Рабочая программа по русскому языку основной профессиональной образовательной программы по профессии 350810 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства 
-38100                           
                                     государственное бюджетное профессиональное образовательное          
                                                                    учреждение Самарской области
                                                            «Губернский колледж города Похвистнево»
                                                         УТВЕРЖДАЮ
                                                             Директор ГБПОУ «ГКП»
                                                                        ____________ В.Г. Иванов
                                                           «____»_________2016 г.
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММа 
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский  язык
основной профессиональной образовательной программы по профессии 
350810 «Тракторист-машинист  сельскохозяйственного  производства»
2016 г.
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО
Предметной (цикловой)   комиссией
Председатель ПЦК
_____________Н.В. Петросюк« ____»  ___________2016г.                                                     
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по учебной работе
_______________ 
« _____»_______________2016 г.
Беликова Н. А.- преподаватель русского языка и литература, ГБПОУ «ГКП».
СОДЕРЖАНИЕ
стр. 
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5условия реализации  учебной дисциплины
17
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
19
1. паспорт  рабочий ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский  язык
Область применения примерной программы
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259). В ГБПОУ изучается как базовая  учебная дисциплина в объеме  171  час.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях начального, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
                                  общеобразовательный  цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: 
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; 
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося  171 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  114 часов;
самостоятельной работы обучающегося 57 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 171
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)   114
в том числе:      лабораторные  работы -
     Практическое занятие 141
     контрольные работы 16
     курсовая работа (проект) (если предусмотрено) -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 57
в том числе:      самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) -
 Другие виды самостоятельной работы:
    реферат
    сообщение
    проект
    слайдовая презентация темы
    анализ текста
    сочинение
    создание оригинальных текстов различных стилей речи
    подготовка публичного выступления
    доклад 
13
7
2
4
5
8
1
8
9
Итоговая аттестация в форме письменной экзаменационной работы
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, Практическое занятие  и контрольные работы, самостоятельная работа обучающихся. Объём часов Уровень
освоения
1 2 3 4
ВВЕДЕНИЕ 2 Введение Содержание учебного материала 2 1
1 Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Самостоятельная работа обучающихся: Рефераты: «Русский язык и его функции»; «Русский язык в современном мире» 2 3
Раздел 1. Повторение изученного  материала. 
        4 Тема 1.1.
Содержание учебного материала 2
1 Разделы науки о русском языке. Орфография. Синтаксис. Пунктуация. Практическое занятие    Морфологический разбор слов различных частей речи. Синтаксический  разбор предложений.   Применение в тексте орфографических и пунктуационных правил. 0,5 Содержание учебного материала 2 3
2 Вводное  тестирование. Практическое  занятие:  Работа над ошибками теста. 1 Контрольная  работа               Входной тест. 1 Самостоятельная работа обучающихся. Сообщение: «Язык и культура». 1 Раздел 2.  Язык и речь. Функциональные стили речи
16 Тема 2.1.
Язык и речь
2 1
Содержание учебного материала
1 Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. 
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Тема 2.2.
Функциональные стили речи и их особенности
2 2
Содержание учебного материала
1 Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Практическое занятие.     Анализ текста по его признакам. 1 Тема 2.3.
Научный стиль речи 1 2
Содержание учебного материала 1 Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Практическое занятие     Анализ научного текста по его признакам. 1 Тема 2.4.
Официально-деловой  стиль речи 2 3
Содержание учебного материала 1 Признаки, назначение, жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. Тема 2.5.
Публицистический стиль речи 2 2
3
Содержание учебного материала 1 Назначение. основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Практическое занятие:   Анализ  публицистического текста  по его основным признакам.
1 Самостоятельная  работа обучающихся: Подготовка  публичной речи  на выбранную тему. 2 Тема 2.6.
Художественный стиль речи 2 3
Содержание учебного материала 1 Основные признаки художественного стиля: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. Практическое занятие:  Анализ  художественного текста  по его основным признакам. 2 Самостоятельная работа обучающихся: Сочинение – повествование. 1 Тема 2.7.
