Программа работы лагеря дневного пребывания при школе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кормиловского муниципального района
«Михайловская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор МБОУ «Михайловская СОШ»
___________ Н.А.Доктер
Программа работы оздоровительного лагеря
дневного пребывания детей
« На волшебном поезде»
Комплексная краткосрочная программа
Программу составила:
Заместитель директора по
воспитательной работе
Доктер Н.В.
2014 г.
Информационная карта программы
Название программы: «На волшебном поезде»
Цель программы: Создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развитие творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей, дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Форма проведения: оздоровительный лагерь дневного пребывания детей
Составитель программы: Доктер Наталья Владимировна.
Адрес образовательного учреждения: Омская область, Кормиловский район, с. Михайловка , ул. Школьная 3
Участники программы : обучающиеся школы.
Возраст участников программы: 6,5 -15 лет.
Количество участников: 80 человек.
9.Срок реализации программы: 1 смена, июнь;
Организация работы в лагере
Смена рассчитана на 18 рабочих дней.
Воскресенье – выходной день.
Дети находятся в лагере дневного пребывания с 08.30. до 14.30 часов.
Режим дня
08.30-09.00 Приход воспитателей, индивидуальный прием детей.
Приём детей «Утро, солнышко встает – спать ребятам не дает».
09.-09.15 Утренняя линейка09.15.-10.00 Завтрак «Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку».
10.00-12.00 Работа по плану отрядов, общественно-полезный труд,работа кружков и секций «Если с отрядом не поленимся сейчас, будет день самый лучший у нас».
12.00-13.00 Оздоровительные процедуры
(воздушные и солнечные ванны)
13.00 - 14.00 Обед «Нас столовая зовет, суп отличный и компот»
14.00-14.30 Свободное время. Уход детей домой.
Оглавление стр
Пояснительная записка
Актуальность программы. 4
Цель и задачи программы . 5
Предполагаемые результаты. 6
Условия реализации программы. 7
Ведущие педагогические принципы программы.
Содержание программы
Этапы реализации программы. 8
Содержание и механизм реализации программы. 9-11
Форма организации деятельности. 12
Формы работы и виды деятельности в рамках программы. 13
Система соревнований. 14
Педагогическая диагностика.
Кадровое обеспечение. 15
Система контроля за реализацией программы
Материально-техническое обеспечение программы 16
План – сетка программы «Путешествие на волшебном поезде» 17-19
Используемая литература. 20
Приложения 21-24
1.1 Актуальность программы.
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в школьных лагерях.
Каникулы составляют значительную часть объема свободного времени детей, поэтому этот период как нельзя более благоприятен для восстановления здоровья, развития творческого потенциала, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч, время познания самого себя.
Организация школьных оздоровительных лагерей - одна из интереснейших форм работы со школьниками в летний период. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. Пребывание в лагере - время получения новых знаний, приобретение навыков и жизненного опыта. Это происходит благодаря продуманной организованной системе лагерной смены. Основное содержание работы летнего школьного лагеря составляет спортивная, познавательная, интеллектуально-творческая, экологическая деятельность. Жизнь в лагере должна быть насыщенной, полезной, полной событий. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят с взрослыми и между собой. Досуг, игры должны побуждать детей к приобретению новых знаний.
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием и рассчитана на возраст детей от 6,5 до 15 лет. Она способствует развитию личности в коллективе, развитию кругозора и любознательности детей, помогает познать себя и других. По продолжительности программа реализуется в течение 18 дней.
Разработка программы организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях школы;
обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы
1.2 Цели и задачи программы.
Цель: создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развитие творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи:
1. Использовать разнообразные формы и методы организации отдыха и оздоровления детей в условиях детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием;
2. Организовать целенаправленную работу по оздоровлению детей, пропаганде здорового образа жизни;
3. Развивать творческие способности детей, стремление активно участвовать в работе лагеря;
4 .Формировать гражданское сознание и патриотические чувства у детей;
5. Формировать навыки общения в коллективе, развивать умения быть толерантным по отношению к другим детям;
6. Развивать и укреплять связь школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
1.3. Предполагаемые результаты.
Создание благоприятных условий для оздоровления и организации досуга учащихся школы.
