Рабочая программа Социально-бытовая ориентировка 5-7 класс

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДОВИКОВСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Городовиковская средняя общеобразовательная школа №2»

«Рассмотрено»
Руководитель МО:
____________/___________/

Протокол № ___ от
«__»_____________20___г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МКОУ «ГСОШ №2»: Мантусова А.П./__________/

«__»____________20___г.

«Утверждаю»
Директор МКОУ «ГСОШ №2»:
Сюкеева Ю.Н. /____________/

Приказ № ___ от «__»_______________20___г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

_______Мантусовой Аксиньи Павловны_______
Ф.И.О., категория


по предмету __Социально бытовая – ориентировка 5-7 класс___
предмет, класс и т.п.


количество часов: 68

Рабочая программа по предмету СБО разработана на основе «Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида: 5-9 кл. 2сб. под редакцией Воронковой. (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). - Москва, Владос, 2013.




Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»____________20___ г.







2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.
Рабочая программа по предмету СБО разработана на основе  «Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида: 5-9 кл. 2сб. под редакцией Воронковой. (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). - Москва, Владос, 2013.
  Цель программы – подготовка учащихся  к самостоятельной жизни и адаптации в современном социуме.
  Задачи предмета социально – бытовая ориентировка:
формирование знаний, умений, навыков сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных                                (коррекционных) учреждений, повышение общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизни:
коррекция недостатков психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности);
развитие коммуникативной функции как непременное условие социальной адаптации.
Учебная программа по СБО строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников. Особенностью учебной программы по социально-бытовой ориентировке является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки.
Общая характеристика учебного предмета, курса
    Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку воспитанников к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний умений и навыков, способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития учащихся.
   Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений
     Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у воспитанников с  ограниченными возможностями здоровья  необходимые навыки   самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями,  в которые им придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы,  направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны  способствовать усвоению морально этических норм поведения,  выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса воспитанников  и т. д.
     На занятиях по СБО  уделяется  внимание обогащению словарного запаса: используются  пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи.    
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
СБО в учебном плане относится к образовательной области «Коррекционная подготовка» и является федеральным компонентом. Курс состоит из:
34 академических часа для 5 класса, по 1 час в неделю;
68 академических часов для 6-7 классов, по 2 часа в неделю.
В целом каждое занятие рассчитано на 45 минут. Оценивание происходит в соответствии с положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации.

