Презентация к реферату Система работы по подготовке учащхся к части С2


Система работыпо подготовке учащихся к части СЕГЭ по русскому языку (Презентация к реферату) Выполнила Наполова Н.И., учитель русского языка и литературы Текст 1. О чём? Вы увидите тему. 2.Какие вопросы рассматривает автор? Вы найдёте проблему 3.Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? Вы найдёте основную проблему 4.Зачем автор написал текст? Вы определите цель 5.Что доказывает автор и как? Вы сможете дать комментарий основной проблемы текста 6.Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)? Это поможет вам понять авторскую позицию. 7.Разделяете ли вы (не разделяете) позицию автора? Так вы сможете сформулировать свою позицию (тезис) 8.Какие логические доводы истинности или ложности тезиса приведёте из собственного жизненного или читательского опыта? Вы аргументируете (докажете) свою позицию 9.Цитата из текста, афоризм, призыв, обращение к читателям, пословица, возврат к началу, нравственный вывод и т.д. Так вы сможете завершить свою работу (заключение) Текст-Тема-Идея-Проблематика-Проблема-Сюжет-Комментарий к проблеме -Комментирование-Позиция- Аргумент-Иллюстрация-Корректность-Этическая норма-Этическая ошибка-Фактическая,Фактологическая точность-Композиция текста-Абзац-Афоризм- Карточка «Разберемся в терминах» Вопросы для анализа текста - Какой из заголовков наиболее точно отражает основную мысль этого текста?- Что означает используемое автором то или иное выражение?- В каком предложении текста выражена его основная мысль?- Какое из высказываний можно было бы выбрать в качестве эпиграфа? (1из4).- Какая из пословиц и поговорок близка теме текста?- Какова центральная проблема, поставленная автором текста?-Какое высказывание верно отражает позицию автора?- В каком предложении текста наиболее ярко выражено отношение автора к происходящему?- В каких предложениях содержится характеристика героя?- Что остаётся за пределами внимания автора текста? (Пословица) (Пословица) Признаки вступления лаконичность;связь с темой;наличие сформулированного тезиса;связь с заключением. Формы вступления Сообщение об авторе Лирическое размышлениеФормулировку основных проблемРяд назывных предложенийРиторический вопросПрименение афоризма, цитатыОбращение к исторической характеристикеДиалог с воображаемым собеседникомВид «опрокинутого начала» Формы заключения В форме цитатыЭнергичный ответ на вопросФорма спора с воображаемым собеседникомИтог всему сказанному, обобщение Типы заданий 1.Составьте план текста (Традиционной для методики формой работы с текстом является составление плана).2. Вычлените проблему, поднимающую автором.3. Определите тему и обоснуйте её актуальность.4. Прочитайте текст, выберите правильные ответы:- темой текста является (1из 4 указанных);- проблемой текста является (1 из 4);- основной проблемой текста является (1 из4);- какой проблемы не касается автор? (1 из4);какое утверждение не соответствует содержанию текста (1 из 4)5. Прокомментируйте эту проблему, т.е. напишите, что и почему пишет автор об этой проблеме и что думаете о ней вы? Памятка для учащихся Начиная комментировать проблему ты можешь указать:1) к какой категории относится избранная автором проблема;2) насколько она злободневна (актуальна) (как правило в предлагаемых исходных текстах нет неактуальных проблем);3) что делает её значимой для общества;4) традиционна ли эта проблема или нова?;5) если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу;6) если нова, то что стало причиной её появления; жизнеспособна ли она( прогноз на будущее); объясни, что позволяет тебе делать такие выводы;7) как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определённого возраста, рода занятий, национальности, социального положения и т.п.;8) почему эта проблема привлекла внимание автора;9) как характеризует автора выбор данной проблемы;10) какую сторону этой проблемы рассматривает автор;11) сколько аргументов, подтверждающих основную мысль, содержится в тексте;12) к каким выводам подводит автор читателя. Авторская позиция может быть выражена 1. Чётко, прямо, непосредственно:-В названии текста.- В отдельных предложениях текста.Через ряд аргументов Текст 2. Через модальный план текста:- Риторические вопросы.-Риторические восклицания.-Порядок слов.- Лексические повторы.-Оценочную лексику.-Модальные слова и частицы.Ряд вводных слов, словосочетаний, предложений. Подтекст (В8) Типы заданий по определению авторской позиции -Какова тема текста?- Какие проблемы поднимает автор?Выделите главную проблему- Найдите в тексте ключевые слова, помогающие понять авторскую позицию. Определите способ выражения позиции автора. Попытайтесь её сформулировать.Прочитайте тексты (два и более) и приложение к ним (цитаты). К каждому тексту выбери только те, которые отражают авторское отношение к поднятой проблеме, укажи номера в таблице. Приложение к текстам. 15 цитат. №1 №2 №3 №4 Д.Гранин А.Чехов Ю. Бондарев А.Гербер Формулировка собственной позиции как отдельный абзац основной части сочинения- рассуждения;как замечание к тезисам и аргументам автора исходного текста;- как комментарий позиции автора текста. Типы заданий для выражения своей позиции и аргументации Используйте следующие афоризмы в качестве примеров, подкрепляющих вашу аргументацию. Запишите фрагменты сочинений.Используйте следующие стихотворные строки в качестве примеров, подкрепляющих вашу аргументацию. Запишите фрагменты сочинений.3. К данным тезисам подберите аргументы, основываясь на жизненном опыте.– Зависимость от Интернета становится проблемой.- То, сколько человек зарабатывает, действительно часто является показателем активности, ума, менеджерского таланта человека. тезис афоризм Мы губим природу, забывая о том, что мы её малая часть. В.Гжешик: «Судьба человечества- в руках человека. Вот в чём ужас». тезис цитата Мы миролюбивый народ. Если нас вояка тот или иной захочет спровоцировать войной, - наш ответ: нет! (В. Маяковский). Примерная структура аргументации Довод1 Иллюстрация2 ТЕЗИС ВЫВОД Довод2 Иллюстрация1 ТезисИстинная красота человека определяется богатством его внутреннего мира Довод1. Если у человека доброе сердце, он великодушен, благороден, способен мыслить и творить, он красив. Иллюстрация1. Героиня романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Наташа Ростова Довод 2. Красота человека с богатым внутренним миром не меркнет со временем.Иллюстрация2. Примеры из жизни родных, близких и знакомых, которые даже в преклонном возрасте сохранили способность удивляться, любить, жить яркой эмоциональной жизнью и могут быть названы красивыми. ВЫВОД есть перефразированный тезис, снабжённый словами уверенности (например, конечно, разумеется и т.д.).