Рабочая программа по вокалу Родничок
Пояснительная записка.
Программа по вокалу клуба любителей песни РОДНИЧОК основана на программе для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, утвержденной Министерством Просвещения 1981г., подготовленной отделом внеклассной и внешкольной работы Главного управления школ Министерства Просвещения под общей редакцией В.И.Лейбсона, составлена на основе многолетнего опыта работы в качестве педагога дополнительного образования Данная программа ориентирована на вокально-хоровую работу с детьми; воспитание общей музыкальной культуры; на привитие начальных навыков в искусстве и направлена на социализацию личности подростка. Считаю занятия вокальным пением целесообразными, т.к. через исполнение песен у ребенка пробуждается любовь к Родине, окружающему миру.
Новизна программы заключается в том, что: - формирование первоначальных вокально-хоровых навыков и умений у детей включают в себя изучение элементы музыкальной грамоты и хороведческой терминологии; - дети свободно исполняют выбранные произведения; - в условиях клуба любителей песни дети обучаются вокалу с элементами эстрадного пения, также имеется возможность в организации малых исполнительских форм (дуэты, трио), ансамблей; - Расширяются познания в области музыкального искусства. - создаются благоприятные условия для творческой деятельности . - произведения исполняются как под аккомпанемент инструмента, так и под фонограммы; - популяризация хорового искусства в школьной среде и за ее пределами дает возможность привлечь в творческую деятельность как можно больше детей с различной степенью подготовленности и одаренности; - развивать успешность детей через воспитание уверенности и участие в концертной деятельности - учащиеся имеют возможность получить дополнительные вокальные навыки, что поможет им в жизни при выборе профессии; Актуальность реализации программы заключается в том, что занятия по вокалу дают одинаковые возможности детям: - проявить свои творческие способности; - быть замеченными и чувствовать себя частицей единого творческого процесса; - принимать участие в школьных мероприятиях; - накапливать и использовать обширный и разнохарактерный репертуар; - снимать физические и психические перегрузки.
В нашей стране, в период бурного экономического роста, стало популярным обучение детей вокалу. Каждая семья теперь имеет возможность обеспечить не только полноценный досуг, но и обучение своего ребенка по направлениям: вокал, ансамбль и хоровое пение.Особенностью программы является:-добровольность и свобода выбора-сотрудничество, взаимопонимание, педагогическая поддержка.
Поэтому реализация данной программы является целесообразной и педагогически оправданной.
Вокально-хоровая работа с детьми ставит перед собой определенные цели и задачи.
Цель: заложить основы вокально-хоровых навыков и умений, формирование художественного вкуса в условиях общеобразовательной школы, организация досуга детей, участие в школьных мероприятиях. Задачи: Обучающие: Формирование вокально-хоровых навыков и умений: - певческая установка; - дыхание; - звукообразование; - звуковедение; - фразировка; - строй; - ансамбль; - качество звука (тембр); - ознакомление детей с элементами музыкальной грамоты и специальной терминологией. Развивающие: Развитие - индивидуальных и творческих способностей детей; - эстетического и художественного вкуса; - развитие музыкального слуха; - артистизма; - музыкальности.Воспитывающие: - воспитание общей и музыкальной культуры детей; - привитие навыков дисциплинированности, организованности, трудолюбия, самостоятельности, коммуникативности; - организация свободного времени и профилактика асоциального поведения; - преемственность при оказании помощи в воспитании начинающих исполнителей, более старшими и опытными певцами.
