Рабочая программа по вокалу
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
детский оздоровительно - образовательный центр
Вокально-инструментальная студия «Блиц»
рабочая программа педагога дополнительного образования
Владимира Вадимовича Котова
срок реализации 3 года
Карпинск 2014 годВведение:
Проблема развития и реализации творческих качеств личности актуальна на разных этапах. Сейчас, как никогда ранее, востребуется творчески активная личность, наделенная высокой культурой, способная возродить страну политически, экономически, духовно. С приходом нового века и тысячелетия произошел глобальный прорыв в технологиях производства, образования, распространения культуры. Поэтому изучение возможностей развития культурно-творческой инициативы, условий ее успешной, продуктивной реализации - одна из первоочередных задач современного воспитания. В настоящее время общепризнан развивающий потенциал, актуализирующий роль культуры и искусства в воспитании духовно богатой, творческой личности. Однако, многие аспекты обновления воздействия культуры на личность, активизации в нем творческих начал не изучены в полной мере. Проблема влияния художественно-эстетического образования на детей, подростков остается на периферии внимания дополнительного образования школы и ученых. А это немыслимо без создания надлежащих условий развития у школьника творческого потенциала, без уважения к его личности и без веры в его способности.
Значение духовной художественной культуры в системе дополнительного обучения и ее влияние на личность требуют глубокого анализа проблем воспитания и образования, создания в дополнительном образовании необходимых условий, которые будут способствовать проявлению культурно-творческой инициативы учащихся. Исследование проблемы качества развития личности ее культурно-творческой инициативы мы констатируем выделением формирующегося инициативности. Культурно-творческая инициативность в процессе эстетического образования рассматривается нами как интегрированное качество личности, свойства которого определяют ориентацию на гуманность, духовность, культурно-эстетические отношения и ценности, творчество.
Одной из актуальных задач становится - формирование развития музыкальной культуры учащегося, которая не только способна выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, но и явится залогом, базой культурного самосовершенствования личности в последующей жизнедеятельности.
Теоретическая часть
В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена деятельность сети учреждений дополнительного образования, школ искусств, Дворцов Творчества, клубов и студий; исследована история вокальной эстрады, определены этапы ее развития, обогащающие теорию эстетического воспитания; расширены имеющиеся теоретические представления о содержании, организации, методике формирования творческой самостоятельности в учреждениях дополнительного образования средствами эстрадного пения.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.
С раннего возраста дети и подростки чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в подростковый период важно реализовать творческий потенциал, сформировать певческие навыки, приобщить молодежь к певческому и инструментальному искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый подросток находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, современных песен с сопровождением игры на музыкальных инструментах. В МАОУ ДОД ДООЦ создана эстрадно вокально-инструментальная студия «Блиц», в которой занимаются учащиеся в возрасте от 6 лет до 21 года.
Работа в студии ведется по следующим направлениям музыкального воспитания (слушание, пение и др.)
Для организации занятий оборудован музыкальный класс, оснащенный современной акустической аппаратурой, микрофонами, клавишами, ноутбуком созданы условия соответствующие современным требованиям.
Вокальное искусство развивает у обучающихся:
- музыкальный слух;
- технику исполнения и сценического движения;
- творческий потенциал;
- межличностные отношения (дружба, взаимопонимание, взаимопомощь);
- чувство патриотизма и коллективизма.
У каждого ребенка постепенно формируется ориентация на возможность достижения им положительного результата в избранном виде деятельности. Важно убедить каждого в том, что он непременно сможет петь, причем будет делать это хорошо, ведь к нам приходят не какие-то особенные дети, а все, желающие заниматься той или иной деятельностью. Индивидуальные проблемы педагоги стараются обсудить наедине с ребенком, а успехи, даже самые минимальные, – при всех, обучая детей радоваться достижениям других.
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения эстрадного вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актёрского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения подростка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование.
Итогом работы нашего объединения являются концерты, выставки, конкурсы, фестивали.
Музыка образует целый мир человеческой жизни, который рождается вместе с человеком, растет, становится богаче, содержательнее, оказывает влияние на его характер, поступки и облик. Музыка развивает образно-ассоциативное мышление детей, творческое воображение. Музыка помогает детям познать мир, воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе, интерес к народам своей Родины и других стран.
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: "Эстетическое воспитание служит формированию способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты" [В.Н. Шацкая, 1987, 14]. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.
Глубокое переживание эстетического чувства неразрывно со способностью эстетического суждения, т.е. с художественно-эстетической оценкой явлений искусства и жизни. Е.О. Гусев художественно-эстетическую оценку определяет, как оценку, "основанную на определенных эстетических принципах, на глубоком понимании сущности эстетического, которое предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации" [Е.О. Гусев, 1978, 43]. Сравним с определением Д.Б. Лихачева. "Эстетическое суждение - доказательная, обоснованная оценка явлений общественной жизни, искусства, природы" [Д.Б. Лихачев, 1996, 35].
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир музыки, песни.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, музыкально-пластическом движении, импровизации;
воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Основные содержательные линии:
– обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
– усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокальных знаний;
– обогащение опыта творческой музыкальной деятельности.
