Тематическое планирование по Технологии 11 класс по программе подготовки Тракторист-машинист категории С .


Багаевский район станица Багаевская
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Багаевская средняя общеобразовательная школа №1
(МБОУ БСОШ №1)
«Утверждаю»
Директор МБОУ БСОШ №1
Приказ от ____________№____
______________ О.А.Калинина
печать
рабочая программа по курсу
«Тракторист-машинист категории С»
для 8 «Б» класса
на 2014-2015 учебный год
учебник М.С. Жаров, М.А. Орлов, В.А. Чернов «Трактор». Учебное пособие для учащихся 8-11 классов.
Подготовил:    учитель технологи
                                                             Донев Андрей Александрович    
                                                             высшая квалификационная категория
1. Пояснительная записка
Цели и задачи изучения курса «Трактор»:
Изучение курса «Трактор» способствует подготовке старшеклассников к производственному труду и позволяет овладеть им профессией тракториста категории «С». Для эффективного решения этих задач на занятиях необходимо на основе знаний учащихся по образовательным предметам прививать им знания устройства и работы тракторов, практические умения по эксплуатации техники; расширять политехнический кругозор учащихся; воспитывать у школьников осознанное отношение к труду и общую трудовую культуру; развивать у учащихся техническое мышление, творческие способности, интерес к сельскохозяйственной технике и профессии сельского механизатора. Изучая курс «Трактор» школьники приобретают специальные знания о назначении, устройстве, действии и техническом обслуживании трактора; о признаках и причинах основных неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации, их выявлении и способах устранения; о правилах безопасности труда; личной гигиены, производственной санитарии и охраны природы при работе на тракторах; о правилах хранения тракторов, управления ими, обращения с горюче-смазочными материалами, дорожного движения и т.п.
В процессе изучения трактора у учащихся формируются специальные умения, навыки самостоятельного выполнения несложных разборочно-сборочных работ, простейших регулировочных операций по его ежесменному техническому обслуживанию, устранения неисправностей, не требующих разборки механизмов; соблюдение правил безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии, личной гигиены и охраны окружающей среды.
В курсе «Трактор» предусматривается, что учащиеся овладевают не только специальными знаниями, умениями и навыками, но и обобщенными, к которым можно отнести следующие:
общетрудовые (планирование предстоящей деятельности и результатов труда);
общепроизводственные (измерительные, расчетно-вычислительные, графические и др.);
общетехнические (демонтажно-монтажные, разборочно-сборочные, контрольно-осмотровые, наладочно-регулировочные, диагностические),
сведения о деталях, сборочных единицах, механизмах, приборах, аппаратах, инструментах, видах соединений и передач и т.д. и т.п.). Все эти политехнические знания, и навыки позволяют школьникам лучше ориентироваться в технике и с/х производстве, сознательно выбрать профессию и успешно овладеть не только ею, но и смежными профессиями (например, тракторист-машинист, водитель автомобиля, слесарь, электрик).
Расширение политехнического кругозора учащихся осуществляется за счет усиления внимания к вопросам значимости и широкой распространенности трактора не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности, строительстве, Вооруженных силах; выявления и показа типичности и общности трактора с другими машинами (например, автомобилем, танком, тягачом, тепловозом, теплоходом, самолетом); раскрытия научных основ трактора на базе знаний школьников по основам наук; ознакомление учащихся с главными тенденциями дальнейшего совершенствования конструкции трактора; обучения учащихся приемам «переноса» знаний и умений при ознакомлении с автомобилем и овладении другими моделями тракторов; усилении практической направленности в изучении трактора.
Организация практической деятельности учащихся способствует формированию у школьников ответственного отношения к труду, активности, добросовестности, самостоятельности, творческого подхода к работе, организованности, настойчивости, других нравственных и волевых качеств. Звеньевая форма организации учебной работы
способствует формированию у школьников чувства коллективизма; выполняя совместно трудовое задание, учащиеся оказывают друг другу помощь, учатся работать в коллективе, самостоятельно планировать и организовывать коллективный труд.
Перечень основных нормативных правовых документов, используемых при разработке рабочей программы
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-Ф3;
Областной закон от 14.11.2013 №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 № 214 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».Приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».Приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 №1994 №О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312».
Приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312».
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Учебный план МБОУ Багаевской СОШ № 1 на 2014-2015 учебный год.
Образовательная программа МБОУ Багаевской СОШ № 1 на 2014-2015 учебный год.
Место курса «Трактор» в базисном учебном плане.
Программа для подготовки по профессии «Тракторист - машинист» предназначена
для 8-11 классов средней общеобразовательной школы.
