Рабочая программа.Социально-бытовая ориентировка.3 класс
Принята Утверждена
На заседании предметного директором ГБС(К)ОУ школы-интерната №17
методического объединения г. о. Самара
(Протокол №___от________) (Приказ от___________ № ____)
Проверена
заместителем директора
____________А.В. Патокина(дата_________)
Рабочая программа
педагогического работника
высшей категории Савельевой Светланы Александровны
педагогического работника
Смолиной Натальи Владимировны
по социально – бытовой ориентировке
для 3 класса
основной общеобразовательной школы
на 2015/2016 учебный год
г. о. Самара
Социально-бытовая ориентировка
Пояснительная записка
Данная рабочая программа адресована 3 классам для детей с нарушением зрения.
Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» разработана на основе авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для слабовидящих детей) Бельмер В,А., Григорьевой Л.П., Денискиной В.З., Кручинина В.А., Максютова Р.Д., и других под редакцией Плаксиной Л.И.. Рекомендована управлением реабилитационной работы и специального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (Москва «Просвещение» 1997г.)
Программа создана на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе. Содержание и задачи программы предусматривает обучение и воспитание детей в начальной школе и располагается по видам детской деятельности, при этом важным условием её реализации является комплексный подход к организации коррекционно-воспитательной работы.
Основными принципами организации коррекционно-педагогического и образовательного процессов являются:
-учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;
-комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;
-дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотех-286385665670500-292735672401500ники, а также уменьшения наполняемости классов и групп и методики индивидуально- подгруппового обучения;
-система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации детей с нарушением зрения:
-создание офтальмогигиенических условий в учебных классах, групповых комнатах и лечебных кабинетах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и потребностей ребенка;
-обеспечение оптимальных условий для длительной медико-психологической реабилитации детей с нарушением зрения.
Вариантность программ и средств воздействия, адаптивные возможности воспитательно-образовательных форм и методов, целостность и комплексность общего оздоровления организма ребенка создают единую и стройную модель социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения.
Такая модель УВК позволяет решать проблемы профилактики и улучшения состояния зрения путем создания щадящих условий комплекса общеукрепляющих и специальных коррекционных мероприятий.
Конечной целью УВК является стабилизация всего хода психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.
Социально-бытовая ориентировка относится к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учетом возрастных и специфических особенностей и возможностей детей с нарушением зрения. При этом учитываются местные особенности и национальные традиции
Содержание занятий включает в себя следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь»Овладение навыками социально-бытовой ориентировки облегчает социально-психологическую адаптацию детей с нарушением зрения к современным условиям жизни.
Занятия по теме «Личная гигиена» позволяют детям овладеть умениями и навыками гигиены и охраны зрения и осязания, ухода за кожей, сохранения и укрепления своего здоровья.
Занятия по теме «Питание» предусматривают ознакомление детей с основными продуктами питания, способами приготовления и хранения пищи, сервировкой стола.
Расширению навыков самообслуживания способствуют тематические занятия «Одежда и обувь», «Жилище». Они включают знакомство с повседневным уходом за одеждой, обувью и жилищем. Пути и средства установления личных взаимоотношений в семье, группе, классе, общественных местах раскрываются и темах «Семья» и «Культура поведения». Детям показываются правила поведения за столом, при посещении музеев, библиотек, кинотеатров, клубов, почты, магазина.
Важную роль играет формирование у детей умений и навыков пользования средствами связи, транспортом, магазинами, медицинской помощью. Эти умения и навыки формируются при прохождении тем «Транспорт», «Торговля», «Средства связи». «Медицинская помощь».
Цели и задачи учебного предмета
Главная цель курса СБО в начальной школе — помочь ребенку с глубоким нарушением зрения адаптироваться к школьной жизни, активно включиться в нее, сформировать у ребенка первоначальные, но адекватные представления о бытовой и социальной сферах жизни человечка.
Достижение этих целей делает достаточно комфортной жизнь ребенка в школе, повышает его статус в семье, обогащает его знаниями и
умениями, которые позволяют расширить круг общения и доступных видов предметно-практической деятельности.
