Открытое занятие Мастер-класс Масленица
Мастер-класс «Масленица»
Педагог дополнительного образования
Гончарова Ольга Владимировна
«Неизвестно каков будет человек через тысячу лет, но если
отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся
ему в наследство скарб праздников, обрядов – тогда он всё
забудет и всему разучится, и должен будет всё начать сначала»
В. О. Ключевский
Цель мастер-класса:
1. Ознакомить обучающихся с праздником “Масленица”, его обычаями и обрядами.
Ознакомить с технологией изготовления масленичного атрибута «Жаворонок».
Научить его выполнению.
2. Развивать творческое воображение у обучающихся, навыки и умения в создании декоративного образа в технике “аппликация”.
3. Воспитывать уважение к укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремиться сохранить то ценное, что ещё осталось от несправедливо забытого.
Пробудить эмоциональное отношение к жизни. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
Задачи мастер-класса:
Знакомство с русским праздником "Масленица".
Вызвать интерес к устному народному творчеству (заклички, стихи-зазывалки)
Развитие художественно-творческой деятельности путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры.
Развивать мелкую моторику рук через рисование, аппликацию.
Воспитывать у обучающихся чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит прошлым, как достоянием.
Научить изготавливать масленичный атрибут «Жаворонок».
Наглядные пособия:
Выставка «Веселая ярмарка». Участие в выставке.
Оборудование и принадлежности:
Листы бумаги с наклеенной на них тканью, для создания аппликации «Жаворонок».
Карандаш, ножницы, клей- карандаш, шаблоны, нитки, бисер, ткань, цветной картон, фант с пожеланиями, шпажки для канапе.
Магнитофон с записями классической и народной музыки.
Ход мастер-класса.
1. Организационный момент.
Сообщение темы и цели мастер-класса. (время проведения мастер-класса – 20мин.)
2. Практическая работа мастер-класс.
Вступительное слово педагога:
Я с большой радостью приветствую всех гостей в моей мастерской. Если спросить у любого прохожего, что такое “Масленица”, каждый, наверное, ответит – это блины. Так оно и есть, но не только. Это весёлый, озорной, сказочный и очень древний праздник. Это целая неделя гуляний, игр, вкусных обильных угощений.
Педагог: Мы встречаем масленицу стихами. (Дети рассказывают стишки)
Будем чучело сжигать
Будем чучело сжигать,
Будем зиму прогонять.
Будем чай пить вместе с вами
И закусывать блинами. (Саша Гнездилова)
Вас сегодня поздравляю,
В Масленицу вам желаю,
Вдоволь чтоб блинов наелись
И теплом костра согрелись!(Виктория Ситюкова)
В воздухе весной запахло
Или пахнут так блины?
Масленицу мы справляем
В преддверии весны.
А мороз – такой проказник,
Щиплет нос, не отстает.
Пусть прекрасный этот праздник
Тебе радость принесет.(Виктория Долбина)
С праздником Вас поздравляю –
Масленица на порог!
Много Вам блинов желаю –
Пусть начинку Бог пошлёт!
Пусть зима пред завершеньем
Станет праздником весёлым!
Пусть начало дней весенних
Будет легким, интересным!
Скоро пост. Ну, а пока
Наживаем мы бока…(Анна Жугина)
Да, масленица это последняя неделя перед Великим постом. На мясопустной неделе запрещается, есть мясо. Но при этом едят много, вкусно, а главное блюдо – блины.
И сейчас мы с вами приготовим масленичный атрибут, который станет украшением для этого замечательного блюда, и для стола в целом.
Ход совместной деятельности тема "Жаворонок".
Внесение нарядной птицы «Жаворонок» .Педагог:
- Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел? – «Жаворонок», правильно. Какая нарядная птичка, красивая. С бусиками, в платочке. Это не простая птичка. Это гонец весны. Гонец, это тот, кто приносит весть. Эта птичка прилетела к нам, чтобы рассказать о весне. Ребята, давайте поможем весне отогреть землю от зимних морозов. А поможет нам в этом целая стая таких птичек, которых мы прямо сейчас сделаем своими руками. И наши гости к нам присоединятся.
Педагог дает мастер-класс для гостей.
Педагог:
Перед вами находятся файлы с приготовленными принадлежностями для выполнения изделия «Жаворонок».
Для изготовления «Жаворонка» нам потребуется:
Наклеенная на бумаге, заранее приготовленная ткань, цветной картон, клей-карандаш, ножницы, бисер, заранее приготовленные шаблоны, фант с пожеланием, шпажки для канапе.
