Конспект урока по русскому языку на тему: Устойчивые выражения (4 класс)
Конспект урока русского языка по теме:
«Устойчивые выражения» 4 класс, программа
«Перспективная начальная школа».
Разработчик: Алявдина Е.А., учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 37» г. Выборг
Цели: систематизировать знания об устойчивых выражениях и уметь применять их в устной и письменной речи;
уметь работать со словарем устойчивых выражений; находить в тексте фразеологизмы; объяснять устойчивые выражения; способствовать развитию речи, орфографической зоркости, внимания, памяти, навыков самостоятельной работы путем выполнения тренировочных упражнений; воспитывать познавательный интерес к русскому языку.
Универсальные учебные действия:
Личностные: - самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества)
Регулятивные: - самостоятельно формулировать тему и цели урока после предварительного обсуждения
Познавательные: - выполнять задания с помощью рисунков, схем
- проводить сравнение, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ)
- строить ответ в устной форме по предложенному плану
- использовать (строить) таблицы и работать по таблице
Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает, а что – нет
- задавать вопросы.
Оборудование: учебники Н. В.Чураковой «Русский язык» ч.2 и ч.3., Фразеологический словарь, К.Чуковский «От двух до пяти», Н.Сладков «Три загадки», карточки с разноуровневыми заданиями ( желтого, зеленого и синего цветов ), рабочие тетради, сигнальные карточки, выставка книг – К. И Чуковский «От двух до пяти», сборник рассказов Н.Сладкова, фразеологические словари, А.Усачев « Великий и могучий русский язык».
Ход урока
№
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.
1. Настрой на урок.
- Сегодня на урок русского языка к нам пришли гости. А это здорово, когда приходят гости: можно показать самое лучшее, на что вы способны! Вы уже их поприветствовали? Улыбнулись добрыми улыбками? Улыбнитесь еще раз и гостям, и друг другу, и мне. Встаньте ровно, настройтесь на получение интересных знаний и радостного оптимистического настроения! Я обещаю, что этот урок будет необыкновенно познавателен и запомнится вам надолго. Садитесь.
2. Работа в тетрадях.
- Открыли тетради, записали число.
3. – Начать наш урок я предлагаю со слов Л.Н.Толстого:
«Как богат русский язык!
Как много в нем метких слов!»
1. Дети выполняют команды учителя.
2. Работа в тетрадях.
3. Слушают учителя.
2.
На доске записан афоризм:
«Как богад руский езык!
Как многа внем медких слоф!»
- Прочитайте афоризм и предложите задание.
- Сморим прямо, дышим ровно, глубоко.
Сморим влево, смотрим вправо.
Спинка ровная у нас,
А осанка – высший класс!
Сели правильно, приготовились писать.
- Запишем эти слова в тетрадь, исправляя ошибки, используя прием комментированного письма.
- Попробуем на этом уроке убедиться в меткости слов Л.Н.Толстого
Дети читают афоризм и предлагают задание: записать эти слова в тетрадь, исправляя ошибки.
Дети пишут под диктовку.
( «Как богат русский язык!
« Как много в нем метких слов!» ) Комментирует Колесникова Анастасия
3
Ребята, у меня в руках чудесная книга К. И.Чуковского «От двух до пяти». Поднимите руки, кто знаком с произведениями этого талантливого детского писателя? Какие еще произведения К. И.Чуковского вы знаете?
- Сейчас услышим сценку по рассказу К. И. Чуковского из этой книги.
- Ребята, почему так произошло? Чего не знала девочка?
- Что вы можете сказать о выражении «оглянуться не успеешь»?
- У меня в руках сборник рассказов Н. Сладкова. В нем есть рассказ «Три загадки». Сейчас мы попробуем его инсценировать немного необычно, за автора выступлю я, а за героев рассказа – наши ребята.
- А вы разгадали, что это за загадки? Перечислите те выражения, которые использовали ребята в разговоре.
- Кто сформулирует тему урока, над которой мы будем работать?
- Верно, тема нашего урока называется «Устойчивые выражения».
- Во второй части учебника откройте словарь устойчивых выражений (с.190), посмотрите, как по-другому называются устойчивые выражения?