А также возможность: - обеспечить доступность занятий вокально-хоровой деятельностью широкому кругу детей, - побудить обучающихся к творческой активности. При работе над образом у детей развивается актерское мастерство, воображение, способность к взаимодействию другими членами коллектива. Занятия в клубе позволяют детям наиболее гармонично чувствовать себя среди окружающих, что придает им чувство уверенности в себе, доброжелательность в общении. Существенное отличие программы от ранее выпущенных состоит в дифференциации учебного материала в зависимости от возраста и способностей обучающихся. В качестве необходимых условий для достижения поставленных задач нужно выделить следующее: 1. На основе хорового пения давать теоретические сведения по музыкальной грамоте, дирижерскому жесту, строению голосового аппарата и т. д. 2. Вокальная работа– постановка и развитие голоса, выработка звучности, дикции. Без вокальной работы невозможно добиться чистоты интонирования и верного строя; не может идти речи об ансамбле, поскольку некультурные и пестрые голоса не могут уравновешиваться силой, ни тем более тембром. 3. Работа над ансамблем. 4. Работа по исполнительским навыкам – фразировка, оттенки исполнения, стиль, дирижирование и т. д. 6. Вопросы репертуара и форм работы. Работа должна быть плановая, углубленная и методически оформленная.. Вокальная работа с детьми имеет ряд особенностей. Организм детей окончательно не сформирован и находится на определенной стадии развития в зависимости от возраста. Растущий организм не способен выполнять большие нагрузки, допустимые для взрослых. Необходимо знать природу и специфику развития детского голоса, особенности возрастной физиологии психологии, чтобы планировать и проводить практическую деятельность на научно-обоснованных требованиях к учащимся. Необходимо внимательно относиться к неокрепшим голосам юношей и девушек, особенно в период мутации Для занятий по вокалу (сольное пение) принимаются дети всех возрастов при наличии у них достаточно выраженных голосовых данных, музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и желания заниматься. Занятия проводятся индивидуально, но целесообразно заниматься отдельно с разными группами учащихся. Это дает возможность увеличить время занятия с каждым учеником, так как, занимаясь отдельно с каким-либо учащимся, я имею возможность общаться с целой группой. Весь педагогический процесс проникнут не только целями вокального и музыкального развития учащихся, но и общими воспитательными задачами. Необходимо следить за успеваемостью в школе, поддерживать тесную связь с учителями, разъяснять родителям, что обучение школьников пению – одна из форм эстетического воспитания. Большое значение в работе с детьми отводится беседам, направленным на расширение общеобразовательного и музыкального кругозора учащихся. Сюда можно отнести беседы о музыке, о композиторах, некоторые исторические справки, анализ литературного текста, сведения о поэте, об истории создания произведения, прослушивание звукозаписи в исполнении профессиональных певцов, эстрадных звезд с последующими комментариями. Методы работы подробно освещены в приложении к программе.
Организация и содержание учебного процесса .
Образовательно-воспитательная деятельность строится на основе предметной подготовки следующего содержания:слушание музыки, беседы; элементы теории музыки (музыкальная грамота, терминология); вокально-хоровые упражнения (распевания); элементы актерского мастерства (этюды на воображение); работа с микрофонами, микшерами, фонограммами; формирование репертуара (разучивание, впевание, закрепление); концертная деятельность. культурно-массовая работа.- посещение занятий других вокальных коллективов города
Программа разделена на отдельные тематические части, но в связи со спецификой занятий в коллективе, границы их несколько сглаживаются. Основным принципом обучения является коллективное творчество, формой занятий репетиция. Могут использоваться индивидуальные формы в зависимости от места занятия в системе. Другие формы занятий: беседа, встреча, игровая программа, смотр, отчет, культпоход .Основной формой работы с уч-ся является индивидуальное и групповое занятие.
Групповые занятия рассчитаны на основную массу детей, первого этапа обучения. Здесь дети получают основные вокально-хоровые навыки. Выявляются солисты. Индивидуальные занятия по вокалу проводятся с детьми с целью отработки концертных номеров для солистов, либо для улучшения техники исполнения обучающихся, пропустивших занятие по тем или иным причинам.. Данная программа предусматривает гибкость в изучении того или иного материала. Соотношение часов занятий и тем может меняться в зависимости от возраста и исполнительских возможностей детей. Репертуар составляется на год и также может корректироваться в зависимости от степени усвояемости. Подбор репертуара в детском вокальном коллективе осуществляется, как правило, по нескольким принципам: 1. Произведения, предназначенные для разучивания, в своем изначальном подходе, должны соответствовать оптимальным возможностям и быть понятными солисту или вокальной группе. 2. Произведения должны соответствовать уровню его профессиональной подготовки и исполнительскому профилю и, что особенно важно, обладать высокими художественными качествами. Брать сложные и объемные произведения не следует. Для поющих детей трудное сочинение может оказаться неразрешимой проблемой, что в итоге скажется на их продуктивности в работе, а также может вызвать негативный интерес к сочинению и физическое утомление. Сложное произведение, как показывает практика, можно брать весьма осторожно с обязательным учетом всей последовательности его изучения. В то же время большое количество легких произведений в репертуаре должно быть также ограничено, так как облегченный репертуар не всегда служит стимулом профессионального роста. 3. В выборе репертуара следует учитывать возрастные особенности детей. Произведения должны по тематике соответствовать возрастному уровню и бытьпонятным юным исполнителям. Если это не так, исполнение не всегда бывает удачным и порой вызывает недоумение у публики. 4. Произведения репертуара должны отличаться по стилистической и жанровой направленности. Песенный жанр, как основной в исполнительском творчестве детей, может быть представлен народными песнями, сочинениями русских композиторов, произведениями композиторов-песенников советского периода и современниками. Система детского музыкально-эстетического воспитания в клубе «Родничок», направлена на противостояние дешевой низкосортности (иногда и пошлости) в музыкальном искусстве. Систематический контакт ребенка с выдающимися произведениями культуры и искусства на занятиях способствует формированию художественного и эстетического вкуса.