Текст как произведение речи 1 1
3
Содержание учебного материала 1 Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Практическое занятие:     Написание конспекта текста. 1 Самостоятельная работа обучающихся: Написание аннотации к тексту. Реферат: «Текст и его назначение». 2 Тема 2.8.
Содержание учебного материала 2 3
Функционально-смысловые типы речи 1 Повествование, описание, рассуждение. Соединение в тексте различных типов речи. Практическое занятие:        Комплексный анализ текста. 1 Самостоятельная работа обучающихся: Анализ текстов различных стилей и жанров. 2 Тема 2.9.
Лингвостилистический анализ  текста 2 3
Содержание учебного материала 1 Лингвостилистический анализ текста.  Практическое занятие:      Лингвостилистический анализ текста. 2 Контрольные работы :      Итоговый тест за 1 полугодие. 1 Раздел  3.  Лексика и фразеология
12 Тема 3.1.
Слово в лексической системе языка 2 2
Содержание учебного материала 1 Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка.   Практическое занятие:       Анализ выразительных средств текста. 1 Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка публичного выступления: «Слово как единица языка». 
1 Тема 3.2.
Русская лексика, её происхождение 2 2
Содержание учебного материала 1 Исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы. Практическое занятие:     Упражнения на определение  происхождения лексики. 1 Тема 3.3.
Лексика с точки зрения её употребления 2 2
Содержание учебного материала 1 Нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика Практическое занятие:   Анализ лексических средств  текста с точки зрения их употребления. 1 Самостоятельная работа обучающихся: Анализ  лексики  различных типов текстов. 1 Тема 3.4.
Активный и пассивный словарный запас 2 3
Содержание учебного материала 1 Архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта.  Практическое занятие:      Работа со словарём В.И.Даля. 1 Самостоятельная работа обучающихся:  Сообщение: «Слово в разных уровнях языка». 1 Тема 3.5.
Фразеология 2 2
Содержание учебного материала 1 Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Практическое занятие:    Лексико-фразеологический разбор. 1 Самостоятельная работа обучающихся:   Работа  с фразеологическим словарём. 1 Тема 3.6.
Лексические нормы 2 2
3
Содержание учебного материала 1 Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. Практическое занятие:        Речевые ошибки в тексте. 1 Контрольная  работа:          «Лексика и фразеология» 1 Самостоятельная работа обучающихся: Проект: «Словари русского языка и сфера их использования». 2 Раздел 4.  Фонетика, орфоэпия, графика, орфография 10 Тема 4.1.
Фонетика и орфоэпия 2 1
2
Содержание учебного материала 1 Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова Практическое занятие:          Фонетический разбор слова. 1 Содержание учебного материала 1 3
2 Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Практическое занятие:      Работа  с орфоэпическим словарём. 1 Тема 4.2.
Фонетика и графика 2 1
3
Содержание учебного материала 1 Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. Практическое занятие:     Звукопись в тексте. 1 Самостоятельная работа обучающихся: Сообщение «Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация». 1 Тема 4.3.
Фонетика и орфография 1 2
Содержание учебного материала 1 Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Практическое занятие:      Орфографические упражнения. 1 Содержание учебного материала 1 2
2 Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Практическое занятие:      Орфографические упражнения. 1 Содержание учебного материала 1 2
3
3 Правописание приставок на З - / С - . Практическое занятие:        Орфографические упражнения. 1 Самостоятельная работа обучающихся:  Работа с художественным текстом 1 Содержание учебного материала 2 2
3
4 Правописание И – Ы после приставок. Практическое занятие:       Орфографические упражнения. 1 Контрольная  работа:         Диктант с грамматическим заданием. 1 Раздел 5.  Морфемика, словообразование, орфография
12 Тема 5.1.
Строение слова 3 1
3
Содержание учебного материала 1 Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Самостоятельная работа обучающихся: Доклад «Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке». 
1 Тема 5.2.
