Урок истории в 11 классе по теме «Революция 1917 года» по ОС «Школа 2100»

Описание методической разработки урока истории в 11 классе по теме «Революция 1917 года»
 
Урок истории в 11 классе по теме «Революция 1917 года»
Краткая аннотация.
Все учебники Образовательной системы «Школа 2100» рассчитаны на регулярное использование проблемно-диалогической технологии изучения нового материала, замену объяснения материала учителем на самостоятельное открытие нового учениками. Использование этой технологии приводит к полному изменению структуры урока. Это первый и важнейший этап урока – постановка проблемы самими учениками. В данной разработке вместо объявления темы урок начинается с создания проблемной ситуации – предъявляя ученикам два противоречивых мнения. Осознание противоречия вызывает удивление учеников, а вопросы учителя ориентируют их на самостоятельное формулирование учебной проблемы – основного вопроса урока, вытекающего из противоречия. После формулирования учебной проблемы учитель может дать возможность ученикам высказать свои версии, составить план решения и самое главное - предложить вспомнить, какие имеющиеся у них знания пригодятся для решения нового вопроса. Ученики обращаются к изученному материалу – это этап актуализации. Он похож на проверку домашнего задания в традиционном уроке. Однако, в отличие от него, актуализируются факты и понятия не обязательно предыдущего урока, а то, что изучалось неделю, месяц, год назад, но теперь понадобилось для решения новой проблемы. На этапе поиска решения проблемы ученики самостоятельно открывают новое знание – закономерность, понятие, свою оценку событий и т.п. в зависимости от постановки проблемы. Происходит это в ходе выполнения продуктивных заданий к текстам или иллюстрациям. Каждое задание при этом должно завершается вопросом учителя: как новые знания помогают нам ответить на основной вопрос урока? Учитель пользуется либо побуждающим диалогом, задавая вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (что развивает творческие, коммуникативные способности детей), либо подводящим диалогом, который состоит из цепочки вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в исходном вопросе (это развивает логику). Проблемно-диалогический урок завершается выражением решения проблемы, применением нового знания, подведением итогов.
Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Поиск решения – этап формулирования нового знания.
Для урока истории наиболее характерной является проблемная ситуация с одновременным предъявлением двух противоречивых фактов (теорий, мнений), после чего учитель произносит следующие реплики побуждающего диалога: «Что вас удивило? Какое противоречие налицо? Какой возникает вопрос?»
Не менее подробно охарактеризован диалог, побуждающий учеников к выдвижению и проверке гипотез. В частности, разработана его структура, описаны последовательный и одновременный варианты выдвижения гипотез, даны способы реагирования на предложения учеников. Таким образом, технология проблемного диалога включает детальное описание методов обучения.
Таким образом, технология проблемного диалога представляет собой детальное описание методов постановки и решения проблем, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения.
Учебный предмет - история, учебник «История России и мира. От веры в прогресс до мировых войн» под ред. Д.Д. Данилова, В.Г. Петровича, Д.Ю. Беличенко и др. , изд. Баласс, 2013 г., методическое пособие, которое было взято за основу – «Российская и всеобщая история. 9 класс2 под ред. В.М. Антонова, изд. Баласс, 2013 г. (для 11 класса методических рекомендаций в издательстве нет)
Форма учебной работы - классно-урочная.
 Полное описание разработки.


























Тема: Революция 1917 года.

Цели и задачи урока по линиям развития личности:
Линии 1-2 . Картина мира в фактах и понятиях.
На основании фактов сформировать представление о том, что Февральский переворот произошел благодаря восстанию народа (революционных рабочих и солдат) и привел к установлению двоевластия.
Отработка понятий: революция, реформа, монархия, республика, демократия, диктатура, социалисты, либералы.
Линия 3. Историческое мышление. Выявить главные политические направления в революционной России, их позицию в февральско – мартовских событиях и аргументировать свой вывод о причинах и последствиях свержения монархии.
Линии 4-5. Нравственное и гражданско – патриотическое самоопределение.
Определение своего отношения к революционным событиям, умение встать на место участников событий и их глазами представить события революции 1917 г.
Предполагаемые результаты:
1. Формирование исторической компетенции:
    - расширение представлений о событиях революции 1917 г. ;
    - закрепление понятий,  знание хронологии исторических событий.
 2. Коммуникативные компетенции:
     - формирование правильной речи и правильному использованию новых понятий по теме.
    - обучение умению излагать свои мысли в устной форме.

1 этап урока. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.











Основные этапы урока
Действия учителя
Действия учеников

1.Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемного задания.
Работа с материалами в начале параграфа. Тексты:
1. Дорога в светлое будущее. А. Дробан, современный российский философ и публицист: « Великая Октябрьская социалистическая революция доказала возможность преодоления капитализма, замены его более высоким общественным строем. Это – непреходящее достояние всего человечества. И человечество, в том числе Россия, пойдет вперед, критически учитывая опыт Октября, СССР, советского народа». (Литературная газета, №51. 2007.19 дек.)
2. Путь в кровавую пропасть. Я Басин, современный белорусский публицист: «Большевики принесли монополизацию власти, огосударствление производства, насилие, уничтожение миллионов инакомыслящих, а также разрушение нравственных основ жизни общества». «Октябрьска революция 1917 года – прорыв или переворот?» белорусский портал tut.by






Сравните две оценки Октябрьского переворота. В чем, на ваш взгляд, они противоречат друг другу?
В первом высказывании революция – благо, дорога в светлое социалистическое будущее.
Во втором высказывании революция – зло, насилие, причина разрушения устоев общества.



