Фольклорный праздник «В песне — русская душа»
В ПЕСНЕ РУССКАЯ ДУША
(сценарий праздника)
Цель:
патриотическое и эстетическое воспитание учащихся.
Задачи:
расширение кругозора и изучение русских обычаев;
приобщение учащихся к культурно-историческому наследию своего народа;
привлечение к коллективному творчеству.
Ход мероприятия:
Зал оформлен в народном стиле, использованы фрагменты интерьера русской избы, на скамье лежат балалайка, гармонь, деревянные расписные ложки, звучит народная песня.
ВЕДУЩИЙ 1 (Егор):
Песня русская – это просторы,
По которым всю жизнь мне идти.Это батюшка-Дон у Ростова,
Это матушка-Волга в пути.
ВЕДУЩИЙ 2 (Юля):
Песня русская - это пастуший,Росный, радостный, ранний рожок,Только сядь на минутку, послушай –Ты заслушаешься, дружок.ВЕДУЩИЙ 3 (Алёша):
Песня русская – не голошенье,
Не дебош, не надрывная грусть,
Это тихое разрешенье
Рядом сесть и в глаза заглянуть.
ВЕДУЩИЙ 4 (Настя З.):
Все она своим сердцем объемлет,
Ей и двадцать, и тысяча лет.
Песню русскую, русскую землю
Так люблю, что и слов больше нет.
В. Боков «Песня русская»
Песня «КУКУШЕЧКА» (исп. Игорь Ананич)
Выходят девочка и мальчик, держа за руки первоклассницу.
ЧТЕЦ 1(Марина):
В русской песне - народная жизнь,Песня звонкая сердцем поется,Пусть веселый иль грустный мотив,Благодарно в душе отзовется!
ЧТЕЦ 2(Агния): Какая бы тень не набежала на вашу жизнь –посетит ли вас тревога о судьбе России, придут ли к вам мысли чёрные о вашей личной судьбе, или просто жизнь покажется несносной –вспомните о русской песне и прислушайтесь к её тихому, древнему, мудрому голосу. И не думайте, что песня есть детская забава, несерьёзное дело для умного человека. Ведь русская народная песня как цветочек, и не тот, который растёт на клумбе, а как полевой цветок, который сам обсеется, укоренится, сам листочки выгонит, Божьим солнышком согреется, Божьей птичкой опоётся, Божьей пчёлке свой нектар отдаст. Вот она какая, наша русская народная песня.
ЧТЕЦ 3(Виталик Т.):
Жизнь плескалась речною волною,
Хлеб рожала русская земля,
Складывались песни о героях
И летели с ветром за моря.
Буднично, потрескивая сухо,
Ладанка дымилась так ужо...
И шептала бабка-повитуха:
«Даст господь – всё будет хорошо!».
Так рождалась жизнь! а с нею песня,
Чистый свет, живительный родник.
Шли они рука об руку вместе –
Любовь, жизнь, песня – так народ привык!
И вдо пят рубахе домотканой
Тополиной поступью легкиТопали, под песни вырастая,
Русичи, родные земляки.
Песня «Тополь-тополёк» (вокальная группа «Зоренька» ДК)
ВЕДУЩИЙ 1 (Егор):
Истоки русской народной песни уходят в седую древность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли «песнелюбцами».
ВЕДУЩИЙ 2 (Юля):
Из глубины веков песня донесла нам память о людях, их жизни, переживаниях.
ВЕДУЩИЙ 3 (Алёша):
«Песня матери, -писал поэт Расул Гамзатов. –главная песня в мире; начало всех человеческих песен». Через колыбельную песню матери ребёнок знакомился с окружающим миром.
ВЕДУЩИЙ 4 (Настя З.):
У многих народов существовал обычай: при рождении ребёнка мать сочиняла для него свою колыбельную. Которая становилась оберегом на всю жизнь. Песня, как руки матери, ограждала новорождённого от болезней и любых неприятностей.
ВЕДУЩИЙ 1 (Егор):
Народ любил и дорожил колыбельными песнями, передавая их от поколения к поколению. Едва подрастающая дочурка начинала забавляться с куклами. Как матушка тут же приступала к обучению «баить» (усыплять. Качать, баюкать) правильно.ВЕДУЩИЙ 2 (Юля):
Так соблюдалась преемственность поколений и традиций.
Колыбельная песня (исп. Марина Ананич и Оля Воронченко)
ВЕДУЩИЙ 3 (Алёша):
Единичные записи лирических песен начались ещё в 17 веке и дошли до нас в рукописных сборниках. Настоящая история собирания песен относится к 18 веку, а серьёзное изучение народной лирики –к первым десятилетиям 19 века.
ВЕДУЩИЙ 4 (Настя З.):
Русская народная песня –произведение прежде всего коллективное. В доме, на улице, в лесу; во время работы и отдыха; в радости и горе,- песня могла петься для себя и про себя.
