27.09.14
Правильное формирование звука
1
Показ упражнений педагогом
Упражнение для чистоты интонировая
30.09.14
Лад, тональность мажор-минор
2
Прослушивание классических и современных произведении.
Викторина
02.10.14
Работа с техническими средствами
2
Знакомство с аппаратурой
Изучение сценического мастерства
04.10.14
Работа с техническими средствами
1
Рассказ педагога о сценической культуре
Работа на сцене
07.10.14
Пение произведений
2
Работа над «Песня о маме», разучивание песни «Осень»
09.10.14
Пение произведений
2
Работа над «Песня о маме», разучивание песни «Осень»
11.10.14
Пение учебно-тренировочного материала
1
Показ упражнений педагогом
Упражнение на дыхание «Пчела жужжит»
14.12.14
Сценическое мастерство
1
1
Работа над пластикой движений
Праздник осени «Осень в гости пришла»
16.10.14
Пение произведений
2
Работа над «Песня о маме», разучивание песни «Осень»
18.10.14
Пение учебно-тренировочного материала
1
Показ упражнений педагогом
Артикуляционная гимнастика
21.10.14
Развитие слуха и ритма
2
Игры «Эхо», «Бабабан»
23.10.14
Развитие слуха и ритма
2
Прослушивание муз. произведений
25.10.14
Игра на ДМИ
1
Знакомство с новыми инструментамиОбъяснение, показ игры на инструментах
Игра на ДМИ
28.1014
Пение произведений
2
Работа над «Песня о маме», разучивание песни «Осень»
30.10.14
Слушание произведений
2
Фонограмма
Музыкальная сказка «Пети и волк»
01.11.14
Пение произведений
1
Фонограмма
Разучивание песни «Барбарики»
06.11.14
Пение произведений
2
Фонограмма
Разучивание песни-разминки «Поход»
08.11.14
Пение произведений
1
Работа над песнями «Барбарики», «Поход»
11.11.14
Пение учебно-тренировочного материала
2
Упражнение на интонирование
13.11.14
Пение произведений
2
Работа над «Песня о маме», разучивание песни «Осень»
15.11.14
Музыкальная игра и движения под музыку
1
Игра на ДМИ
18.11.14
Пение учебно-тренировочного материала
2
Артикуляционная гимнастика
20.11.14
Пение произведений
2
Работа над песнями «Барбарики», «Поход»
22.11.14
Пение учебно-тренировочного материала
1
Упражнение на дыхание «Нюхаем цветочек»
25.11.14
Пение произведений
2
Работа над «Песня о маме»
27.11.14
Пение учебно-тренировочного материала
2
Упражнение на интонирование
Чаепитие и развлекательная программа для мам и бабушек «Мама – звучит ласково и нежно» «Мама
29.11.14
Пение произведений
1
Работа над песнями «Барбарики», «Поход»
02.12.14
Пение произведений
2
Объяснение, показ
Разучивание «Новогодней песни»
04.12.14
Пение произведений.
2
Фонограмма
Разучивание
«Шел веселый Дед Мороз»
06.12.14
Пение произведений.
1
Фонограмма
Разучивание
«Шел веселый Дед Мороз». «Новогодняя»
09.12.14
Пение учебно-тренировочного материала
2
Показ
Распевки, упражнения
11.12.14
Музыкальная игра и движения под музыку
2
Игра на ДМИ
13.12.14
Пение произведений.
1
Фонограмма
Разучивание
«Шел веселый Дед Мороз». «Новогодняя»
16.12.14
Пение учебно-тренировочного материала
2
Упражнения, распевки
18.12.14
Пение произведений
2
Фонограмма
«Шел веселый Дед Мороз». «Новогодняя» работа над звукообразованием
20.12.14
Пение произведений
1
Фонограмма
«Шел веселый Дед Мороз». «Новогодняя» работа над звукообразованием
23.12.14
Работа с техническими средствами
2
Работа на сцене с микрофоном
25.12.14
Работа с техническими средствами
2
Работа на сцене с микрофоном
27.12.14
Работа с техническими средствами
1
Работа на сцене с микрофоном
30.12.14
Пение произведений.
1
1
«Шел веселый Дед Мороз». «Новогодняя» работа над звукообразованием
Новогодний утренник
13.01.15
Работа над дыханием
2
Упражнение на дыхание «Нюхаем цветочек»
15.01.15
Пение учебно-тренировочного материала
2
Артикуляционная гимнастика «Качели»
17.01.15
Пение произведений.
1
Фонограмма
Разучивание «Молодая лошадь»; «Весёлая песенка»-разучивание припева
20.01.15
Звуки высокие и низкие.
Знакомство с понятиями: резонаторы, частота, колебания.
