Конференция Честная книга по книге Б. Л. Горбатова Непокорённые 
Донецкая общеобразовательная специализированная 
 школа  I-III  ступеней № 68
с углубленным изучением иностранных языков
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
«ЧЕСТНАЯ КНИГА…»
Конференция по книге Б. Горбатова «Непокорённые»
              Автор
 Тарасова Людмила Дмитриевна, 
         учитель русского языка и литературы
2016
Тема урока.  «Честная книга…» Конференция по книге Б. Горбатова «Непокорённые»
Цели урока: 
продолжить знакомство  с произведениями о Великой Отечественной войне, показав    значение книги Б. Горбатова «Непокорённые»;
развивать навыки  работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать, делать записи.
воспитывать патриотические чувства: любовь  к Родине, интерес к     истории страны, своей семьи.
 Оборудование: выставка книг Б. Горбатова. 
Я - патриот  своей донецкой родины, и каждый камень в ней и каждая травинка в донецкой степи мне дороги до слез.
Б. Л. Горбатов
Ведущий 1.
В мае 1945 года закончилась Великая Отечественная война. Она длилась 3 года 10  месяцев и 18 дней. Это была самая страшная и опустошительная война в истории нашей  страны (26 млн. погибших), в истории человечества. В то же время это одна из самых героических страниц нашего народа. Эхо войны, подвиги героев-фронтовиков  продолжают жить в нашей памяти, в произведениях искусства и, конечно же, в книгах,
 которые выступают хранителями памяти поколений. 
Cреди лучших произведений о борьбе советских людей против фашистских оккупантов одно из первых мест по праву занимает повесть "Непокоренные", отмеченная Сталинской премией в 1946 году, успешно экранизированная еще в ходе войны, по мотивам которой известный советский композитор Д. Кабалевский написал оперу "Семья Тараса".Ведущий 2.
Борис Горбатов – певец родного края 
           Борис Леонтьевич Горбатов родился 15 июля 1908 года в Донбассе, в рудничном поселке Петро-Марьевка (ныне город Первомайск, Ворошиловградской области). Когда ему было девять лет, семья переехала в город Бахмут. В Донбассе прошли его детство и юность. Но и потом, где бы ни пришлось жить,- он никогда не терял связи с шахтерским краем. Навсегда родными остались для него холмистая степь с ее зеленеющими балками, копры и терриконы шахт, огневые всполохи над заводами, запах угля и дыма, и люди - самоотверженные в труде, несгибаемые и гордые в беде, безудержные в веселье. Горбатов говорил о себе: “Я - патриот своей донецкой родины, и каждый камень в ней и каждая травинка в донецкой степи мне дороги до слез”. Он участвовал в обороне Донбасса и был среди первых солдат, освобождавших рабочие поселки и города родного края. 
           Близость к Донбассу – не только черта жизненной биографии Горбатова, но и неотъемлемая особенность его творчества. О людях Донбасса написаны лучшие произведения его зрелого таланта – повесть “Непокоренные” и роман “Донбасс”. Здесь, в шахтерском крае, происходило духовное формирование будущего писателя.
 Сообщение 1
История создания повести «Непокоренные» 
   По живым  следам событий была создана  повесть Б. Горбатова «Семья Тараса», позже названная «Непокоренные», в которой в единый сплав слились горячая публицистичность и торжественная эпичность.
        В основу произведения легли личные впечатления автора, входившего в город Донбасса вместе с передовыми частями армии.
      Когда Горбатов оказался в Ворошиловграде – город был освобожден нашими частями 14 февраля 1943 года,- он бросился искать знакомых. Ходил из дома в дом, беседуя с рабочими и их женами, с недавними партизанами и подпольщиками. Горячо и сбивчиво земляки  рассказывали ему о пережитом, и эти рассказы глубоко взволновали писателя. Перед ним вставала картина народного подвига и народного горя, когда советские люди противопоставляли ненавистничеству и жестокости врага гордость и достоинство, величие нравственного облика, неисчерпаемую силу сопротивления. 