Назначение занятий по СБО с учащимися начальных классов в следующих задачах:
- восполнить пробелы дошкольного, как правило, домашнего воспитания детей по вопросам социально-бытовой ориентировки;
- дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту, их назначении и правилах обращения с ними;
- выработать навыки обращения с предметами, используемыми в быту; - сформировать навыки культуры поведения в быту, в среде зрячих людей; - познакомить с различными службами быта, учреждениями и организациями, в которые они могут обратиться;
- научить правилам поведения в общественных местах, в различных службах быта и учреждениях;
- выработать приемы самоконтроля за своим поведением, внешностью, научить детей вступать в общение с различными людьми в различных ситуациях.
Место предмета в учебном плане
Программа составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени, отведенным на изучение социально-бытовой ориентировки — 1 час: 34 часа в 3 классе (34 учебные недели).
Данная рабочая программа по социально-бытовой ориентировке соответствует авторской программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для слабовидящих детей) Бельмер В,А., Григорьевой Л.П., Денискиной В.З., Кручинина В.А., Максютова Р.Д., и других под редакцией Плаксиной Л.И. (Москва «Просвещение» 1997г.)
Особенности организации учебного предмета
Для формирования знаний, умений и навыков по социально-бытовой ориентировке используются различные методические приемы: объяснения, показ, сюжетно-ролевые игры, экскурсии.
Формы контроля
Преобладающей формой текущего контроля выступают практические работы
Текущий контроль. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Текущий контроль важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесение изменений в планировании последующего обучения.
Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.
Методическое оснащение курса
-Учебно-лабораторное оборудование;
-Технические и электронные средства обучения;
-Интернет-ресурсы;
-Периодические издания.
Учебно-тематический план
№ СОДЕРЖАНИЕ КОЛ-ВО ЧАСОВ
1. Личная гигиена 4
2. Одежда и обувь
3
3. Питание 5
4. Семья 3
5. Культура поведения
6
6. Жилище 3
7. Транспорт 3
8. Торговля 2
9. Средства связи 2
10. Медицинская помощь
3
Содержание программы
3-й класс (34 ч)
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА (4 ч)
Оптические средства коррекции зрения. Соблюдение режим зрительной нагрузки (правильное сочетание умственной работы с практической деятельностью, занятиями физкультурой, спортом и отдыхом).
Гигиенические требования к организации учебных занятий Возможности улучшения зрения. Охрана и развитие зрения. Значение правильного режима жизни, рационального питания для здоровья. Правила пользования ножницами, вилками, ножами, иголками, спичками.
Практические занятия. Изучение приемов снятия зрительного утомления.
ОДЕЖДА (3 ч)
Правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей. Назначение прачечной, виды услуг, правила пользования, подготовка белья к стирке, пришивание меток, заполнение бланков, правила пользования прачечной самообслуживания.
Практические занятия. Стирка изделий, сдача белья в прачечную, заполнение бланка и получение белья из прачечной.
ПИТАНИЕ (5 ч)
Изготовление изделий из теста, их оформление. Знание способов консервирования овощей, последовательного приготовления консервов разными способами (квашение, соление). Умение составить меню, учитывая рациональность питания и наличие продуктов.
Практические занятия. Приготовление блинчиков, кексов из теста. Консервирование овощей. Упражнения в составлении меню, помощь повару на кухне.
СЕМЬЯ (3 ч)
Помощь родителям и воспитателям УВК в уходе за малышами.
Помощь другим в самообслуживании, знание разнообразных игр, умение их проводить в группе, помощь в уборке игрушек, проведение прогулок.
Практические занятия. Проведение с первоклассниками и в дошкольных группах игр, вечеров досуга, оказание им помощи во время выполнения бытовых обязанностей.
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ (6 ч)
Развитие способности воспринимать, чувствовать красоту произведения искусства и окружающей жизни. Развитие художественного вкуса, умения сопереживать, делать добро, осуждать зло.
Правила повеления во время экскурсий в лес Умение заметить, осмыслить красоту форм и красок природы, поддержать беседу с товарищами, высказать свое мнение. Правила поведения в гостях: внимание, поведение при встрече и расставании, за столом.
Правила вручения и приема подарков, требования к выбору подарков, умение изготовить несложные подарки своими руками.