Словообразование 3 2
Содержание учебного материала 1 Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. Практическое занятие:   Морфемный  и словообразовательный  разбор слова. 1 Содержание учебного материала 3 2
2 Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. Практическое занятие:   Стилистическая роль приставок и суффиксов в тексте. 1 Содержание учебного материала 3 2
3
3 Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов. Практическое  занятие:        Орфографические упражнения. 1 Контрольная  работа:         Итоговый тест 1 Самостоятельная работа обучающихся: Проект: «Принципы русской орфографии». 2 Раздел 6.  Морфология и орфография
22                 Тема 6.1.
Грамматические признаки слов различных частей речи 2 1
2
Содержание учебного материала 1 Грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция слов различных частей речи. Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.  Практическое занятие:       Морфологический разбор слов различных частей речи 1 Содержание учебного материала 2 1
         2
2 Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи Практическое занятие:       Морфологический разбор имени существительного. 1 Содержание учебного материала 2 1
2
3
3 Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. Практическое занятие:     Морфологический разбор имени прилагательного. 1 Самостоятельная работа обучающихся: Сочинение-описание. 2 Содержание учебного материала 2 2
4 Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. Практическое занятие:     Морфологический разбор имени числительного. 1 Содержание учебного материала 2 1
2
3
5 Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Практическое занятие:     Морфологический разбор местоимения. 1 Самостоятельная работа обучающихся: Проект  «Употребление местоимений в речи». 2 Содержание учебного материала 2 1
3
6 Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. Контрольная  работа:            Тематический тест «Морфологические признаки  глагола». 1 Самостоятельная работа обучающихся:  Морфологический разбор глагола. 1 Содержание учебного материала 3 2
7 Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий. Практическое занятие:       Морфологический разбор причастия. 1 Содержание учебного материала 2 1
2
8 Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий. Практическое занятие:   Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. 1 Самостоятельная работа обучающихся: Сообщение  «Грамматические ошибки в построении и употреблении конструкций с деепричастным  оборотом». 2 Содержание учебного материала 2 2
9 Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречий в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Практическое занятие:             Употребление наречий в речи. 1 Содержание учебного материала 3 1
3
10 Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. Практическое занятие:       Функции слов категории состояния в речи. 1 Контрольная  работа         Тест  «Самостоятельные части речи». 1 Самостоятельная работа обучающихся: Сочинение-повествование с элементами описания.. Пейзажная зарисовка или  по выбору обучающихся. 2 Раздел 7.  Служебные части речи
6 Тема 7.1.
Предлог как часть речи 2 2
Содержание учебного материала 1 Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и дрПрактическое занятие:        Правописание производных предлогов. 1 Самостоятельная работа обучающихся:   презентация «Роль служебных частей речи  в тексте». 1 Тема 7.2.
Союз как часть речи 2 1
Содержание учебного материала 1 Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.
Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. Практическое занятие:       Правописание сложных и составных союзов. 1 2
Тема 7.3.
Частица  как часть речи
2 1
3
Содержание учебного материала
1 Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. 2 Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. Практическое занятие:   Раздельное  и дефисное написание частиц. Орфографические упражнения. 1 Контрольная  работа.     Сжатое  изложение.
1 Тема 7.4.
Междометия и звукоподражательные слова
2 3
Содержание учебного материала 1 Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. Практическое занятие:     Синтаксическая роль междометий  в тесте и пунктуация  при них. 1 Контрольная  работа:      Итоговый тест за 1 полугодие 1 Раздел 8.  Синтаксис и пунктуация
30 Тема 8.1.
Основные единицы синтаксиса. 1 1
Содержание учебного материала 1 Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса Тема 8.2.
Словосочетание 2 2
3
Содержание учебного материала 1 Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Синонимия словосочетаний. Практическое занятие:       Синтаксический разбор словосочетаний. 1 Самостоятельная работа обучающихся: Сообщение: «Роль словосочетания в построении предложения». 2 Тема 8.3.
Простое двусоставное  предложение 1 1
Содержание учебного материала 1 Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Практическое занятие:    Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. 1 Содержание учебного материала 2 1
2
2 Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых.  Практическое занятие:      Согласование сказуемого с подлежащим. 1 Самостоятельная работа обучающихся: Реферат: «Синонимия простых односоставных, простых двусоставных и сложных  предложений». 1 Содержание учебного материала 2 1
2
3 Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. Практическое занятие:     Способы выражения дополнений, приложений, определений, обстоятельств  в предложении. 1 Тема 8.4.
