Статья Использование диалоговых технологий на уроках английского языка
МОУ Гимназия №1
Реализация компетентностного подхода при коммуникативном обучении на уроках иностранного языка
«Эпиграф»
«Высшее искусство учителя состоит в том, чтобы пробудить у учеников радость в творческом выражении и знании»
(А. Эйнштейн. ) Значительные изменения, произошедшие за последние 10-летия в современном обществе , изменения общественного сознания, интенсивное развитие экономических и культурных связей между государствами определили новые требования как к образовательной парадигме в целом, так и к языковому образованию в частности. Переход от знаниецентричной модели образования к инновационной предполагает значительные изменения в целях, содержании и подходах к обучению ин. языку в общеобразовательной школе.
Цель обучения иностранному языку такова: овладение иностранным языком как средством межкультурной коммуникации. Итак, овладение иностранным языком как средством межкультурной коммуникации становится одним из важнейших элементов в процессе обучения.
Задачи обучения иностранным языкам: формирование определенного уровня ключевых компетенции:
коммуникативной,
информационной,
учебно-познавательной,
ценностно –смысловой,
общекультурной,
социальной.
В рамках инновационной деятельности я разработала структуру базовой модели уроков в системе развития коммуникативных способностей, которую я использую ( за основу я взяла технологию английского языка, разработанную в ИГЛУ). Структура может включать в себя четыре последовательных этапа:
1.разминка (речевая зарядка ,то есть беседа на актуальные темы урока ).
2.развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения). Работа по формированию и развитию на основе специальных упражнений , ориентированных на управляемую деятельность учащихся, что позволяет добиваться значительных результатов в развитии познавательных и коммуникативных способностей учащихся.
3. выполнения развивающих частично-поисковых задач. ( Использование упражнений из приведенной ниже таблицы).
4. решение творческих заданий, рассчитанных на новые «повороты» при рассмотрении давно известных понятий, на неожиданные, непривычные комбинации с целью воспитания у учащихся умения видеть новое в известном, использовать полученные знания в новых или сильно изменённых условиях. (Учебные и деловые игры, проектная деятельность , творческие сочинения и другие).
Качественное обучение невозможно без качественных обучающих материалов. Как положительный пример можно назвать переход на современный УМК по английскому языку «Английский с удовольствием» автора Биболетовой М.А., который состоит из учебника, рабочей тетради, книги для чтения, книги для учителя ,аудио материалов.
Кроме того я использовала следующую таблицу классификации заданий, где задания составлены по мере нарастания трудностей с учетом возрастных особенностей обучающихся.
1.Знание.---Ученик может запоминать и воспроизводить материал.
2.Восприятие.---Ученик усваивает материал и способен воспроизвести его на уровне образца.
3.Применение. ---Ученик владеет материалом, создавая свои высказывания; использует ранее изученный материал в новых условиях.
4. Анализ. --- Ученик умеет делить целое на части, выделять отдельные элементы учебного материала.
5.Синтез.---Ученик может объединить части в новое целое.
6. Оценка.---Ученик умеет оценить качество и значение материала на основе критериев.
Организуя инновационную деятельность на уроках иностранного языка, изменен не только сам учебно-методический комплекс, но и средства формирования и развития коммуникативной компетенции . В отличие от знаниевого подхода они являются инновационными: обращение как к прошлому ,так и к недавно сформированному опыту школьника, обсуждение и решение проблемных ситуаций, учебно-игровая и проектная деятельность, обучение в сотрудничестве, использование диалоговых технологий и другие. Из нижеприведённой таблицы «Сравнительная характеристика обычных разговоров учителя и учеников и диалоговых технологий» можно чётко увидеть преимущества диалоговых технологий.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЫЧНЫЙ РАЗГОВОР ДИАЛОГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
1. Кто больше говорит Педагог две трети времени Дети половину времени и больше
2. Типичное поведение Вопрос педагога – ответ ученика Смешанный обмен вопросами и ответами учителей
и учеников. Свободный обмен мнениями
3. Обмен фразами Многократный, краткие, быстрые фразы Более медленный, фразы длиннее
Вопросы Важен не вопрос, а знание учениками ответа Важен смысл вопроса
Ответ Оценивается как правильный или неправильный. Единственный правильный ответ для всех Оценивается как «согласен / не согласен».
Правильны самые разные ответы учеников
6. Оценивание «Правильно / неправильно». Только учителем «Согласен / не согласен». И учителем и учениками
На уроках коммуникативного общения все участники имеют памятки «Правила ведения диалога»:
а)учителя и ученики должны говорить друг с другом;
б)они должны слушать друг друга;
в)они должны отвечать друг другу;
г)все участники должны получить ясное представление о позициях и резонах друг друга;
д)миролюбие — соблюдение правил типа «в одно время говорит только один человек», «не прерывать друг друга», «не ругать без доказательств не понравившиеся доводы или собеседника» и др.;
е)дружелюбие — люди не должны бояться высказывать честно и открыто свое мнение;
ж) равенство — каждый из участников имеет равные права и время для высказывания, одобрения и возражений, все мнения равны;
з) уважение — участники должны высказывать уважение и заботу каждому, вне зависимости от мнения, которое он высказал, и уровня, который занимает высказывающийся;
и) причины и доказательства должны быть ясно изложены, с тем чтобы другие быстро их поняли, аргументы должны точно отражать точку зрения и не вызывать двусмысленных толкований;
к) доказательство должно быть немногословным, без лишних повторов примеров;
л) участники диалога свободны в своем обращении за разъяснениями к любому другому участнику, это действие со множеством адресатов.
В чём преимущества диалогической организации на уроках иностранного языка?
1.Учащиеся учатся воспринимать чужую точку зрения не как ошибочную, но как другую, имеющую право на существование.
2.Школьники диалогически осмысливают множественность позиций, интересов, точек зрения. 3.Участники диалога имеют возможность принимать на себя множество социальных ролей, учатся толерантному отношению к окружающим.
Значительные изменения, произошедшие за последние 10-летия в современном обществе , изменения общественного сознания, интенсивное развитие экономических и культурных связей между государствами определили новые требования как к образовательной парадигме в целом, так и к языковому образованию в частности. Такие основополагающие документы, как : «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Программа создания системы открытого образования» - обосновывают значительную роль инновационных технологий. Переход от знаниецентричной модели образования к инновационной предполагает значительные изменения в целях, содержании и подходах к обучению иностранному языку в инновационном учреждении.