Конспект урока по русскому языку на тему: Устойчивые выражения
Урок 11. УСТОЙЧИВЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ
Задачи урока:
– повторить и расширить представление об устойчивых выражениях (фразеологизмах), их
значении в речи, в работе с текстами;
Формировать – умения находить устойчивое выражение в тексте и определять его лексическое значение;
познавательные УУД:
– пользоваться фразеологическим словарем (устойчивых выражений);
– преобразовывать информацию; коммуникативные и личностные УУД:
– учиться высказывать и обосновывать собственное мнение.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.29–31); Рабочая тетрадь 2. I.
Оргмомент.
II.Упражнение 23. Школьникам надо заменить выделенные слова (словосочетания)
подходящим по смыслу устойчивым выражением из списка.
II.1. Слово неуютно можно заменить фразеологизмом не в своей тарелке.
Словосочетание нигде не было заменяется фразеологизмом след простыл.
Вместо слов не заставлял рассказывать по смыслу подходит фразеологизм (не) тянуть за
язык.
Легко и непринужденно в последнем предложении заменяют на выражение как рыба в воде.
II. 2. Антонимами являются фразеологизмы не в своей тарелке и как рыба в воде.
III.Упражнение 24. В этом упражнении школьники должны объяснить фразеологизм с
помощью синонима из списка слов. Цель – учить понимать значение устойчивого выражения.
В результате работы у школьников появляется следующая запись:
Точить лясы – означает болтать.
Набить карманы – означает разбогатеть.
Навострить лыжи – означает убежать.
Со всех ног – означает быстро.
Клевать носом – означает дремать.
Поднять на ноги – означает вылечить.
IV.Упражнение 25. Цель – учить использовать устойчивые выражения в речи; учить подбирать
антонимы.
IV.1. В упражнении требуется закончить устойчивое выражение, используя слово-антоним.
Первый фразеологизм будет звучать так: нет худа без добра. Слово добро является
антонимом слову худо.
Далее: вдоль и поперек; ни жив ни мѐртв; вопрос жизни и смерти; более или менее.
IV.2. Затем школьники составляют предложения с получившимися фразеологизмами.
V.Упражнение 26 направлено на формирование умения находить устойчивое выражение в
тексте и определять его лексическое значение.
В шуточном стихотворении школьники находят фразеологизм сел в галошу и из списка
словосочетаний выбирают словосочетание попасть в неловкое положение.
VI. Тетрадь для самостоятельной работы № 2: упражнение 14 (с.17–18).
VII. Тетрадь для самостоятельной работы № 2: упражнение 15 (с. 19).
VIII. Домашнее задание: упражнение 16 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с. 19–
20).
IX. Итог урока.