Рабочая программа элективного курса Решение пунктуационных задач


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ревенская средняя общеобразовательная школа»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы _______Василевская Л.И.
Приказ №______
от «____»_______2015г.
РАССМОТРЕНО
на заседании МО_______
Протокол №_____
«____»________2015г.
__________Королева Т.А.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_______Василевский Д.И.

«_____»__________2015 г.



Учитель Соболева Т.И
2015-2016 уч.г.
Пояснительная записка
Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, в творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого занятия.
Курс рассчитан на 35 часов,1 час в неделю. Предполагается попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации – совершенствование орфографических умений.
Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой.
Изучение курса предполагается построить в форме уроков-практикумов, лекций, уроков-поисков. Содержание курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную, коллективную) работу учащихся. Рекомендуется зачетная тестовая работа.
Таким образом, учёт опыта учащихся и опора на их познавательные способности, применение современных технологий и ИКТ становятся необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений, навыков учащихся и делают процесс обучения полезным и увлекательным.
Цель курса: обобщение и закрепление полученных знаний по пунктуации за курс 5-9 классов, овладение учащимися практической грамотностью, языковой и речевой компетентностью; тренировка зрительной памяти, пунктуационной зоркости при детальном исследовании текстов; активизация пассивного словаря учащихся.
Задачи курса:
-систематизировать, закрепить и углубить знания учащихся по синтаксису, полученные на уроках русского языка в 5 – 9-х классах;
-обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по русскому языку»;
-обеспечить практическое использование знаний и умений по культуре речи на уроках по другим предметам;
-способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся.
Задачи решаются при использовании таких форм работы:- общеклассная- групповая- индивидуальная- парная- фронтальная- дифференцированная Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами,- работа с обобщающими схемами и таблицами по пунктуации; - работа с разнообразными лингвистическими словарями.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться справочной литературой, лингвистическими словарями;
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-соблюдать в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
1.Учитывается умение обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагать их в связи с производимым разбором или по заданию учителя.
2.Учитывается способность обучающегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
3.Учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексической и фразеологией русского языка, его изобразительно- выразительными возможностями, нормами пунктуации
Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения практических заданий, самостоятельных работ.
Виды самостоятельных работ:
Обобщающие:
- репродуктивные
- творческие
- подготовительные
- поисковые
Итоговый контроль:
- проверочные работы
Ведущие принципы и технологии, на которых базируется программа, роль и место программы в образовательном маршруте обучающегося.
Теоретической основой данной программы являются:
- система языковых понятий;
- различные виды упражнений и задания, стимулирующие активные мыслительные и речевые действия обучающихся
Принципы, на которых базируется программа:
- учёт индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;
- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;
- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- прочность полученных знаний
- активность и сознательность обучения.
Элементы применяемых технологий:
- технология проблемного обучения.
- личностно-ориентированное обучение
- тест-технологии
- ИКТ
- технология разноуровневого обучения
- технология поэтапного формирования умственных действий
Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик
- овладевает глубокими систематизированными знаниями;
- способен работать с разнообразной информацией;
- может корректно выразить своё мнение по различным проблемам;
- способен аргументировано доказать собственную точку зрения
- соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила пунктуации;
- развивать речевую культуру, сохранять чистоту русского языка как явления культуры;
- расширять круг используемых грамматических средств, увеличивать словарный запас;
- развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использовать родной язык как средство получения знаний и продолжения образования.

Содержание
О пунктуации
Что такое пунктуация? Зачем нужна пунктуация. Принципы русской пунктуации. Знаки препинания.
Точка.
Правила постановки точки.
Точка с запятой
Правила постановки точки с запятой
Запятая.
Запятая между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному.
Запятая между главными и придаточными предложениями
Запятая между однородными членами предложения
Запятая между повторяющимися словами
Запятая при сравнительных оборотах
Запятая при определительных оборотах.
Запятая при обстоятельственных оборотах
Запятые при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении
Запятые при вводных предложениях и вводных словах
Запятые при обращении.
Запятые при междометии
Запятые после утвердительных, отрицательных и вопросительных слов.
Двоеточие.
Правила постановки двоеточия.
Тире.