Содержание тем учебного курса
Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки. Каждый раздел программы имеет свое продолжение с 5 по 7 класс. Например, если в 5 классе по теме «Одежда и обувь» к концу года учащиеся должны знать только виды одежды и обуви, их назначение и уход за ними, то в 7 классе знания и умения в значительной степени расширены: особенности стирки одежды и белья, правила пользования стиральной машиной и моющими средствами, назначение прачечной и пользование ею.
Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий служба быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда.
Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает использование соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения: объяснение, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры; использование наглядных средств обучения, демонстрация учебных кинофильмов, ИКТ.
Для занятий по СБО требуется разнообразный дидактический раздаточный материал. Останавливаясь на каждом разделе программы отдельно, можно использовать следующий минимальный перечень оборудования и методических пособий.
При изучении раздела «Личная гигиена» учащимся предлагается выполнение практических работ, которые вполне могут быть осуществимы вне условий класса и во внеурочное время. Поэтому нецелесообразно содержать предметы личной гигиены на каждого ученика, можно обойтись одним образцом.
Для изучения используются:
таблица о закаливание организма;
демонстрационная таблица по правилам и приемам ухода за органами зрения;
литература о пагубном влиянии курения и алкоголя;
носовые платки, ножницы, расчески, ватные палочки, косметические салфетки;
образцы косметических средств и средств гигиены.
Основной задачей раздела «Культура поведения» является формирование и закрепление учащихся навыков поведения в помещениях и на улице, в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, предприятиях и организациях, в транспорте, навыков культурного общения со знакомыми и незнакомыми людьми. Часто используемый метод обучения по темам данного раздела – это моделирование реальных ситуаций, например «В кино», «В гостях», «Ко мне пришел гость» и др.
При изучении материала данного раздела используется оборудование:
вазы для цветов;
телевизор;
видео- и аудиоаппаратуру;
диски, кассеты;
художественную литературу (книги по этикету, журналы мод, кулинарные рецепты и т.д.);
шкаф;
мягкую мебель;
настольную лампу;
сервизы для приема гостей.
Изучение раздела «Одежда и обувь» требует наличия в кабинете электробытового оборудования. Необходимы утюг и гладильная доска, стиральная машина, а также:
щетки для одежды;
демонстрационный набор обуви, одежды по сезонам, головные уборы;
вешалки, пуговицы, нитки, иглы;
фартуки, косынки.
При изучении раздела «Жилище» необходимым оборудованием является:
индивидуальные карточки для заполнения почтового адреса;
иллюстрированные журналы с различными видами жилья и подсобных помещений;
иллюстрированные журналы с различными видами мебели;
демонстрационный материал моющих средств;
Жилищный кодекс РФ.
Изучение раздела «Семья» предусматривает создание реальной домашней обстановки и семейных отношений. Оборудование:
таблица по составлению родового древа;
индивидуальные анкеты;
фотоальбомы, фотоаппарат;
Семейный кодекс РФ
демонстрационный и раздаточный материал (куклы);
пеленальный столик, пеленки, детская ванночка;
литература по уходу за грудными детьми;
игрушки, набор детской посуды.
Изучая раздел «Учреждения, организации и предприятия», учащиеся должны знать местонахождение ближайшего промышленного или сельскохозяйственного предприятия, детских садов, дома культуры, больницы, а также ознакомиться с их назначением, видами работ и услуг, обязанностями сотрудников.
Используется дидактический материал:
демонстрационный перечень дошкольных учреждений района, школ, училищ;
демонстрационный перечень школьных кружков;
демонстрационный перечень видов рабочих специальностей;
телефонный справочник.
При изложении материала по разделу «Питание» используется дидактическая наглядность:
таблица продуктов, составляющая рацион питания;
график режима питания в школе, школьное меню;
методический демонстрационный материал – посуда, кухонные приборы, сервиз чайный и сервиз столовый;
набор альбомов, таблиц и другой литературы о вкусной и здоровой пищи;
механические и электробытовые приборы.
Для изучения раздела «Транспорт» нужно иметь:
книги и брошюры по правилам дорожного движения;
различные демонстрационные виды проездных билетов;
образцы расписания поездов, самолетов, пригородных автобусов и других транспортных средств;
индивидуальные раздаточные знаки дорожного движения;
географическую карту местности для определения маршрутов.
Раздел «Торговля» требует наглядности, необходимой для моделирования реальных ситуаций «Покупки»,
«Продуктовый магазин», «Оплата в кассу» и т.д., когда могут использоваться как натуральные предметы, так и муляжи, а также настольные дидактические игры и др.:
репродукция картин с различными изображениями продуктов;
муляжи овощей и фруктов;
репродукции типов промышленных товаров;
индивидуальные раздаточные задания, карточки, перфокарты.
Выполнение практических заданий по темам раздела «Средства связи» вызывает трудности при заполнении различных бланков и написании адреса на конверте. Поэтому раздаточный и демонстрационный материал должен быть адаптирован для восприятия умственно отсталых школьников. Необходимо увеличить размеры используемых на почте бланков, сделав доступным для чтения особо мелкий шрифт.
Также требуется:
демонстрационные почтовые конверты, телеграммы, переводы, бланки для отправлений бандеролей, посылок;
индивидуальные раздаточные тексты писем и телеграмм;
каталог (виды связи: сотовая, автоответчик, компьютер, факс);
телефонные справочники.
Раздел «Медицинская помощь» требует наличие в кабинете аптечки первой медицинской помощи, других материалов:
доврачебные препараты (градусник, тонометр);
демонстрационный материал (больничный лист, справка);
таблица с лекарственными растениями, гербарий;
наиболее часто употребляемые лекарственные растения.
Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.
Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей, основных сведений и зарисовок. Домашнее задание, как правило, не задается. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий или попробовать закрепить пройденный материал с родителями.
Уровни социально-бытовой подготовленности:
1. Самостоятелен в пределах квартиры, во вне нуждается в постоянной помощи;
2.Самостоятелен в решении простейших социально-бытовых проблем, в более сложных случаях нуждается в помощи со стороны.
3. Самостоятелен в решении основных социально-бытовых проблем, нуждается в помощи только в особо сложных критических обстоятельствах.
В рабочей программе отведено место для записи № занятия, темы урока, даты, целей урока и в соответствии с темой, словарных слов, практических работ. Обучение ведется с опорой на личный опыт и знания учащихся.
Обозначение вида урока: Вв. – вводный, СНЗ – сообщение новых знаний, П – практический, К – комбинированный, О – обобщающий, Э – экскурсия, И – итоговый, З – закрепление.

Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся 5 класс

Тема
Содержание
Тип урока
Календарные сроки
Вид контроля
Наглядные пособия и оборудование
Домашнее задание

Введение

1
Цель, содержание и значение предмета СБО.
предмет СБО;
-правила поведения на уроках СБО.
Вв
Сентябрь
Опрос
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить пройденный материал

2
Соблюдение правил техники безопасности. Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятиях.
Правила соблюдение правил техники безопасности. Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятиях.
Вв
Сентябрь
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Заучить правила техники безопасности

Личная гигиена

3
Личная гигиена. Её значение для здоровья и жизни человека.
необходимости соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека.
СНЗ
Сентябрь
Опрос
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Заучить основы личной гигиены человека

4
Содержание в чистоте и порядке личных вещей
Правила ухода за личными вещами: носовой платок, зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце и др.
К
Сентябрь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить правила ухода за личными вещами

5
Гигиена зрения и слуха. Гигиена чтения
Правила освещения помещения.

К
Сентябрь
Ответы на вопросы
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить правила освещения помещения

6
Пагубное влияние курения, алкоголя на здоровье и развитие особенно детского организма и окружающих
Влияние курения, алкоголя на здоровье и развитие особенно детского организма и окружающих. Как корректно отказаться от предлагаемых первых папирос, глотка алкоголя
К
Октябрь
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Сочинить рассказ о пагубном влиянии курения, алкоголя на здоровье

Одежда и обувь

7
Виды одежды и головных уборов
Виды одежды, головных уборов. Текстиль используемый для изготовления одежды и головных уборов.
СНЗ
Октябрь
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Записать виды тканей используемый для изготовления одежды и головных уборов

8
Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека
Функциональная значимость одежды от сезона и назначения; умение подбирать одежду по сезону в зависимости от назначения..
СНЗ
Октябрь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Составить классификацию одежда по сезонам

9
Уход за одеждой
Правила ухода за одеждой из различных материалов
К
Октябрь
Ответы на вопросы
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить правила ухода за одеждой

10
Обувь, уход за обувью
Виды кремов, использование их в соответствии с инструкцией и типом кожи обуви. Правильный подбор щетки для обуви.
К
Октябрь
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить правила ухода за обувью

Питание

11
Продукты питания.
Значение разнообразия продуктов питания для здоровья человека
СНЗ
Ноябрь
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Составить эссе о влиянии продуктов питания на здоровье человека

12
Что такое кулинария.