Она составлена на основе программы подготовки трактористов категории «С». В программу заложен материал необходимый для формирования базового уровня знаний по профилю «Тракторист» категории «С». Программа содержит профессиональную характеристику, примерные учебный план и программы по предметам «Устройство», «Техническое обслуживание и ремонт», «Правила дорожного движения», «Основы управления и безопасность движения», «Оказание первой медицинской помощи».
Обучение по программе, «Тракторист» категории «С» в 11классах на изучение отводиться всего 68 часов по 2 часа в неделю;
2. Содержание учебного предмета, курса.
Содержание учебного предмета.
В период обучения в 11 классе учащиеся изучают теоретический материал в размере ____ час, а оставшиеся часы отводиться на практические занятия, которые проводят мастера производственного обучения.
Вождение тракторов выполняется на специально оборудованных полигонах или трактородромах индивидуально каждым учащимся под руководством мастера производственного обучения. Вождение проводится во внеурочное время. На обучение вождению трактора отводится 15 часов на каждого обучаемого.
Примерный учебный план - документ, устанавливающий на федеральном уровне перечень предметов и объем часов. Указанный в нем перечень предметов, общее количество часов, отводимое на изучение каждого предмета, а также предметы, выносимые на экзамены и зачеты, не могут быть изменены.
Последовательность изучения отдельных тем предмета и количество часов, отведенных на изучение тем, может, в случае необходимости, изменяться при условии, что программы будут выполнены полностью.
В 11 классе изучаются такие темы как:
Дорожные знаки;
Дорожная разметка и ее характеристика;
Порядок движения, остановка и стоянка самоходных машин;
Регулирование дорожного движения;
Проезд перекрестков;
Проезд пешеходных переходов, остановка транспортных средств и железнодорожных переездов;
Особые условия движения;
Перевозка грузов
Техническое состояние и оборудование трактора;
Номерные, опознавательные знаки, предупредительные устройства, надписи и обозначения.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Тракторист-машинист должен уметь:
самостоятельно работать, как правило, на тракторах двух марок (гусеничном и колесном), машинах агрегируемых с этими тракторами,
выполнять механизированные полевые работы в соответствии с требованиями агротехники и технологией производства механизированных работ;
перевозить грузы на тракторных прицепах, контролировать погрузку, размещение и закрепление груза на прицепе;
самостоятельно выполнять простейшие регулировочные операции на тракторах и машинах, на которых он работает, и все операции их ежесменного технического обслуживания;
выполнять под руководством мастера-производственного обучения, операции периодического технического обслуживания, работы по ремонту тракторов и сельскохозяйственных машин;
устранять возникающие неисправности тракторов и сельскохозяйственных машин, не вызывающие необходимости в разборке их сборочных единиц и механизмов;
под руководством мастера-производственного обучения подготавливать машины к постановке их на хранение в соответствии с действующими инструкциями;
экономно расходовать топливо, смазочные, резинотехнические и другие эксплутационные материалы;
правильно организовывать и содержать рабочее место, применять наиболее целесообразные и производительные способы работы и современные методы организации труда;
соблюдать правила безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и гигиены.
Тракторист-машинист должен знать:
устройство и правила технической эксплуатации двух основных марок тракторов (колесного и гусеничного), применяемых в данном хозяйстве, агрегируемых с этими тракторами сельскохозяйственных машин и транспортных средств тракторного типа;
основные требования агротехники и технологии производства механизированных полевых работ по ведущим культурам, возделываемым в хозяйствах района;
правила дорожного движения, основы безопасности движения и перевозки грузов;
правила безопасности при работе на тракторах и сельскохозяйственных машинах, правила внутреннего распорядка бригады или отделения, правила пожарной безопасности;
нормы выработки и нормы расхода топлива и смазочных материалов на механизированные работы, оплату труда механизаторов, основы учета выполняемых работ и расхода нефтепродуктов;
правила хранения тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин, обращения с топливом и смазочными материалами;
признаки и причины основных неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации трактора, сельскохозяйственных машин, и способы их устранения;
основы экономических знаний, мероприятия по экономии топливно-смазочных и других эксплутационных материалов;
охрану труда, производственную санитарию, пожарную безопасность.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценивание устного ответа
Отметка «5» ставится, если:
- ответ полный и правильный на основании изученной теории; - материал изложен в определённой логической последовательности, литературным языком; - ответ самостоятельный. Отметка «4» ставится, если:
- ответ полный и правильный на основании изученной теории; - материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3» ставится, если:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный.
Отметка «2» ставится, если:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя; - отсутствие ответа.
Оценивание практических работ
Отметка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные выводы;
- работа сделана по плану с учётом соблюдения требований техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием;
- проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места).
Отметка «4» ставится, если:
- работа выполнена правильно, но при этом допущены несущественные ошибки в работе с материалами и оборудованием.