Правила постановки тире
Знак вопросительный.
Правила постановки вопросительного знака.
Знак восклицательный.
Правила постановки восклицательного знака.
Многоточие.
Правила постановки многоточия.
Скобки.
Правила постановки скобок.
Кавычки.
Правила постановки кавычек.
Знаки при прямой речи.
Правила постановки знаков при косвенной речи. Цитаты и знаки препинания при них.
Авторские знаки препинания
О сочетаниях знаков препинания.
Повторение и обобщение изученного по теме «Решение пунктуационных задач»
Тематический план курса (35 часов)
№ п/п Название тем курса Количество часоввсего
1. О пунктуации 2
2. Точка. 1
3. Точка с запятой 1
4. Запятая. 14
5. Двоеточие. 2
6. Тире. 2
7. Знак вопросительный. 1
8. Знак восклицательный 1
9. Многоточие. 1
10. Скобки. 1
11. Кавычки. 1
12. Знаки при прямой речи 3
13. Авторские знаки препинания 1
14. О сочетаниях знаков препинания. 1
15. Повторение и обобщение изученного по теме «Решение пунктуационных задач» 3
Итого 35
Литература для учащихся
1.Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы 2008.-М.:,ФИПИ.Составитель И.Б.Маслова. И.П.Васильевых
2.Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы.-М.,2007
3.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. Дидактические материалы по русскому языку к учебнику для 10-11 классов. - М..2010.
4.Войлова К.А., Канафьева А.В. Русский язык. Тесты. 10 -11 классы. - М., 2001.
5.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык, 10-11 классы. - М, 2012.
6.Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. . Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М., 2010.
7.Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. - М., 2012.
8.Михайлова С.Ю., Михайлова Н.Е.Пунктуация в заданиях и ответах.- М., 2009
9..Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов.(любое издание)
10.Школьный словарь иностранных слов/ Под ред.В.В.Иванова.-4-еизд.-М.,1999
11.Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: справочные материалы. – М., 1995.
12. Богданова Г.А. Предложения с союзом как: Пособие для учащихся. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008
13. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты: Орфография и пунктуация. 10-11 классы:  – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008
Литература для учителя
1.Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация. Программа элективного курса для 10-11 классов.
Сборник «Программы для общеобразовательных учебных заведений»-М.,Просвещение,2007
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
2.Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе.-М.,1990
3.Львова С.И.Работа со схемами- таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий.-М.,2004
4.Розентаь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания.-М.,1970
5.Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995.
6.Безымянная О. М. Диктанты с комплексным анализом текста. - М., 2003.
7.Валгина И.С. Трудности современной пунктуации. 8 – 11 класс. - М., 2000.
8.Валгина И.С. Русский язык: Орфография и пунктуация. - М., 2001.
9.Голуб И.В., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. - М., 1988.11.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык, 10-11 классы. - М, 2007.11
10.Гольцова Н.Г. Программа курса «Русский язык» для 10-11 классов ОУ.-М., 2006.
11. Солганик Г.Я. Стилистика текста: Учебное пособие. - М., 2002.
12. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка часть. - М., 2002.
13.Ткаченко Н Г. Тесты по грамматике русского языка: Контрольные работы. - М., 2003.
14.Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора. - М., 1991.
Календарно- тематическое  планирование

Тема урока Кол-во ча-сов Тип урока Виды и характеристика учебной деятельности Планируемые результаты Дата
План. Факт.
1 О пунктуации. Что такое пунктуация? Зачем нужна пунктуация? 1 Комбинированный урок Рецептивная: прослушивание и запись под диктовку лекции учителя, видеоурок.
репродуктивная: пересказ, ответы на вопросы репродуктивного характера;
продуктивная творческая: составление связного ответа «Что такое пунктуация?»
Знать: что такое пунктуация, для чего служит пунктуация, что она способствует грамотному письму и легкости выражения мыслей; понимать: что пунктуация способствует наглядности синтаксического и интонационного строя речи, уметь: объяснить ,что такое и зачем нужна пунктуация. 2. Принципы русской пунктуации. Знаки препинания. 1 Комбинированный урок Рецептивная: прослушивание и запись под диктовку лекции учителя, видеоурок.