1
1
Музыкально-дидактические игры
Музыкальный вечер «Рождественская звезда»
22.01.15
Знакомство с понятиями: резонаторы, частота, колебания.
2
Работа над интонацией, ритмом в песнях «Молодая лошадь», «Весёлая песенка»
24.01.15
Правильное формирование звука.
1
Исполнение распевок, упражнений на формирование звуков.
27.01.15
Работа над дикцией и орфоэпией.
2
Скороговорки, распевки для работы над дикцией.
29.01.15
Правила извлечения звука
2
Распевки, упражнения на правильное формирование звука
31.01.15
Пение произведений
1
«Молодая лошадь»; «Весёлая песенка»-впевание
03.02.15
Пение произведений
2
Беседа о патриотизме
Знакомство с песней «Нет войне»
05.02.15
Пение произведений
2
Разучивание припева «Нет войне», работа над дикцией, интонацией.
07.02.15
Пение произведений
1
Разучивание припева «Нет войне», работа над дикцией, интонацией.
10.02.15
Пение произведений
2
.
Разучивание припева «Нет войне», работа над дикцией, интонацией.
12.02.15
Работа с техническими средствами
2
Беседа о культуре поведения на сцене.
Работа с микрофонами. Игра-задание «Звуковой образ»
14.02.15
Пение произведений
1
Повторение песни «Молодая лошадь»
17.02.15
Пение произведений
2
Разучивание песни «Прадедушка»
19.02.15
Пение произведений
2
Разучивание песни «Прадедушка»
21.02.15
Пение произведений
1
Показ
Работа над унисоном, дикцией в песнях «Лошадь», «Прадедушка», «Нет войне»
22.02.15
2
24.02.15
Работа с техническими средствами
1
1
Показ
Использование элементов ритмики, движений под музыку.
Конкурсная программа «Рыцарский турнир»
26.02.15
Работа с техническими средствами
2
Показ
Повторение выученных песен, работа над сценическим образом.
28.02.15
Работа с техническими средствами
1
Показ
Использование элементов ритмики, движений под музыку.
03.03.15
Игры на развитие слуха, чувства ритма.
2
Игры: «Догадайся кто поет», «Музыкальный мяч».
05.03.15
Координация движений в связи с ритмом, звуковысотностью и штрихами
2
Показ
Упражнение «Крышечки и чайнички», «Маляры»,
06.03.15
2
07.03.15
Звуковысотность, унисон
1
Объяснение, показ
Работа над унисоном, дикцией в песне «Лягушачий хор», впевание «Нет войне».
10.03.15
Лад, тональность мажор - минор
1
1
Беседа
Прослушивание музыкальных композиций. Бетховен «Весёлая. Грустная»
Музыкальная программа «Угадай мелодию»
12.03.15
Лад, тональность мажор - минор
2
Беседа
Прослушивание музыкальных композиций. Бетховен «Весёлая. Грустная»
14.03.15
Игры на развитие слуха, чувства ритма.
1
Игры:«Музыкальный мяч», «Звуки и шаги».
17.03.15
Пение учебно-тренировочного материала
2
Показ педагога
Упражнения на развитие дыхания.
19.03.15
Пение учебно-тренировочного материала
2
Показ педагога
Упражнения для чистоты интонирования
21.03.15
Звуковысотность, унисон
1
Показ педагога
Работа над унисоном, дикцией в песне «Лягушачий хор», впевание «Нет войне».
24.03.15
Игры на развитие слуха, чувства ритма.
2
Игры: «Догадайся кто поет», «Звуки и шаги».
26.03.15
Пение произведений
2
Фонограмма
Повторение выученных песен, работа над сценическим образом.
28.03.15
Пение произведений
1
Фонограмма
Повторение выученных песен, работа над сценическим образом.
31.03.15
4
Выезд в ТЮЗ
02.04.15
Пение произведений
Звуковысотность, унисон
2
Проговаривание текста в ритме песни
Работа над текстом, интонацией в песне «Ходики с кукушкой»
Работа над унисоном, дикцией в песне «Лягушачий хор», впевание «Нет войне».