Данная программа рассчитана на детей 1-9-х классов, срок ее реализации 1 год.
Цель обучения по данной программе: - заложить основы вокально-хоровых навыков и умений: певческая установка, дирижерский жест, дыхание, звукообразование, фразировка, строй, ансамбль, качество звука (тембр); - музыкально-эстетическое развитие ребенка: уметь слушать и слышать музыку, развитие звуковысотного слуха, музыкальной памяти, образного мышления (в эмоциональной сфере); - формирование личностных качеств (дисциплинированность, трудолюбие, организованность, собранность, ответственность ); На первом году обучения дети поют в unison, легким фальцетным звуком, без надрыва и крика, дыхание берется спокойно, гласные звуки поются протяжно, а согласные переносятся к следующему слогу. Кантилена основа пения. Только при таком режиме можно добиться чистоты интонирования, гибкости голоса, развития диапазона, и не повредить еще не окрепшие связки детей. Также необходимо проводить работу над дикцией и артикуляцией, следить за окончаниями слов, фразировкой. На первом году обучения ждать от детей каких-либо результатов не приходится, тем не менее, дети с удовольствием принимают активное участие в школьных мероприятиях и делают выбор. Дети с менее выраженными способностями иногда добиваются больших результатов, чем одаренные дети, за счет трудолюбия. А дети с нарушением координации голоса и слуха, если им правильно все объяснить, вскоре догоняют своих сверстников и интонируют чисто. По этой причине дети в куб набираются без предварительного отбора. Еще одной отличительной чертой обучения является форма проведения занятий игра. Концертная же деятельность планируется лишь эпизодически, в основном для накопления сценического опыта, преодоления страха и робости перед зрителем, а так же для повышения мотивации занятий. Репертуар в этом возрасте должен быть ярким и доступным, чтоб заинтересовать детей и обеспечить высокую сохранность контингента. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
К концу обучения дети должны
ЗНАТЬ: - основы вокально-хоровых навыков и умений: певческая установка, дирижерский жест, дыхание, звукообразование, фразировка, строй, ансамбль, качество звука (тембр); - специальную терминологию - правила поведения в хоровом классе, - правила поведения на сцене, - правила работы с микрофоном и другими техническими средствами обучения, - элементарные сведения о строении голосового аппарата и правилах пения, - сведения о культуре исполнительского искусства, - вокально-хоровые упражнения.
УМЕТЬ:
- чисто интонировать, - петь легким, полетным звуком, без надрыва, - пропевать гласные звуки в песне (не деля на слоги), - четко пропевать текст и окончания слов в песне, - передавать образ и характер произведения, - петь в unison, слушая товарищей, - иметь навыки исполнения на сцене - слушать и слышать музыку; - анализировать собственное исполнение и своих товарищей; - пользоваться микрофоном, петь под фонограмму; - анализировать произведение; - петь в unison;
Владеть:
- навыками культурного поведения, общения.- навыками правильного дыхания;- элементарными основами звукообразования, звуковедения;- познакомиться с нотной грамотой.- стать активнее смелее трудолюбивее.- улучшить свою память,- развить воображение, инициативу.
Диагностика результатов обучения:
Наличие интереса к занятиям в вокально-хоровой студии диагностируется путем наблюдения за ребенком на занятиях во время изучения нового материала и закрепления пройденного. Наличие творческой активности диагностируется через анализ поведения ребенка на занятиях и при подготовке к ним. Наличие и степень развития способностей ребенка чувствовать красоту, а также осознавать и выражать свои эмоции и чувства посредством вокально-хорового пения диагностируется через анализ творческих выступлений, концертной деятельности, беседы.
Формы подведения итогов реализации программы:
Формами подведения итогов реализации данной программы являются: - концерт, - выступления уч-ся на мероприятиях в рамках школы в качестве солиста или участника ансамбля. - анкета
Содержание занятий.