ВЕДУЩИЙ 1 (Егор):
Чаще всего песня исполнялась хором. Чтобы петь песню хором, надо было обладать каким-то особым талантом. Собирался хор либо по очереди у каждого из его участников, либо там, где дом был попросторней; пели для самих себя, занимаясь одновременно какой-либо неторопливой, монотонной работой (прядением, шитьём, вышиванием).
Хоровая песня «Молодая пряха» (исп. Девочки 4 класса)
Песня «Во кузнице» ( 6 класс)
Выходят чтецы.
ЧТЕЦ 4 (Ирина И.):
Песня русская в берёзах,
Песня русская в хлебах –
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах.
ЧТЕЦ 5 (Ирина Г.):
На ветру шумят рябины.
Каждый слушать их готов!
Сколько песен у России –
Столько во поле цветов.
ЧТЕЦ 6 (Кира):
Кто сложил её – не знаю.
Только песня та добра.
Песня с детства мне родная
И подруга, и сестра!
ЧТЕЦ 7 (Саша С.):
А слова её простые
Душу трогают до слёз.
Сколько песен у России –
Столько в рощицах берёз.
ЧТЕЦ 8 (Настя П.):
Песни русские такие,
Что охота подпевать,
Сколько песен у России –
Никому не сосчитать!
Песня «Ивушка» (исп. Ананич Лера и Логинов Никита)
Песня «Суботея» (А.Н. Мещерякова)
Выходит 1 ведущий
ВЕДУЩИЙ 1 (Егор):
Русские народные песни делятся на обрядовые и необрядовые. Обрядовые связаны с каким-то обрядом, с очень древним, дохристианским представлением о том, что с помощью определённых действий, просьб, заклинаний можно воздействовать на силы природы.
Песня-обряд «Ой, берёза молодая» (6 класс)
ВЕДУЩИЙ 2 (Юля):
Самая совершенная форма обрядовой поэзии –русская свадьба, где у каждого из действующих лиц –невесты, жениха, свахи, дружки –свои «роли», создававшиеся народом веками.
ЧТЕЦ 9 (Саша Л.):
Что же ты за сердце меня трогаешь, Песня задушевной старины?То ль в тебе живет душа высокая,То ли отблеск зыбкой тишины?
ЧТЕЦ 10 (Ксюша):То пускаешь сокола за облако,Разводя руками горький дым,То вдовой выходишь, одинокая,Одарить цветами молодых.
Песня в исполнении вокальной группы «У нас ноне белый день» (исп. вокальная группа «Зоренька» ДК)
Выходят 3 и 4 ведущие.
ВЕДУЩИЙ 3 (Алёша):
В песнях бытовых всё обыкновенно. Эти песни имеет в виду пословица: «Сказка –сладка, песня –быль». Пели за рукоделием, пели о тяжелой женской доле. Народ жалел женщину и в песнях называл ее ласково лебедушкой, утушкой, павушкой, рябинушкой.
ВЕДУЩИЙ 4 (Настя З.):
Все народные песни о любви. О любви и родной земле, а значит и к людям, которые на ней живут, к родным и дорогим.
Песня «Ой ты, Порушка-Параня» (5 класс)
Песня-хоровод в исполнении танцевальной группы «Сударушка»» (Исп. ДК)
Выходят чтецы 11-13 и ведущий 2.
ЧТЕЦ 11 (Лера):
Как затянет, как зальетсяПравославный наш народ,Ведь откуда что берется,Прямо к сердцу так и льнет!
ЧТЕЦ 12 (Серёжа):Запоет про тёмну ночкуИль про белые снега.Про купеческую дочку,Про шелковые луга.
ЧТЕЦ 13( Олеся):Запоет про сине мореИль про матушку-рекуПро кручину и про горе,
Про сердечную тоску.
ВЕДУЩИЙ 2 (Юля):
Человек вырастал. И песня следовала за ним в его семейную жизнь, в его взрослые заботы и веселье. Ни один из праздников не обходился без пения. Пением же облегчали тяжелый каждодневный труд.
Звучит песня «Как пошли наши подружки…» (2 класс)
«Варенька» ( 6-7 классы)
Выходит чтец 14 и ведущие 3 и 4.
ЧТЕЦ 14 (Тагир):
То уводишь хороводы в поле,
То сжигаешь в пляске ты себя!
Ты вовек созвучна русской доле, Песня родниковая моя!
ВЕДУЩИЙ 3 (Алёша):
На Руси любили петь хором. Вместе. Это прекрасно получалось в хороводах, которые водили парни и девушки.
ВЕДУЩИЙ 4 (Настя З.):
Сами по себе хороводы –зрелище исключительной красоты и музыкальной гармонии. Они проводились, как правило, на открытых больших луговинах. На местах возвышенных. Так что вся деревня могла любоваться этим красочным действом.
Хоровод «Ой вы ветры. Ветерочки» ( 7-8 классы)
Пасхальный хоровод (исп. учащиеся Воскресной школы)
Выходят ведущие.