Понятие о пище.
Пищевые вещества
СНЗ
Ноябрь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить основные понятия по теме

13
Продукты животного и растительного происхождения
Продукты их происхождение. Виды продуктов и их влияние на организм человека.
СНЗ
Ноябрь
Ответы на вопросы
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить классификацию продуктов по их происхождению

14
Место и условия приготовления пищи.
Кухонные принадлежности и приборы, посуда.
СНЗ
Ноябрь
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить основные понятия по теме

15
Приготовление завтрака.
Простые и комбинированные, горячие и холодные бутерброды
К
П
Декабрь
Тестирование Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Придумать рецепт бутерброда

16
Приготовление завтраков из яиц.
Яйца отварные, яичница, омлет
К
П
Декабрь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Составить рецепт блюда из яиц

17
Сервировка стола к завтраку
Понятие «сервировка». Виды и способы сервировки стока к завтраку.
К
Декабрь
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить виды и способы сервировки стока к завтраку

Моя семья

18
Понятие «семья»
Состав семьи, родственные
отношения
СНЗ
Декабрь
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить состав семьи. Записать состав, своей семьи

19
Поведение в семье
Правила поведения в семье,
обязанности по дому
СНЗ
Январь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить правила поведения в семье,
обязанности по дому

Культура поведения

20
Этикет как отражение морали обществ
Что такое этикет? Этикет как отражение морали обществ

СНЗ
Январь
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить основные понятия по теме.

21
Вредные и полезные привычки
Привычка – понятие, виды. Классификация привычек и способы избавления от вредных привычек
К
Январь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Составить классификацию своих привычек

Жилище

22
Жилье. Понятие, виды
Виды жилых помещений в городе и деревне. Почтовый адрес дома, школы.
СНЗ
Март
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить почтовый адрес дома, школы

23
Виды жилых помещений.
Жилой дом, квартира, комната. Виды жилья: собственное, государственное.
СНЗ
Март
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Составить с помощью родителей классификацию своего жилья

24
Гигиенические требования к жилью
Освещение, водоснабжение, отопление. Виды отопления в городе и селе.
К
Март
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить гигиенические требования к жилью

25
Последовательность уборки комнаты
Виды и типы уборки. Правила уборки. Последовательность уборки комнат
К
Март
Ответы на вопросы
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить правила и последовательность уборки помещений

Транспорт

26
Виды транспортных средств
Понятие транспортное средство. Виды транспортных средств (наземный, водный, воздушный)
СНЗ
Апрель
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить виды транспортных средств (наземный, водный, воздушный)

27
Классификация транспортных средств
Классификация транспортных средств (личный, общественный)
СНЗ
Апрель
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить классификацию транспортных средств (личный, общественный)

28
Правила поведения в общественном транспорта
Правила поведения в общественном транспорта
К
Апрель
Ответы на вопросы
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить правила поведения в общественном транспорта

29
Правила дорожного движения
Учить соблюдать правила
дорожного движения.
Формировать знания о правилах передвижения на
велосипеде
К
Апрель
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить правила дорожного движения

Торговля

30
Виды магазинов
Продовольственные и промтоварные магазины, универсамы, супермаркеты, специализированные магазины. Их назначение.
СНЗ
Май
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить классификацию магазинов

31
Продуктовые магазины
Продуктовые магазины и их отделы: хлебные изделия, кондитерские, бакалея, молочные, колбасные, сыры, мясо, рыба, овощи, фрукты, кулинария.
К
Май
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить отделы в продуктовом магазине

32
Экскурсия в продовольственный магазин.
Знакомство с отделами, видами продуктов, их стоимости за определенное количество массы.
Э
Май
Ответы на вопросы
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторение пройденного материала

33
Порядок приобретения
товаров в продовольственном
магазине
Порядок приобретения
товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание)
К
Май
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить порядок приобретения
товаров

34
Итоговое занятие за год.
Обобщить знания детей за год.
И
Май
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить пройденный материал




Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся 6 класс

Тема
Содержание
Тип урока
Календарные сроки
Вид контроля
Наглядные пособия и оборудование
Домашнее задание

Вводное занятие

1
Вводный инструктаж по охране труда учащихся в кабинете СБО.
Уточнить и обобщить правила по ТБ работы в кабинете СБО.
Вв
Сентябрь
Опрос
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить правила техники безопасности работы в кабинете СБО

Личная гигиена

2-3
Вводное занятие. Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. Способы закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных процедур.
Дать представление о закаливании организма Учить способам, правилам и приемам закаливания организма
СНЗ
Сентябрь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить способы, приемы и правила закаливания организма

4
Уход за ногами. Профилактика грибковых заболеваний
Уход за ногами. Профилактика грибковых заболеваний
П
Сентябрь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить правила ухода за ногами

5
Уход за руками, мытье и стрижка ногтей, уход за кожей рук
Уход за руками, мытье и стрижка ногтей, уход за кожей рук
П
Сентябрь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить правила ухода за руками

6
Обобщающий урок. Тестирование.
Обобщение по темам.
О
Сентябрь
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить пройденный материал