        В Горсовете 15 февраля Борис Горбатов встретился со Степаном Емельяновичем Стеценко, главой подпольщиков, и попросил у него отчет о работе Ворошиловградской партийной организации. 
       Горбатов пришел в восторг от этих чудом сохранившихся бесценных документов. Вопросы сыпались один за другим, он расспрашивал о работе в подполье, о судьбах людей, прошедших на глазах у старика, о немецкой жестокости и преступлениях, о жизни простых граждан.  Горбатов захотел написать об этом статью, но вовремя понял, что масштаба статьи будет слишком мало, чтобы вместить все события, всю душу людей. «Постепенно у меня возникли смутные очертания будущей повести»,- писал он позже в газете «Правда» (6 ноября 1943 года.). Так началась работа над «Непокоренными». 
        Первую часть повести Горбатов написал в течение трех недель марта и апреля 1943 года, находясь в Донбассе. В мае – с 17 по 23 – она уже была опубликована в «Правде». Вторая часть была написана в августе – сентябре 1943 года на подмосковной даче. Писатель трудился увлеченно, вдохновенно. Он понимал, что такое произведение необходимо как оружие теперь же, когда идут ожесточенные сражения с гитлеровскими захватчиками. 
        Повесть создавалась в состоянии непрерывного творческого горения, «на едином дыхании». Писатель испытывал то ощущение внутренней свободы, которое сопутствует работе над родным, выношенным материалом. Он говорил: «Только потому, что я сам донбассовец, родившийся и выросший там, и только потому, что в дни войны я был в Донбассе, и при обороне его и в боях за него, только потому, что я с войсками вошел в освобожденный Донбасс,- смог я рискнуть написать книгу «Непокоренные» о людях, мне известных и близких. Я не изучал их – я жил с ними».
         В произведении многие герои и события взяты из реальности. Прототипом Степана Яценко был Степан Емельянович Стеценко – глава подпольщиков Донбасса. Прототипом Вали – жена Стеценко Валентина Павловна, учительница, которая была во время войны связной обкома и не раз, рискуя жизнью, переходила линию фронта. Доктор Фишман – расстрелянный гитлеровцами известный в городе врач Г. А. Фишкин. «История расстрела евреев, описание базара, положение детей, девочка из сундука – все это мне было рассказано ворошиловградцами», – писал Б. Горбатов в многотиражке «Правдист» 6 ноября 1943 года. Так, идя от конкретных впечатлений, писатель создавал яркие собирательные образы. Но за портретом главного героя нет никаких прототипов. Таких людей Горбатов знал в бесчисленном количестве в детстве на улице, в юности и во взрослой жизни. Главный герой – это собирательный образ, созданный автором.
      Делясь с журналистами историей создания повести, сам Горбатов особо отмечал, что ему ничего не пришлось выдумывать, что все факты, изложенные в ней, он взял непосредственно из жизни. Так, «вся история Антонины, например, была рассказана мне квартирной хозяйкой, — вспоминает автор. — История Андрея и Лукерьи Павловны были рассказаны другой квартирной хозяйкой. Причем в повести сохранено даже имя: Лукерья Павловна. Степан Яценко — это Степан Стеценко, нынешний секретарь Ворошиловградского горкома партии, человек, который вышел из подполья. При мне принесли ему бутылку из-под шампанского, в которой находилась его тетрадка. Мы ее вместе вскрыли. Я прочитал ее, и мне многое стало ясно, даже то, чего сам Стеценко не рассказывал. Об этой бутылке говорится в повести».
Сообщение 2.
 Особенность композиции повести «Непокоренные» 
     Следует отметить и композиционную особенность повести. Главы расположены не просто в порядке временной последовательности изображенных в них событий. Каждая последующая глава начинается с того момента, изображением которого завершена предыдущая. И чтобы подчеркнуть их неразрывность, автор сковывает их, как цепью, анафорическими повторами: заключающая главу фраза повторяется в начале следующей главы. 
