Рабочая программа Социально-бытовая ориентировка — 6 класс
РАССМОТРЕНА
и принята на МО
Протокол № ___
от «___»______2016 г.
Руководитель ШМО
_________________
СОГЛАСОВАНА
Зам. Директора по УВР:
_________________
Нуретдинова Е.В.
«___»_______2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:
_________________
Квашнина С.В.
«___»________2016 г.
Рабочая программа
по социально-бытовой ориентировке
на 2016-2017 учебный год
Класс: 6
Количество часов всего: 34, в неделю: 1
Составил: __________ Грибкова Л.С.
подпись расшифровка подписи
Пояснительная записка.
Нормативные документы.
1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016/2017 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 5-9 классы 1 сборник. Под ред. В.В. Воронковой; Москва, ВЛАДОС, 2000г.
4.Учебный план образовательного учреждения на 2016/2017 учебный год
5.Школьное положение о рабочей программе педагога.
1.2. Цели и задачи изучения предмета.
Цель курса социально – бытовой ориентировки: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.
Задачи:
расширение кругозора детей о знании питания в жизни и деятельности человека;
формирование знаний о разнообразии пищи, ее целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания;
формирование умений определить простейшими приемами экологически чистые продукты;
приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшение их;
трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи;
творческого отношения к домашнему труду;
развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.
1.3. Общая характеристика предмета. Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен но принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.
1.4. Результат изучения предмета.
В результате реализации программы по социально-бытовой ориентировке воспитанники:
научатся правилам ведения домашнего хозяйства;
получат практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках;
скорригируется личностное развитие и подготовка их к самостоятельной жизни.
1.5. Сведения об УМК.
Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. - М.: «Владос», 2006 г.
1.6. Предпочтительные формы контроля.
Беседы на изученные темы, изготовление поделок по инструкции учителя
2. Основное содержание предмета.
2.1.Учебно-тематический план.
Из них
1
2
3
4
5
6
7
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Теорети-ческое обучение
Контроль-ные работы
Самосто-ятельные работы
Тестовые работы
1
Личная гигиена
2
2
Учреждения и организации
2
3
Питание
5
4
Культура поведения
4
5
Жилище
6
6
Транспорт
3
7
Торговля
3
8
Средства связи
5
9
Семья
2
10
Медицинская помощь
2
2.2 Краткое описание каждой темы.
«Личная гигиена»
Закаливания организма (зарядка, обтирание, сезонная одежда, физические упражнения). Уход за руками (уход за ногтями и кожей рук, кремы)Уход за ногами (уход за ногтями и кожей ног) Профилактика грибковых заболеваний. Мытье рук, стрижка ногтей, уход за кожей рук.
Практическая работа
Подобрать косметические средства для ухода за кожей рук;
«Одежда и обувь»
Мелкий ремонт одежды (правила пришивания пуговиц, вешалок, крючков, зашивание распоровшегося шва). Правила и приемы ручной стирки изделий из х/б и шелковых тканей. Глажение фартуков , косынок , салфеток.
Практическая работа
Пришивание пуговиц, петель, крючков, вешалок на школьную и домашнюю одежду, подшивание брюк, платья, зашивание распоровшегося шва.
«Питание»
Гигиена приготовления пищи. Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи. Замораживание, размораживание. Определение срока годности. Приготовление пищи . ужин. Приготовление блюд из круп, макаронных изделий, картофеля и других овощей, молока и молочных продуктов. Сервировка стола к ужину
Практические работы
Варка макарон, картофеля, приготовление каши на воде, и молоке. Пюре. Запеканок (из творога, и других продуктов).
Оформление готовых блюд
«Семья»
Состав семьи учащихся: имя, отчества, возраст, место работы членов семьи, личные взаимоотношения в семье. Права и обязанности каждого члена семьи.
«Культура поведения»
Правила поведения в общественных местах.(кино, театре, музее, библиотеке). Поведение при посещении массовых мероприятий.
«Жилище»
Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Основные правила организации рабочего места школьника. Повседневная сухая и влажная уборка квартиры. Пылесос. Комнатные растения (их назначение, допустимое количество и уход). Уход за полом. Средства по уходу за полом.
Практические работы
Сухая и влажная уборка помещения, пользование пылесосом и уход за ним. Мытьё полов. Уход за комнатными растениями : полив, опрыскивание, пересадка.
«Транспорт»
Основные транспортные средства. Пользование городским транспортом. Оплата поезда на всех видах транспорта. Наиболее рациональные маршруты передвижения от дома до школы, в разные точки города, района. Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты.
Экскурсия на вокзал (станцию)
«Торговля»
Продовольственные и специализированные продовольственные магазины. Виды товаров, их стоимость. Порядок приобретения товара.
Экскурсия в специализированный продовольственный магазин.
«Средства связи»
Основные средства связи (почта, телеграф, телефон). Виды почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки, денежные переводы, телеграммы). Виды писем9закрытые,открытые, простые, заказные), порядок отправления писем. Телеграф. Виды телеграфных услуг. Тарифы. Заполнение телеграфных бланков составление текста телеграмм.
«Медицинская помощь»
Виды медицинской помощи. Виды медицинский учреждений, их значение. Работники медицинских учреждений(врачи, медицинские сестры, младший медицинский персонал, регистраторы, работники аптек). Виды медицинской помощи: доврачебная, «скорая помощь», помощь на дому, амбулаторный прием, госпитализация. Вызов «скорой помощи» и врача на дом. помощи. Использование различных видов мед. Помощи
«Учреждения, организации и предприятия»
Дошкольные учреждения и их назначения. Экскурсия в ДДТ.