репродуктивная: пересказ, ответы на вопросы репродуктивного характера;
продуктивная творческая: составление связного ответа «Принципы русской пунктуации. Знаки препинания»
Знать: принципы русской пунктуации, основные знаки препинания
понимать: что принципы русской пунктуации- это основы современных пунктуационных правил.
уметь: с помощью знаков препинания отражать смысловое и структурное членение речи. 3 Точка. Правила постановки точки. 1 Комбинированный урок Рецептивная: прослушивание и запись под диктовку лекции учителя, видеоурок.
репродуктивная: анализ текстов Д.Лихачева о языке.
продуктивная творческая: составление текстов.
Знать: Правила постановки точки
понимать: что точка ставится в конце простого повествовательного предложения, перед союзами и,а,но,однако, если они начинают новое предложение.
уметь: различать повествовательные предложения. 4 Точка с запятой. Правила постановки точки с запятой. 1 Комбинированный урок Рецептивная: прослушивание и запись под диктовку лекции учителя, презентация, видеоурок.
репродуктивная: конструирование предложений по схемам, составление таблицы «Вот она какая-точка с запятой»
продуктивная творческая: Подготовить устное сообщение «Какое место точка с запятой занимает в системе знаков препинания?»,тренировочный тест в формате ЕГЭ.
Знать: правила постановки точки с запятой,
понимать: что точка с запятой ставится между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное без союзов,если они распространены и имеют внутри себя знаки препинания.
уметь: правильно определять сложные предложения, в которых ставится точка с запятой. 5 Запятая. Запятая между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному. 1 Комбинированный урок Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, видеоурок.
репродуктивная: объяснительный диктант
продуктивная творческая: синтаксический, пунктуационный разбор предложений. тренировочные упражнения в формате ЕГЭ.
Знать: правила постановки запятой между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному, в каких случаях запятая не ставится.
понимать: что запятая ставится внутри простых, в ССП,СПП,БСП.
уметь: правильно ставить запятые в простых и сложных предложениях. 6 Запятая между главными и придаточными предложениями. 1 Комбинированный урок Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: синонимичная замена СПП с придаточным определительным на простые с обособленным определением.
продуктивная творческая: составить схемы предложений, тренировочный тест в формате ЕГЭ.
Знать: группы СПП по значению и строению, понимать:
уметь: определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструировать СПП разных видов, интонационно и пунктуационно оформлять.
7 Запятая между однородными членами предложения. 1 Комбинированный урок Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: дополнение предложений однородными членами, составление схем предложений
продуктивная творческая: составить схемы предложений. Диктант «Проверяю себя». тренировочные упражнения в формате ЕГЭ.
Знать: признаки однородных членов
понимать: правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.
уметь: находить однородные члены, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами, обосновывать постановку знаков препинания. 8 Запятая между повторяющимися словами. 1 Комбинированный урок Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: дополнение предложений повторяющимися словами, составление схем предложений
продуктивная творческая: составить схемы предложений. Диктант «Проверь себя»,тренировочный тест в формате ЕГЭ.
Знать: признаки одинаковых слов, повторяющихся для обозначения длительности действия, для усиления степени качества.
понимать: правильно ставить знаки препинания в предложениях с одинаковыми словами, повторяющимися для обозначения длительности действия, для усиления степени качества.
уметь: находить в предложении одинаковые слова, повторяющиеся для обозначения длительности действия, для усиления степени качества.
ть, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с повторяющимися словами , обосновывать постановку знаков препинания. 9 Запятая при сравнительных оборотах. 1 Комбинированный урок Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: отсутствие или наличие запятой перед союзом как, сравнительный оборот.
продуктивная творческая: синтаксический и пунктуационный разбор предложений, тренировочные упражнения в формате ЕГЭ.
Знать: правила постановки знаков препинания при сравнительных оборотах.
понимать: постановку знаков препинания при сравнительных оборотах.
уметь: опознавать синтаксические конструкции с как,правильно ставить знаки препинания в предложении со сравнительным оборотом, использовать сравнительный оборот в текстах разных стилей и типов. 10-11 Запятая при определительных оборотах. 2 Комбинированный урок.