Формирование здорового образа жизни детей.
Удовлетворение детей в полноценном отдыхе, удовлетворение личностно-значимых интересов детей в процессе разнообразной деятельности, развитие и реализация творческих способностей.
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
1.4. Условия реализации программы.
1.Своевременная адаптация участников программы
2.Создание атмосферы психического комфорта
3.Доверие и сотрудничество в отношениях между детьми и взрослыми
4.Ежедневный анализ происходящего
5.Органическое сочетание различных видов деятельности
6. Материально-техническое и информационно-методическое обеспечение программы
1.5. Педагогические принципы программы.
.Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.
.Развивающий характер деятельности: организация творческой деятельности, участие всех детей в подготовке, разработке дел, их анализе; стимулирование творчества и самостоятельности;
.Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Содержание программы.
2.1. Этапы реализации программы.
Подготовительный этап.
- составление программы деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «На волшебном поезде»;
- определение кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
- проведение установочного семинара для работников оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
- определение состава участников программы.
Организационный этап смены.
- подготовка к приему детей (размещение лагеря, оформление помещений, создание условий для комфортного пребывания детей в лагере)
Основной этап смены
- проведение смены;
- реализация программы
Заключительный этап смены.
- подведение итогов смены;
- анализ работы;
- определение перспектив на будущее.
2.2. Содержание и механизм реализации программы.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно- правовых документов:
Конвенция ООН о правах ребенка;
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. №124-ф3;
Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха.
Программа носит комплексный характер и направлена на всестороннее развитие личности, реализацию взаимосвязанных процессов: воспитания, развития, оздоровления, социальной адаптации и самореализации.
В основу деятельности положены следующие педагогические технологии: КТД, игровые технологии, шоу технологии.
Программа предполагает использование разнообразных форм и методов организации отдыха, сочетания игровой и развивающей деятельности, разработку и реализацию тематических дней, максимальное включение детей в соуправление жизнедеятельностью лагеря и отряда.
В программу работы с детьми входят следующие направления:
- спортивно – оздоровительное
- познавательно – досуговое
- гражданско – патриотическое
- экологическое
Спортивно – оздоровительное направление
Цель: укрепление здоровья детей, вовлечение детей в систематическое занятие спортом.
Основные виды деятельности:
ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;
эстафеты и соревнования;
спортивные праздники;
организация здорового питания детей;
организация спортивно-массовых мероприятий:
подвижные спортивные игры.
Познавательно – досуговое направление
Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности. Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера.
Формы работы:
Игра;
Конкурс;
Викторина;
Праздник;
Турнир;
Просмотр фильма;
Чтение книги;
Дискотека;
Соревнование;
Эстафеты;
Трудовой десант;
Гражданско – патриотическое направление
Цель: формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины.
Формы:
беседа «Символика Российской Федерации»;
дискуссия «Природа моего края»;
спортивно-развлекательная программа с элементами ориентирования на местности «Следопыты»;
конкурс рисунков «Мир моими глазами»
Экологическое направление
Цель: формирования у детей экологического сознания как совокупности представлений о взаимосвязях в системе «человек - природа».
Формы:
Беседа, трудовой десант, экскурсии, викторины, конкурсы.
2.3Форма организации деятельности
Смена будет проходить в форме сюжетно- ролевой игры «На волшебном поезде». Это своеобразный экипаж, где в своих правах и обязанностях равны как дети, так и взрослые.
Сюжетно-ролевая игра, как форма жизнедеятельности, дает большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребенка. В течение всей игры организаторы и участники программы живут согласно законам и традициям лагеря. Участники смены-пассажиры «Волшебного поезда» объединяются в «экипажи» - отряды, сами решают, как будут жить в них.
Детям предлагается отправиться в путешествие «На волшебном поезде», в котором их ждёт много приключений, множество интересных и увлекательных встреч, где все будут жить дружно, заботясь, друг о друге. «Волшебный поезд» и каждый экипаж в отдельности имеют свой герб (эмблему) и гимн (песню). «Экипажи» имеют свое название, выбирают командира – проводника, который входит в Совет командиров. Совет собирается каждый день, определяет маршрут путешествия и решает организационные вопросы совместно с организатором смены.
