Статья Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания
Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания
«Цель формирования большинства научных понятий состоит в том, чтобы научить человека ориентироваться с помощью этих понятий в соответствующей области действительности—распознавать явления, сопоставлять их, обнаруживать свойства, характерные для объектов данного класса »( Талызина Н. Ф.)
Терминология—наука, занимающаяся изучением специальных терминов. В каждой научной дисциплине, в каждом учебном предмете присутствует своя терминология. От усвоения терминов на уроках истории и обществознания зависит качество усвоения материала. Плохое усвоение терминов создает на уроке множество проблем. Некоторые ученики не совсем хорошо усваивают объяснения учителя, так как уровень их овладения научными терминами, которые используются на уроке, очень мал. Не понимая смысл терминов, ученики быстро утрачивают к предмету, перестают работать на занятиях, не могут быстро сориентироваться в тексте учебника. Развитие речи является неотъемлемой частью развивающего обучения.
Государственный образовательный стандарт предусматривает обязательное знание понятий и терминов в рамках учебного предмета. Этот минимум знаний, который обучающиеся обязаны иметь, иначе ни углубления, ни расширения знаний не получится. Известно, что свободный хороший рассказ по теме возможен только по мере накопления словарного запаса. В этой связи большое внимание должно уделяться формированию понятийного аппарата. Понятия отражают обобщенные свойства и существенные связи предметов и явлений, поэтому овладение любой научной дисциплиной осуществляется на основе освоения специфичного для нее понятийного аппарата. Каждое понятие не изолировано, не само по себе, а находится в известной связи с остальными.
Быстро меняется общественно- политическая обстановка в России и за ее пределами. Изменяется не только традиционный уклад жизни народа, но и пополняется его словарный запас многими новыми терминами и понятиями. Поэтому проблема формирования понятийного аппарата учащихся весьма актуальна.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курсов истории и обществознания в новых стандартах обучения указывают на необходимость достижения учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов, которые включают в себя знания, умения и навыки, сформированные в процессе работы над понятийным аппаратом. Они подразумевают знание ряда ключевых понятий, определение сущностных характеристик объекта. Выбор верных критериев для сравнения, сопоставления и оценки, исследование реальных связей и зависимостей, использование элементов причинно- следственного анализа.
Необходимость обучения владению понятий ным аппаратом определяется и прохождением государственной итоговой аттестации: ГИА ЕГЭ, где учащиеся должны раскрывать основные понятия курса, прослеживать логические взаимосвязи между социальными явлениями, формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с информацией Задания на выявление существенных признаков понятий есть по обществознанию: 11 класс(В-2, В-4, В-6, С-1), 9 класс(В-1), по истории: 11 класс( В-4, В-5), 9 класс(В-5,8) Знание терминологии требуется и в заданиях части А.
Определить понятие—значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание, придание термину смысла и значения.
Владеть понятием -это знать его содержание, объем, а также связи и отношения с другими понятиями.
Как правило, в формировании понятий выделяется три уровня:
1—усвоение информации - ответ на вопрос «Что такое?»
2- применение понятий в знакомой ситуации
3-творческое применение знаний
Приемы формирования понятийного аппарата на уроках:
Работа со словарем: знакомство с новыми терминами, Создание исторической цепочки: вспомнить все термины по заданной теме.
Тестовые задания различного вида
Составление кроссвордов: а) по определениям определить термин , б)к заполненному терминами кроссворду -дать определение предложенным терминам.
Выстраивание ассоциаций
Сравнение: с другими понятиями, подбор антонимов, синонимов.
Создание кластеров: информация, касающаяся какого- либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров ( гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие конспекта по заданной теме.
7Создание синквейна. Пример :1 строчка-Закон 2 строчка- Справедливый, суровый. 3 строчка -Предупреждает, защищает, наказывает. 4 строчка – Необходимое условие существования общества. 5 строчка - Необходимость
8Игра «Почта»- Обучающимися раздаются кармашки (« почтовые ящики») с названием изученных тем, или изучаемых в данный момент, а также раздаются карточки с терминами. Относящихся к той или иной теме. Задание: разложить карточки с терминами по кармашкам и не ошибиться адресом . Эта игра очень помогает при изучении темы: Сферы общества -по обществознанию. Этот прием поможет при выполнении задания В-6 по обществознанию (Приведен текст, котором пропущен ряд слов. Дан список терминов. Выбрать термины, чтобы заполнить пробелы, но обратить внимание на то, что в списке слов больше, чем требуется для заполнения пропусков)9Игра «Пентагон»( пять подсказок) Например, к слову защита можно задать следующие подсказки:
5 У каждого, даже самого закоренелого, преступника ОНА должна быть.
4. ЭТО понятие важно и для военного, и для шахматиста, и для юриста.
3. В СССР многие лица, осуждаемые как политические, либо ЕЕ не имели, либо имели ЕЕ только формально.
2ЭТО должно было быть основным в работе сказочного героя Горошека.
ОНА должна быть противовесом обвинению
Пример по истории: Какой это цвет?
5 В России ЭТОТ цвет считался символом законного правопорядка.
4. ЭТОТ цвет в качестве псевдонима выбрал поэт Борис Бугаев.
3. ЭТОТ цвет стал символом военного движения в России начала 20 века.
2. ЭТОТ цвет входит в состав Российского флага.
1. Это цвет лилий -символа королевской власти во Франции.
Эту игру можно разнообразить: ученики совместно выбирают ключевое понятие темы, а затем придумывают сами наводящие вопросы, но чтобы ответом было выбранный термин
10Составить предложение с предложенными терминами. Слова подбираются по изученной теме. Удачно это задание давать в конце урока, в качестве вывода к уроку.
Желательно, чтобы учащиеся постепенно привыкали к термину или понятию. Можно использовать такой алгоритм:1-вычленить в определении термина или понятия ключевые признаки;
2-проанализировать каждый признак;
3-привлечь контекстные знания учащихся для понимания содержания признака;
4-выявить характер признаков: общий, необходимый и отличительный. Итогом можно предложить следующие задания: подобрать синонимы к понятиям, привести, конкретные примеры, раскрывающие понятия.
Как показали исследования Гальперина, овладение понятием совершается успешно тогда, когда эти действия в основном таковы:а) практические действия , которые могут выполняться не только с предметами, охватывыемыми данным понятием, или их изображениями, но и с письменными словесными обозначениями тех признаков, которые существенны для данного понятия б) действия « в плане громкой речи» в) действия « в уме», или называние этих признаков « про себя»
Работа с понятиями должна рационально распределяться в ходе всего учебного процесса. Хочется, чтобы из пассивного словаря они перешли в активный словарь учащихся, использовались ими в жизни .Быстрый рост понятийного аппарата практически любой науки связан с расширением границ человеческого знания, отсюда и востребованность для общества людей с пониманием происходящих событий, а также умением самостоятельно решать различного рода проблемы, приобретать новые знания. В связи с этим особую актуальность приобретает работа над формированием развитием у учащихся понятийного мышления -одного из видов мышления, который характеризуется использованием понятий и логических конструкций.