Конспект урока по русскому языку по теме Устойчивые выражения
МАОУ Казанская СОШ
Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему
«Устойчивые выражения»
(УМК «Перспективная начальная школа»)
учитель Уразова Гульчира Зариповна2015
Ход урока.
I. Мотивация к уроку.
- Здравствуйте, ребята! У нас сегодня урок русского языка необычный, как вы думаете почему?
- Повернулись к гостям, поздоровалисьПожелали друг другуНи пуха, ни пера!
- Сегодня у нас много гостей, что яблоку негде упасть. Многие приехали из-за тридевять земель. Я волнуюсь, но надеюсь, что мы найдём с вами общий язык. Попробуем поработать засучив рукава.
- Что необычного заметили в моей речи?
- Что это за выражения?
- Что обозначает выражение яблоку негде упасть? Слайд 2
- Что обозначает выражение из-за тридевять земель?
(Сегодня у нас много гостей, что даже мест свободных мест нет. Многие приехали издалека. Я волнуюсь, но надеюсь, что мы с вами договоримся Попробуем поработать хорошо)
- Скажите, ребята, а какой вариант услышанного вам понравился: первый или второй? Почему?
- Кто сформулирует тему нашего урока? (Тема нашего урока: «Устойчивые выражения») (слайд 3)
- Какова будет цель нашего урока? слайд 4
Эпиграфом к уроку я взяла слова Л.Н.Толстого:
Как богат русский язык!Как много в нем метких слов! (на доске)
- Попробуем на этом уроке убедиться в меткости слов Л. Н Толстого.
II. Минутка красивого письма. ( Запись слов Л.Н.Толстого)
III. Задачи урока.
- научиться определять значения устойчивых выражений; работать со словарём; находить в тексте фразеологизмы; использовать фразеологизмы в речи (слайд)
IV. Открытие новых знаний.
- Ребята, здесь на доске я спрятала секреты УВ, надеюсь, что вы в течении сегодняшнего урока их отгадаете и раскроете.
употреб. в переносном значении
делают нашу речь красивой
УВ
фразеолагизмы
ув имеют слова-антонимы
имеют синоним
Работа с учебником и со словарем.
По оглавлению найди тему урока, определить страницу и прочитать о чем говорит Евдокия Васильевна
-Во второй части учебника откройте Словарь устойчивых выражений посмотрите, как еще по-другому называют устойчивые выражения?
Работа с Фразеологическим словарем. слайд
-Что мы можем узнать из словаря? Можно узнать значение, происхождение фразеологизмов.
-Какие фразеологизмы вы услышали в начале урока?
-Какие из них вы можете объяснить? Работа с Фразеологическим словарем. (достаточно ли информации вы получили, не хотите ли узнать ещё больше…)
1 уч. Выражения «спустя рукава» и «засучив рукава» зародились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигли 95 см, а у женщин были длиннее на 40 см. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами, получится плохо. Чтобы дело спорились, рукава надо засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. Об умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их и засучивать не надо.
- Для чего люди используют в речи фразеологизмы? Если бы не было устойчивых выражений, какой была бы наша речь? (бедной, невыразительной) Тайна 1
Многие устойчивые выражения обогащают книжную, газетную, не говоря уже о разговорной речи. С одним только словом НОС их более 30,со словами рука, ухо – более 50.
- А что такое рука, ухо, нос - (части тела). А на каком уроке мы с вами рассматриваем части тела?
- Да, ребята. это строение нашего организма. Предмет, который изучает только строение нашего организма называется АНОТОМИЯ.
Работа с фразеологическим словарем.
- Давайте заглянем в наши словари и найдем там УВ с частями тела?
Словарная работа САЖЕНЬ (слайд)
- Что мы узнали из словаря? ТАЙНА 2 (значение можно узнать в словарях)
-Иностранный художник не умел применять устойчивые выражения, и вот что он нарисовал, когда их услышал.
- Как вы думаете, в каком значении употребил художник устойчивые выражения?