Ежедневно проводится общий сбор экипажей, на котором подводятся итоги путешествия.
Каждый день жизни лагеря проходит под определенным девизом и эмоциональным настроем. В течение дня жители «экипажей» проводят свои интересные дела или участвуют в общих делах и могут заработать «звезду, которая засияет над пассажирами определенного «экипажа». Все это отражается на оформлении «экипажа». К концу смены, пассажиры «экипажей», набрав наибольшее количество «звезд», становится во главе поезда.
Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются специально разработанные коллективные дела, способствующие самоактуализации творческих способностей воспитанников.
Тематические дни, в которые проводится ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня: День Детства, День Земли, День Отечества, День Мира, День Здоровья, День сказок, День Русских песен и плясок, День мисс и мистер лагеря, День талантов, День театра и музыки.
Номинации, по которым оцениваются «экипажи»:
творческий поиск и талант;
нестандартное решение проблем;
дружные и сплоченные отношения в «экипаже»;
активность в игре;
доброта и милосердие.
Словарь смены:
Руководитель программы - руководитель путешествия.
Педагоги – организаторы путешествия.
Дети – пассажиры поезда, члены экипажа.
Отряд – экипаж.
Средство передвижения – поезд.
2.4. Формы работы и виды деятельности в рамках программы.
Виды деятельности
Формы работ,
с помощью которых дети
включаются в деятельность
интеллектуальная
учеба, проектировочная деятельность, ежедневная рефлексия, викторины, дискуссии, диспуты
практическая
профессионально-творческая работа, спорт, труд, шефская работа, кружки
художественная
музыка, театр, живопись, импровизация
спортивно-оздоровительная
прогулки, спорт
досуговая
игровые формы творческого развития, отдых, самообразование, саморазвитие, развлечения, праздники, творчество.
2.5. Система соревнования.
- коллективная
- индивидуальная
Для коллективной системы соревнований существует система общелагерных наград. Участники путешествия в течении своего пути участвуют в мероприятиях и получают звездочки:
место – 4
место – 3
место – 2
за участие 1
Результаты путешествия оформляются в фойе на экране соревнований экипажей. И дублируются в каждом отряде – экипаже. Подведение итогов проводит руководитель путешествия.
Ежедневно проводится сбор экипажей, где подводятся итоги дня, проговаривается вклад каждого члена экипажа в на пройденном маршруте, выявляется самый активный участник путешествия, который может быть командиром экипажа следующего дня.
3.Педагогическая диагностика.
В ходе реализации программы ведется сбор информации, промежуточная и итоговая диагностика с целью:
- изучения самооценки учащихся
- изучение интересов и потребностей
- выявление степени удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни лагеря.
- выявление отношения уч-ся к коллективным делам
- определение степени успешности реализации программы
- определение степени достижения поставленных целей и задач.
Для сбора информации предполагается использование следующих методов диагностики: наблюдение, беседа, анкетирование.
4.Кадровое обеспечение программы.
1. В оздоровительном лагере дневного пребывания работают педагоги школы, имеющие опыт работы с детьми, знающие их возрастные особенности, а также вожатые из числа старшеклассников.
Подготовку педагогического коллектива к реализации программы осуществляет начальник лагеря, которого назначает приказом директор школы. В мае проводится установочный семинар для педагогов , учеба «Школа вожатых» для старшеклассников.
.2. Начальник смены лагеря:
- обеспечивает общее руководство деятельностью смены лагеря, издает приказы, распоряжения по смене лагеря, которые регистрируются в специальном журнале;
- разрабатывает и утверждает должностные инструкции работников смены лагеря, проводит инструктаж с персоналом по ТБ, профилактике травматизма, составляет график выхода на работу персонала;
- создает условия для проведения образовательной и оздоровительной работы, занятости обучающихся и воспитанников, их трудовой деятельности;
- несет ответственность за организацию питания обучающихся и воспитанников и финансово-хозяйственную деятельность смены лагеря.
-воспитатели отрядов несут персональную ответственность за охрану жизни и здоровья обучающихся и воспитанников.
5.Система контроля за реализацией программы
№ п/п
Мероприятие
Срок проведения
Ответственные
1.
Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря.
Май
Начальник лагеря
2.
Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере.
1 день смены
Начальник лагеря, воспитатели отрядов
3.
Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями.
В течение смены
Начальник лагеря, воспитатели отрядов
4.
Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий.
Последний день смены
Начальник лагеря
6.Материально – техническое обеспечение программы.
Лагерь дневного пребывания находится при МКОУ «Михайловская СОШ». Материально-техническая база школы позволяет осуществлять оздоровление детей. Школа располагает необходимым количеством учебных кабинетов для расположения отрядов, а также имеются:
спортивный зал, спортинвентарь
библиотека
игровая комната, настольный теннис, канцелярские товары
столовая
План – сетка программы «Путешествие на волшебном поезде»
ДЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЕ
День первый. «Открытие лагеря»
Прием детей, инструктаж по ТБ
2.Формирование отрядов-экипажей.
3.Принятие правил поведения в лагере.
4. Операция «Уют»
5.Выборы актива лагеря.
6.Игры, конкурсы «Ярмарка идей» (подготовка к открытию смены),
7.«Здравствуй ЛЕТО-2014» (открытие смены, старт путешествия)
День второй. «День друзей»
1.Игры на сплочение коллектива.
2.«Мы друзья природы», трудовой десант.
3.Конкурс рисунков «Волшебные краски»
4.Оздоровительные процедуры.
День третий
«День Мастеров»
1.Минутка здоровья «Книги о здоровье»
2. «Там чудеса» встреча с сотрудником библиотеки
3.Подготовка к конкурсу талантов
4.Спортивные игры на воздухе.
День четвертый
«День талантов»
1.Минутка здоровья «Как ухаживать за зубами»
2.«Минута славы» - конкурс «Я это могу»
3. «Фабрика звезд -1» караоке
4.Подвижные игры на воздухе.
День пятый
«ДеньОтечества»
1.Минутка здоровья «Путешествие в страну витаминию»
2.Экскурсия в музей «История нашего села»
3.Конкурс рисунков «Родина моя»
4.Урок безопасности «Один дома» - встреча с сотрудником библиотеки
5. Трудовой десант.
День шестой
«День Спасайкина»
1.Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге»
2. Практические занятия по Го и ЧС (на базе школы)
3. «Мой друг велосипед»- конкурсная программа на территории школы.
4.«Чтобы не было пожара», спортивно-познавательная игра.
5. Оздоровительные процедуры.
День седьмой
«День театра и музыки»
1.Минутка здоровья
«Осанка – основа красивой походки»
2. Беседа «Как вести себя в театре, доме культуры»- встреча с сотрудником библиотеки
3. «До, ре, ми, фа, соль концерт.
4.Оздоровительные процедуры
День восьмой
День «Фантазий и юмора»
1.Минутка здоровья «Правильное питание»
2. Викторина «Устами младенца»
«Анекдот-шоу»
3. Оздоровительные процедуры
День девятый
«День здоровья»
1.Минутка здоровья «Мой рост и мой вес»
2.Малая спартакиада.
Под девизом: «Мы за здоровый образ жизни»
Первенство лагеря по различным видам спорта .
3.Конкурс рисунков «Дети против наркотиков»
4. Оздоровительные процедуры
День десятый
«День Земли»
1.Минутка здоровья
«Зеленая аптечка» первая помощь при укусах насекомых.
2.Экологический десант.
3.Праздник необычных цветов и цветочных костюмов. ( использование вторичного сырья)
5.Оздоровительные процедуры.
День одиннадцатый
Мисс и мистер лагеря
«Лето-2014»
1.Минутка здоровья «Твой режим дня в каникулы»
2. Конкурс « Мисс и мистер ЛЕТО»
3. Конкурс рисунков «Путешествие по Кормиловке»
4. Оздоровительные процедуры
День двенадцатый
«День Детства»
1.Минутка здоровья
«Друзья Мойдодыра и наше здоровье»
2.Фантазии на тему: «Игры, игрушки, шарики и бантики»
3.Первенство по пионерболу среди отрядов пришкольного лагеря.
День тринадцатый
«Юного патриота»
1.Минутка здоровья « Закаливание»
2. Беседа «Осторожно водоем»
3. Конкурс военной песни и стихов.
