Рабочая программа по вокалу Тутти-фрутти


Пояснительная записка.
Известно, что музыка-это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте. «Музыка для ребёнка-мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции». Эти слова Н. А. Ветлугиной, педагога, профессора, музыковеда в своей работе мы взяли за основу. И достижению этой высокой цели во многом способствует правильная организация музыкального воспитания детей. Понимая значимость художественно-эстетического воспитания для всестороннего гармоничного развития обучающихся и в свете современных реалий, в муниципальном бюджетном образовательном учреждении средней школы № 31 разработана дополнительная образовательная программа платных услуг по обучению детей 5-10 лет вокалу.

Направленность
Данная программа опирается на принципы развивающего обучения и воспитания детей. По содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению художественно-эстетической; по форме организации групповой; по времени реализации годичной. Данная программа направлена на развитие у обучающихся вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

Новизна и актуальность
Новизна программы занятий по вокалу «Тутти-фрутти» заключается в
следующем: программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно- ориентированные на игровые технологии.
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.

Цели и задачи реализации программы

Цель программы – формирование эстетической культуры дошкольника;
развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Задачи:
Образовательные:
углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные:
привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
привить навыки сценического поведения;
формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
развить музыкально-эстетический вкус;
развить музыкальные способности детей;
Коррекционные
создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации дошкольников.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 5-10 лет. Дети занимаются на свободной основе. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься пением. Занимаясь в вокальном кружке, дети получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, приобретают навыки выступления перед зрителями.

Программа включает подразделы:
восприятие музыки;
развитие музыкального слуха и голоса;
песенное творчество;
певческая установка;
певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции).
Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.
Навык артикуляции включает:
выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить
согласные в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;
«а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.
К слуховым навыкам можно отнести:
слуховой самоконтроль;
слуховое внимание;
дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык эмоционально выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:
выразительностью мимики лица;
выражением глаз;
выразительностью движения и жестов;
тембровой окраской голоса:
динамическими оттенками и особенностью фразировки;
наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
опора дыхания пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
не очень сильно прикусить кончик языка;
высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;
сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;
упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
постукивая пальцами сделать массаж лица;
делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;
сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох губы трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 раза.
С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.

Сроки реализации программы, формы и режим занятий.

Программа рассчитана на 1 год обучения (учебный год). В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и индивидуальная работа (сольное пение). Возрастные особенности детей позволяют включать в работу занятий два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
песни хором в унисон;
хоровыми группами (дуэт, трио и т.д);
тембровыми подгруппами;
при включении в хор солистов;
пение под фонограмму;
пение по нотам.
Структура занятия.

1. Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза.Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

В учебном плане программы предусмотрено 32 занятия, которые
проводятся 1 раз в неделю по 30 минут, с оптимальным количеством 10-15 детей.
Прогнозируемый результат.
Обучающиеся имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до1 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, постепенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.
Обучающиеся проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга.

Содержание программы
Вводное занятие. Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения. Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.

Музыкальная подготовка.
Тема1. Развитие музыкального слуха. Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Форма. Практическая, дидактические игры.

Тема2. Развитие музыкальной памяти. Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Форма. Практическая, дидактические игры. Тема 3. Развитие чувства ритма. Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах ( барабан, бубен, ложки). Форма. Практическая, дидактические игры.

Вокальная работа.
Тема 1. Прослушивание голосов.
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него. Форма. Индивидуальная работа.
Тема 2. Певческая установка. Дыхание. Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и голов. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая. Тема 3. Распевание. Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки. Форма. Фронтальная, практическая, игровая. Тема 4. Дикция. Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок. Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.
Тема 5. Работа с ансамблем над репертуаром. Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. Учебный план вокального кружка «Домисолька».
Форма. Коллективная.




Учебный план занятий по вокалу «Тутти-фрутти»

Месяцы
Продолжительность
1 занятия
Количество занятий в месяц
Продолжительность
занятий в месяц

Октябрь
30 минут
4


Ноябрь
//-//-//-//-//-//-/
4
1 час

Декабрь
//-//-//-//-//-//-//-//
4
1 час

Январь
//-//-//-//-//-//-//-//
4
1 час

Февраль
//-//-//-//-//-//-//-//
4
1 час

Март
//-//-//-//-//-//-//-//
4
1 час

Апрель
//-//-//-//-//-//-//-//
4
1 час

Май
//-//-//-//-//-//-//-//
4
1 час

ИТОГО:
//-//-//-//-//-//-//-//
32 занятий/год
32 часа


3. Календарно-тематический план работы занятий по вокалу «Тутти-фрутти».

Октябрь

Тема урока
Основные цели и задачи
Репертуар

1. Игра-приветствие.
Психологическая настройка на занятие.
Уп°ражнения: 1. «В гости». 2. «Здравствуйте». М. Картушина.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
Упражнения: 1. «Обезьянки». 2. «Весёлый язычок».

3.Интонационно-фонетические упражнения.
Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией.
Пропевание гласных:«А-О-У-И-Э» в разной последовательности.

4.Скороговорки. Чистоговорки.
Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса).
1. "Няня мылом мыла Милу» 2. «Сорок сорок ели сырок» Знакомый материал.