ВЕДУЩИЙ 3 (Алёша):
А еще бродили по свету скоморохи - мастера на все руки: они и спеть, и сплясать, и сказочку рассказать.
ВЕДУЩИЙ 4 (Настя З.):
До сих пор помнит народ их шуточные песни про то, как «комара муха женила» да про то, как «во зеленом во бору жила барыня-блоха». Так и зовут те песни -скоморошины.
Песня «Комара муха женила» (1 класс)
«А я по лугу» (3 класс)
Выходят скоморохи
СКОМОРОХ 1 (Виталик М.):
Русь и в песне-то могуча,Широка и глубока,И свободна, и гремуча,И привольна, и звонка.
СКОМОРОХ 2 (Коля):Ай-да песни, что за песни,Распевает наш народ!Золотые, удалые,Песни русские, живые -Молодецкие!
СКОМОРОХ 1 (Виталик М.):
Подходи , честной народ!
Песня к нам сейчас придёт!
СКОМОРОХ 2 (Коля):
Вы ведущих принимайте
И все песни отгадайте!
Ведущие дают определение русской народной песни, а зрители, в качестве ответа исполняют по 4 первых песенных строки (либо припев песни).
ВЕДУЩИЙ 1 (Егор):
Песня, в которой упоминается нежилая часть деревенского дома, примыкающая к его жилой части и используемая для хозяйственных нужд. (Ах вы, сени, мои сени)
ВЕДУЩИЙ 2 (Юля):
Песня о национальной русской зимней обуви, свалянной из овечьей шерсти. (Валенки)
ВЕДУЩИЙ 3 (Алёша):
Песня, известная ласковым обращением к срубленному стволу дерева, в исполнении Фёдора Ивановича Шаляпина. (Дубинушка )
ВЕДУЩИЙ 4 (Настя З.):4. Песня, в которой упоминается крупный город России на левом возвышенном берегу реки Волга. (Ах, Самара-городок)
ВЕДУЩИЙ 2 (Юля):
6. Песня о паре домашних длинношеих птиц различной окраски, отличающихся веселым характером. (Два веселых гуся)
ВЕДУЩИЙ 3 (Алёша):
7.) Песня девушки, которая не может найти дорогу до дома, находясь в состоянии, обусловленном воздействием этилового спирта на центральную нервную систему. (Напилася я пьяна)
ВЕДУЩИЙ 4 (Настя З.):
8. Песня - обращение к состоянию атмосферного воздуха, при котором замерзает вода, а градусник опускается ниже нуля. (Ой, мороз, мороз)
ВЕДУЩИЙ 1 (Егор):
9. Песня, в которой упоминается огородное строение, где русский человек может помыться, подвергаясь активному воздействию жары и пара. (Топится, топится в огороде баня)
ВЕДУЩИЙ 2 (Юля):
10. Песня о мелких торговцах, развозивших по деревням разные товары, необходимые в крестьянском быту. (Коробейники)
ВЕДУЩИЙ 3 (Алёша):
11. Песня о том, как на равнине, поросшей травянистой растительностью при полном отсутствии деревьев, замерзает человек, занимающийся перевозками на гужевом транспорте. (Степь да степь кругом)
ВЕДУЩИЙ 2 (Юля):
14. Песня. В которой упоминается шум болотного дудчатого коленчатого растения. (Шумел камыш)
ВЕДУЩИЙ 1 (Егор):
5. Песня о широко распространённой в России лесообразующей породе деревьев с бумажистой корой и тонкими, поникшими ветвями. (Во поле береза стояла)
«Во поле берёза стояла» (исп. детский ансамбль «Родничок»)
ЧТЕЦ 15 (Наташа)
О русские песни любимые,
В народе веками хранимые,
Ну чем же вы так хороши?
И в горе вы с нами, и в радости.
Вы с нами с рожденья до старости
Звучите в глубинах души!
ЧТЕЦ 16 (Юля З.)
О песни томительно-нежные,
Сокрыты в вас дали безбрежные.
И плачет вселенская грусть…
И словно инОкиня-старица.
Вас слыша, хочу я покаяться,
И светом полна моя грудь.
ЧТЕЦ 17 (Нина):
А вот удалые, раздольные,
Как ветер безудержный вольные.
Такие. Что сразу –и в пляс!
Вас Русь родила благодатная
И силой своей неохватною
До края наполнила вас.
ВЕДУЩИЙ 3 (Алёша):
Песня была частью духовной жизни человека, опорой в его нелегких трудах и заботах. Песня и сейчас заставляет нас радоваться и печалиться, любить и разочаровываться, жить и умирать.
ВЕДУЩИЙ 4 (Настя З.):
Песня объединяет нас, поющие песню – кровные родственники, близкие душою. Только с песнейпонимаешь, что мы дети одной Родины, что у нас один общий дом - Россия.
Песня «Моя Россия» (все участники)