Одежда и обувь

7
Значение опрятного вида человека. Поддержание одежды в порядке: правила пришивания пуговиц. Практическая работа.
Формировать представление об опрятном виде человека Учить правильно пришить пуговицу.
П
Сентябрь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить представление об опрятном виде человека. Выучит правила пришивания пуговиц

8
Поддержание одежды в порядке: зашивание распоровшегося шва. Практическая работа.
Учить правилам и приемам зашивания одежды по распоровшемуся шву.
П
Сентябрь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить правила и приемы зашивания одежды по распоровшемуся шву

9
Правила и приемы ручной стирки из х\б тканей.
Учить правилам и приемам стирки.
К
Октябрь
Опрос
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить правила и приемы ручной стирки из х\б тканей

10
Стирка изделий из х\б ткани вручную. Практическая работа.
Учить стирать вручную, подбирать моющие средства.
П
Октябрь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Составить классификацию моющих средств

11
Утюг. Утюжка фартуков, косынок, носовых платков, салфеток.
Учить пользоваться электроутюгом.
Формировать правила безопасной работы.
К
Октябрь
Ответы на вопросы
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить правила безопасной работы с утюгом

12
Утюжка изделий из х\б ткани. Практическая работа.
Знать правила утюжки изделий из х\б ткани.
П
Октябрь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить правила утюжки изделий из х\б ткани

13
Обобщение пройденной темы. Проверочная работа.
Обобщить пройденный материал по темам раздела.
О
Октябрь
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить пройденный материл

Питание

14
Гигиена приготовления пищи.
Уточнить знания детей о гигиене приготовления пищи.
СНЗ
Октябрь
Опрос
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить правила гигиены при приготовлении пищи

15
Выбор продуктов. Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи.
Формировать правила о хранении продуктов и готовой пищи
СНЗ
Октябрь
Опрос
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи

16
Экскурсия в продуктовый магазин, наблюдение за выбором продуктов.
Учить выбрать доброкачественные продукты.
Э
Октябрь
Ответы на вопросы
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Закрепить пройденный материал

17
Продукты первой необходимости.
Формировать представления детей о продуктах первой необходимости.
К
Ноябрь
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Составить перечень продуктов первой необходимости

18
Правила безопасной работы на кухне. Инструктаж по ТБ
Закрепить правила безопасной работы на кухне.
Вв
Ноябрь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить правила безопасной работы на кухне

19
Приготовление пищи с минимум тепловой обработки на электроплите (бутерброды).
Учить готовить пищу не требующую тепловой обработки. закрепить правила безопасной работы с острыми предметами.
П
Ноябрь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Закрепить правила безопасной работы с острыми предметами

20
Приготовление каши на воде. Практическая работа.
Учить готовить кашу на воде. Уметь пользоваться плитой. Соблюдать ТБ.
П
Ноябрь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Составить рецепт каши

21
Приготовление каши на молоке. Практическая работа.
Учить готовить кашу на молоке. Уметь пользоваться плитой. Соблюдать ТБ.
П
Ноябрь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить правила ТБ при работе с варочной плитой

22
Заваривание чая. Практическая работа.
Учить заварить чай. Соблюдать ТБ при работе с плитой и кипятком.
П
Ноябрь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить правила заваривания чая

23
Приготовление омлета. Практическая работа.
Учить готовить омлет. Соблюдать ТБ при работе с плитой.
П
Ноябрь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Составить рецепт омлета

24
Отваривание картофеля. Практическая работа.
Учить отваривать картофель.
Соблюдать ТБ при
работе с плитой и ножом.
П
Ноябрь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Составить рецепт с отварным картофелем

25
Сервировка стола к ужину. Практическая работа.
Учить сервировать стол к ужину.
П
Декабрь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить правила сервировки стола

26
Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами с применением химических моющих средств.
Учить правилам и приемам ухода за посудой и приборами.
К
Декабрь
Опрос
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами

27
Обобщение пройденного материала. Проверочная работа.
Обобщить темы.
О
Декабрь
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить пройденный материал

Семья

28
Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность.
Уточнить знания детей о месте работы и должности членов семьи. Выявить знания детей о семье.
СНЗ
Декабрь
Опрос
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Заполнить таблицу о месте работы каждого члена семьи

29
Права и обязанности каждого члена семьи.
Формировать представление о правах и обязанностях каждого члена семьи.
К
Декабрь
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить права и обязанности каждого члена семьи

Культура поведения

30
Правила поведения в общественных местах:
- в кинотеатре;
- в музее;
- в библиотеке.
Познакомить с правилами поведения в зрелищных и культурно- просветительских учреждениях.
СНЗ
Декабрь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить правила поведения в общественных местах

31
Правила поведения на дискотеке. Сюжетная игра.
Учить
· правильно и безопасно вести себя при посещении массовых мероприятий.
К
Декабрь
Ответы на вопросы
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить правила поведения на дискотеке

32
Способы ведения разговора со старшими и сверстниками.
Учить способам ведения разговора со старшими, сверстниками.
Вырабатывать умения тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками.
СНЗ
Декабрь
Опрос
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить правила тактичного и вежливого поведения во время разговора

33
Способы ведения разговора со старшими и сверстниками.
Учить способам ведения разговора со старшими, сверстниками.
Вырабатывать умения тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками.
З
Январь
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить способы ведения разговора со старшими и сверстниками