Практические занятия. Организация и проведение дней рождения товарищей, вручение изготовленных учащимися подарков и т.д.
ЖИЛИЩЕ {3 ч)Объем и последовательность периодической и сезонной уборки. Санитарная уборка помещения. Уход за мебелью. Способы ухода за окнами, подбор моющих средств. Соблюдение офтальмо-гигиенических требований во время уборки.
Способы утепления окон.
Практические занятия. Проведение сухой и влажной уборки комнат, чистка пылесосом мягкой мебели, мытье стекол, зеркал.
ТРАНСПОРТ (3 ч)
Функции железнодорожного транспорта, метро. Назначение вокзалов, основные службы вокзалов. Умение пользоваться расписанием (определение номера поезда, времени отправления, прибытия). Значение видов пассажирских вагонов (общий, плацкартный, купейный, мягкий). Порядок приобретения билета (покупка в кассе, заказ по телефону).
Практические занятия. Экскурсии: на вокзалы, автостоянки.
Торговля (2ч)
Универмаги и специализированные промтоварные магазины, их отделы. Назначение магазинов. Стоимость некоторых товаров. Порядок покупки товаров. Правила поведения в магазине.
Практические занятия. Экскурсии в промтоварный магазин и покупка товаров.
СРЕДСТВА СВЯЗИ (2 ч)
Отправление ценного письма. Ассортимент бандеролей, предельный вес и стоимость посылаемых предметов, виды и способы упаковки, заполнение бланков.
Практические занятия. Отправка по почте писем, бандеролей родственникам, друзьям, в другую школу, детский сад.
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ (3 ч)
Набор домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства, термометр, горчичники). Их назначение и правила применения. Вред самолечения. Пользование термометром. Местные лекарственные растения.
Правила первой помощи: обработка раны и наложение повязки.
Практические занятия. Наложение повязки на рану, правила первой помощи при порезе, ушибе конечности.
Требования к уровню подготовки
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
стирать изделия из синтетических волокон и шерсти, знать и уметь сдать белье в стирку и т.д.;
приготавливать простые блюда из теста (печенье, блинчики и т.д.);
помогать малышам в уборке, проведении прогулок, чистке одежды и др.;
убирать помещения, соблюдать офтальмо-гигиенические требования во время уборки;
пользоваться расписанием поездов, автобусов; купить билет и др.;
знать стоимость отдельных товаров и уметь их купить (нитки, пуговицы, книги и т.д.);
отправлять ценные письма, бандероли;
бинтовать руку, оказывать помощь при порезе конечности.
Тематическое планирование
Количество часов Изучаемый вопрос программы (тема урока) Знания, умения, навыки Формы обучения Средства обучения и наглядности Способы контроля за усвоением ЗУН Коррекционные задачи
9
4
1
2
3
4
I четверть
Личная гигиена.
Режим дня. Рациональное питание.
Гигиена остаточного зрения. Оптические средства коррекции зрения.
Соблюдение режима зрительной нагрузки.
Правила пользования ножницами, вилками, ножами, иголками, спичками.
-составлять режим дня;
-знать, как правильно соблюдать гигиену тела;
-уметь правильно ухаживать за глазами;
-уметь пользоваться кухонными принадлежностями.
- практическое занятие. Изучение приёмов снятия зрительного утомления
-плакаты с правилами;
-кухонные принадлежности : нож, вилка, ножницы, иголки, спички.
Текущий контроль, фронтальный и индивидуальный опрос, оценивание.
Совершенствование зрительного восприятия.
Формирование произвольной деятельности, навыков самоконтроля, умения работать по инструкции.
Формирование произвольной деятельности (обучение последовательному выполнению действий и планированию, удержание в памяти плана действий в заданной последовательности и его реализация ).
3
5
6
7 Одежда
Мелкий ремонт одежды (пришивание пуговиц, вешалки, заплатки).
Правила стирки и сушки одежды из шерстяной и синтетической ткани.
Назначение прачечной. Виды услуг, подготовка белья к стирке, пришивание меток. - знать правила безопасности при работе с иголкой и ножницами;
-уметь пришить пуговицу, вешалку, заплатку;
- знать правила стирки и сушки белья из разных тканей;
-самостоятельная деятель
ность детей под руководством педагога;
-экскурсия в прачечную -швейные принадлежности;
-средства для стирки. Текущий контроль, фронтальный и индивидуальный опрос, оценивание.
