Открытый урок по русскому языку в 6 классе Морфологический разбор имени существительного
Открытый урок по русскому языку в 6 классе
Место проведения: МБОУ «»Косточковская СОШ»
Учитель: Коптева Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория
Русский язык Класс __6__ Урок № _______ Дата __23.11.2016.
Тема урока: Морфологический разбор имени существительного.
Цели:
обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);
совершенствовать навыки морфологического разбора;
повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;
способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся;
способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;
содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.
Вид урока: урок актуализации знаний и умений.
Оборудование: кроссворд «Род имени существительного», карточки с заданиями, толковый, орфографический словари, словарь- справочник учащихся, презентация.
Технологическая карта урока:
Этап урока, время Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Цель этапа Деятельность учителя Осуществляемая деятельность учащихсяФормируемые умения (универсальные учебные действия ученика)
I. ОргмоментСлово учителя. Приветствие. Организация положительного самоопределения учеников к деятельности на уроке. - Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится.
Каким правилом мы сегодня будем руководствоваться?
Садитесь, пожалуйста.
Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности.
Учащиеся отвечают «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!»
II.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
1.Беседа с классом.
Включение учащихся в деятельность на лично-значимом уровне Загадка
Давно живем мы в мире этом
Даем названия предметам.
Сказочные моменты.
Жили они на огромном дереве познания и представляли собой листики с именами. Как только появлялось в мире новое понятие. На древе познания вырастал новый листик с именем.
У нас эту роль выполняют стикеры. Запишите настроение (одним словом, знаком), что вы ждёте от урока?
Для чего надо знать все признаки части речи?
( вопрос)
Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки, по необходимости корректирует план работы на урока Отвечают на вопросы вслух, дополняют друг друга. Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа.
Записывают. Л:мотивация, смыслообразование; П:моделирование, построение логической цепи рассуждений; Р:коррекция, волевая саморегуляция; К: планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками
2.Объявление темы и целей урока
Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы, запишите тему: «Морфологический разбор имени существительного».
- Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? (Вспомнить все, что знаем об имени существительном).
Записывают тему урока в тетрадях.Ученики пытаются вспомнить все, что знают об имени существимтельном как части речи.
Формулируют тему урока.
Фиксируют возникшее затруднение.
Отвечают на вопросы,
строят понятные для
партнера
высказывания; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод П: формулирование проблемы; Р: целеполагание; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор
III.Актуализация
и пробное учебное действие Игра «Спрятанное слово»Повторение изученного материала. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Словарная работа
Работа над ошибками «По следам домашней работы» Слова: Сложносочинённое предложение, одиннадцать.
Задание: Разбор слова по составу, объяснить орфограммы
Фронтальный опрос.
Для чего необходимы имена существительные ?Первое задание: узнайте слово-существительное по его значению и объясните, к какой группе названий предметов его можно отнести
1) Атмосферные осадки в виде белых хлопьев, представляющих собой кристаллики льда.
2) Учебный час, посвященный отдельному предмету
3) Театральное представление или то, что представляется взору, привлекает взор.
4) Это слово имеет значение «соединение заметок, группа записей»
5) С древнегреческого языка это слово означает «весь водный покров Земли»
6) Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения
7) Синоним слов «работа, занятие»
8) Часть суток от захода до восхода солнца
- Какие словари помогли мне подготовить данное задание?
Какое «спрятанное» слово получилось?
- Какое оно имеет отношение к существительному?
- Значит, можно сказать о существительном словами Анатолия Шибаева:
Всему название дано:И зверю, и предмету,Вещей вокруг полным-полно, А безымянных – нету!
Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку
Пытаются формулировать ответ (Дают названия различным предметам)
Называют различные варианты ответов, неправильные исправляют, работая со словарями. Объясняют правописание безударных гласных в корне.
Ответы записывают на доске, решают кроссворд.
Называют словари (толковый, этимологический, словарь синонимов)
Определяют слово «сущность»
Пытаются ответить (Сущность – это главное, объективное. Существительное называет все то, что существует в мире, что окружает человека, что он видит, слышит, чувствует).