Жилище

34
Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению.
Уточнить знания о гигиенических требованиях к жилому помещению.
З
Январь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить гигиенические требования к жилому помещению

35
Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению.
Закрепить знания о гигиенических требованиях к жилому помещению. Учить видеть, где чисто, а где грязно.
З
Январь
Ответы на вопросы
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Закрепить понятия «чисто» и «грязно», привести примеры

36
Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения.
Учить правилам и последовательности проведения сухой и влажной уборки. Уметь производить сухую и влажную уборку.
К
Январь
Опрос
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить правила проведения сухой и влажной уборки

37
Уборка помещения. Практическая работа.
Закрепить виды бытового труда по уходу за помещением: наведение порядка, вытирание пыли.
П
Январь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить последовательность проведения сухой и влажной уборки

38
Пылесос. Использование в уборке электропылесоса.
Дать представления о пылесосе, формировать умения пользоваться пылесосом.
СНЗ
Январь
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Закрепить правила пользования пылесосом

39
Уборка помещения, мытьё зеркал, утепление окон.
Практическая работа.
Учить мыть зеркала, утеплять окна. Учить соблюдать санитарно- гигиенические требования при работе с моющими средствами.
П
Январь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Закрепить правила мытья зеркал, и утепления окон

40
Уход за мебелью, в зависимости от её покрытия (лак, полировка, мягкая обивка). Практическая работа.
Учить чистить мебель, выбирать необходимый инвентарь, смачивать и отжимать тряпочку.
П
Февраль
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Закрепить правила чистки мебели

41
Обобщение пройденной темы. Проверочная работа.
Обобщить зун по темам.
О
Февраль
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить пройденный материал

Транспорт

42
Городской транспорт. Оплата проезда на всех видах городского транспорта (разовый, проездной, проездной единый билет).
Уточнить знания детей об основных видах транспорта.
Систематизировать знания о стоимости проезда во всех видах городского транспорта.
СНЗ
Февраль
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить виды транспорта.

43
Наиболее рациональные маршруты передвижения от дома до школы, в разные точки города, в ближайшие населенные пункты.
Дать представление о видах междугородного транспорта. Учить выбирать наиболее рациональные маршруты при движении по городу
К
Февраль
Ответы на вопросы
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить виды междугородного транспорта

44
Автостанция. Пригородные автобусы. Расписание.
Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты.
Учить ориентироваться в расписании пригородных автобусах. Определять направления и зоны.
К
Февраль
Опрос
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить направления междугородних автобусов

Торговля

45
Магазины промышленных товаров и их отделы: ткань, обувь, одежда, галантерея, книги, хозяйственные и др.
Формировать представление о магазинах промышленных товаров, их назначения и отделы.
СНЗ
Февраль
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить отделы магазинов промышленных товаров

46
Экскурсия в магазин промышленных товаров, знакомство с отделами магазина и видами товаров, количеством и ценой продаваемой продукции, гарантийным сроком.
Учить правилам поведения в магазине и общения с работниками магазина. Учить выбрать товар и выяснять срок гарантии на его использование.
Э
Февраль
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить правила поведения в магазине и общения с работниками магазина

47
Порядок приобретения товара, оплата. Хранение чека для возможности обмена товара, предусмотренного правилами торговли. Практическая работа. Приобретение доступного по цене товара (например, книгу, шариковую ручку т т.п.), проверка чека и сдачи.
Учить правилам покупки товара, умению выбрать нужный товар. Учить,
как оплатить, проверить чек и сдачу.
К
Март
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить правила покупки товара

48
Обобщение пройденной темы. Тестирование.
Обобщение по теме.
О
Март
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторения пройденного материала

Средства связи

49
Основные средства связи (почта, телеграф, телефон, компьютер), их назначение. Экскурсия на почту-телеграф.
Познакомить с основными средствами связи и их назначением. Формировать представление о работе почты-телеграфа.
СНЗ
Март
Ответы на вопросы
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить основные виды связи

50
Почта. Виды почтовых отправлений (письмо, бандероль, посылка, денежный перевод, телеграмма.)
Познакомить с видами почтовых отправлений.
К
Март
Ответы на вопросы
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить виды почтовых отправлений

51-52
Виды писем (открытое, закрытое, простое, заказное, ценное с уведомлением); международные и на территории своего государства. Порядок отправления письма различного вида. Стоимость пересылки.
Формировать представление о видах писем. Уметь отправлять письма.
К
Март
Опрос
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить виды писем

53
Практическая работа. Написание адреса на почтовых конвертах, на открытках.
Учить заполнять адрес.
П
Март
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Написать письмо и отправить его в школу

54
Практическая работа. Составление текста письма и телеграммы. Отличие.
Учить составлять текст письма и телеграммы.
П
Апрель
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Составить таблицу отличительные особенности письма и телеграммы

55
Обобщение пройденной темы. Проверочная работа.
Обобщение по теме.
О
Апрель
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторение пройденного материала

Медицинская помощь

56
Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная. Виды врачебной помощи: помощь на дому, «скорая помощь», амбулаторный прием, госпитализация.
Формировать представление о видах доврачебной и врачебной помощи.
СНЗ
Апрель
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить виды медицинской помощи

57
Виды медицинских учреждений: поликлиника, больница, диспансер, аптека, их назначение в оказании медицинской
помощи.
Формировать представления о видах медучреждений, их назначение.
К
Апрель
Ответы на вопросы
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить виды медицинских учреждений