4. Конкурс детского рисунка «Мы помним мир спасенный», «Мы-дети твои,Россия»
День
Четырнадцатый
«День сказок»
1. Минутка здоровья «Гигиена в доме»
2. В гостях у поэтов Кормиловки
3.«В гостях у сказки», игра-путешествие.
4. Оздоровительные процедуры
День
Пятнадцатый
«День творчества»
1.Минутка здоровья «Правила поведения в экстремальных ситуациях»
2. КТД «Кто во что горазд»
3. КВН «Смехотеррапия»
4.Закаливание на свежем воздухе.
День
Шестнадцатый
«День приключений»
1.Минутка здоровья «Солнце, Воздух и вода наши верные друзья»
2. «Искатели сокровищ», игра поиска клада
3. Воздушные ванны.
День
Семнадцатый
«День Здоровья»
1.Минутка здоровья «Берегите глаза».
2.Конкурс плаката «Мы друзья природы»
3.Соревнования по настольному теннису.
4.Солнечные ванны.
День
восемнадцатый
Закрытие лагеря
«Завершение путешествия»
1. Минутка здоровья «Гигиена в доме»
2. Закрытие лагерной смены «Праздничный концерт»
3.Награждение, подведение итогов смены.
Список используемой литературы:
Электронная версия газеты « 1 сентября . Начальная школа»
Материалы журналов « ПедСовет» 2005-20011 г.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007;
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И. Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.
Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.
Интернет ресурсы
Приложение 1
Название: «На волшебном поезде»
Девиз: Живем – разумно, творим чудеса,
Любим – безумно! Путешествовать? Да!
Эмблема:
Гимн: песня «Голубой вагон»
Заповеди:
Думай, разведывай, соображай –
решения и планы друзей уважай!
Если твои помыслы чисты,
то нет на Земле ни горя, ни беды!
Свой поезд
Ты люби и уважай!
От плохих, коварных мыслей
Ты его оберегай!
Мальчишки и девчонки – здоровые детишки!
Водичкой обливаются, зарядкой занимаются!
Всегда всем улыбаются!
В нашей поезде трудись!
А с лентяем - не водись!
Получил задание – не пищи,
и легкой работы себе не ищи!
Приложение 2
Правила поведения в лагере дневного пребывания
«На волшебном поезде»
Соблюдать установленный в лагере режим дня.
Обязательно иметь головной убор.
Подчиняться требованиям воспитателей.
Соблюдать технику безопасности.
Беречь имущество.
Быть вежливым, доброжелательным
по отношению друг к другу.
Соблюдать правила гигиены.
Приложение 3
Анкетирование
Анкета пассажира волшебного поезда.
Фамилия, имя, отчество_________________________________________
Дата рождения: число ____, месяц _____________, год __________.
В какой класс перешёл _________________________________________
Я пришёл в лагерь для того, чтобы _______________________________
Вожатого представляю себе как _________________________________
Моё самое любимое занятие ____________________________________
Мои первые впечатления о лагере _______________________________
Каким должен быть житель вашего дома _______________________
Укачивает ли тебя в автобусе? ___________________________________
Есть ли у тебя аллергия (на что)? ________________________________
Был ли ты в лагере раньше? (каком) _____________________________
Любишь ли ты общаться с людьми? ______________________________
Как ты относишься к спорту? ___________________________________
О себе хочу дополнительно сообщить ____________________________
Приложение 4
Анкета «Чему я научился в лагере»
. Чему я научился в лагере?
Играть в новые игры
Хорошо себя вести.
Делать зарядку.
Рисовать, петь, танцевать.
Дружно жить.
По-другому относиться к людям, природе.
Съедать всё за столом.
Находить подход к людям, понимать и уважать людей.
Защищать природу.
Понимать окружающий мир.
Вести здоровый образ жизни.
Помогать друг другу.
Слушаться взрослых.
Жить в коллективе
Доброте.
Быть самостоятельным.
. Моими друзьями по отряду стали:
Девочки, мальчики, которые окружали меня.
Вожатые, воспитатели.
Все жители лагеря
13 PAGE \*Arabic 142315
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415