      Звучание этих фраз подобно смысловому камертону, дающему тон повествованию и определяющему тональность главы. Эти рефрены связаны с народно-песенной и народно-эпической традицией и гармонируют с лиро-эпическим строем всей  повести.
        Перед читателем повести встает картина гитлеровского «нового порядка», установленного захватчиками на оккупированной советской земле.
       «Новый порядок» – это вереница оборванных и измученных пленных на дорогах, плач полонянок, увозимых в Германию, принудительный труд на заводе, обозы и эшелоны с награбленным добром.
       «Новый порядок» – это базар, на котором нищета разоренных сел встретилась с голодной нищетой рабочего городка. Это – облава на городских улицах, бегущие, охваченные ужасом люди, парень, остервенело вырывающийся из лап автоматчиков.
       «Новый порядок» – это биржа труда, превращенная в застенок, где избивают, разлучают семьи, гонят на подневольный труд, где люди плюют кровью в лицо обидчика. Это – тысячи голодных людей с тачками на дорогах. Это – расстрелянные, повешенные, замученные русские люди. 
       Русский человек не может примириться с «новым порядком», потому что он на своей земле, он стоит на защите своей Родины.  
       Величаво и строго рисует Горбатов орденоносный Ворошиловград: «Бывало, здесь, на площади шумели горячие митинги… Клим говорил, потрясая рукой, Пархоменко уходил отсюда в бессмертие. Комсомольцы пели «Паровоз» и делали паровозы. И день и ночь висели над городом веселый звон железа, и песня за рекой, и детский смех в сад».
      Сурово и гневно изображает писатель вторжение фашистов и плоды их временного хозяйничанья: «Распятый, окровавленный город. Вокзал, омытый слезами. Синие руки матерей. Зеленые вагоны с решетками. Черные тополя, заплаканные, как вдовы. И девушки, прощающиеся с отчизной, с молодостью, с волей». Задушевно, с гордостью говорит автор о ветеранах, стариках-мастерах, которых фашисты, желая сломить, под конвоем гоняют на завод: «Мастера!.. Несговорчивые старики… Их знали все. Академики с ними советовались. Директора их побаивались. Новый директор представлялся сперва им, потом — обкому. Их можно было убедить, реже — уговорить, приказать им было нельзя… Постарели, подались мастера… Но каждый держал голову высоко и прямо. Видно, из последних сил, из непокорства, которое самой силы крепче, старались они идти гордо и достойно… Это… — непокоренные».
      Последовательно и наглядно показывает писатель, что ленинская партия и в годину смертельной опасности, в тяжкие дни временной оккупации оставалась вместе с народом. Ее лучшие сыновья и дочери «строили подполье, как пороховой погреб». И именно в результате их героической деятельности «земля, казавшаяся… после ухода наших войск мертвой, задушенной, сейчас ожила, населилась людьми, готовыми к борьбе… Запылали немецкие казармы, полетели под откос поезда. Тихие ночи озарялись пламенем малых, но жестоких битв — в тылу».
     Вдохновляемый неистребимой ненавистью к фашистскому отребью, Горбатов находил максимально точные слова и образы, чтобы передать нечеловеческие страдания советских людей, величие и благородство их подвигов. А точное изображение пресловутого «нового порядка» приобрело характер своеобразного, неопровержимого обвинения.
Сообщение 3.
 Образы героев в повести Б. Горбатова «Непокоренные»  
       Центральной идеей повести является изображение геройства обычных людей.  Как должны вести себя в оккупации советские люди? Казалось бы, никаких сомнений: в партизаны и в подпольщики, как Степан и Настя! Но автор не дает такого легкого выбора главному герою. Тарас Яценко – человек духовно богатый, но не сразу приходящий к пониманию смысла совершающегося. Образ старого рабочего – несомненная удача писателя, стремившегося создать подлинно народный характер. С большим искусством передает Горбатов духовную эволюцию героя.