58
Аптека. Лекарственные препараты.
Формировать знание детей о назначении аптеки. Отпуск товара: по рецептам, без рецепта; готовых и на заказ лекарств. Медицинское оборудование: термометр, пинцет и др

Апрель
Опрос
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить основные понятия по теме

59
Экскурсия в аптеку для знакомства с работой аптеки
Учить приобретать лекарства в аптеке.
Э
Апрель
Ответы на вопросы
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить правила приобретения лекарств в аптеке

60
Работники медицинских учреждений: врачи, медицинские сестры, лаборанты, младший медицинский персонал, регистраторы и др.
Дать представление о функциях основных врачей и др. персонала больницы.
К
Апрель
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Заполнить таклицу «Функции медицинских работников»

61
Обобщение пройденной темы. Проверочная работа.
Обобщение по темам
О
Апрель
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторение пройденного материала

Учреждения, организации и предприятия

62
Дошкольные учреждения – детские сады с ясельной группой и без нее.
Формировать представление о назначении детского сада.
СНЗ
Май
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить функции дошкольных учреждений

63
Школа. Экскурсия в школу.
Расширить знания детей о назначении школы.
К
Май
Ответы на вопросы
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить функции школы

64
Дом культуры.
Познакомить детей с работой дома культуры и его назначением.
К
Май
Опрос
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить функции дома культуры

65
Экскурсия в дом культуры.
Закрепить знания детей о работе ДК.
З
Май
Ответы на вопросы
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Написать рассказ о увиденном на экскурсии в дом культуры

66
Городская библиотека.
Формировать знания детей о назначении библиотеки. Отличительные черты городской и школьной библиотеки
К
Май
Ответы на вопросы
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить функции городской библиотеки

67
Посещение городской библиотеки.
Учить правильно вести себя в библиотеке.
Э
Май
Ответы на вопросы
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Написать рассказ о увиденном на экскурсии в библиотеки

68
Итоговое занятие за год.
Обобщить знания детей за год.
И
Май
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить пройденный материал


Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся 7 класс


Тема
Содержание
Тип урока
Календарные сроки
Вид контроля
Наглядные пособия и оборудование
Домашнее задание

Вводное занятие

1
Вводный инструктаж по охране труда учащихся в кабинете СБО.
Уточнить и обобщить правила по ТБ работы в кабинете СБО.
Вв
Сентябрь
Ответы на вопросы
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить правила по ТБ работы в кабинете СБО

Личная гигиена

2
Вводное занятие. Особенности личной гигиены в жизни подростка.
Формировать представления о значении правильного режима дня. Учить правилам личной гигиены девушки и юноши.
Вв
Сентябрь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Составить режим дня

3
Особенности ухода за кожей лица, волосами.
Учить правилам ухода за кожей лица, волос и уметь ухаживать за кожей лица и волосами. Учить определять тип кожи и волос.
К
Сентябрь
Ответы на вопросы
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить правила ухода за кожей лица, волос и уметь ухаживать за кожей лица и волосами

4
Пользование шампунем в соответствии с типом волос: жирные, сухие, нормальные. Практическая работа.
Учить подбирать мыло и шампунь с учетом состояния волос.
П
Сентябрь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить правила пользования шампунем

5
Средства борьбы с перхотью и выпадением волос.
Учить подбирать средства от перхоти и выпадения волос. Учить ими пользоваться.
К
Сентябрь
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить правила пользования средствами борьбы с перхотью и выпадением волос

6
Обобщение пройденной темы. Тестирование.
Обобщение по темам.
О
Сентябрь
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить пройденный материал

Одежда и обувь

7
Значение продления срока службы одежды
Дать представление о значении продления срока служения одежды.
СНЗ
Сентябрь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить способы продления сроков службы одежды

8
Виды штопки. Ремонт одежды: штопка. Практическая работа.
Учить видам штопки и умению ремонтировать одежду.
П
Сентябрь
Ответы на вопросы
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить виды и способы штопки одежды

9
Наложение заплат.
Формировать умения ремонтировать одежду наложением заплат.
К
Октябрь
Опрос
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить правила наложения заплат

10
Наложение заплат. Практическая работа.
Повторить санитарно- гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды.
П
Октябрь
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить правила ТБ при ремонте одежды

11-12
Использование бытовой техники при стирке белья из х\б тканей. Практическая работа.
Формировать представления о стиральных машинах. Учить правилам пользования моющими средствами. Устройство стиральной машины и правила пользования ею.
П
Октябрь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить правила пользования моющими средствами, правила пользования стиральной машиной

13-14
Стирка мелких изделий из белой х\б ткани вручную. Практическая работа.
Учить стирать мелкое белое бельё вручную.
П
Октябрь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить правила стирки белого белья

15
Правила и приемы глаженья белья, брюк, спортивной одежды.
Познакомить с особенностями глажения одежды из различных тканей, а также постельного белья, полотенец. Уметь гладить одежду и бельё
П
Октябрь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить правила и приемы глаженья белья, брюк, спортивной одежды

Питание

16
Виды питания.
Познакомить с видами питания, их особенностями.
СНЗ
Октябрь
Опрос
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить ыиды питания

17
Значение первых, вторых блюд.
Дать понятие значения первых и вторых блюд.
К
Ноябрь
Ответы на вопросы
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить значение первых и вторых блюд. Записать их отличительные особенности

18
Приготовление первых и вторых блюд из овощей, рыбных и мясных блюд.
Формировать представление о способах обработки овощных, мясных, рыбных продуктов. Последовательность приготовления блюд. Учить готовить обед.
К
Ноябрь
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Составить рецепт блюда из мяса

