Интегрированный урок по истории и географии. Первая Мировая война и мировое хозяйство

Конспект урока истории и географии
в 10 классе
по теме: «100 – летие I первой мировой войны» и «Мировое хозяйство»

Учителя: истории и географии
Описание материала: данная разработка урока составлена на основе программы по географии 10 класса «А» по учебнику В. П. Максаковского (М: Просвещение 2011г).
Цели урока: - познакомиться с понятиями « мировое хозяйство», «международное географическое разделение труда», «международная географическая интеграция», ТНК; - объяснять причины специализации стран мира, роль ТНК в экономике разных стран; - показать роль международного географического разделения труда в формировании мирового хозяйства.  Добиться понимания и воспроизведения конкретного материала. Задачи урока: Образовательные: - способствовать усвоению новых знаний; - способствовать формированию глобального мышления, масштабности современного мирового хозяйства. Развивающие: - способствовать развитию интеллектуальных познавательных способностей; - на примере международной экономической интеграции показать усиление роли внешних связей и проведение странами согласованной межгосударственной политики; - развивать практическую направленность знаний и умений; Воспитательные: - способствовать формированию толерантной личности, готовой интегрироваться в мировое сообщество; - воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопричастности общему делу. Тип урока - урок изучения нового материала. Методы: словесный, наглядный, практический. Организационная форма: групповая, индивидуальная работа.
Материалы и оборудование: 1. Экран, компьютер; 2. Компьютерные презентации «Предпосылки возникновения мирового хозяйства», «Мировое хозяйство»; 3.Учебники «География» В.П. Максаковского, 10 класс; 4. Атласы « География» 10 класс. Материалы, необходимые для проведения активных методов обучения, приводятся ниже по каждому методу отдельно.

Ход урока.

1.Создание атмосферы дружелюбия и симпатии, сплочение. Объяснение учащимся об интегрированном уроке.
Учитель_____________ Сегодня мы встретились на не совсем обычном уроке – уроке истории и географии, поскольку вопросы сегодняшнего урока по этим двум дисциплинам очень тесно переплетены и взаимосвязаны друг с другом.
Мир не меняется ни к худшему, ни к лучшему. Просто земля вращается, и все идет своим чередом.


2. Учитель: истории 100 летие первой мировой войны
Гул слышу Первой мировой – Гул тектонический, подземный: Не забывайте никогда О нашей участи плачевной: Солдаты мёртвые – а к нам Они взывают, как живые. Забвение убитых – грех, Забудем – значит: никакие. Они ушли, чтоб жили мы! Подземный гул солдатской боли. Гул слышу Первой мировой В земной любви, в земной юдоли
3. Учитель: географииПриступаем ко второй части нашего урока. Подводя итог первой части урока хочется отметить, произошел распад ряда империй, и образовались независимые - суверенные государства и страны. Политическая карта мира постоянно меняется и формирование п.к. – процесс длительный.
Рассматривая этапы формирования п.к. давайте вспомним 4 – новейший этап формирования п.к.мира.
Вопрос: В чем он заключается?
Ответ: Образовались социалистические страны. Одни страны увеличили территорию (Франция, Дания, Румыния), другие её потеряли, например Германия. Распалась Австро – Венгря образовались Венгрия, Австрия, Чехословакия, королевство сербов, хорватов, словенцев. Произошел раздел Османской империи. А в следующем этапе - 5 – на политической карте мира насчитывалось = 230 независимых государств.
Учитель: географии Следовательно. На протяжении всей истории происходило развитие стран, налаживалась торговля между странами, которая охватила весь мир. А с 18 века по 20 век произошла промышленная революция.
Ключевые слова на доске : Хозяйство, Мир, История, Экономические отношения.
Вопрос: Давайте сформулируем тему урока из этих слов.
Ответ: «Мировое хозяйство»
Учитель: Запишите тему урока в тетради.
Учитель: Давайте сформулируем (поставим) цели урока.
Ответы: Узнать, что такое М.Х. и рассмотреть этапы формирования М.Х.
Формирование ожиданий учеников. Метод «Ладошка» Цель: выяснение ожидания учеников от изучения данной темы. Материалы: листы бумаги формата А4 и ручки по количеству учеников. Проведение: каждому ученику предлагается обвести свою ладошку на листе бумаги и на каждом пальце написать, что он ожидает от данного урока. Затем ответы зачитываются вслух.
Учитель: Мировое хозяйство - исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собою всемирными экономическими отношениями. Записываем в тетради.
Учитель: И первым возникает вопрос об условиях формирования М.Х.
Заслушиваем заранее подготовленное сообщение учащихся и записываем в тетради условия формирования М.Х.

Презентация учащегося.



Учитель: Все страны мира разделяются по структуре мирового хозяйства. О структуре мирового хозяйства нам расскажет _____________________________.
А вы делаете записи в своих тетрадях.

Презентация учащегося.


Учитель: По мере развития Мирового хозяйства менялись его страны - лидеры, т.е. менялась его «географическая модель». Какие же лидеры страны выходили на мировую арену?
Одноценровая модель – Европа.
Двуцентровая модель – Европа – США
Полицентрическая модель, существует в настоящее время
Европа
Северная Америка
Япония
Китай
Индия
Нефтедобывающие страны Ю - З Азии
Новые индустриальные страны
Страны СНГ
Бразилия
Мексика

А теперь на надо подвести итог нашего урока.
Подведение итогов. Рефлексия. Метод «Что ты думаешь о?» Цель: помощь ученикам ещё раз взглянуть на изученные вопросы и выразить своё мнение. Материал: 4 листа, 4 фломастера. Каждая группа получает лист с перечнем вопросов изученной темы для того, чтобы выразить своё мнение. Каждый вопрос темы содержит следующие пункты: - Мы научились - Мы можем научить других - Мы не поняли - В дальнейшем я собираюсь

6. Домашнее задание.
Спасибо все за урок.

15