- У меня в руках Фразеологический словарь, где помещено более 2500 фразеологизмов. И еще я советую вам взять в нашей классной библиотеке книгу А. Усачева «Великий и могучий русский язык», в которой собраны фразеологизмы и даны их объяснения,
и прочитать.
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Трое детей разыгрывают сценку по рассказу К. И. Чуковского. (дети выходят к доске, автор на месте) Хлуткова Юлия, Виноградова Анастасия, Красовская Александра.
Автор: - Четырехлетняя девочка спросила у матери:
Ученица 1: - Скоро наступит лето?
Ученица 2: - Скоро.
Автор: - Ответила мама.
Ученица 2: - Ты и оглянуться не успеешь.
Автор: - Девочка стала как-то странно вертеться. Вертелась, вертелась и говорит:
Ученица1: - Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нету!
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.
Автор – я, первый мальчик – Кугаев Никита, второй мальчик – Семенов Никита, дежурный – Дубровин Павел.
Поссорились на перемене ребята. Один кричит: - Я тебе покажу, где раки зимуют!
А второй кричит ему: - Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!
Тут подбежал к ребятам дежурный, давай их растаскивать. А они на него напустились:
- Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!
А дежурный вдруг как вскрикнет:
- Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!
- Какие это загадки?- удивились ребята и разжали кулаки.
Дети отвечают – где раки зимуют; из кожи вон лезет; спит с открытыми глазами.
Дети отвечают: «Устойчивые выражения».
Ответы детей: «фразеологизмы»
- Что мы можем узнать из словаря?
- Откуда произошли эти выражения, вы знаете?
Ответы детей: «Можно узнать значение, происхождение фразеологизмов»
Ответы детей: ( Матченко Дарья ) «Из словаря я узнала , что выражение Я покажу тебе, где раки зимуют связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озера или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Отсюда и пошло: если хотят кого-то наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют».
(Кугаев Никита) - Два других оборота: лезть из кожи вон и спать с открытыми глазами связаны с животным миром. Линяют, то есть вылезают из своей кожи, раки и змеи. Спят с открытыми глазами рыбы, как будто даже во сне все видят.
- Очень многие устойчивые выражения создал наблюдательный народ. А есть и такие, которые пришли к нам из какого-нибудь произведения.
Отгадайте, из каких произведений эти устойчивые выражения.
«Остаться у разбитого корыта»
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
«Да только воз и ныне там»
« На деревню дедушке»
- Давайте представим, что в нашей речи не было бы устойчивых оборотов.
Какой бы была наша речь?
Ответы детей.
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
В. В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»
И. Крылов «Лебедь, рак и щука»
А. Чехов «Ванька»
Ответы детей: «Бедной, невыразительной, не такой яркой и точной, как с фразеологизмами»
- Фразеологические обороты состоят из определенных, всегда одних и тех же слов, тесно связанных между собой как части целого. Устойчивые выражения часто близки по значению одному слову – синониму и употребляются в переносном значении.
Например:
- держать язык за зубами
- вставлять палки в колеса
- обвести вокруг пальца
- выбиться из сил
- зарубить на носу
- лежать, сломя голову
- Почему вы не смогли подобрать синоним?
- Сделайте вывод. ( Это устойчивое выражение. В котором нельзя переставлять и менять слова местами.)
Ответы детей:
- молчать
- мешать
- обмануть
- устать
- запомнить
- ? ? ?
- Потому что здесь не то слово, его нужно заменить.
- Устойчивое выражение потому так и называется, что в нем нельзя переставлять или менять слова местами.
4.
1. Работа с учебником атора Н.А.Чураковой «Русский язык» 4 класс 3 часть.
- Откройте учебник на стр.30, найдите упр.23.
- Прочитайте задание. (Замените выделенные слова и словосочетания устойчивыми выражениями, данными в списке) дополнительный вопрос про антонимы не брать!
-Найдите упр.24.
Прочитайте задание.
(Объясни письменно значения устойчивых выражений, используя их синонимы из списка слов)
- Напоминаю вам о правильной посадке при письме, приготовились писать.
Дети открывают учебник, находят упр.23 на стр.30.
Дети выполняют задание устно по цепочке.
Дети читают задание из упр.24. Один ученик у доски ( Сердакаев Дмитрий ) остальные в рабочих тетрадях.
Дети выполняют указания учителя.
Физминутка «Фразеологический зверинец»
- Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их.