Урок систематизания Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота,прилагательные, имеющие при себе пояснительные слова и стоящие после определяемого существительного, приложение как разновидность определения
продуктивная творческая: объяснительный, распределительный диктанты, составить план к теоретическому материалу, каждый пункт плана проиллюстрировать своими примерами, тренировочный тест в формате ЕГЭ.
Знать: определение причастного оборота и понятия одиночного причастия, условия выделения запятыми, правила постановки запятой при причастиях и прилагательных, имеющих при себе пояснительные слова и стоящих после определяемого существительного, приложениях, относящихся к личным местоимениям.
понимать: понимать отличие зависимого слова от определяемого, постановку запятой при причастиях и прилагательных, имеющих при себе пояснительные слова и стоящих после определяемого существительного, приложениях, относящихся к личным местоимениям.
уметь: устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами, выделять причастный оборот запятыми, согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом; распознавать приложения среди других второстепенных членов предложения, использовать приложения в качестве средства выразительности речи, правильно ставить знаки препинания при приложении. 12-13 Запятая при обстоятельственных оборотах. 2 Комбинированный урок
Урок систематизации и обобщения Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: деепричастный оборот, знаки препинания при деепричастном обороте, выделение одиночного деепричастия запятыми.
продуктивная творческая: комментированный диктант, тренировочные упражнения в формате ЕГЭ.
Знать: определение «деепричастный оборот»
понимать: добавочное действие производится тем же лицом (предметом),что и основное.
уметь: разграничивать основное и добавочное действия, находить деепричастный оборот, выделять его запятыми, правильно строить предложения по заданным моделям. 14 Запятые при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении. 1 Комбинированный урок Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: обособленные уточняющие члены предложения, выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения.
продуктивная творческая: выразительное чтение предложений с интонацией выделения уточняющих членов, составление предложений, синтаксический разбор.
Знать: иметь представление об уточняющих членах предложения и о свойствах, отличающих их от обособленных оборотов.
понимать: правильно расставлять запятые при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении.
уметь: опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания. 15 Запятые при вводных предложениях и вводных словах. 1 Комбинированный урок Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: запись вводных конструкций (слова, словосочетания, предложения),распределение на группы вводных конструкций по значению- вводные слова, словосочетания, предложения и знаки препинания при них.
продуктивная творческая: Заполнить таблицу «Значения вводных слов»своими примерами, включив вводные слова в предложения. Комментированное письмо, тренировочный тест в формате ЕГЭ.
Знать: группы вводных конструкций по значению;
понимать: роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания;
уметь: выражать определенные отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения, употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей, производить синонимическую замену вводных слов.
16 Запятые при обращении. 1 Комбинированный урок Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: обращение, знаки препинания при нем, соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращением, наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.
продуктивная творческая: прочитать стихотворение А.С.Пушкина «Няня».Объяснить постановку знаков препинания при обращениях. Сделать вывод, как с помощью обращения можно выразить свое отношение. Какие еще языковыесредства(лексические, грамматические)могут выражать авторское отношение? Найти их в стихотворении. Написать письмо маме, бабушке. Использовать разнообразные обращения как средство выражения своего отношения к самому близкому и любимому человеку.
Знать: иметь представление об обращении за счет осмысления основного назначения обращения в речи(звательная, оценочная и изобразительная функция обращения);
понимать: интонационно правильно произносить предложения;
уметь: характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями, употреблять формы обращений в различных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения. 17 Запятые при междометии. 1 Комбинированный урок Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: интонационное и пунктуационное выделение междометий в предложениях, запятые при междометиях.
продуктивная творческая: объяснительный диктант. Составить, записать и правильно поставить запятые в предложениях, где междометия выражали бы разные чувства.
Знать: о интонационном и пунктуационном выделении междометий;
понимать: значения междометий в художественных произведениях;
уметь: использовать междометия в собственной речи, уместно ставить запятые при междометиях. 18 Запятые после утвердительных, отрицательных и вопросительных слов. 1 Комбинированный урок Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: интонационное и пунктуационное выделение утвердительного слова да, отрицательного слова нет и вопросительного слова что в предложениях, запятые при утвердительных, отрицательных и вопросительных слов.
продуктивная творческая: объяснительный диктант. Составить, записать и правильно поставить запятые в предложениях, с утвердительными, отрицательными и вопросительными словами.