Тематическое построение программы позволит объединить (сгруппировать) ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Творчески подходя к программе, нельзя разрушать ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем – основа основ данной программы. Материал, отобранный для занятий, является педагогически целесообразным, так как специфика вокального пения обусловливает и особенности методической работы с певцом. Подчинение всего материала занятия его основной теме дает возможность педагогу достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами, то есть свободно маневрировать. В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.) Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания.
Дополнительное образование призвано воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, дополнительное образование в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей.
Для успешности обучения и воспитания важно формировать у учащихся адекватную оценку своих достижений, укреплять их веру в свои силы. Только такая самооценка может поддерживать стремление работать самостоятельно, творчески.
Педагогическая целесообразность
В последнее время во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает ещё не маловажную задачу - оздоровительно – коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизации личности. С помощью группового пения можно адаптировать учащихся к сложным условиям или ситуациям. Для учеников с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для учеников всех возрастов занятия в вокальной студии «Блиц» - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах.
Со временем пение становится для ребёнка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Формы и методы работы:
Развитие творческих вокальных способностей и духовное воспитание личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и сообщества деятелей культуры. Как и какими средствами решать проблему развития подросткового голоса и воспитывать душу? Как помочь ему разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять? Как показать школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее.
На эти вопросы искали ответы многие педагоги-вокалисты и мастера вокального искусства прошлого и современности.
Практическая значимость программы заключается в разработке педагогической технологии и адаптированной образовательной программы «Эстрадное пение» для работы с подростками в условиях учреждения дополнительного образования. Разработанная методика нацелена на практику работы а в учреждения дополнительного образования, так как в ее основе предложены универсальные методы и приемы по постановке голоса в эстрадной манере.
В вокальной студии Блиц для организации творческого процесса воспитания в условиях эстрадной студии положены в первую очередь, практические рекомендации уникального метода обучения эстрадному вокалу Жанны Серопян и Василия Кашеварова, и конечно с учётом богатого опыта Института им. Гнесиных.
В программу заложены принципы музыкальной педагогики – ценность заключается в том, что они являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий; развивают двигательные способности, музыкальную память, чувство ритма, речевое интонирование, развитие музыкального слуха.
Метод известного учителя - исследователя В. В. Емельянова принят мной как один из основополагающих. По его системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых поют странные забавные упражнения, и это имеет положительный результат для развития здорового сильного выразительного голоса на всех уровнях - от детского сада до консерваторий и оперных театров. Разработаны разные уровни упражнений для тренировки голосового аппарата, позволяющие значительно улучшить вокально-эстетические качества голоса. Путем регулярного исполнения системы упражнений, расположенных в порядке пост
·епенного расширения диапазона и осложнения технических и исполнительских заданий (динамический диапазон, скачки, темп, украшения, и т.п.) под руководством подготовленного педагога ученик достигает поразительных результатов.
Важной особенностью метода является развитие у ученика способности к самоанализу и самоконтролю, наблюдению за прогрессом в собственном обучении, развитием топографии собственных певческих ощущений. Вокалист обретает способность понимать, т.е. правильно себя слушать и слышать. Подготовленный по программе В. В. Емельянова вокалист в состоянии критично относиться к получаемой им информации, осмысленно участвовать в подборке музыкального материала и отвергать вредоносные советы случайных «доброжелателей». Хотя эстетическим результатом применения является развитие академической манеры пения, как наиболее благоприятной для человеческого аппарата, но владеющие этим способом певческого голосообразования могут свободно переходить к любой другой эстетике пения: эстрадной, джазовой или фольклорной.
Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами).
Особенности программы:
позволяет в условиях учреждения дополнительного образования расширить возможности образовательной области «Искусство»;
программа ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников в течение учебного года соразмерно личной индивидуальности;
включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по различным методикам;
применение речевых игр и упражнений развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами;
использование игровых заданий повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;
в целях профилактики правонарушений, асоциального поведения содержание данной программы является основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории через развитие вокальных умений и навыков как группы обучающихся, так и отдельно взятых учеников;
для обучающихся с яркими вокальными способностями предусмотрена профориентационная работа с возможностью обучения вокальному мастерству на индивидуальных занятиях.
в целях гражданско-патриотического воспитания обучающихся песенный репертуар подобран с учётом традиционных дней, тематических праздников, месячников, декадников и других мероприятий в соответствии с организационно-содержательной моделью организации воспитательной работы на территории ГО Карпинск.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие певческих способностей.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Формирование устойчивого интереса к пению;
Обучение выразительному пению;
Обучение певческим навыкам;
Развитие слуха и голоса детей;
Формирование голосового аппарата;
Развитие музыкальных способностей; музыкально-слуховых представлений, чувства ритма;
Сохранение и укрепление психического здоровья подростков;
Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества);
Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
Программа ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей учеников разных возрастных групп в вокальной студии за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Духовно-нравственное воспитание.
Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи единого комплекса музыкальных и духовных качеств: пение, вокальные и голосовые данные, артистизм.
Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.
