Выступление на педсовете Профилактика школьной неуспешности
Проблема школьной неуспешности и пути её преодоления.
Результатом проверки знаний в системе школьного образования сегодня является оценка. Основная роль оценки – служить показателем обученности. В то же время, как показывает практика, она выступает как воспитательный фактор, особенно в младших классах.
В ходе обучения и оценивания знаний учащихся возникает проблема неуспешности в учёбе отдельных учеников. Неуспешность выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счёта, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, синтеза, обобщения и др.
Превращаясь в систематическую, неуспешность в дальнейшем ведёт к педагогической запущенности ребёнка. А как известно, педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группу риска.
На основании анализа педагогической диагностики проведенной классным руководителем, мы пришли к выводу, что проблематика кроется в утрате учащимися позиции школьника, несформированности или быстрого угасания учебной мотивации, неразвитости волевой сферы личности и конфликтами с одноклассниками.
Говоря о причинах школьной неуспешности, давайте вспомним, как выглядит простая детская игрушка - матрешка. Матрешка состоит из форм разного размера, вложенных друг в друга. Причины школьной неуспешности по своей структуре напоминают матрешку, где верхняя видимая оболочка - это красочно выписанные нарушения внимания и мышления, трудности понимания инструкции, а также неусидчивость, плохая память, трудности при письме и счете, и многие другие «симптомы».
Однако, верхняя оболочка – это лишь очевидные глазу нарушения, а под ней прячутся еще три-четыре слоя. Каждый слой – специфическая группа причин школьной неуспешности. Все причины взаимосвязаны, одни нарушения порождают другие, которые наслаиваются и усиливают друг друга. Пока мы, педагоги, видим только внешнюю оболочку матрешки, работа будет неэффективной.
Основная задача учителя – разобрать «матрешку» до конца и подобрать коррекционную программу по индивидуальной мерке.
Существуют определенные группы причин школьных неудач:
Самые глубинные причины, на которые наслаиваются остальные проблемы школьной неуспешности, причины био-психологического характера. Данные причины – это наследственные особенности, способности, черты характера, особенности функционирования нервной системы.
Нарушения нервной системы зачастую не носят тяжёлого характера, однако, могут помешать ребёнку успешно учиться в школе. А родители часто вообще не знают об их существовании. Вернее, по достижении ребенком семи лет родители успевают забыть все те «звоночки», которые так волновали их на первом году жизни ребенка: малыш долго не мог заснуть или подолгу плакал, был возбудимым или наоборот - малоактивным, врачи выявили повышенный или пониженный тонус и назначили курс массажа. И уже почти забыто, что он, может быть, чуть позже, чем его сверстники заговорил. В представлении родителей все ранние детские проблемы уже позади, малыш их «перерос».
Расшифровать причины проблем может специалист, занимающейся центральной нервной системой, а именно врач-невролог. Поэтому мной как кл. руководителем, воспитателями ведется регулярная работа с родителями ученика и медицинскими работниками.
Врач-невролог, нейропсихолог ищет связь между конкретными познавательными сложностями и недостаточным функционированием различных участков мозга. Назначая лечение, проведение которого способствует улучшению состояния здоровья ученика, вследствие чего увеличивается шанс преодоления его неуспешности.
Так же эти дети проходят регулярное наблюдение других специалистов офтальмолога Карачевский Алексей, иммунолога и сурдологаТретьяков Николай.
Следующая группа – это личностные и эмоциональные особенности ребенка. Особенно важны для школьной успешности нормальный уровень тревожности, адекватная учебная мотивация, и принятие ребенком ответственности за процесс овладения знаниями. Педагог должен иметь четкое представление о том, насколько велика тревожность ребенка, является ли она постоянным его качеством или обусловлена актуальной ситуацией. Ведь, как известно, не только неудача в учебе влияет на состояние и настроение ребенка, но и наоборот – состояние и настроение влияет на способность получать и усваивать знания. Особые эмоциональные состояния и переживания могут «разрушить» учебную деятельность даже самого способного ученика. Важно также то, умеет ли ребенок справляться с гневом и обидой, готов ли к ответственности за свои действия или склонен перекладывать ее на плечи других? Все эти факторы могут снижать шансы ребенка на успешное обучение и препятствовать нормальному контакту с педагогами и одноклассниками. В этом плане опорой педагога является наш школьный психолог. Чекрыжова Ольга Алексеевна, которая регулярно проводит с этими детьми диагностику и коррекцию, в индивидуальном и групповом формате. Систематический цикл бесед с родителями по актуальным вопросам для каждого ребенка.
Карачевский Алексей, единственный среди этих детей обучающийся в нашей школе с 1 класса, имеет слабую познавательную сферу и сложности обучения, но тем не менее не имеет тревожности. Что является результатом слаженной работы специалистов нашей школы.