Обогащение словарного запаса (названия тканей, прачечная).
Овладение графической символизацией (знаки на ярлычках одежды).
Формирование произвольной деятельности, навыков самоконтроля, умения работать по инструкции.
Воспитание нравственных качеств (аккуратность, бережное отношение к собственными вещам).
5
8
9 Питание
Санитарно – гигиенические требования к приготовлению пищи.
Правила пользования кухонными принадлежностями.
Изготовление изделий из теста. Их оформление.
-уметь пользоваться кухонными принадлежностями;
- знать правила хранения продуктов, приготовления, предварительной обработки;
- приготавливать простые блюда из теста (печенье, блинчики и т.д.);
-уметь пользоваться газовой или электроплитой (правила безопасности). - практическое занятие;
-самостоятельная деятель
ность детей под руководством педагога;
- необходимые продукты (яйца, мука, соль, сахар и т.д.) Текущий контроль, фронтальный и индивидуальный опрос, оценивание.
Формирование
произвольной деятельности, навыков самоконтроля, умения работать по инструкции.
Развитие зрительно-моторной памяти (выполнение работы по образцу).
Обогащение активного и пассивного словаря.
Развитие мелкой моторики.
7
10
11
12 II ЧЕТВЕРТЬ
Знание способов консервирования. Последовательность приготовления консервов.
Приготовление овощей к отвариванию. Овощной салат.
Умение составлять меню. -уметь пользоваться кухонными принадлежностями;
- знать правила хранения продуктов, приготовления, предварительной обработки;
-уметь составлять меню, учитывая рациональность питания, наличие продуктов;
- помогать в приготовлении пищи.
- экскурсия в школьную столовую. -необходимые продукты Текущий контроль, фронтальный и индивидуальный опрос, оценивание.
Формирование произвольной деятельности (обучение последовательному выполнению действий и планированию, удержание в памяти плана действий в заданной последовательности и его реализация ).
Обогащение активного и пассивного словаря.
Воспитание таких нравственных качеств как трудолюбие, взаимопомощь, сплочённость, отзывчивость, уважение к труду других людей.
3
13
14
15 Семья
Помощь родителям и воспитателям УВК в уходе за малышами.
Помощь другим в самообслуживании.
Практическое занятие. Групповая игра -знать разнообразные игры, уметь проводить их в группе, помогать в уборке класса, спальни, проведение прогулок. -практическое занятие;
- самостоятельная деятель
ность детей под руководством педагога;
Текущий контроль, фронтальный и индивидуальный опрос, оценивание.
Воспитание таких нравственных качеств как трудолюбие, взаимопомощь, сплочённость, отзывчивость, уважение к труду других людей.
Формирование произвольной деятельности и навыков самоконтроля.
3
16
Жилище
Гигиенические требования к жилому помещению, освещённость, отопление, чистота. -уметь подбирать моющие средства;
-соблюдать офтальмо-гигиенические требования во время уборки. Формирование произвольной деятельности (обучение последовательному выполнению действий и планированию, удержание в памяти плана действий в заданной последовательности и его реализация , развитие умения работать по словесной инструкции, выполнение многошаговых инструкций).
10
17
18 III ЧЕТВЕРТЬ
Подготовка жилого помещения к зиме, лету. Мытьё и оклейка окон.
Уход за мебелью. Подбор моющих средств. - проведение сухой и влажной уборки комнат, чистка пылесосом мягкой мебели, мытьё стёкол, зеркал. -практическое занятие. 6
19
20
21
22
23
24 Культура поведения.
Знакомство с произведениями искусства
Правила поведения во время экскурсий в лесу.
Правила поведения в гостях.
Правила вручения и приёма подарков
Изготовление подарков своими руками
Организация и проведение дней рождения.
-знать правила поведения в лесу;
- знать правила поведения в гостях: внимание, поведение при встрече и расставании, за столом;
- знать правила вручения и приёма подарков, выбора подарка;
-уметь изготовить несложные подарки своими руками. - экскурсия в парк;
-практическое занятие. Организация и проведение дней рождения товарищей. Развитие способности воспринимать, чувствовать красоту произведений искусства и окружающей жизни.
