Тема. Знаки препинания в сложном предложении. Решение пунктуационных задач.
Русский язык в 9 классе.
Тема. Знаки препинания в сложном предложении.
Решение пунктуационных задач.
Цель: - систематизация знаний о сложном предложении;
Задачи: - совершенствование умений различать сложные предложения от простых;
- формирование умения устанавливать смысловые отношения между частями
и на этой основе ставить правильно знаки препинания;
- развитие устной речи детей;
- воспитание уважительного и бережного отношения к русскому языку.
Ход урока:
Орг. момент. Здравствуйте, садитесь. Урок русского языка.
Эпиграф урока. «Как человека можно распознать по его
обществу, так и он нем можно судить по
его языку».
( Джонатан Свифт)
- Как вы понимаете высказывание?
-Обязательно надо следить за своей речью и пополнять свой словарный запас и, конечно, соблюдать заповеди речевого поведения.
Заповеди на слайде.
Чтение стихотворения.
Весна
Растаял снег, луга зазеленели,
Телеги вновь грохочут по мосту.
И воробьи от солнца опьянели,
И яблони качаются в цвету.
Раскрыты окна. Веет теплый ветер,
И легкий пар клубится у реки.
И шумно солнцу радуются дети,
И думают о жизни старики.
- тема стихотворения?
- идея стихотворения?
- орфографическая работа;
-найдите в стихотворении простые предложения; докажите.
-найдите в стихотворении сложные предложения; докажите.
-Чем простое предложение отличается от сложного?
- определите вид сложного предложения;
- Тема нашего урока «знаки препинания в сложных предложениях».Цель.
Оценка работ.Листочки.
Слайд
1 задание. Блиц – опрос. Вопросы на слайде. Ваша задача – ответить: да или нет.
Поставьте себе оценку за это задание.
2 задание. 2 предложения. Из 2 предложений составить 3 сложных предложения.
1. ССП 2. СПП 3. БСП
Над степью, заслонив солнце в зените, стояла густо- лиловая градовая туча.
Белые обочины ее клубились.
Вывод: чем ССП отличается от СПП? Оценки на листочках
3.Задание. Выборочно – распределительный диктант. Прочитайте текст. Поставьте знаки препинания.
Выпишите номера предложения в такой последовательности:
сложносочиненные предложения;
бессоюзные предложения;
сложносочиненные предложения, в которых два простых имеют общий второстепенный член.
Весна пришла.
1)Все время держалась настоящая весенняя погода. 2)По ночам подмораживало и звезды усеивали темное небо. 3)В ночном воздухе чувствовалась легкая весенняя свежесть. 4)А дни стояли солнечные, и лес весь день рисовался на голубом, безоблачном небе. 5)С утра ветерок развевал дым над трубами караулки.6) Заря ярко краснела из-за черного леса.7)В затишье сильно пригревало, и южная сторона избы и завалинки около нее оттаивали и темнели.
8)Потом около грязного порога образовалась лужа, корни деревьев окружились проталинами, прилетели жаворонки, снег в полях разрыхлел и начал таять. (По И.А. Бунину)
1) 4,7 2) 8 3) 2.
Поставьте отметку на листочке.
Задание. Работа с текстом.
Прочитайте текст и выполните задания.
1) Давно мне хочется написать о школе. 2) Книг об этом, и хороших, написано немало, но мне интересно было бы исследовать одну линию в этой огромной теме - что остается от учителя, от класса в характере человека. 3) Кроме знаний. 4) В сущности, у каждого взрослого есть свои впечатления, свои воспоминания о школе.
5) Талантливых учителей не так уж много. 6) Талант – всегда редкость. 7) Но, кроме таланта, что, как говорится, от человека не зависит и не отпускается ему свыше, есть и другое – есть еще любимые учителя.
8) Может, наиболее важная составляющая нашего чувства возникла из нравственного облика учителя. 9) Вернее, не облика, а нравственного содержания учительства. 10) Наши учителя математики и литературы преподавали нам, кроме своих предметов, какие-то нравственные начала. 11) Самые простейшие – аккуратность, правдивость, точность, терпение – словом, то, что называлось прописями. 12) Это по- своему входило в математику и по-своему – в географию.
13) И впоследствии я замечал в школьной жизни моей дочери, что понятие любимого учителя всегда было связано с нравственным учительством, с теми людьми, которые учат, «как жить».
14) И наоборот: отсутствие этого нравственного начала характерно для
« нелюбимых» учителей.
15) Я говорю об этом потому, что проблемы того же порядка возникают в нашей писательской работе. 16) Можно писать вещи занимательные, остросюжетные, описательные, и книги такого рода существуют, читаются и делают свое полезное дело. 17) Обеспечивают «информацией», которую ценит нынешний читатель.
