Интегрированный урок по географии и биологии Природные зоны Африки


Интегрированный урок по географии и биологии по теме: «Природные зоны Африки»
Цель урока:
- знать отличительные признаки природных зон Африки, характеристика их природных богатств, размещение и причины смены природных комплексов;
- выявить закономерности и зависимость между элементами природного комплекса; продолжить формирование у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными источниками информации и географическими картами, научить учащихся обрабатывать, анализировать и обобщать полученную информацию;
- формировать представление о рациональном природопользовании и охране природы;
- сопоставлять и анализировать содержание карт, делать вывод;
- формировать нравственные качества, активность, познавательную направленность.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель :Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие по Африке: мы обобщим, какие природные зоны находятся на этом материке, дадим им характеристику, узнаем как приспособились организмы к окружающей среде.
Сегодня у нас урок необычный, мы должны обобщить знания, полученные вами на уроках географии и биологии. Основной формой нашей работы будет работа в группах. Каждая группа будет представлять свою природную зону.
Вначале давайте вспомним, что такое природная зона?
Природная зона – крупный зональный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий увлажнения, почв, растительности и животного мира.
Какие природные зоны расположены на территории Африки?
Учитель. Чтобы отправиться в наше путешествие , необходимо определить ваши маршруты. Представьте, что вы получили письма из “прекрасного далёка”. Узнайте, о какой природной зоне в нем говорится, этим вы определите маршрут своей экспедиции.
1 письмо. В этих лесах то тут, то там растут деревья-гиганты. Их стволы так толсты, что их не могут обхватить 6 человек. Их сучья так велики, что каждый из них мог стать крупным деревом. Многие животные приспособились жить на деревьях, так как идут каждый день ливневые дожди.
(Гилея – влажные экваториальные леса Африки)
2 письмо. Испанцы называют её дикой, первобытной равниной. Здесь можно встретить травянистые злаки метровой, а иногда трёхметровой высоты, среди которых встречаются редкие деревья, сбрасывающие листья в сухое время года. Здесь можно встретить огромные стада диких буйволов, антилоп, а у берегов озера ковёр из диких фламинго...
(Саванны)
3 письмо. Здесь почти не бывает дождей. Вслед за жаркими днями наступают холодные ночи, иногда с заморозками. Камни от этого трескаются и слышатся звуки, похожие на отдалённые взрывы. Жители говорят: “Солнце в нашей стране заставляет кричать даже камни”. Здесь ветер - великий властелин и властный хозяин. Караванщики говорят, что вместе с ним сюда приходит смерть.
(Пустыни)
И сейчас вам предлагается выбрать эмблему той природной зоны, которую вы будете представлять
Итак, маршруты определены. А теперь вам задание составить проект своей природной зоны. Вам розданы листики с главными особенностями всех природных зон Африки. Вы должны из всего перечня выбрать только те, которые характерны для вашей природной зоны, оформить свой проект и презентовать его. Одновременно, пока работает вся группа, вы должны отправить по одному представителю для поиска информации из интернета о рекордах и рекордсменах своей природной зоны. На работу вам дано 5 минут.
Листики с записями:
расположена по обе стороны от экватора
в бассейне реки Конго, на побережье Гвинейского залива
экваториальный климатический пояс
каждый день идут дожди
там всегда тепло и влажно
почвы красно-жёлтые ферралитныепочвы содержат большое количество железа и алюминия, имеют красный оттенок
богат животный мир
условия способствуют быстрому перегниванию остатков живых организмов, а также – размыву почв
растительный мир очень богат
многоярусностьвечнозелёностьпочти отсустввует травяной покров
дисковидные корни-подпорки
ходульные придаточные корни
переплетающиеся друг с другом кроны верхних ярусовкожистые, толстые, с глянцевитой, блестящей поверхностью верхней стороны листья
круглый год – лето
средняя температура +240С
экваториальные воздушные массы
расположена по обе стороны от экваториального лесасамая большая по площади природная зона Африки
занимает 40% площади материка
субэкваториальный климатический пояс
ярко выражены 2 сезона: сухая зима и влажное лето
в сухой сезон не происходит размыв почвы и идёт накопление гумуса
преобладает травянистый покров с отдельными деревьями или группами деревьев
расположение листовой пластинки ребром к солнцу
накопление в стволе в сезон дождей влаги впрок
листья мелкие и жесткие
своеобразная окраска животных
для маскировки
расположены в тропическом и субтропическом климатических поясах
почвы красно-бурые
воздушные массы сухие и жаркие
резкие колебания суточных температур
почвы песчаные и каменистые
растительность скудная
листья-колючки
очень длинные корни
короткий жизненный цикл
накопление влаги «про запас»
ночной образ жизни животных
растения и животные могут долго обходиться без воды
бедные почвы
растения и животные могут долго обходиться без воды
Итак, время истекло, пожалуйта, представьте нам свои проекты.