Какой вопрос может возникнуть у вас на основе этого противоречия?
Революция – это благо, дорога в светлое социалистическое будущее или революция – зло?


Сформулируйте свой вариант учебной проблемы, а затем сравните его с авторским. Стр. 370.
Формулировки проблемы учениками.

2. Выдвижение версий.
Проблема:
Революция 1917 года – прорыв в новое будущее или провал в пропасть?

3.Актуализация знаний.
Объяснение значения слов, указанных перед пар.14. Так как понятия для учащихся знакомы, его можно провести путем сопоставления признаков парных понятий. Параллельно на доске и в тетрадях ученики заполняют таблицу.

Революция
Реформа

Монархия
Республика

Либералы
Социалисты

Демократия
Диктатура



Примерное заполнение таблицы:




Революция
Коренной переворот во всех сферах общественной жизни
(военный путь), который ведет к смене правящего строя.
Реформа
Изменение порядков во всех сферах общественной жизни
(мирный путь), когда правящий строй проводит преобразования.

Монархия
Глава государства – наследственный монарх, является источником власти.
Республика
Глава государства определяется путем выборов, источник власти – народ.

Либералы
Путем реформ достигается свобода личности и провозглашаются права человека.
Социалисты
Путем замены частной собственности общественной достигается общественная справедливость.

Демократия
Участие народа во всех важнейших государственных делах, реализация политических прав и свобод, плюрализм
Диктатура
Вся власть – в руках одного человека или партии, отсутствие прав и свобод, репрессии против суёников существующего строя.



4. Открытие нового знания.
1. Февральский переворот – падение монархии.
Используя текст учебника стр. 199-200, исследуйте основные события февраля 1917 г.
Возможные варианты ответов учеников:
Рабочие, Петроградский гарнизон – Забастовки на Путиловском заводе, в Петрограде, реальная власть у образовавшегося Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.
Думцы-
Временный комитет Государственной Думы, официальная власть у Временного правительства.
Николай II
Отречение Николая II от власти.


Каковы были основные причины свержения монархии?
Возможные варианты ответов учеников:
1.Обострение рабочего, крестьянского, национального вопросов в годы Первой мировой войны.
2.Недовольство широких масс населения.
3.Усталость солдат от войны.
4.Неспособность Николая II управлять страной
и др.


Каковы были последствия свержения монархии?
Образование двоевластия – Временного правительства и Советов.


Переходим к главным политическим направлениям в революционной России. Стр. 203 (таблица)



Какие три главные политические направления будем рассматривать?
Либералы (кадеты), умеренные социалисты (эсеры и меньшевики), радикальные социалисты (большевики, анархисты)


Кто был ближе друг к другу по вопросу о власти, о войне, о земле, в рабочем вопросе, в национальном вопросе? В чем это выражалось?
Выслушиваются ответы, ученики делают вывод: Среди политических сил не было единства в решении важных вопросов. Как следствие – нарастание политического кризиса в стране, в России нарастала анархия, власть не могла навести порядок в стране, решить эти проблемы можно было только революционным путем (предположение).


2. Октябрьский переворот в столице.
Используя текст учебника стр. 204-206, исследуйте основные события октября 1917 г.
Возможные варианты ответов учеников:
Второй Всероссийский съезд Советов 25-26 октября 1917 г., установление власти большевиков, принятие декрета о мире и декрета о земле.


Найдите в тексте причины победы большевиков.
Возможные варианты ответов учеников:
1.Многовластие на местах.
2. рост партии большевиков
3.Большевизация Советов
4.Решительность Ленина
5. Занятие большевиками важнейших пунктов, изоляция Временного правительства от внешнего мира.


При наличии времени можно предложить задание: представь, что ты, гражданин современной России, оказался на месте своего предка в октябре 1917 года, поддержал ли ты большевиков или нет?
Принимаются любые версии учащихся.

5. Применение нового знания
После обсуждения ответов учащихся в тетради делаются записи, побуждающие к общему выводу.
«Декрет о земле»: отмена частной собственности на землю, создание крестьянами своих Советов. В городах: введение 8-часового рабочего дня, рабочего контроля, национализация.
«Декрет о мире»: справедливый, демократичный мир. Заключение 2 декабря 1917 г. Перемирия с Германией.
«Декларация прав народов России»: равенство, отмена национальных привилегий, право наций на самоопределение.


Формулирование вывода и сравнение с авторским.
Революция 1917 года началась со свержения монархии, установления политической свободы и надежд на справедливое разрешение насущных проблем. Разные партии боролись за разные варианты решения этих проблем. К октябрю симпатии радикально настроенных рабочих и солдат склонились к партии большевиков, которая, свергнув Временное правительство, установила советскую власть. Для одних (либералов, умеренных социалистов) это событие – переворот, извративший естественный ход русской истории, для других (большевики, крестьяне, рабочие) - великая Октябрьская социалистическая революция, с которой началось строительство нового, справедливого общества.


Домашнее задание: § 15, вопросы и задания перед ним.






Заголовок 2 Заголовок 315