Принципы развития орфографии и орфографических ошибок в начальных классах


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«Воронежский музыкально-педагогический колледж»
(ГБПОУ ВО «ГПК»)
Сезина Н.В.
Принципы развития орфографии и орфографических ошибок в начальных классах
Русский язык - один из сложных и важных школьных предметов, требующий большого труда. Из урока в урок стараюсь воспитывать у своих учеников любовь к родному языку, а это, прежде всего - пробуждение интереса к нему. Ни для кого не секрет, что учиться хочется тогда, когда интересно учиться. Поэтому при подготовке к урокам подбираю такой материал, который был бы интересен и полезен в познавательном отношении, обогащал лексику детей, а также позволял провести на должном уровне обобщение приобретенных знаний по теме урока и проверить, насколько дети овладели умением применять эти знания на практике.
Формирование орфографического навыка – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе. Маленькому школьнику порой трудно осознать орфографическое понятие и увидеть «ошибкоопасное» место в слове. Необходимо создавать такие формы наглядности, которые позволили бы ученику «материализовать» орфографическое понятие – например, опорные схемы. Они должны быть компактными, читаемыми «на бегу», понятными каждому ребенку.
Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?url=http%3A%2F%2Fwww.erudition.ru%2Freferat%2Fref%2Fid.35224_1.html&text=%EE%F0%F4%EE%E3%F0%E0%F4%E8%FF%20%ED%E0%F7%E0%EB%FC%ED%E0%FF%20%F8%EA%EE%EB%E0" \l "YANDEX_5" INCLUDEPICTURE "http://www.yandex.ru/y-lf.gif" \* MERGEFORMATINET  начального  INCLUDEPICTURE "http://www.yandex.ru/y-rt.gif" \* MERGEFORMATINET обучения.
Формирование орфографической грамотности у учащихся является одной из главных задач обучения русскому языку в HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?url=http%3A%2F%2Fwww.erudition.ru%2Freferat%2Fref%2Fid.35224_1.html&text=%EE%F0%F4%EE%E3%F0%E0%F4%E8%FF%20%ED%E0%F7%E0%EB%FC%ED%E0%FF%20%F8%EA%EE%EB%E0" \l "YANDEX_7" INCLUDEPICTURE "http://www.yandex.ru/y-lf.gif" \* MERGEFORMATINET  школе  INCLUDEPICTURE "http://www.yandex.ru/y-rt.gif" \* MERGEFORMATINET . Важность этой задачи обусловлена тем, что:
1) орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры человека, она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении;
2) письменная форма литературного языка отличается от устной большей сложностью в своей структуре.
Общепризнанным является то, что хорошо развитые речевые навыки, точная и грамотная устная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо воспринимают как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека. Считается, культура речи «одежда мысли, по которой сразу определяют уровень образованности человека».
Действительно, теоретический материал курса русского языка представляет для младших школьников некоторые трудности, так как представлен в большем объеме, который необходимо не только усвоить, но и применять на практике. Объем этот определен официальной программой  и составленными на её основе школьными учебниками русского языка. В пределах этого объема учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно  и то же. Как известно, есть учащиеся, которые, зная правило,  не могут применять его на практике. Поэтому и ученые и учителя ищут новые, более эффективные подходы в организации процесса работы над формированием орфографических навыков.
Итак, проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Особо важное значение имеет выработка орфографических навыков, основанных на сознательном использовании грамматических знаний, применение орфографических правил, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся.
Размышляя о психологических закономерностях формирования орфографической грамотности, Г.Г. Гранин в одной из своих работ называет саму проблему обучения школьников орфографически правильной письменной речи банальной, но в то же время важной. Важность проблемы обусловлена тем, что она не замыкается на самой себе, поскольку владение человеком всеми формами устной и письменной речи связано с механизмами мышления и понимания.
По мнению психологов, трудности в усвоении орфографии нередко возникают из-за большого сходства формальных особенностей многих языковых явлений, которые должны быть четко отдифференцированы друг от друга для успешного использования орфографических правил, но смешиваются из-за их объективного сходства и недостаточного различения. Целенаправленное формирование умения различать орфограммы может способствовать преодолению этих трудностей.
В методике обучения уже утвердился подход, в соответствии с которым основным содержанием работы в процессе обучения орфографии является не столько изучение орфографических правил, сколько формирование у учащихся умений, называемых собственно орфографическими. К их числу методисты относят следующие умения: 1) обнаруживать орфограммы; 2) различать орфограммы (определять тип орфограммы) и соотносить их с определенным правилом; 3) выполнять действие по правилу; 4) осуществлять орфографический самоконтроль.
Все указанные действия носят аналитический характер. Объектом всех действий являются орфограммы. Однако действие различения (дифференцирования) орфограмм наиболее сложное по своему составу, так как предполагает не только владение полным набором признаков объекта, но и осознавание меры обобщенности и функции данных признаков. Соответственно для учащегося, который способен дифференцировать орфограммы, два предыдущих умения становятся неактуальными, так как за счет оперирования общими и конкретными, интегральными и дифференциальными признаками действие обнаружения, идентификации и дифференциации орфограмм осуществляются одномоментно.
Таким образом, есть основания для того, чтобы главным в ряду собственно орфографических умений признать различение (дифференцирование), а не обнаружение орфограмм. Речь не идет о том, что учащихся вообще не следует учить обнаружению орфограмм. Но если основные усилия сосредоточить на формировании умения различать орфограммы, то можно не только сэкономить время, но и повысить результативность обучения орфографии.
ЛитератураВиноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). - Изд.4-е. - М.: Русский язык, 2001. - 720 с.
Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Ч.1. Фонетика и морфология: Учебник для студентов факультетов русского языка и литературы педагогических институтов. - Изд.4-е. - М.: Просвещение, 1973. - 432 с.
Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология: Учебное пособие для студентов филологических факультетов. - М.: Издательство МГУ, 1999. - 240 с.