Проект 1. Гилея. Презентация проекта
Выступление из интернета.
Закрепление.
Найти соответствия:
1. Лианы А. Травянистое растение
2.Орхидеи Б. «Обезьяньи лестницы»
3.Сейба В. Воздушные корни
4.Фикус Г. Корни-подпорки
5.Бананы
Итак, мы познакомились с гилеей. Стоя спиной к зловещей, чёрной стене леса, от которой до вас ещё будут доноситься удушливые испарения, вы в первый раз выпрямитесь во весь рост и будете вдыхать полной грудью здоровый воздух САВАННЫ и жадно вглядываться вдаль.
Итак, свой проект представляет вторая группа.
Выступление
Сообщение из интернета
Закрепление.
Составить логическую цепочку из следующих звеньев:
1.Много хищников (6)
2.В зоне имеется сухой период года (2)
3.Много крупных травоядных животных (5)
4.Для произрастания лесов влаги не хватает, наряду с отдельными деревьями
и кустарниками развивается богатая травянистая растительность (3)
5.Много растительного корма (4)
6.Расположена в субэкваториальном климатическом поясе.(1)
Ну, а сейчас смотрим проект 3 группы.
Выступление
Сообщение из интернета
Закрепление.
На схеме надите соответствие между причиной и следствием в природном комплексе пустынь.
1.Животные ведут ночной образ жизни. А. Образуются оазисы.
2.Мало выпадает осадков Б. Температура воздуха в дневное время суток
может подниматься до + 50 градусов.
3.Подземные воды близко подходят
к повехности В. Бедный растительный мир
Итак, мы познакомились с тремя природными зонами Африки, а теперь в качестве закрепления материала мы испробуем себя в роли редакторов. Сейчас вы получите текст, в котором заведомо допущены ошибки. Постарайтесь отредактировать текст, исправив все ошибки.
Где-то под руками были близко
Капитана Врунгеля записки.
Он себя считает знатоком,
Африканский мир ему знаком.
Постарайтесь-ка найти при чтении,
Что вы подвергаете сомнению.
Вот и сбылась ты, мечта моя!
Ликует команда: ура! Земля!
Мы в Африке. Тихий прощай океан,
Помог воплотить мне блестящий план.
На волнах прибоя доставил корвет.
Большей земли на всем свете нет!
Сентябрьской весной оживает природа,
Снега осталось совсем немного.
Хвоя тихонько летит с эвкалипта.
Пингвины купаются в глине липкой.
Смотрите! Куда-то бежит кенгуру,
Наверное, тигр с ней затеял игру.
Оленей берем, чтоб добраться в Сахару,
Прошу караван, но дают только пару.
В Сахаре нас ждут и покой, и уют,
Может быть, сока березки дадут.
Ну а пока я ловлю в Танганьике
щук и китов,
Но совсем невеликих.
Африка очень понравилась мне,
О чем сообщаю в этом письме.
(Т.Н.Дмитрук)
Итак, молодцы , с заданием справились. А теперь переходим к домашнему заданию.
Вы получили опережающее задание по группам: составить рекламу, антирекламу и памятку, отправляющемуся в путешествие в Африку.
Итак, слово первой туристической фирме Африки
1 группа: реклама
2 группа: антиреклама.
3 группа: памятка отправляющемуся в путешествие в Африку.