18) Однако я уверен: такого рода книги не могут стать сколько-нибудь заметным явлением в духовной жизни общества. 19) Русская литература всегда была сильна своими нравственными исканиями. 20) В ней, если угодно, всегда звучала нота проповедничества. 21) И Толстой, и Чехов, и Горький каждый по-своему, но проповедовали. 22) И учитель для меня – это прежде всего воспитатель, а значит, и проповедник. (По Д.Гранину)
1. Какая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?
А) Любимые учителя надолго остаются в нашей памяти.
Б) Только любимые учителя учат, как жить.
В) Выбор дальнейшего жизненного пути может подсказать школьный учитель.
Г) Тот, кто полюбил в школе литературу, обязательно станет писателем.
2. Какое утверждение отражает позицию автора данного текста?
А) Талантливых учителей, как и талантливых учеников, не так уж мало.
Б) отношение к учителю зависит от его внешнего облика.
В) Учитель – это прежде воспитатель и проповедник.
Г) От учителя и от класса в человеке остается только хорошее.
3. К какому стилю относится текст?
А) Разговорный стиль, рассуждение с элементами повествования;
Б) публицистический стиль, рассуждение;
В) Художественный стиль, описание с элементами рассуждения;
Г) Научно – популярный стиль, повествование с элементами описания.
4. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью однокоренного слова?
А) 2; Б)6; В) 12; Г) 18;
5. Какое значение имеет слово проповедник в прочитанном тексте? (предложение 22)
А) Священнослужитель;
Б) Воспитанник;
В) Наставник;
Г) Преподаватель.
6. В каком из слов букв меньше, чем звуков?
А) Кроме;
Б) Говорится;
В) Ему;
Г) Есть.
7. Какой способ образования слова остросюжетный (предложение 16)
А) Приставочный;
Б) Суффиксальный;
В) Бессуффиксный;
Г) Сложение.
8. Какой частью речи является слово по - своему (предложение 21)?
А) Наречие;
Б) Причастие;
В) Прилагательное;
Г) Местоимение.
9. Какое из предложений не осложнено вводным словом?
А) 4; Б)8;В) 9; Г) 18.
10. Какая характеристика предложения 18 является верной?
А) СПП; Б) ССП; В)Простое; Г) БСП.
Оцените свои знания.
1 вариант.
5. Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.
1. Кусты зашевелились выпорхнула полусо(нн,н)ая птичка.
2. Деревня где скучал Евгений была прелесный уголок.
3. Кое(где) при дороге попадается угрюмая ракита или молодая бере(с,з) ка
2 вариант.
5.Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.
1. Сверкнула молния и (в)след затем послышался резкий удар грома.
2. Хотя казаков было мало Левинсон почуствовал вдруг сильное волнение.
3. Я (не) вижу ни голубого неба ни моря.
6. Подводим предварительные результаты.
7. Рефлексия.
-Что полезного вы взяли с нашего урока? Отметки.
8. Д/з.
Написать лингвистический текст, сказку о сложных предложениях.
1 вариант.
5. Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.
1. Кусты зашевелились выпорхнула полусо(нн,н)ая птичка.
2. Деревня где скучал Евгений была прелесный уголок.
3. Кое(где) при дороге попадается угрюмая ракита или молодая бере(с,з) ка
2 вариант.
5.Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.
1. Сверкнула молния и (в)след затем послышался резкий удар грома.
2. Хотя казаков было мало Левинсон почуствовал вдруг сильное волнение.
3. Я (не) вижу ни голубого неба ни моря.
1 вариант.
5. Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.
1. Кусты зашевелились выпорхнула полусо(нн,н)ая птичка.
2. Деревня где скучал Евгений была прелесный уголок.
3. Кое(где) при дороге попадается угрюмая ракита или молодая бере(с,з) ка
2 вариант.
5.Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.
1. Сверкнула молния и (в)след затем послышался резкий удар грома.
2. Хотя казаков было мало Левинсон почуствовал вдруг сильное волнение.
3. Я (не) вижу ни голубого неба ни моря.
1 вариант.
5. Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.
1. Кусты зашевелились выпорхнула полусо(нн,н)ая птичка.
2. Деревня где скучал Евгений была прелесный уголок.
3. Кое(где) при дороге попадается угрюмая ракита или молодая бере(с,з) ка
2 вариант.
5.Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.
1. Сверкнула молния и (в)след затем послышался резкий удар грома.
2. Хотя казаков было мало Левинсон почуствовал вдруг сильное волнение.
3. Я (не) вижу ни голубого неба ни моря.
1 вариант.
5. Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.
1. Кусты зашевелились выпорхнула полусо(нн,н)ая птичка.
2. Деревня где скучал Евгений была прелесный уголок.
3. Кое(где) при дороге попадается угрюмая ракита или молодая бере(с,з) ка
2 вариант.
5.Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.
1. Сверкнула молния и (в)след затем послышался резкий удар грома.
2. Хотя казаков было мало Левинсон почуствовал вдруг сильное волнение.
3. Я (не) вижу ни голубого неба ни моря.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15