Содержание программы направленно на воспитание высоконравственных, творческих, успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности музыкальной культуры. Данная программа создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только музыкальных, творческих, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения, достижение следующих личностных результатов.
При реализации данной программы, наряду с решением специфических задач музыкального воспитания (развитие музыкального слуха, развитие вокальных данных, формирование голосовой культуры) формируется личность человека в целом, т.е. одновременно развиваются психические процессы, мыслительные операции, нравственные качества (коллективизм, сознательная дисциплина, честность), эстетические вкусы (умение понимать, оценивать, чувствовать красоту пения, движения, осанки, одежды).
Универсальные учебные действия, формируемые в ходе реализации данной программы:
Личностные УУД.
Ценностно-смысловая ориентация обучающихся.
Действие смыслообразования.
Коммуникативные УУД.
Умение выражать свои мысли.
Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Планирование сотрудничества с педагогом и сверстниками.
Регулятивные УУД.
Целеполагание.
Волевая саморегуляция.
Оценка качества и уровня усвоения материала.
Контроль в форме сличения с эталоном.
Планирование промежуточных целей с учетом результата.
Общеучебные:
Умение структурировать знания.
Выделение и формулирование учебной цели.
Поиск и выделение необходимой информации.
Анализ объектов.
Синтез, как составление целого из частей.
Классификация объектов.
Принципы педагогического процесса:
-принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.
Практическая деятельность
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Занятия 2 раза в неделю по 2 академических часа. Всего в году – 84 занятия, 168 часов. Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Состав участников студии не более 12 человек.
Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных обстоятельств.
Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми.
Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.
Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в городских мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.
Формы и режим занятий
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный.
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом эстрадной манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их музыкальных возможностей.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся (участие в концертах, фестивалях, конкурсах).
Ожидаемые результаты обучения, основные требования к знаниям, умениям и навыкам:
К концу первого года обучения дети должны знать/понимать:
строение артикуляционного аппарата;
особенности и возможности певческого голоса;
понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
петь короткие фразы на одном дыхании;
в подвижных песнях делать быстрый вдох;
петь без сопровождения отдельные подпевки и фразы из песен;
петь легким звуком, без напряжения;
слышать звучание своего голоса;
петь ясно выговаривая слова песни.
К концу второго года обучения дети должны знать/понимать:
соблюдать певческую установку;
жанры вокальной музыки;
уметь:
правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
точно повторить заданный звук;
в подвижных песнях делать быстрый вдох;
петь чисто и слаженно в унисон;
петь без сопровождения отдельные подпевки и отрывки из песен;
дать критическую оценку своему исполнению;
принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.
К концу третьего года обучения дети должны знать/понимать:
основные типы голосов;
жанры вокальной музыки;
типы дыхания;
поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
уметь:
петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы.
К концу третьего года обучения более ярко проявляются творческие способности каждого обучающегося. Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал: обучающиеся приносят на занятие собственные распевки, рисунки на темы исполняемых произведений, находят новые жесты, движения, драматургические решения. Дети этого года принимают активное участие во всех концертах, конкурсах.
Программа предполагает различные формы результативности: участия детей в мероприятиях различного уровня, концертах, фестивалях и конкурсах.
Необходимые условие реализации программы.
В дополнительном образовании ребенок имеет право на свободу выбора форм образования, времени образования, направления деятельности, педагога, самостоятелен в осуществлении конкретного дела, которое каждый выбирает сам. В вокальной студии «Блиц» детям предоставляется полная свобода, поскольку дополнительное образование по своей сути – инновационная сфера, где нет системы школьных оценок, нет таких часто пугающих ребенка понятий, как “ты должен”, “ты обязан”, нет классно-урочной системы, нет жесткой сетки учебного плана. К нам они приходят пообщаться, заняться любимым делом. Для подростка зачастую вокальная эстрада - доступный вид музыкального исполнительства, так как СМИ и современные технические средства в достаточной мере способствуют ее освоению (современные музыкально-цифровые технологии - «караоке», фонограммы «минус голос» и др.). Эстрадное пение создает условия для вовлечения подростков в разнообразную музыкально-творческую деятельность, способствует формированию активности эстетического восприятия, творческого воображения, эмоционального переживания и музыкально-исполнительских способностей.
Заключение.
Здоровый образ жизни человека, общества и природы есть абсолютный ресурс новой, здоровой цивилизации. В отличие от современной цивилизации, венцом которой стал человек экономический, рыночный, ее высшей целью будет Человек Здоровый, реализующий свои неисчерпаемые возможности и созидающий свой творческой потенциал и духовную культуру.
Литература:
1.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997г.
2. Романенко Ю.М. .Сущность художественно-эстетического воспитания.
3.Ройштершейн М. И. Музыковедческая подготовка школьного учителя. М.:1984г.
4.Русанова. В.С. Восхитительный потенциал центров детского досуга. Челябинск, 2000г.
5.Л.В. Сусленкова. Возможности музыкального искусства в развитии фонационных коммуникативно – речевых умений младших школьников. Н. Тагил: 2005 г.
13PAGE 15
13PAGE 141815