Односоставные и неполные предложения. 3 2
3
Содержание учебного материала 1 Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи.  Практическое занятие:   Использование односоставных  предложений  в разных типах и стилях речи. 1 Контрольная   работа     Тест «Односоставные и неполные предложения». 1 Самостоятельная работа обучающихся: Создание оригинальных  текстов  различных стилей. 1 Тема 8.5.
Осложнённое простое предложение 2 2
Содержание учебного материала 1 Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.  Практическое занятие:    Пунктуация в предложениях с однородными членами  1 Содержание учебного материала 1 1
        2
2 Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств.  Практическое занятие:      Пунктуация  при обособленных и уточняющих членах предложения. 1 Содержание учебного материала 1         2
3
3 Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Практическое занятие:      Вводные слова и предложения, пунктуация при них. 1 Самостоятельная работа обучающихся. Сочинение-рассуждение. 1 Содержание учебного материала 1 2
4 Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи. Практическое занятие:  Употребление междометий в речи 1 Тема 8.6.
Способы передачи чужой речи 2 1
Содержание учебного материала 1 Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. Практическое занятие:      Знаки препинания при прямой речи, диалоге, цитатах. 1 3
Контрольная  работа:       Изложение с элементами сочинения. 1 Самостоятельная работа обучающихся:  презентация темы: «Способы передачи чужой речи». 1 Тема 8.7.
Сложное предложение Содержание учебного материала 2 1
3
1 Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. Практическое занятие:    Знаки препинания в сложносочиненном предложении. 1 Самостоятельная работа обучающихся: Проект: «Использование сложных предложений в речи» 1 Содержание учебного материала 1 2
2 Сложноподчинённое предложение Практическое занятие:     Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. 1 Содержание учебного материала 1 2
3 Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Практическое занятие:    Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.   1 Содержание учебного материала 2 2
4 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения) Практическое занятие:    Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. 1 Содержание учебного материала 2 1
3
5 Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение. Контрольная  работа:    Диктант с грамматическим  заданием. 1 Содержание учебного материала 3 3
6 Итоговое тестирование. 1 Письменная экзаменационная работа 2 3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.
Документы, регламентирующие освоение программы среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого образования:
«Разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования»;
«Рекомендации по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180)».
Примерная программа учебной дисциплины «Русский язык».  Автор: Воителева Т.М., доктор педагогических наук, профессор
Оборудование учебного кабинета:  доска
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран
3.2. Информационное обеспечение обучения
      Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2006.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.
Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2006.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2008.
Иконицкая Л.Н., Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 10 – 11 классы: М., ТЦ «Сфера», 2007г.
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2001.
Маслов В.В.,Щепа В.А., Бондарцова Ю.Л. Единый государственный экзамен. Русский язык. Варианты контрольных измерительных материалов. Выполнение заданий части С. Учебно-методическое пособие для подготовки учащихся к единому государственному экзамену по русскому языку. – Самара, 2008.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.
Дополнительные источники:
Словари:
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992. 
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
 Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.
 Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.
 Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000. 
 Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000. 
 Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000. 
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине Русский язык, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися, умений и знаний; участвует в создании «портфолио» обучающегося. Формы промежуточной аттестации проводится в форме зачета, что соответствует учебному плану.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 
             Знать: 
 связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
 основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
 орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.            Уметь:
 осуществлять речевой самоконтроль; 
 оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; 
 анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
 проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
 диктант;
 диктант с грамматическим заданием;
 комплексный анализ текста;
 контрольная работа;
 тестирование;
 устный опрос.
Творческие, в т.ч. письменные и устные работы:
 изложение с элементами сочинения;
 сжатое изложение;
 слайдовая презентация.
 сочинение – повествование,
 сочинение – описание;
 сочинение – рассуждение;
 сочинение - миниатюра;
 устное публичное выступление.
           Научные работы:
 доклад;
 реферат;
 проект;
 сообщение.