Требования к уровню подготовленности обучающихся по данной программе
Учащиеся должны знать:
Правила закаливание организма, правила обтирания, правила соблюдения личной гигиены во время физических упражнений, походов, правила ухода за ногами.
Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, правила поведения и меры предосторожности при посещении массовых мероприятий.
Способы первичной и тепловой обработки макаронных изделий, круп, молока и молочных продуктов, овощей, санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком, правила пользования электроприборами, определение качества и сроков хранения продуктов, правила хранения продуктов в холодильнике и без него, различные меню ужина.
Основные средства связи; виды почтовых отправлений, стоимость почтовых услуг при отправлении писем, виды телеграфных услуг.
Виды медицинской помощи, функции основных врачей-специалистов.
Состав семьи, имена, отчества родителей и близких родственников, место работы и должность родителей, правила поведения в семье.
Гигиенические требования к жилому помещению, правила организации рабочего места школьника, правила и последовательности проведения уборки помещения, санитарно-гигиенические требования, назначение комнатных растения, уход и допустимое количество их в квартире.
Правила стирки изделий, санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами.
Основные транспортные средства, виды междугороднего транспорта, стоимость проезда во всех видах транспорта, порядок приобретения билетов и талонов.
Основные виды продовольственных магазинов, их отделы, виды специализированных магазинов, виды и стоимость различных товаров, порядок приобретения товаров.
Учащиеся должны уметь:
Мыть руки, стричь ногти на руках и ухаживать за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за ногами..
Отваривать макаронные изделия, варить кашу на воде и молоке, отваривать картофель и готовить пюре, готовить запеканки из овощей и творога, оформлять готовые блюда, сервировать стол.
Проводить сухую и влажную уборку помещения, чистить ковры, книжные полки, батареи, ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства, ухаживать за комнатными растениями.
Подбирать продукты к ужину с учетом меню, обращаться к продавцу, кассиру.
Используемая литература.
Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида. - М.: НЦЭНАС, 2003 г.
Девяткова Т.А. и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIIIвида. - М., «Владос», 2004г.
Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIIIвида.- М., «Владос», 2005
Маллер А.Р.Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - М., 2000
Шипицына Л.М. Уроки общения для детей с нарушением интеллекта. - Санкт-Петербург, «Просвещение», 2006
Хилько А.А., Ермощенко М.Е., Смирнова А.Д. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIIIвида. - Санкт-Петербург, «Просвещение», 2006
Тематическое планирование.
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Дата
план-мая
Дата
фак-кая
Прим-ния
1
Закаливание организма. Правила закаливания организма.
1
2
Уход за кожей рук и ногтями
1
3
Осанка при ходьбе в положении сидя и стоя. Мимика и жесты во время разговора
1
4
Формы обращения к старшим и к сверстникам при встрече и расставании. Ролевая игра « Слова при встрече и расставании»
5
Формы обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам. Ролевая игра «Хочу спросить»
1
6
Разговор со старшими и со сверстниками. Ролевая игра «Беседа взрослых»
1
7
Основные транспортные средства. Правила пользования городским транспортом. Оплата проезда на всех видах транспорта
1
8
Пригородные поезда. Расписание. Оплата проезда
1
9
Экскурсия на вокзал
1
10
Детские ясли, детсад, школа, Центр досуговой деятельности
1
11
Экскурсия в Центр досуговой деятельности
1
12
Основные средства связи (почта, телеграф, телефон)
1
13
Виды почтовых отправлений
1
14
Экскурсия на почту
1
15
Виды писем. Написание адреса на конверте
1
16
Телеграф. Составление текстов телеграмм. Отправление
1
17
Мебель и оборудование. Правила пользования и техника безопасности при работе с плитой
1
18
Посуда, приборы, приспособления. Мытье и чистка посуды (повторение)
1
19
Правила безопасной работы на кухне(режущие инструменты, кипяток). Хранение продуктов и готовой пищи (в холодильнике и без него)
1
20
Севировка стола к ужину
1
21
Пиготовление отварных макарон
1
22
Состав семьи учащихся: имена, отчества, место работы.
Родственные отношения: мать, отец, брат, сестра, бабушка, дедушка, дядя, тетя
1
23
Правила поведения в семье. Обязанности по дому
1
24
Значение уборки жилых помещений. Периодичность уборки (ежедневная, недельная, сезонная)
1
25
Требования к организации спального места. Гигиенические требования к постельному белью
1
26
Виды половых покрытий: деревянные, паркет, линолиум
1
27
Инвентарь, приспособления и средства по уходу за полами
1
28
Ковры и ковровые покрытия, их виды. Способы ухода за ними (влажный веник, пылесос)
1
29
Пылесос. Правила и техника безопасности при работе с ним
1
30
Продовольственные и специализированные продовольственные магазины. Виды товаров, стоимость, порядок приобретения
1
31
Сюжетно-ролевые игры «Я покупатель», «Покупка продуктов по списку»
1
32
Медицинские учреждения. Функции основных врачей специалистов
1
33
Виды медицинской помощи. Вызов врача на дом
1
34
Проверочная работа – проведение чаепития
1
* Региональный компонент
15