Ноябрь

Тема урока
Основные цели и задачи
Репертуар

5.Коммуникативная игра-приветствие.
Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.
1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой.


6.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
2. «Здравствуйте» Картушина.

7.Интонационно-фонетические упражнения
Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.
«Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).

8.Скороговорки, стихи.
Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер.
Пропевание гласных « А-О-У-И-Э» в разной последовательности


Декабрь

Тема урока
Основные цели и задачи
Репертуар

9. Упражнения для распевания.
Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.
«По волнам», «Качели», «По кочкам». Проговаривание текста песен, попевок

10. Пение.
Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Учить детей петь в унисон, а капелла. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Развивать у детей умение петь под фонограмму. Формировать сценическую культуру.
«Уточка», «На дворе трава». Знакомый репертуар. «Храбрый портняжка», «Золушка и сестры» А.Евтодьевой, «Гроза» Знакомый репертуар. «Белые снежинки» сл. И. Шефрана, муз. Г. Гладкова «Зимняя сказка» сл. А. Усачева, муз. А. Пинегина

11.Упражнения для распевания.
Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Упражнять детей во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук.
«Петя шёл», «Думал – думал»,«Три медведя» А.Евтодьевой
Знакомые распевки.

12. Песни.
1. Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; 2.Чисто интонировать в заданном диапазоне. 3.Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. 4. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности. 5.Учить детей работать с микрофоном.
1. «Песенка о капитане» Дунаевский 2. «Любимый папа» сл. Ю. Энтина, муз. Д. Тухманова


Январь

Тема урока
Основные цели и задачи
Репертуар

13.Коммуникативная игра-приветствие.
Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.
«Приветствие» Модель И. Евдокимовой.

14.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию.
«Здравствуйте» Картушина.Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделся»,
«Я радуюсь».

15.Интонационно-фонопетические упражнения.
Учит детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Учить детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук. Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.
Упр. «Я обиделся»,
«Я радуюсь». «Крик ослика» (Й – а...) «Крик в лесу» (А – у). «Крик чайки» (А! А!). «Кричит ворона» (Кар). «Скулит щенок» (И-и-и) «Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно).

16.Скороговорки. Стихи.
Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо Продолжать работу над развитием голоса детей.
Чтение текста песен.


Февраль

Тема урока
Основные цели и задачи
Репертуар

17.Коммуникативная игра-приветствие.
Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.
«Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина.

18.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно).

19.Интонационно-фонопедические упражнения.
Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах.
«Самолёты», «Самолёт летит» М. Картушиной. «Мороз» (по методу Емельянова)

20.Скороговорки. Чистоговорки.
Учить детей долго тянуть звук –У - меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух.
«Вёз корабль камень», «Ди-ги, ди-ги дай»


Март

Тема урока
Основные цели и задачи
Репертуар

21. Игра-приветствие.
Психологическая настройка на занятие.
Упражнение: «В гости». «Здравствуйте» Картушина.

22.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
Упражнения: «Обезьянки». «Весёлый язычок». Знакомый репертуар.

23.Интонационно-фонопетические упражнения.
Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой Следить за правильной певческой артикуляцией.
«Лягушка и кукушка», «Няня мылом мыла Милу»

24.Чистоговорки.
Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке.
«Сорок сорок ели сырок», «Шла Саша»


Апрель

Тема урока
Основные цели и задачи
Репертуар

25.Коммуникативная игра-приветствие.
Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.
1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина.

26.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.
«Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).

27.Интонационно-фонетические упражнения
Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат.
Проговаривание текста песен, попевок. «Уточка», «На дворе трава».

28.Скороговорки, стихи.
Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.
Знакомый репертуар.


Май

Тема урока
Основные цели и задачи
Репертуар

29 Игра -приветствие.
Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.
1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина.

30.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса
«Прогулка» М. Лазарев.

31.Интонационно-фонетические упражнения.
Закреплять умение выстраивать голосом звуковую линию;
Проговаривание текста песен, попевок. Знакомый репертуар.

32.Скороговорки, стихи, песни.
Закреплять умение детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.
«Только смеяться», «Я хороший»,



Список литературы
1. Абелян Л.М.Как Рыжик научился петь, М. «Советский композитор», 1989
2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: ВЛАДОС, 2002
3. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.
4. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.
5. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
6. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
8. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
9. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
10. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: – 44 с. Просвещение, 1982г.
11. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 1989.
12. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.
13. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. .А. Музыка – детям. М. Просвещение, 1995г.
14. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.
15. Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
16. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
17. Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М., 1999.
18. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г.
19. Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение, 1986г.
20. Пегушина З. Развитие певческих навыков у детей. Дошкольное воспитание № 9, 1988г.
21. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников.
М. Просвещение, 1984г.
22. Разуваева Н.А. Праздники и развлечения в детском саду. М. Музыка, 2004г
23. Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. М., 2000.
24. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. – 64 с.
25. Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5.
26. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
27. Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 1990г.
28. Шейн В.А. Гамма. Сценарии музыкально - развивающих игр по обучению детей дошкольного возраста музыкальной грамоте. М. ГНОМ и Д, 2002г.
29. Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
30. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
31. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.













13 PAGE 14715





















Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915