- Встаньте, пожалуйста, выйдите из-за парт, приготовились.
- Голоден, как(волк)
- Хитер, как(лиса)
- Труслив, как(заяц)
- Надулся, как (индюк)
- Неповоротлив, как(медведь)
- Упрям, как(осёл)
- Здоров, как(бык)
- Колюч, как(ёж).
-Спасибо, садитесь.
Дети выполняют указания учителя.
2. Работа в парах.
( на партах заранее приготовлены листочки с устойчивыми выражениями )
- Проглотить язык
- Живу как кошка с собакой
- Будут лить крокодильи слезы
- Водил за нос
- К данным устойчивым выражениям напишите близкий по значению глагол в том же времени, лице и числе и укажите данную форму глагола .Записываем в тетрадях.
(дать время)
Проверка.
3. Работа со словарем (индивидуально). (2ч., стр. 190)
- Замените слова устойчивыми выражениями, пользуясь словарем в учебнике ч.2, стр.190. (устно)
- Лентяйничать-
- Крепко дружат-
- Удрать, сбежать-
4. Самостоятельная работа по уровням.
- Я предлагаю вам поработать в парах. Но, сначала вы должны выбрать себе задание по вашим возможностям. (зачитать и объяснить задания на каждой карточке)
1-й уровень (желтая карточка) – Записать фразеологизм по его значению. Задание не очень трудное, но здесь нужно вспомнить, какие
- Замолчать (неопр. ф.)
- Ссорюсь, ругаюсь (н.вр., 1 л., ед.ч. )
- Будут плакать, реветь ( сл.ф. буд.вр., 3 л., мн.ч.)
- Обманывал (пр.вр., 3 л., ед.ч.
Дети работают.
Четверо обучающихся отвечают, остальные сигнализируют карточками.
Работают со словарем, трое детей отвечают.
Ответы детей:
- Баклуши бить
- Водой не разольешь
- След простыл
Дети работают в парах, один ученик объясняет выполнение задания.
фразеологизмы использовали сегодня на уроках. Записываем в тетрадь.
- Говорят о тех, кто крепко дружит, всегда вместе –
- Очень удивиться, поражаться чему-либо услышанному –
- Трудно молчать, не терпится сказать –
- Пропал, исчез –
- Бездельничать, ничего не делать –
- Стоять неподвижно, со страхом, с ужасом -
2-й уровень (зеленая карточка) – Выписать предложения с фразеологизмом. Это задание более объемное, но заставит вас подумать. Записать в тетрадь.
Я не нашел себе места и встал в проходе.
Отец не находил себе места от волнения.
За едой малыш прикусил язык и заплакал.
Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил
- Водой не разлить
- Не верить своим ушам
- Язык чешется
- Поминай, как звали
- Бить баклуши
- Стоять, как вкопанный
Отец не находил себе места от волнения.
Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
В двух словах он изложил свою просьбу.
язык.
В двух словах он изложил свою просьбу.
В двух словах он допустил три ошибки.
3-й уровень (синяя карточка) – Угадай, о чем идет речь? Вспомни с этим словом фразеологизмы и запиши их. По объему это задание совсем небольшое, но потребует от вас большой умственной работы. Записать в тетрадь.
А) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
Б) Не цветы, а вянут; не ладоши, и ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.
(дать время)
- Повесь нос, задрать нос, сунуть нос не в свое дело.
- Уши завяли, хлопать ушами, развесить уши.
5.
- Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на доске. Запишите в тетрадь подходящие утверждения.
( фразы закрыты на доске )
1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал, не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.
- Зачитайте, объясните свой выбор.
Оценивание.
- На протяжении всего урока я наблюдала за вашей работой, мы все вместе прослушали ваши оценки, и на основании этого ребята получают следующие оценки.
Дети думают, выбирают выражение и записывают в тетради.
Дети зачитывают, объясняют.
6.
- Домашнее задание.
Откройте учебники на стр. 31. Перед вами упр.25. Я предлагаю вам на выбор два задания: 1) выполнить задания к упр., здесь нужно подобрать 4 слова-антонима и составить с ними соответственно 4 предложения или 2) самим найти 2 устойчивых выражения с антонимами и составить с ними соответственно 2 предложения.
- Запишите задание в дневник.
- Спасибо, урок окончен.
15