      В самом начале Тарас не хотел вмешивать себя в войну с фашизмом, отгородившись от всего мира в своем маленьком мирке, состоящем из дома и своих родных. Поэтому, когда внук взволнованно вбежал в дом и сказал, что немцы в городе, Степан ответил: «Нас это не касается».
      «Не касается» не потому, что ему все равно, кто будет хозяйничать в городе. Нет. Просто Тарас находится во власти представления о том, что его это обойдет стороной. Об этом говорят все детали: плотно закрытые ставни, закрытая дверь, гробовая тишина в доме. Особенно ярко это вырисовывается в том, что хозяин увлеченно, я бы даже сказал безумно увлеченно, делает свои замки и засовы, словно бы пытаясь от кого-то закрыться, заслониться.
      Следующую стадию духовной эволюции героя писатель непосредственно связывает с тем противоречием, которое рождено присущей советскому человеку жаждой   дела и невозможностью работать по приказу оккупантов.
       Психологически тонко ведет писатель подготовку к изображению окончательного перелома в жизни своего героя.
      Поход с тачкой по пыльным степным дорогам в поисках неразоренных деревень стал для Тараса новым этапом приобщения к народной борьбе. То, что увидел Тарас на дорогах – тысячи людей с тачками и санками, бредущих в надежде обменять свой скарб на продукты, чтобы не умереть с голоду, костры в ночной степи, разговоры, полные ненависти к врагу и веры в победу, - все это помогло показать картину народного горя и меру народного величия. Образ этой военной дороги драматичен, эмоционально напряжен. Как и многие другие образы романа, он символичен. Это символ народного горя и несгибаемой силы народного сопротивления.
       «Тачки, тачки, тачки – насколько хватало глаз, одни тачки да спины, согбенные над ними. Спины и тачки – больше ничего не было, словно то была дорога каторжников. Скрипя и дребезжа, катились тачки по камням и тащили за собой людей, измученных, потных, черных от пыли. Казалось, это не люди идут, а сами тачки с прикованными к ним человеческими руками…»
       Автор не стал ставить в центр повествования предателей. В центре произведения – нравственно чистые,  русские люди, красота их души, еще ярче выявившаяся в тяжелейших испытаниях войны. Кульминацией духовного взлета Тараса стала его встреча со старшим сыном, Степаном. И снова его сын не такой, каким он себе его представлял. Степан – глава подпольщиков, которые ищут добровольцев для разведки и точечных ударов по фашистам. Автор симпатизирует Степану. Писатель не говорит нам, что, пока все сражаются, он сидит в подполье. Наоборот, показывает, насколько важен для партизан Степан и как он поднимает дух людей, побуждая их к тайному сопротивлению.
       Какое Тарас испытывает чувство, видя Степана, чувство гордости, радости за такого сына, такое же чувство гнева и презрения Тарас испытывает к своему второму сыну-Андрею. Вот в этот момент Тарасу и приходиться пожалеть о своем неучастии в жизни и воспитании сыновей. Но если Степан смог вырасти сам патриотом Родины, то Андрею нужна была помощь отца, которую он не получал. Вот и открылись глаза Тараса, когда он понял, какое Андрей доставил семье горе.             
       Андрей пришел домой осенним вечером, одетый в чужую крестьянскую свитку, худой и бородатый, чужой и колючий. «Папка пришел, значит, наши в городе?» – спрашивала дочка Андрея. Нет, ошиблась Марийка. Избавившись от гитлеровского плена, Андрей решил переждать войну, уйти в сторону. «Мы тебя не таким ждали, - сурово заявил ему отец. – Всех ты обманул! И Россию, и жену, и меня, старого дурака, и мое ожидание». И Тарас «вырубил его из своей души».