Знать: о интонационном и пунктуационном выделении утвердительных, от-рицательных и во-просительных слов.
понимать: значения междометий в художественных произведениях;
уметь: использовать утвердительные, от-рицательные и во-просительные слова в собственной речи, уместно ставить запятые при утвердительных, от-рицательных и во-просительных словах. 19-20 Двоеточие. Правила постановки двоеточия. 2 Комбинированный урок
Урок закрепления Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: конструирование предложений с обобщающими словами перед однородными членами, постановка двоеточия после обобщающего слова, конструирование бессоюзных сложных предложений со значением причины, пояснения, дополнения, постановка двоеточия в БСП.
продуктивная творческая: графический диктант, тренировочный тест в формате ЕГЭ.
Знать: что такое обобщающее слово,условия постановки двоеточия между частями БСП
понимать: случаи постановки двоеточия, смысловые отношения (причины,пояснения,дополнения)
уметь: расставлять знаки препинания в предложении с обобщающим словом, стоящим перед однородными членами, опознавать предложения, осложненные однородными членами, самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила, конструировать предложения со значениями причины, пояснения, дополнения в БСП, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП. 21-22 Тире. Правила постановки тире. 2 Комбинированный урок Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: способы выражения подлежащего и сказуемого существительными в именительном падеже, тире в неполном предложении, тире для обозначения пространственных, временных и количественных пределов, тире в БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия.
продуктивная творческая: взаимодиктант, составить и записать тезисный план теоретического материала, проиллюстрировать своими примерами. тренировочный тест в формате ЕГЭ
Знать: способы выражения подлежащего и сказуемого, условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, в неполном предложении, для обозначения пространственных, временных и количественных пределов, условия постановки тире между частями БСП, выявлять смысловые отношения(противопоставления, времени, условия и следствия)
понимать: случаи постановки тире, смысловые отношения в БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия.
уметь: опознавать подлежащее и сказуемое при пропуске глагола- связки, ставить тире, читать предложения, делая паузу между подлежащим и сказуемым, конструировать предложения со значениями противопоставления, времени, условия и следствия,
интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП. 23 Знак вопросительный.
Правила постановки вопросительного знака. 1 Комбинированный урок Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: конструирование предложений с вопросительным знаком.
продуктивная творческая: графический диктант.
Знать: правила постановки вопросительного знака
понимать: случаи постановки вопросительного знака
уметь: конструировать предложения с вопросительным знаком, объяснять постановку знаков препинания в конце предложений и при перерыве речи. 24 Знак восклицательный.
Правила постановки
восклицательного знака. 1 Комбинированный урок Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: конструирование предложений с восклицательным знаком.
продуктивная творческая: графический диктант.
Знать: правила постановки восклицательного знака
понимать: случаи постановки восклицательного знака
уметь: конструировать предложения с восклицательным знаком, объяснять постановку знаков препинания в конце предложений и при перерыве речи. 25 Многоточие.
Правила постановки
многоточия. 1 Комбинированный урок Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: конструирование предложений с многоточием.
продуктивная творческая: графический диктант.
Знать: правила постановки многоточия (для обозначения незаконченности высказывания, для обозначения заминок в речи, в цитатах).
понимать: случаи постановки многоточия (для обозначения незаконченности высказывания, для обозначения заминок в речи, в цитатах).
уметь: конструировать предложения с многоточием, объяснять постановку знаков препинания в конце предложений и при перерыве речи. 26 Скобки. Правила
постановки скобок. 1 Комбинированный урок Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: разбор предложений со скобками, конструирование предложений.
продуктивная творческая: редактирование и запись исправленного текста.
Знать: в скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для добавочных замечаний.
понимать: роль скобок в предложениях.
уметь: правильно ставить скобки в предложениях. 27 Кавычки. правила
постановки кавычек. 1 Комбинированный урок Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок..
репродуктивная: : разбор предложений с кавычками, конструирование предложений.
продуктивная творческая: редактирование и запись исправленного текста. Составить предложения, используя слова, употребляемые в кавычках
Знать: что кавычками выделяются цитаты, выделяются: слова, употребляемые не в своём обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные.