Ну а теперь вам образное задание. Перед вами тарелка, но не пустая. Внимательно рассмотрите её содержимое и попробуйте определить, что бы вы сюда добавили и почему? ( бананы, кофе, финики, лук, капуста, свёкла)
Итак, мы завершаем наше путешествие по природным зонам Африки. Давайте оценим свою работу на уроке. Мы работали в группах и сейчас пусть каждая группа оценит работу своего капитана. А капитан оценит работу каждого в группе.
Д/З. Составить характеристику природной зоны вечнозелёных жестколистных лесов и кустарников. Написать мини-сочинение (Эссе) «Один день в …..»
Наш урок подошёл к концу, давайте подведём итог. Мы вам предлагаем закрнчить предложения:
« На уроке я узнал….»
«На уроке мне понравилось….»
« На уроке я научился……»
Если осталось время:
Устно выполняют задание.
•Влажный экваториальный лес
•Саванна
•Пустыня
Распределить особенности, растения и животных по природным зонам: Лианы, вельвичия, жираф, горилла, оазис, пальмы, баобаб, лев, верблюд, колючки, смена сезонов, длинные корни, антилопы, ярусность.Задание 2: Для каких природных зон характерны:
А) баобаб, антилопа, пальма дум, марабу, гепард
Б) масличная пальма, желтое дерево, фикус, окапи
В) молочай, алоэ, черепаха, гиена, шакал (новая7)
Выдели особенности животного мира своей природной зоны:
•богатство животного мира
•животные ведут ночной образ жизни
•обитают большие стада животных
•животные приспособились к жизни без воды
•животные преодолевают большие расстояния в поисках пищи и воды
•обитают человекообразные обезьяны
•огромное количество насекомых
•животные приспособились жить на деревьях
•много опасных для человека животных и насекомых
•много ядовитых животных и насекомых
Выдели особенности растительного мира вашей природной зоны:
•многоярусность•преобладание травянистой растительности
•вечнозеленность•разряженность растительного покрова
•густота леса
•растения засухоустойчивые
•огромное количество видов растений
•встречаются одинокие и небольшие группы деревьев и кустарников
Задание: определите природную зону по описанию.
Вот перед нами лесной биом,
Растений и животных очень много в нем.
Он многоярусный, лианой оплетен,
И «легкими Земли» зовется он.
В нем много «драгоценностей» растет,
Их в медицине использует народ.
На карте вдоль экватора найдешь
И мне ты эту зону назовешь.
«Она протянулась от берегов Красного моря до побережья Атлантического океана, а на севере может достигать берегов Средиземного моря. Здесь зарегистрирована самая высокая температура на Земле +58°С… (новая)»,(новая6)
«цвет африканских сезонов круглый год один и тот же – зеленый. Только в один период зеленый цвет чист, ярок, а в другой – блеклый, словно выцветший… В сухой сезон земля превращается в камень, трава – в мочалу, деревья трещат от недостатка сока. И вот первый же ливень возвращает природу к жизни. Жадно напившись водой, земля разбухает от влаги, щедро отдает её деревьям, травам, цветам. Они пьют, пьют и напиться не могут… почти каждый день дождь то хлещет мощной струей, то сыплет мелкой водяной пылью. Температура воздуха падает, и местные жители зябко поводят плечами, жалуются: «Холодно!». Когда термометр показывает 18-20 градусов, некоторые африканцы считают, что наступили «морозы». Натягивают на себя все, что имеют из одежды, повязывают головы платками, разжигают на улицах костры, лишь бы унять дрожь». (Л. Почивалов (новая7О какой природной зоне сказано:
Занимает около трети материка, особенно в северной части
Расположена вдоль побережья Гвинейского залива и у экватора
Занимает почти 40% площади материка
Иногда дожди не выпадают годами
Почвы красно-желтые ферралитныеНаходится на западе материка в экваториальном поясе
Лесная растительность расположена ярусами
Преобладают травы и редко стоящие деревья
Места обитания верблюда, вельвичии
Деревья – баобаб, зонтичная акация
Климат субэкваториальный
Климат тропический сухой
Растительность очень скудная, не образует сплошного покрова
В зимний период деревья сбрасывают листву, травы выгорают, а летом растительность буйно развивается она опоясывает влажные экваториальные леса с севера, востока и юга