Урок 7-8 класс, закрепление умений и навыков составления формул по валентности и определения валентности по формуле соединения
Составление формул бинарных соединений по валентности атомов элементов. Определение валентности по формулам бинарных соединений.
Цель:
Формирование умений на основании знаний валентности составлять химические формулы бинарных соединений и по формулам определять валентности атомов химических элементов.
Обобщить и углубить знания о содержании химической формулы, составе простых и сложных веществ.
Тип урока:
Урок углубления и систематизации знаний.
Формы работы:
Фронтальная беседа, групповая и индивидуальная работа по карточкам-заданиям.
Оборудование:
Периодическая система химических элементов.
Ход урока:
Организация класса к уроку.
Проверка домашнего задания (в форме переклички)
Усвоение и закрепление знаний.
1) На доске (или на экране интерактивной доски) предварительно записаны формулы соединений. По цепочке учащиеся выходят к доске и определяют валентности атомов:
ClI S II ОII NIII
CaCl2
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Аs2O5 Mg3N2
2) Для выполнения следующего задания объединяем учащихся в группы по 3-4 ученика (или в пары исходя из количества учащихся и возможностей класса с учетом необходимости консультирования учителем работы каждой группы).
Задание: выбрать в периодической системе 3 атома для которых валентность в соединении с кислородом может быть равна:
1 группа – I; 2 группа – II; 3 группа – III; 4 группа – IV; и составить формулы этих веществ согласно их валентности.
Представитель группы записывает свой вариант ответа на доске (или группы обмениваются выполненными заданиями для взаимопроверки). Следующая группа исправляет, дополняет и комментирует ответ предыдущей группы.
Углубление и систематизация знаний.
1) ?Если мы знаем валентность атомов, то можем составить формулу соединения?
2) ?Каким правилом мы должны воспользоваться при составлении химической формулы?
/Сумма единиц валентности атомов одного элемента равна сумме единиц валентности атомов другого элемента в бинарном соединении/
3) ?Как можно уравнять единицы валентности элемента?
/Изменить соответственно количество атомов в молекуле при помощи индекса/
В данном случае сумма единиц валентности – это наименьшее общее кратное валентности элемента и количества этих атомов.
Попробуем использовать эти положения на примере:
III II
Al O
НОК = 6
Следовательно дополнительный множитель для Al – 2,
дополнительный множитель для О – 3
а значит формула соединения Al2O3
4) Группы получают карточки – задания - Составить формулы бинарных соединений по известным валентнастям атомов, входящих в состав этих соединений:
I II III I II I III II VI II
1 группа: K O; N H; Zn Cl; Al S; S O;
III I IV II II III III I V II
2 группа: Cr Cl; S O; Ca N; P H; N O;
IV I III II I II II III
· V I
3 группа: C Br; Fe O; Na S; Ca N; P Cl;
V II II I II II IV I III II
4 группа: P O; Pb Cl; Ba S; Si H; N O;
Группы под руководством учителя обсуждают, выполняют задание, записывают ответы на доске, корректируют ответы.
5) Химические формулы – «химические слова», составляются не произвольно, а в строгом соответствии с правилами. Смысл химической формулы значительно глубже, чем только качественный и количественный состав.
Химическая формула показывает, какие атомы входят в состав того или иного вещества, как атомы химических элементов связаны между собой, в каком количественном соотношении. Частично ответить на этот вопрос помогает понятие валентность.
Вспомним:
1) Как можно определить валентность атома?
2) Как составить химическую формулу зная, валентность атома?
”Крестики - нолики“.
Выигрышный путь – І валентные металлы
K2O Fe2O3 Al2O3
SO3 Na2O CO2
CO SiO2 Cu2O
Выигрышный путь ІІІ – валентные металлы
K2O Fe2O3 SnO2
Li2O Al2O3 SO3
Cl2O7 Cr2O3 ZnO
Экспресс – опрос (индивидуальная работа учащихся письменно по вариантам или устно на экране)
Вариант І
1) В периодической системе группы это:
а) вертикальные столбцы;
б) диагонали;
в) горизонтальные ряды;
2) Химический символ Фосфора:
а) Si;
б) H;
в) S;
г) P;
3) Относительная атомная масса Карбона:
а) 16;
б) 8;
в) 12;
г) 6;
4) В формуле Н2, цифра 2 называется:
а) индекс;
б) коэффициент;
в) множитель;
5) Формулы простых веществ:
а) NaCl;
б) Cu;
в) O2;
г) CO2
6) К элементам металлам относятся:
а) Cu;
б) Na;
в) Br;
г) C;
7) Валентность Оксигена в соединениях:
а) І;
б) ІІ;
в) ІІІ;
8) Валентность атома металла равна ІІІ в соединении
а) MnO2;
б) Mn2O7;
в) Mn2O3;
г) MnO;
9) Валентность Нитрогена в соединении N2O равна:
а) 4;
б) 3;
в) 2;
г) 1;
10) Составьте формулу соединения по валентности:
Mg(II) N(III)
Вариант ІI
1) В периодической системе периоды это:
а) вертикальные столбцы;
б) диагонали;
в) горизонтальные ряды;
2) Химический символ Сульфура:
а) Si;
б) H;
в) S;
г) P;
3) Относительная атомная масса Оксигена:
а) 16;
б) 8;
в) 12;
г) 6;
4) В записи 2О3, цифра 2 называется:
а) индекс;
б) коэффициент;
в) множитель;
5) Формулы сложных веществ:
а) NaCl;
б) Cu;
в) O2;
г) CO2
6) К элементам неметаллам относятся:
а) Cu;
б) Na;
в) Br;
г) C;
7) Валентность Гидрогена в соединениях:
а) І;
б) ІІ;
в) ІІІ;
8) Валентность атома металла равна IV в соединении
а) MnO2;
б) Mn2O7;
в) Mn2O3;
г) MnO;
9) Валентность Нитрогена в соединении N2O3 равна:
а) 4;
б) 3;
в) 2;
г) 1;
10) Составьте формулу соединения по валентности:
As(V) O(II)
Проверяем ответы по ключу на экране (или на доске), обсуждаем ошибки и выставляем оценки за урок.
Домашнее задание.