Отметка «3» ставится, если:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе выполнения работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены две и более существенные ошибки в ходе выполнения работы в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя. - работа не выполнена, у учащегося отсутствуют практические умения.
3. Содержание календарно-тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Раздел Тема урока Количество часов Дата проведения урока Основные виды деятельности
Правила Дорожного Движения 68 часов
Вводное занятие 1 01.09.2014 Формирование знаний о общих обязанностях и положениях. Знать дорожные знаки и разметку, сигналы регулировщика и светофора. Порядок движения, остановка и стоянка. Проезд перекрестков, ДТП, особые условия движения по ПДД. Перевозка грузов. Техническое состояние и оборудование трактора. Номерные, опознавательные знаки, предупредительные устройства, надписи и обозначения. Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях. Административная и уголовная ответственность за нарушение ПДД.
Дорожные знаки 3 01.09.2014
08.09.2014 Дорожная разметка и ее характеристики 2 15.09.2014 Практическое занятие: «Дорожные знаки» 4 22.09.2014
29.09.2014 Практическое занятие: «Дорожная разметка и ее характеристики» 2 06.10.2014
Порядок движения, остановка и стоянка самоходных машин 8 13.10.2014
20.10.2014
27.10.2014
10.11.2014 Регулирование дорожного движения 4 17.11.2014
24.11.2014 Практическое занятие: «Порядок движения самоходных машин» 4 01.12.2014
08.12.2014 Практическое занятие: «Остановка самоходных машин» 2 15.12.2014
Практическое занятие: «Стоянка самоходных машин 2 22.12.2014
Проезд перекрестков 8 12.01.2015
19.01.2015
26.01.2015
02.02.2015 Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов 4 09.02.2015
16.02.2015
Практическое занятие: «Проезд перекрестков» 8 23.02.2015
02.03.2015
09.03.2015
16.03.2015 Практическое занятие:
«Проезд пешеходных переходов» 2 30.03.2015 Практическое занятие:
«Проезд остановок маршрутных транспортных средств» 2 06.04.2015
Практическое занятие: «Проезд железнодорожных переездов» 2 13.04.2015
Особые условия движения 4 20.04.2015
27.04.2015 Перевозка грузов 2 04.05.2015 Техническое состояние и оборудование трактора 3 11.05.2015
18.05.2015 Номерные, опознавательные знаки, предупредительные устройства, надписи и обозначения 1 18.05.2015 4.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1. Андреев Н.Н. Методика проведения занятий по предмету «Система технического обслуживания и ремонт машин». М. Агропромиздат 1985. 110с.
2. Бельских В.И. Диагностирование и обслуживание сельскохозяйственной техники. М. Колос 1980. 576с.
3. Воронов Ю.И. , Ковалев Л.Н. Сельскохозяйственные машины. М.Высшая школа 1982. 391с.
4. Жаров М.С. Методика курса трактор. М Просвещение. 1986. 190с.
5. Жаров М.С., Орлов М.А., Чернышев В.А. « трактор» 8-11 класс средней школы. М. Просвещение. 1991. 223с.
6. Комплексная система технического обслуживания и ремонта машин в сельском хозяйстве. М. ГОСНИТИ 1985. 142с.
8. Правила дорожного движения М. Мартин.2012. 76с.
9. Пуховицкий Ф.Н. Механизированные средства для технического обслуживания Машино -тракторного парка. М.Колос. 1978. 186с.
10. Коженков К.И. Технология механизированных сельскохозяйственных работ. М.Просвещение. 1999. 374с.
11. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ТРАКТОРИСТОВ КАТЕГОРИИ «В», «С»,
Примерная программа разработана сотрудниками лаборатории методического обеспечения профессий сельского хозяйства Института развития профессионального образования Министерства образования Российской Федерации. Ответственный за выпуск Кива А.А © Институт развития профессионального образования, 2001
12. Родичев В.А. Сельскохозяйственные машины. М.ПрофОбИздат. 2001. 187с.
13. Родичев В.А. Тракторы М ПрофОбИздат. 2001. 255с.
14. Филатов И.И. Безопасность труда в сельском хозяйстве. М.РосАГРопромИздат. 2001. 284с.
15. Электронное пособие.
Практикум слесаря по ремонту Тракторов.
Министерство образования РФ, 2003
ГУ РЦ ЭМТО,2003
Московский автомобильно-дорожный институт (Государственный технический университет), 2003
16. Электронное пособие. ПДД-2014
5. Внесение изменений в программу.

Тема: «Особые условия движения», которая должна проводиться 01.05.2015 года будет проведены за счет уплотнения программы 08.05.2015года
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Методического совета
МБОУ СОШ №1
От _08.08.__2014_№______
___________ Сусименко Л.В.
Подпись руководителя МС
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________ Чернобровкина И.И.
01 __09 ___20_14__года