1. Введение: Краткая беседа с учащимися о вокально-хоровом искусстве, предполагаемой рабате, концертных выступлениях, дисциплине, обсуждение костюмов, расписания занятий. Техника безопасности на занятиях в классе. Постановка целей и задач на учебный год.
2. Ознакомление и выработка основных вокально-хоровых навыков: Ознакомить детей с основными правилами пения: певческая установка, дыхание, строй, ансамбль, звукообразование и звуковедение, дирижерский жест и т. д. Разучивание вокально-хоровых упражнений для расширения певческого диапазона, на чистоту интонации. Работа над филировкой звука и нюансировкой. Дыхательные упражнения, работа над певческим дыханием. Упражнения на дикцию и артикуляцию. Упражнения на развитие слухового контроля. Развитие навыков пения в ансамбле с сопровождением и а сареllа.
1. Народная песня и классика: Беседа Слушание народных песен Разучивание канонов, речитативов, поговорок. Посещение занятий коллективов народной песни города. Беседы с уч-ся о классической музыке, ее жанрах, истории создания произведений, об их авторах. Слушание вокальной классической музыки. Разучивание вокализов. Посещение концертов классической « вокальной и инструментальной» музыки. 2. Детская песня: 3.Эстрадная песня: Прослушивание, разбор, разучивание, “впевание” рабочего и концертного репертуара. Прослушивание и просмотр аудио, видео записей звезд эстрады. Прослушивание в записи детских песен в исполнении известных коллективов. Посещение концертов. Посещение занятий других коллективов города.4. Технические средства в обучении: Прослушивание фонограмм караоке и «минусовку». Пение под фонограмму. Элементарные правила акустики. Навыки работы с микрофоном (у стойки и держа в руках).5. Танцевальная ритмика: Разучивание танцевальных движений в песнях.6. Работа на сцене: Использование сценического пространства. Правила поведения на сцене (вход и выход, поклон, походка, мимика и пластика, взгляд, внешняя и внутренняя культура, одежда, обувь, прическа,).7. Музыкальные игры: Игры на развитие творческого потенциала, вокально-хоровых навыков. Игровые моменты на переключение деятельности. 8.Культурно-массовая работа. День именинника, посещение выставок.4. Концертная деятельность.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Министерство просвещения СССР «Программа для учреждений и общеобразовательных школ» художественные кружки. Москва; «Просвещение». 1981г.; 2. Осеннева М.С. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом» учебное пособие. Москва; «Академия», 1999г.; 3. Самарин В.А. «Хороведение», Москва; «Академия», 2000г.; 4. Халабузарь П.В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург; «Лань», 2000г.; 5. Щетинин М.Н. «Дыхательная гимнастика Стрельниковой», Москва; Приложение к журналу «Физкультура и спорт», 1999г., 2000г.; 6. Подуровский В. М. «Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности», Учебное пособие для вузов, Москва, «ВЛАДОС» 2001г.. 7. Н. Добровольская «Вокально-хоровые упражнения в детском хоре», 1987г. 8. Хороведение. Пособие для самостоятельного и заочного обучения руководителей хоров художественной самодеятельности под ред. В.Г. Соколова, 1971г
Использование методического времени
Подбор нотного материала в библиотеке,Подбор нотного, МР3 и аудио материала в Интернете,Подбор МР3, CD и аудио материала в музыкальных магазинах города,Прослушивание кассет, CD дисков, фонограмм, караоке,Просмотр видеоклипов,Просмотр музыкальных телепередач,Подбор репертуара (для солистов, ансамбля, , малых групп, школьных, мероприятий)Разбор и разучивание репертуара (самоподготовка),Разучивание нотного материала,Разучивание текста,Аранжировка нотного текста,Транспонирование мелодии,Прописывание второго голоса в нотном и компьютерном варианте,Работа над партитурой (поиск трудных для исполнения фрагментов, кульминаций, дикционные и орфоэпические трудности, работа над дирижерским жестом) в каждом разучиваемом произведении,Продумывание эскизов костюмов, беседа с родителями по телефону и т.д. Продумывание художественного оформления произведения, сценические движения, элементы танца, художественного образа и т.д.,Распечатывание текстов каждому участнику коллектива,Изучение компьютерной и музыкальной литературы для самообразования,Подготовка к занятиям, Поиск концертных площадок для коллектива.
15