04.04.15
Пение произведений
1
Проговаривание текста в ритме песни
Работа над текстом, интонацией в песне «Ходики с кукушкой»
07.04.15
Пение произведений
2
Проговаривание текста в ритме песни
Работа над текстом, интонацией в песне «Ходики с кукушкой»
09.04.15
Игра на ДМИ
2
Показ
Игра на детских музыкальных инструментах (металлофоне, бубне, ложках) «Во саду ли, в огороде»
11.04.15
Координация движений в связи с ритмом, звуковысотностью и штрихами
1
Упражнения: «Паровоз», «Весёлые ладошки», песня – упражнение «Птица и птенчики»
14.04.15
Игра на ДМИ
2
Игра на детских музыкальных инструментах (металлофоне, бубне, ложках) «Во саду ли, в огороде»
16.04.15
Пение произведений
2
Работа над текстом, интонацией в песне «Ходики с кукушкой»
18.04.15
Пение произведений
1
Работа над текстом, интонацией в песне «Ходики с кукушкой»
21.04.15
Координация движений в связи с ритмом, звуковысотностью и штрихами
2
. Упражнения: «Паровоз», «Весёлые ладошки», песня – упражнение «Птица и птенчики»
23.04.15
Пение произведений
2
Беседа о содержании песни, о патриотизме
Разучивание и работа над текстом, интонацией, ритмом в песне «Солнечный круг»
25.04.15
Игра на ДМИ
1
Игра на детских музыкальных инструментах (металлофоне, бубне, ложках) «Во саду ли, в огороде»
28.04.15
Пение произведений
2
Работа над интонацией, ритмом в песне «Солнечный круг»
30.04.15
Работа над дыханием.
2
Упражнения: «Свечи», «Сова», «Певец».
05.05.15
Координация движений в связи с ритмом, звуковысотностью и штрихами
2
. Упражнения: «Паровоз», «Весёлые ладошки», песня – упражнение «Птица и птенчики»
07.05.15
Пение учебно-тренировочного материала
2
Скороговорки для развития дикции.
12.05.15
Пение произведений
2
Повторение выученных песен
14.05.15
Игра на ДМИ
2
Игра на детских музыкальных инструментах (металлофоне, бубне, ложках) «Во саду ли, в огороде»
16.05.15
Работа над дыханием
1
Упражнения: «Свечи», «Сова», «Певец».
19.05.15
Пение учебно-тренировочного материала
2
Скороговорки для развития дикции
21.05.15
Пение произведений
Работа с микрофонами
2
Повторение выученных песен, работа над сценическим образом, умением пользоваться микрофоном
23.05.15
Игра на ДМИ
1
Игра на детских музыкальных инструментах (металлофоне, бубне, ложках) «Во саду ли, в огороде»
26.05.15
Пение произведений
Работа с микрофонами
1
1
Повторение выученных песен, работа над сценическим образом, умением пользоваться микрофоном
Конкурсно-игровая программа «Ура каникулы»
28.05.15
Пение произведений
Работа с микрофонами
2
Повторение выученных песен, работа над сценическим образом, умением пользоваться микрофоном
30.05.15
Пение произведений
1
Повторение выученных песен
ИТОГО
180 ч.
Содержание программы
1 год обучения
I. В мире загадочных звуков
1. Рождение звуков
Теоретические сведения. Музыка, как вид искусства. Способы рождения звука, свойства звука.
Практика. Игры на знакомство «Снежный ком», «Дразнилка».
Тема 1.2. Звуки высокие и низкие
Теоретические сведения. Знакомство с понятиями: резонаторы, частота, колебания.
Практика. Музыкально-дидактические игры «Эхо», «Качели». Просмотр видеоматериалов.
Самостоятельная работа учащихся. Подготовить реферат «Музыка в природе».
Форма контроля. Урок-беседа
II. Пение учебно-тренировочного материала
Тема 2.1. Речевые упражнения
Теоретические сведения. Скороговорки, считалки, упражнения на дыхание.
Практика. Упражнения «Жужжит пчела», «Накачиваем шины», «Нюхаем цветок», и др.
Тема 2.2. Вокальные упражнения
Теоретические сведения. Упражнения для развития диапазона, различные распевки.
Практика. Расширение диапазона голоса по системе Огородникова кисло( – сладко(, громко(- тихо(, и др., как пищит щенок и лает собака.
Тема 2.3. Лад, тональность: мажор – минор, хроматическое движение в музыке, лады народной музыки
Теоретические сведения. Понятие лада и тональности.
Практика. Беседа, прослушивание музыкальных композиций.
Самостоятельная работа учащихся. Подбор скороговорок, считалок.
Форма контроля. Конкурс на лучшую прочитанную скороговорку, музыкальная викторина.
III. Музыкальная игра и движения под музыку
Тема 3.1. Игра на детских музыкальных инструментах
Теоретические сведения. Знакомство с музыкальными инструментами.
Практика. Игра на металлофоне, бубне, деревянных ложках и т.д.
Тема 3.2. Игры на развитие слуха, чувства ритма
Теоретические сведения. Игра со звуковысотностью, разными штрихами и разным ритмом.
Практика. Игры: «Догадайся кто поет», «Музыкальный мяч», «Звуки и шаги».