19
Приготовление щей из свежей капусты. Практическая работа.
Учить готовить первое блюдо по рецепту из доступных продуктов.
П
Ноябрь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Составить рецепт блюда из капусты

20
Использование механических и электробытовых приборов для экономии сил и времени при приготовлении пищи.
Закрепить знания правил безопасности при использовании механических и электробытовых приборов.
Учить пользоваться: мясорубкой, теркой, миксером. Научить пользоваться электроплитой.
К
Ноябрь
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить правила работы с электробытовыми приборами

21
Пользование мясорубкой. Практическая работа.
Практически закрепить умение детей пользоваться мясорубкой.
П
Ноябрь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить правила пользования мясорубкой

22
Сервировка стола к обеду. Практическая работа.
Учить сервировать стол к обеду.
П
Ноябрь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Правила сервировки стола к обеду

23
Составление меню к обеду.
Учить составлять меню к обеду.
П
Ноябрь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Составить меня к обеду

24
Приготовление киселя. Практическая работа.
Учить детей по технологической карте готовить кисель.
П
Декабрь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Составить рецепт фруктового киселя

25
Обобщение пройденной темы.
Обобщение по темам.
О
Декабрь

Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить пройденный материал

Семья

26
Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми – умывание, одевание, обувание, причесывание.
Знакомить с правилами по уходу за младшими детьми. Учить одевать первоклассников на прогулку.
СНЗ
Декабрь
Опрос
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить правила ухода за маленькими детьми

27
Помощь родителям и воспитателям в соблюдении чистоты и порядка в школе, дома.
Учить правилам соблюдения чистоты в доме с маленькими детьми.
К
Декабрь
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить правила уборки помещений где находятся маленькие дети

28
Разучивание тихих и подвижных игр.
Расширить знания о тихих и подвижных играх.
К.
Декабрь
Ответы на вопросы
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Придумать правила игры для тихой и подвижной игры

29
Проведение игр с младшими школьниками. Практическая работа.
Научить разучивать с первоклассниками тихие и подвижные игры.
Объяснять детям младшего возраста правила игры и играть с ними.
П
Декабрь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить правила объяснения игр младшим школьникам

Транспорт

30
Междугородный железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы. Справочная служба вокзалов. Расписание поездов.
Иметь представление о назначении вокзалов и основных служб (справочная, кассы, камера хранения, медпункт, зал ожидания, комната матери и ребенка, буфет, ресторан). Знать функции железнодорожного транспорта.
СНЗ
Декабрь
Ответы на вопросы
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить функции железнодорожного транспорта

31
Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проездов до разных пунктов. Формы приобретения железнодорожных билетов. Виды камер хранения багажа. Порядок сдачи и получения.
Иметь представление о приобретении железнодорожных билетов (покупка в кассе, заказ по телефону). Знать виды пассажирских вагонов (общий, плацкартный, купейный, мягкий).
Знать примерную стоимость билета в зависимости от вида вагона и дальности расстояния.
К
Декабрь
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить правила приобретения железнодорожных билетов

Культура поведения

32
Правила приема приглашения в гости и формы отказа.
Формировать правила поведения при встрече. Знать формы отказа.
СНЗ
Январь
Ответы на вопросы
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить правила поведения при встрече

33
Подготовка к поездке в гости: внешний вид (одежда, обувь, украшения, прическа); подарки.
Учить выбирать подарки. Выбирать подходящую одежду для визита в гости.
К
Январь
Опрос
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить правила покупки подарков

34
Подарки. Изготовление несложных сувениров. Практическая работа.
Учить выбирать подарки и правильно их дарить. Уметь изготовить подарок своими руками.
П
Январь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Изготовить сувенир из подручного материала

35
Подарки. Изготовление несложных сувениров. Практическая работа.
Учить выбирать подарки и правильно их дарить. Уметь изготовить подарок своими руками.
П
Январь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить правила дарения подарков

36
Сюжетная игра «В гости».
Учить дарить подарки, культурно вести себя в гостях
П
Январь
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить правила культурного поведения в гостях

37
Обобщение пройденной темы. Тестирование.
Обобщить по темам.
О
Январь
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить материал по теме

Жилище

38-39
Регулярная и сезонная уборка жилого помещения.
Сформировать представление о последовательности проведения регулярной и сезонной уборки.
Учить убирать жилые помещения.
СНЗ
Январь
Февраль
Ответы на вопросы
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить последовательность проведения регулярной и сезонной уборки

40-41
Практическая работа. Сухая и влажная уборка помещения.
Учить применять на практике знания по уборке помещения.
П
Февраль
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить правила сухой и влажной уборки

42-43
Подготовка квартиры и дома к зиме, лету.
Учить способам ухода за окнами и
периодичность, утеплять окна.
К
Февраль
Опрос
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить способы ухода за окнами

44-45
Практическая работа. Пользование пылесосом и уход за ним.
Выявить умения пользования пылесосом и навыки ухаживания за ним. Соблюдение правил безопасности
П
Февраль
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить правила пользования пылесосом

46-47
Санитарная обработка помещения в случае необходимости.
Учить обрабатывать помещения. Соблюдать меры осторожной работы с обрабатывающими материалами.
К
Март
Опрос
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить соблюдение мер предосторожности при работе с обрабатывающими материалами