1 шаг:
У ткани есть изнаночная и лицевая сторона. К изнаночной стороне прикладываем шаблон «Жаворонок» и аккуратно, четко по контуру переводим изображение на ткань.
2 шаг:
Украшаем корпус птицы. Начнем украшение с головы. Перед вами есть кусочки ткани. Выберем цветную ткань для украшения хохолка. Нарисуем на изнаночной стороне ткани три одинаковых кружка, в диаметре примерно около 1 см. Приклеиваем к хохолку. Затем такой же кружок, только из черной ткани, приклеиваем в область глаза. И треугольник из цветной ткани приклеиваем к клюву. – Голова готова!
Педагог: Весна – начало земледельческих работ. Люди обрабатывают землю, сеют семена. Ребята, а вы знаете пословицы о труде?
Дети: Да!
А давайте проверим, как хорошо вы их знаете. Я буду начинать пословицу, а вы заканчивать.
- Труд человека кормит, а лень… портит
- Делу время, а потехе… час
- Без труда не вытащишь… и рыбку из пруда.
- Без хорошего труда …нет плода.
- Терпенье и труд… все перетрут.
- И швец, и жнец, и на дуде игрец.
- Упорно трудиться - будет хлеб в закромах… водиться.
- Не умел шить золотом, …так бей молотом.
- Сегодняшней работы назавтра… не откладывай!
- Трудовая денежка плотно лежит, а чужая …ребром торчит.
- Кто не работает, тот не ест.
3 шаг:
Переходим к украшению хвоста, шаблон для украшения хвоста, прикладываем к изнаночной стороне ткани, очерчиваем по контуру и вырезаем. Так же кружок в диаметре примерно 1 см. Приклеиваем все фрагменты. Украшаем хвост. Хвост готов!
4 шаг:
Теперь переходим к крылышку. Также используем шаблон для выкраивания этой детали. Приклеиваем в районе груди. Птичка «Жаворонок» готова!!!
5 шаг:
Теперь необходимо приклеить шпажку к изнаночной стороне аппликации, при помощи кружочка (фанта с пожеланием). Приклеиваем так, чтобы острая часть шпажки была полностью заклеена.
6 шаг:
Теперь одеваем бусы. Украшение к самому вкусному блюду масленичного стола готово!!!
3. Анализ выполненных работ «Жаворонок» в технике аппликация.
Обучающиеся и гости, закончив работу, показывают, и расхваливает свое изделие.
Каждому из присутствующих на мастер-классе предлагается сказать слово для похвалы своего изделия «Жаворонок».
а) самая красивая, б) самая яркая, в) самая добрая, г) самая первая, д) самая веселая, е) самая любимая, ж) самая модная, з) самая весенняя, и) самая неповторимая, к) самая долгожданная…,л) самая необыкновенная и т.д .
Педагог:
Мне очень хотелось бы, чтобы этот «Жаворонок» принес вам удачу. А давайте посмотрим, что птички приготовили вам? Какие у них есть для вас пожелания?
4. Заключительный этап.
Заключительное слово педагога о возрождении добрых традиций.
- Масленицу отмечают широко, и хотя теперь Масленица – рабочая неделя, согласитесь, как хорошо напечь блинов, украсить свой дом и стол яркими масленичными атрибутами, собрать друзей, родных, вкусно поесть и простить тех, кто нас обидел, и покаяться перед теми, кого обидели мы, как в старое доброе время.
Я надеюсь, что вы смогли убедиться, что данное изделие под силу как взрослым, так и детям. А теперь я приглашаю всех гостей в зал, чтобы принять участие в продолжении праздника. Мне было очень приятно с вами работать, надеюсь, что и вам!
Используемая литература:
[1]. Некрылова А. Ф. “Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища”.
[2]. Иванова С. Ф. “Введение в храм”.
[3]. Журнал “Трамвай”. №3, 1990г.
[4]. Лысаков В.Г. «1000 загадок», 2002г.
7010403194685Мира!
00Мира!
-489585-224790Удачи!
Удачи!
1196340880110Радости!
0Радости!
2787015880110Благоденствия!
0Благоденствия!
4892040746760Внимания!
0Внимания!
1482090-291465Везения!
00Везения!
4796790-253365Успеха!
0Успеха!
2977515-320040Счастья!
0Счастья!
-8229602194560Взаимопонимания!
0Взаимопонимания!
47491652327910Любви!
0Любви!
-822960880110Добра!
0Добра!
26441402327910Благополучия!
0Благополучия!