Остальные же ребята, сменившие уже от 2 до 3 школ имеют высокий уровень тревожности. С психологом дети посещают темную сенсорную комнату, занимаются «Сказкотерапией», «Терапией песка», что способствует снятию эмоционального напряжения.
Вторая группа причин - социально- экономические причины, а именно: материальная необеспеченность семьи, неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей. Общее состояние общества тоже отражается на детях, но главное – недостатки в семейной жизни.
Часто запускает механизм школьной неуспешности завышенные ожидания родителей по поводу успеваемости ребенка. Понимая, что не оправдывает надежд мамы и папы, ребенок чувствует вину, ему кажется, что он не достоин любви. Важно для формирования представлений ребенка о себе как ученике и то, каким образом родители реагируют на успехи и неудачи ребенка. Перенос оценок с учебного результата на личность ребенка чреват серьезными последствиями (вместо «тебе не удалось» - «ты неумеха»). Вообще перекос в оценивании деятельности, преобладание негативных оценок демотивирует, гасит стремление сделать лучше. Как показывает наш опыт работы с семьями, родители лучше умеют подмечать недостатки в поведении своих детей, и порицание преобладает над похвалой. Хотя мотивирует именно положительная оценка. Однако, чрезмерное захваливание, отсутствие разумной требовательности и последовательности бывает столь же вредно, как и нехватка тепла в отношениях. Уважение и взаимопонимание в семье серьезный ресурс поддержки ребенка и его стремления к успеху.
Следующая группа причин - педагогические причины. Это отношения внутри школы: с педагогом, ученическим коллективом, особенности выбранной школой учебной программы, школьные порядки и атмосфера в классе. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок работы школы. Грубые ошибки педагога ведут к психологической травме, требующей иногда психотерапевтического вмешательства.
Независимо от исходной причины развитие неуспешности протекает примерно по одному сценарию. В результате наблюдается сочетание низких достижений, высокой тревожности, неуверенности в себе, низкой самооценки и негативной оценки ребенка родителями и учителями.
Каковы же в современных условиях средства преодоления данной проблемы? По мнению педагогов, с неудачами обучаемых в начальной школе могут помочь справиться:
1.Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, тесный контакт и работа с родителями.
Важным моментом также является взаимосвязь работы учителя, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, медицинских работников. Только всестороннее исследование может дать полную картину проблем ребёнка и обеспечить грамотное планирование психолого-педагогического воздействия.
Для профилактики неуспешности важна связь основного обучения и дополнительного, так как очень часто неуспешный ребёнок в обучении, является успешным в области искусства и спорта. И данный факт профессиональный учитель должен использовать в своей практике, предлагая ученику «группы риска» задания, связанные с рисованием, художественным трудом, музыкой и т.д.
2.Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Данный вид работы позволяет отслеживать работу педагогического коллектива по профилактике неуспешности, а также обратить внимание родителей на помощь в ликвидации пробелов в обучении ребёнка.
Таким образом, мы видим, что такая, казалось бы, однозначная проблема под названием «школьная неуспешность» вмещает в себя множество разнородных факторов и причин. И упущение из вида хотя бы одного из них не только не приведет к решению проблемы, но и может усугубить ее. Хорошо, когда для помощи ребенку привлекается рабочая группа специалистов. Без слаженного коллектива разносторонних специалистов такая проблема, как школьная неуспешность, не может быть решена.
Какие могут быть пути преодоления школьной неуспешности?
В урочное время:
-Планирование и проведение разнообразных по форме и виду деятельности уроков, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий.
-Дифференциация учебного материала и заданий.
-Индивидуальный подход (индивидуальные траектории развития, индивидуальные домашние и творческие задания).
-Контроль объёма домашнего задания с целью предупреждения утомляемости учащихся.
Во внеурочное время.
-Воспитательная работа, направленная на развитие интереса у учащегося интереса к обучению.
-Работа с родителями.
-Тесная связь основного обучения с дополнительным образованием. Успешность в дополнительном образовании приводит к усилению мотивации в основном образовании.
-Помощь психологов, социальных педагогов (диагностика, тренинги). Комплексное тестирование учащихся при переходе с одной ступени обучения на другую, профессиональное определение.
-Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с учащимися, испытывающими трудности в усвоении учебной программы.
-Работа логопедов в контакте с учителями начальной школы. Логопедические занятия для детей с проблемами в устной и письменной речи.
Трудностей не избежать, поражения будут. Важно, как мы научим наших детей к ним относиться. Если школьные трудности будут восприниматься ребенком как «рабочие моменты», с которыми по силам справиться, мы сделали большой шаг в подготовке к самостоятельной жизни.