Развитие художественного вкуса, умения сопереживать, делать добро, осуждать зло.
Развитие связной речи(поддержание беседы, умение высказать своё мнение).
2
25
26 Торговля.
Назначение магазинов. Стоимость товаров.
Посещение промтоварного магазина. Покупка товара. -знать правила поведения в магазине;
-знать стоимость отдельных товаров и уметь их купить. - экскурсия в ближайший магазин. Развитие связной речи (обращение к продавцу).
Формирование
произвольной деятельности, навыков самоконтроля, умения работать по инструкции.
Обогащение словарного запаса (названия и назначение магазинов: гастроном, универмаг, супермаркет и т.д., касса, чек, самообслуживание, название продуктов и т.д.)8
3
27
28
29 IV ЧЕТВЕРТЬ.
Транспорт.
Функции различных видов транспорта.
Назначение вокзалов. Основные службы вокзалов.
Экскурсия на железнодорожный вокзал.
-знать назначение вокзалов, основные службы вокзалов;
-уметь пользоваться расписанием (определение номера поезда, времени отправления, прибытия);
-значение видов пассажирских вагонов (общий, плацкарт, купейный);
-порядок приобретения билета (покупка в кассе, заказ по телефону). -экскурсия на вокзал, автостоянку. 1.Развитие связной речи (обращение к кассиру).
2.Формирование
произвольной деятельности, умения работать по инструкции.
3.Обогащение словарного запаса (названия и назначение транспортных средств, названия пассажирских вагонов т.д.)
4.Овладение графической символизацией (условные обозначения на билете, на вокзалах и т.д.)
2
30
31 Средства связи.
Отделение связи, почта. Ассортимент услуг.
Отправление ценного письма, бандероли. -уметь написать письмо, правильно заполнить адрес;
- отправить письмо, бандероль;
-познакомить с ассортиментом бандеролей (предельный вес, стоимость посылаемых предметов, виды и способы упаковки, заполнение бланков). -экскурсия на почту. 1.Развитие связной речи (обращение к работнику почтового отделения, написание письма, заполнение бланков).
2.Формирование
произвольной деятельности, умения работать по инструкции.
3.Обогащение словарного запаса (ассортимент бандеролей, виды упаковки, ценное письмо).
4.Овладение графической символизацией (условные обозначения).
3
32
33
34 Медицинская помощь.
Набор домашней аптечки.
Вред самолечения. Местные лекарственные травы.
Правила первой медицинской помощи. -знать назначение и правила пользования перевязочными средствами, дезинфицирующими средствами, термометром, горчичниками;
- знать правила оказания первой медицинской помощи(наложение повязки на рану, помощь при порезе, ушибе конечности).
-практическое занятие;
- экскурсия в школьный медпункт. 1.Обогащение словарного запаса (названия и назначение различных лечебных препаратов, названия лечебных растений).
2.Овладение графической символизацией (условные обозначения).
3. Формирование
произвольной деятельности, умения работать по инструкции, образцу.
Список литературы
1. Денискина В.З. Коррекционный курс "Домоводство и самообслуживание" в старших классах для детей с нарушением зрения: Методические рекомендации. – Уфа, 1996.2. Овладение инвалидами по зрению умениями и навыками самообслуживания и ведения хозяйства / Под ред. Э.М.Стерниной, В.А.Феоктистовой. – Воронеж, 1992.3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. 4. Руцкая Е.Н. Организация работы по домоводству и самообслуживанию: Учеб. пособие. – М., ВОС, 1987.5. Руцкая Е.Н., Капрова А.Г. Ведение домашнего хозяйства инвалидами по зрению. – М.: ВОС, 1988.6. Содержание и методы коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке // Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции / Под науч. ред. док. Психол. наук профессора Л.И.Солнцевой. – М., ВОС, 1990.
7. Кислякова Ю.Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития: Путешествие в мир окружающих предметов: Для дошк. и младш. школьного возраста: Пособие для учителя-дефектолога / Ю.Н. Кислякова.- М.: ВЛАДОС, 2004.-