понимать: условия постановки кавычек
уметь: правильно выделять кавычками цитаты, слова, употребляемые не в своём обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные 28-2930 Знаки при прямой
речи. Правила постановки знаков при косвенной речи. Цитаты и знаки препинания при них. 3 Комбинированный урок
Урок систематизации и обобщения Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: разбор предложений с прямой речью, анализирование и конструирование предложений с прямой речью, замена прямой речи косвенной и наоборот, постановка знаков препинания при цитатах.
продуктивная творческая: графический диктант,из высказываний сделать предложения с прямой речью( 1-й вариант: прямая речь перед словами автора, 2-вариант: прямая речь после слов автора),замена прямой речи на косвенную и наоборот, цитирование. тренировочный тест в формате ЕГЭ.
Знать: что такое прямая речь, косвенная речь.
понимать: понятие о прямой и косвенной речи, условия постановки знаков препинания при прямой и косвенной речи, цитировании.
уметь: правильно произносить предложения с прямой речью и грамотно расставлять знаки препинания при прямой речи, находить предложения с прямой речью, анализировать и конструировать предложения с прямой речью, составлять их схемы, правильно и выразительно читать их, употреблять вежливые формы обращения, заменять прямую речь косвенной и наоборот, анализировать и конструировать предложения с цитатами. 31 Авторские знаки препинания. 1 Комбинированный урок Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: конспектирование текста на лингвистическую тему, аналитическая работа с прозаическими поэтическими текстами.
продуктивная творческая: работа по карточкам, анализ заданий предложенных в карточке, исследовать тексты М.И.Цветаевой, В.Маяковского, А.Блока, А.Ахматовой и выписать примеры использования в них авторских знаков.
Знать: что знаки, которые не поддаются объяснению с точки зрения действующих правил пунктуации, но выражают необходимый автору смысл, называются авторскими, роль авторских знаков препинания в текстах.
понимать: авторский знак привлекает внимание читателей:
– выражает особую авторскую интонацию;– имеет дополнительный смысл, вложенный в содержание фразы, слова;– подчёркивает значимость части предложения, выделяя логический центр высказывания
уметь: выявлять в текстах авторские знаки препинания, рассмотреть авторскую пунктуацию выдающихся мастеров художественного слова. 32-33 О сочетаниях знаков препинания. 2 Комбинированный урок
Урок систематизации и обобщения Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок..
репродуктивная: разбор предложений, анализирование и конструирование предложений, когда сочетаются несколько знаков препинания.
продуктивная творческая: выборочный диктант, анализ текста.
Знать: что при встрече запятой и тире сначала ставится запятая, а затем тире, знаки вопросительный и восклицательный и многоточие ставятся перед закрывающими кавычками, если относятся только к словам, заключённым в кавычки, но после закрывающих кавычек, если относятся ко всему предложению вместе со словами, выделенными посредством кавычек.
понимать: что перед закрывающими кавычками не ставятся точка, запятая, точка с запятой, двоеточие и тире. Все эти знаки ставятся только после кавычек, перед открывающей или закрывающей скобкой не ставятся запятая, точка с запятой, двоеточие и тире; все эти знаки ставятся только после закрывающей скобки.
уметь: правильно расставлять знаки препинания при сочетании знаков препинания. 34 Повторение и обобщение изученного по теме «Решение пунктуационных задач» 1 Урок систематизации и обобщения Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок..
репродуктивная: выполнение тренировочных упражнений
продуктивная творческая: тренировочный тест в формате ЕГЭ.
Знать: принципы русской пунктуации, функции знаков препинания
понимать: условия выбора определенных знаков препинания
уметь: определять синтаксическую структуру предложения, смыслоразличительную роль знаков препинания, взаимосвязь смысла, интонации и пунктуации в предложении, правильно строить, выразительно читать и пунктуационно грамотно оформлять предложения. 35 Зачетная тестовая работа.
1 Урок контроля Рецептивная: объяснение учителя.
репродуктивная: самостоятельный разбор заданий.
продуктивная творческая: выполнение контрольных тестовых заданий в формате ЕГЭ.
Знать: правила постановки всех знаков препинания в русском языке
понимать: условия выбора различных знаков препинания
уметь: правильно решать пунктуационные задачи.