Тема 3.3. Координация движений в связи с ритмом, звуковысотностью и штрихами
Теоретические сведения. Упражнения на координацию движений. Различение звуковысотности.
Практика. Упражнение «Крышечки и чайнички», «Маляры», «Кто в тереме живет».
Самостоятельная работа учащихся. Подбор музыкально- дидактических игр к занятию.
Форма контроля. Урок-зачет.
IV. Пение произведений
Тема 4.1. Работа над дыханием
Теоретические сведения. Упражнения, необходимые для формирования правильного дыхания.
Практика. Упражнение «Нюхаем цветочек», «Жужжит пчела» и т.д.
Тема 4.2. Правильное формирование звука
Теоретические сведения. Правила извлечения звука.
Практика. Распевки, упражнения.
Самостоятельная работа учащихся. Подбор интересных распевок и упражнений.
Форма контроля. Оценка и самооценка.
V. Работа с техническими средствами
Тема 5.1. Работа с микрофонами
Теоретические сведения. Знакомство с техническими средствами. Применение.
Практика. Работа с микрофонами.
Тема 5.2. Работа с фонограммами
Теоретические сведения. Способы использования фонограмм. Виды фонограмм.
Практика. Пение под фонограммы.
Самостоятельная работа учащихся. Учиться пользоваться техническими средствами.
Форма контроля. Урок-зачет.
Средства контроля
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
Промежуточный контроль
тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса;
фронтальная и индивидуальная беседа;
цифровой, графический и терминологический диктанты;
выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности;
решение ситуационных задач, направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике;
решение кроссвордов;
игровые формы контроля.
промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и фестивалях разного уровня.
Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за все время обучения в творческом объединении, а также предусматривает сольные концерты для ребят и родителей Центра.
Оценка уровня обученности
Время проведения
Критерии
Показатель
Метод
Оценка уровня
Сентябрь
Чуткое слушание своего голоса в хоровом звучании, в сольных партиях
Свободное интонирование выученной партии
Наблюдение
Прослушивание
Высокий (3 балл) –в полной мере овладение вокально-хоровыми навыками
Средний (2 балл) – не всегда правильное произношение текста и создание образа
Низкий (1 балл) – отсутствие желания работать над собой
Январь
Понимание основных понятий вокального мастерства
Умение грамотно произносить текст в исполняемых пьесах
Овладение лексиконом и вокальными понятиями
Чёткая дикция, правильное произношение текста, постановка ударения
Тестирование
Май
Умение вживаться в создаваемый образ песни
Создание сценического образа различных жанров
Инсценировка песни.
Методическое обеспечение
Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения занятия варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
Вокально-хоровая работа;
Занятие по музыкальной грамоте;
Музыкально-дидактические игры;
Восприятие (слушание) музыки;
Дыхательная гимнастика;
Артикуляционные упражнения;
Игра в шумовом оркестре.
Используются следующие формы занятий:
По количеству детей: групповые и индивидуальные.
По особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей: экскурсии, мастерская, конкурс, фестиваль, отчетный концерт.
По дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую, студийную деятельность детей.
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
Просторный кабинет, оснащенный фортепиано, аудио- и видеоаппаратурой, микрофонами;
Ученическая доска;
Дидактический материал (ноты, аудио- и видеоматериал, разработки праздников, портреты композиторов, иллюстрации);
Костюмы и аксессуары;
Детские музыкальные инструменты;
Видеокамера, цифровой фотоаппарат.
Литература
Литература для педагога:
Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя – музыканта – М.: Владос, 2003. 336с.
Беспятова Н.К.. Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации. М: 2004. 176 с.
Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. - М.: 2002г.
ГорюшкинаМ.С.. Аттестация учителей и педагогов дополнительного образования. Музыка, ИЗО, МХК: методические рекомендации под общей редакцией Л. Я. Олиференко. - М.: Айрис-пресс, 2007.
Добровольская Н.. Что надо знать о детском голосе. – М: Академия, 2001.
Емельянов В.В.. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб.: Лань, 2000. 190с.
Закон РФ «Об образовании». – М.2000
Конвенция ООН «О правах ребенка».- М.1989
Огороднов Д.Е.. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.- Киев, 1990. 132с.
Сергеев Б.А.. Программа по обучению пению. – СПБ: Союз художников, 2000.
Стулова Г.П.. Развитие детского голоса в процессе обучению пения. М.: Прометей, 2002.
Школяр А.П. Музыкальное образование в школе: Учебное пособие / – М.: Академия, 2001. – 232с.
Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.- М.: М.: Метафора, 2007. - 128с.
Яфальян А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания - Ростов Н/Д: Феникс, 2008. - 382с.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142315
15