Вывод: Имена существительные называют предметы, живые существа, явления природы, события, действия как предмет, признаки как предмет, качество людей. П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р: контроль, коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника
IV. Творческая практическая деятельность Эвристическая
беседа Определение роли существительных в речи Организует работу по выявлению роли существительных в речи. Собери предложение из слов (работа в парах)
Хрустальная ваза стояла в вазе на террасе.
Задание: Сделать грамматический разбор предложения.
- Сколько существительных в этом стихотворении?
Выпишите имена существительные. Для чего они необходимы?
Вывод
Выбирают способ, на котором будет основано решение учебной задачи. Формулируют все «за» и «против», проговаривают правило вслух.
Выписывают имена существительные в тетрадях.
Дают ответы, определяют существительные по признакам П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки: Р: коррекция; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
V. Самостоятельная работа с самопроверкой 1.Тренировочное упражнение Формулирование правила.
Распределите данные слова на два столбика
(задание для 1 группы)
Нарицательные имена существительные Собственные имена существительные
Дождь, (Л,л)уна, камыш, (В, в)олк, (И,и)лья (М,м)уромец, Байкал, книга, Шарик, «Мурзилка», человек, Александр, (Н,н)овый год, Рентген, Сидоров, «Бородино», рентген.
-Чем в написании отличаются имена собственные от нарицательных?
-Кто был внимателен, тот заметил, что одно слово написано дважды: в первом случае с большой буквы, во втором – с маленькой. Почему? (Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные) Рентген – ученый, рентген – просвечивание рентгеновскими лучами Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. Приводят примеры, исправляют ошибки.
Взаимопроверка. П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р: контроль, коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника
2 Работа с ДМ (на парте у каждого ученика для словаря – справочника)
3. Презентация «Путешествие в морфологию)
Систематизация знаний морфологических признаках имени существительных
Тестирование. Проверка в случае неправильного ответа в закладке «Подсказка»
Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках.
- Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить?
- С какой целью мы выполняли данное задание?
Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. Приводят примеры, исправляют ошибки.
Вспоминают морфологические признаки имен существительных: постоянные: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение;
непостоянные: падеж, число П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р: контроль, коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника
3.Работа на карточках Определение синтаксической роли. А какова синтаксическая роль имен существительных в предложении?
Формулируют правило: в предложениях имена существительные могут быть подлежащими, сказуемыми, дополнениями, обстоятельствами. VI. Включение
в систему знаний и повторение Морфологический разбор Обобщение полученных знаний на уроке сведений, оценивание - У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними обращаться. Существительные являются жителями страны Морфология, а у каждого жителя этой страны есть свой документ – морфологический разбор.
- Разбор слова сиренью . На мониторе и доске есть образец разбора.
ИГРА. Составить Паспорт слова. (Используя схему разбора) Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта.
П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки: Р: коррекция; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
Я, ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.
1. Моя начальная форма: ____________________.
2. Мои морфологические признаки:
а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное-неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);
б) непостоянные: стою в форме______________ (числа), ______________ (падежа).
3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.
Сегодня я играю роль_____________________
VII. Домашнее задание 1.Кто хочет, может сочинить грамматическую сказку про любой признак имени существительного.
2.Кто желает, может составить карточки-задания по любой изученной орфограмме.
3.Составить кроссворд по теме «Имя существительное». VIII. Рефлексия учебной деятельности Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках.
- У кого в гостях мы сегодня побывали?
- Удалось ли нам доказать, что существительное – удивительная часть речи?
- Что нового вы узнали для себя на уроке?
- Довольны ли своей работой?
- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку нашей работе с помощью фразеологизмов (см. раздаточный материал) Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений (оценочная карта) П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Р: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Рефлексия (подведение итогов урока).
Рефлексия может проходить различными способами: смайлики, лестница успеха, дерево успеха, пятибалльная система оценивания, использование фразеологизмов.
Как работали на уроке? Выберите фразеологизм (записаны на доске)
С огоньком С душой Через пень колоду Засучив рукава
Как вы поняли тему? С чем пойдёте с чем пойдёте с урока?
Светлая голова Ни бе ни меКаша в голове Голова варит
Дубовая голова С царём в голове Как вы ощущали себя на уроке?
Как рыба в воде Ни рыба ни мясо Не в своей тарелке С лёгким сердцем