48-49
Уход за полом в зависимости от покрытия (лак, мастика, масляная краска, линолеум, ковер).
Учить ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства.
К
Март
Ответы на вопросы
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить правила ухода за полами в зависимости от покрытия

51-52
Практическая работа. Мытье полов.
Учить пользоваться средствами для мытья полов.
П
Март
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить правила пользования средствами для мытья полов

53
Обобщение пройденной темы. Тестирование.
Обобщение по теме.
О
Март
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить пройденный материал

Торговля

54
Универмаги и универсамы, их назначение. Сельмаг и сельпо. Их назначение.
Расширить представления детей о назначение универмага и универсама, их отличие. Учить отличать сельмаг от сельпо.
К
Апрель
Опрос
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Совтавть таблицу «Отличительные особенности универмага и универсама

55
Экскурсия в магазин. Отделы магазинов. Стоимость некоторых товаров.
Познакомить с отделами магазина. Дать представление о стоимости мебели, ковра, телевизора и др.
Э
Апрель
Ответы на вопросы
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить отделы магазинов

56
Порядок приобретения: выбор товара, рассматривание, выяснение назначения, принципа действия; примерка одежды и обуви, головного убора, оплата в кассе, получение чека или его копии
Формировать умение найти нужный товар. Учить приобретать товар с учетом необходимости.
К
Апрель
Опрос
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить порядок приобретения товаров

57
Обобщение пройденной темы. Тестирование.
Обобщение по темам.
О
Апрель
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повториь пройденный материал

Средства связи

58
Виды бандеролей (простая, заказная, ценная, с уведомлением). Порядок их отправления. Упаковка.
Стоимость пересылки.
Формировать представление о видах бандеролей, перечень предметов, посылаемых бандеролью.
СНЗ
Апрель
Ответы на вопрос
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить порядок отправления бандероли

59
Практическая работа. Заполнение бланков на отправку бандероли. Упаковка бандероли.
Выявить практические умения заполнения бланков. Умения упаковывать бандероли
П
Апрель
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Заполнить бланк на отправку бандероли

60
Посылки. Виды упаковок. Правила отправления.
Стоимость отправления.
Формировать знания о посылке, перечне предметов посылаемых посылкой. Познакомить с максимально допустимым весом.
К
Апрель
Опрос
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить виды упаковки посылок

61
Практическая работа. Заполнение бланков на отправку посылки. Упаковка посылки.
Выявить практические умения заполнения бланков на отправку посылки.
П
Апрель
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить порядок отправления посылки

62
Обобщение пройденной темы. Тестирование.
Обобщить зун по темам.
О
Май
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить пройденный материал

Учреждения, организации и предприятия

63
СТО. Значение для жителей.
Познакомить с местонахождением СТО, с услугами оказываемыми СТО, профессиями.
СНЗ
Май
Опрос
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить перечень услуг оказываемый СТО

Медицинская помощь

64
Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран, при микротравмах (неглубокий порез, ссадины, ушибы, укусы насекомых).
Расширить знания детей о видах доврачебной помощи, правила обработки ран.
СНЗ
Май
Ответы на вопрос
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить виды доврачебной помощи

65
Лекарственные растения в домашней аптечке.
Учить пользоваться лекарственными растениями.
К
Май
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить названия лекарственных растений

66
Первая медицинская помощь при травмах: вывихи, переломах.
Учить применять на практике меры по предупреждению переломов.
К
Май
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить правила оказания первой медицинской помощи при травмах, вывихи, переломах.

67
Первая медицинская помощь при травмах: наложение повязки на раны.
Формировать умения по правилам обработки раны и наложение повязки. учить налаживать повязки и временные шины.
К
Май
Выполнение заданий
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Выучить правила оказания первой медицинской помощи при наложении повязки на раны

68
Обобщение пройденной темы. Тестирование.
Обобщить по теме.
О
Май
Тестирование
Мультимедийное оборудование, тетради, стикеры микроплакаты
Повторить пройденный материал



Отметка о выполнении программы и корректировка

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Оборудование и материалы: просторное помещение, стулья, доска, листы А4, фломастеры, пастель, ручки и тетради для записей учащимися информации, полученной в ходе мини-лекций, мультимедийное оборудование.

Перечень учебников и учебных пособий:
Социально-бытовая   ориентировка   в   специальных (коррекционных)    образовательных    учреждениях VIII    вида:    Пособие    для    учителя/    Под    ред. А.М.Щербаковой.  - М.:  Гуманитарный  издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 304 с: илл. - (Коррекционная педагогика)
Практический    материал    по   урокам   социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.А.Львова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. -136 с: илл. - (Коррекционная педагогика).
Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2013. - 192 с. - (Коррекционная школа).
Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие. Издание 2-е исправленное и дополненное. -М.: АРКТИ, 2012. - 79 с. (Методическая библиотека).
Основы кулинарии: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ В.И. Ермакова. -М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2012. - 224 с: илл.
Основы физиологии, санитарии и гигиены: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ В.И.Ермакова.  - М.:   ПРО¬СВЕЩЕНИЕ, 2012. - 79 с: илл.
Поливалина Л.А. Большая энциклопедия домоводства. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2011. - 576 с: илл.
Золотая книга этикета/ В.Ф. Андреев. - 2-е издание исправленное и дополненное. - М.: ВЕЧЕ, 2014.-400 с: илл.
Энциклопедия этикета для детей. - 2-е издание исправленное и дополненное. - М.: ОЛМА ПРЕСС, 2014.- 382 с.











13PAGE 15


13PAGE 14215




15