      Суровые слова отца будто сдернули пелену с глаз Андрея, которому до того казалось, что он обрел мирную гавань, что в годину, когда все на земле пошатнулось, лишь родной дом остался неизменным. Упала пелена, и он увидел седую голову жены, понял ожесточение и горечь отца, и нужду, что хозяйничала в хате, и скоро разглядел, какую непримиримую «не на живот, а на смерть» борьбу ведут с врагом и отец, и сестра, и маленький племянник. Андрей решил было идти на завод, но отец запретил ему. Он заставил сына понять, что есть у сына только один путь – снова в армию, снова к оружию. Это был единственный путь домой, и Андрей это понял.
      Другую загадку загадала отцу Настя. Тарас видит, как затаилась от него дочь. Почему она молчит? О чем думает? К чему стремится?
      Вздыхает старый Тарас: «Незнакомое племя!» Не было у него веры в стойкость таких, как Настя. «Где уж им! На папашины деньги учились, горя не видели, с Александром Яковлевичем Пархоменко в поход не хаживали, почем фунт лиха, не знают». Тарас придирчиво присматривался к Насте и ее подругам. Какой путь изберет его дочь? Терзался отец и не знал, что девушка нашла этот путь раньше, чем он сам, и мужественно идет трудной дорогой подпольщицы 
Ведущий 
     Повесть “Непокоренные” стала заметным событием в советской литературе, она послужила своеобразным ориентиром и для других художников в развитии темы народа в Великой Отечественной войне. Напечатанная сначала в «Правде», в «Комсомольской правде», в журнале «Октябрь», она вышла затем в 1943 году отдельным изданием с тиражом 500 тысяч экземпляров. Только за время войны повесть выдержала двенадцать изданий. И это красноречиво говорило о том, что народ признал и полюбил эту честную и мужественную книгу, написанную Борисом Горбатовым, писателем, который от начала и до конца  своего творческого пути был писателем-бойцом, журналистом-бойцом, человеком-бойцом. И поныне его слово остается в боевом строю. Большой резонанс получила эта повесть и за рубежом. Например, вскоре после освобождения Парижа там появились «Непокоренные» и почти одновременно отнюдь не славящийся своими демократическими устремлениями литературный еженедельник «Нувель литерер» откликнулся восторженной рецензией: «Если существует книга… нежная и вместе с тем жестокая, трогательная без украшений и литературщины и все же насыщенная самым блестящим литературным талантом, то это повесть молодого советского писателя Горбатова, и пусть под тем предлогом, что шум битв начинает утихать в Европе, не говорят нам, что она уже не актуальна» («Нувель литерер», 24 мая 1945).Ведущий  
    Прошли десятилетия, война забылась в Донбассе. События Великой Отечественной войны стали легендарными, казалось бы, страшно далёкими. Но вернувшееся зло национализма натолкнулось в Донбассе на новое поколение непокорённых людей, не желающих жить с покорно согнутой спиной. Невольно припоминаются строки из стихотворения П. Беспощадного:
Донбассу жить! Сирена шлет сирене
Горняцкой дружбы благовест стальной:
Донбасс никто не ставил на колени,
И никому поставить не дано!
И нет земли прекрасней, вдохновенней,
Где все творцом-народом создано.
Донбасс никто не ставил на колени,
И никому поставить не дано! (слайд 13)
Рефлексия. 
Я узнал(а), понял(а), открыл(а), убедился(ась), задумался(ась)…
                                                        
                                             
            
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Горбатов. Б. Непокоренные. Москва, Профиздат, 1985. 223с.
Карпова В. Чувство времени. Очерки творчества Б.Горбатова. Москва, Художественная литература, 1970. 270с.
Коган А. Уроки памяти. Литературно-критические очерки. Москва, Художественная литература, 1989. 476с. 
Савельев С. А.. Воспоминания о Борисе Горбатове. Москва, Советский писатель, 1964. 494с.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Горбатов_Борис_Леонтьевич.