(УВ употребляются в переносном смысле- тайна 3)
-Устойчивые выражения часто близки по значению отдельному слову – синониму, могут встречаться и антонимы в УВ. (Повторить СИНОНИМЫ и АНТОНИМЫ)
Например, бить баклуши (бездельничать); как рыба в воде (свободно, уютно), смотреть в оба глаза (внимательно), ни жив, ни мертв.
Вывод, что УВ могут употребляться в переносном смысле, иметь синонимы, антонимы. В этом вы убедитесь поработав в группах.
V.Применение новых знаний.
1)Упражнение 24, 25 ( групповая работа).
Проверка (слайд).
1 группа. Что вы узнали выполнив это задание. ТАЙНА 4
2 гр. Что вы узнали выполнив это задание. ТАЙНА 5
ФИЗМИНУТКА (6 тайна)
Задание2(групповая)
Предложить конверты 2-х цветов группам и сказать, что красный конверт содержит задание повышенного уровня, а синий - базовый, т.е. легкий.
Красный - Написать рассказ с одной из тем
1) Мой друг.
(Используй фразеологизмы: водой не разольёшь, золотые руки, светлая голова.)
2) На уроке.
(Используй фразеологизмы: ловил ворон, душа в пятки ушла, взял себя в руки.)
3) На перемене.5549265264795
(Используй фразеологизмы: сломя голову, и в ус не дует, где раки зимуют.)
Синий - найди в интернет ресурсах, словарях и записать несколько фразеологизмов со следующими из слов (по выбору) рука, уши, язык, голова, плечо, нога, око - глаз
VI. Диагностика результатов урока.
Тест «Не вешать нос».
1) Устойчивое выражение «Как воды в рот набрать» обозначает:
а).полный рот с водой
б).молчать, ничего не говорить
в) полоскание полости рта
2) Укажи антоним к устойчивому выражению «Спустя рукава»
а) засучив рукава
б) опустив рукава
в) отрезав рукава
3) С какой профессией связан фразеологизм: «Трещать по швам»
а).кузнец
б)портной
в)столяр,
4)Какой фразеологизм связан с профессией врача?
а) заварить кашу
б) толочь воду в ступе
в) подсластить пилюлю
5) Отметь устойчивое выражение:
а).энциклопедия на полке
б) лежачая энциклопедия
в) ходячая энциклопедия
Проверь себя
1) б, 2) а, 3) б, 4) в, 5) в
VII. Рефлексия.
- Какую цель ставили?
- Достигли цели?
- Чему научились на уроке?
-Что нового узнали на уроке?
-Кто считает, что научился использовать фразеологизмы в подходящей жизненной ситуации?
VIII. Самооценка.
– Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде. Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения:
1. Я работал засучив рукава.
2. Я переливал из пустого в порожнее.3. Я устал и вышел из себя.4. Я чувствовал себя как рыба в воде.41503601212855. Я смотрел на работу класса в оба глаза.
– Зачитайте. Объясните.
IX. Домашнее задание (по выбору):
- Упр. 23 из учебника
- написать историю происхождения одного из фразеологизмов
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Написать рассказ с одной из тем
1) Мой друг.
(Используй фразеологизмы: водой не разольёшь, золотые руки, светлая голова.)
2) На уроке.
(Используй фразеологизмы: ловил ворон, душа в пятки ушла, взял себя в руки.)
3) На перемене.5549265264795
(Используй фразеологизмы: сломя голову, и в ус не дует, где раки зимуют.)
Найди в интернет ресурсах, словарях и записать несколько фразеологизмов со следующими из слов (по выбору) рука, уши, язык, голова, плечо, нога, око - глаз
Приложение 2 (ученик читает)
Выражения «спустя рукава» и «засучив рукава» зародились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигли 95 см, а у женщин были длиннее на 40 см. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами, получится плохо. Чтобы дело спорились, рукава надо засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. Об умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их и засучивать не надо.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (самопроверка)
1группа.
Точить лясы - болтать
набить карманы - разбогатеть
навострить лыжи - убежать
со всех ног - быстро
клевать носом - дремать
поднять на ноги - вылечить
2 группа.
Нет худа без добра
вдоль и поперёк
ни жив ни мёртв
вопрос жизни и смерти
более или менее