Неделя бииологии. Экологический праздник «День птиц»
Экологический праздник «День птиц»
Цель: воспитание у детей чувства ответственности за судьбу птиц.
Задачи:
- расширить знания учащихся о перелетных птицах;
- вызвать желание заботиться о них;
- делать для них гнездовья;
- защищать от хищников и хулиганов.
Песня «У дороги чибис»
1 вед. - Давайте, ребята, отправимся с вами за чудесами! Да, да, за чудесами!
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
2 вед. Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по полям за неведомой птицей,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
1 вед. Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
- А тема нашего путешествия спрятана в загадке:
2 вед. Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это (птица).
1 вед. - Да, сегодняшний день мы посвятим птицам. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение. Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились при взгляде на птиц.
2 вед. Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в поле неподалеку от вашего дома, надо знать.
1 вед. Впервые День птиц как массовый детский праздник стал проводиться в Соединённых Штатах Америки. Вскоре День птиц стал проводиться как народный праздник во многих странах. Проник он и в Россию. День птиц в нашей стране стал отмечаться в середине 20-х годов прошлого века. С 1928 года День птиц зашагал по всей стране и в эти дни он отмечается во всех школах мира.
1 чтец. Знаешь ты, и знаю я,
Как пернатые друзья
Песенки в лесу поют,
Мошек, червяков клюют.
2 чтец. Кто все время тук да тук?
Дятел, леса добрый друг.
Ищет дятел для обеда
Усача и короеда.
3 чтец. Скачет резвая синичка
Вправо, влево, вверх и вниз.
У синички есть привычка:
Ветку каждую и лист
Оглядит, – и от букашек
Будет лист надолго чист.
4 чтец. Вот он милый скворушко
Греется на солнышке.
Он находчив, ловок, смел.
Он сегодня в огороде
Всю капусту осмотрел.
И со всех листов капустных
Червяков поел. Как вкусно!
1 чтец. Маленькая мухоловка
Ловит быстрых мошек ловко.
Злой комар летит, не трусит, -
Он тебя сейчас укусит!
Птичке кушать уж пора –
Хоп! – и нету комара.
2 чтец. Сарычи, луни и совы
На вредителей хлебов –
Острозубых грызунов –
Поохотиться готовы.
3 чтец. Плохо, если нет друзей
У лесов, садов, полей.
Если б перестали птицы
Есть букашек на обед, -
Черви, мыши, гусеницы
Нанесли б огромный вред.
4 чтец. Птицы все – мои друзья.
Их оберегаю я.
Честное даю я слово,
Что нигде и никогда
Им не сделаю плохого
И не трону их гнезда!
Музыкальная пауза «Аист на крыше»
2 вед. Спасибо ребята. А мы продолжаем наш праздник. Мы хотим проверить, как хорошо вы знаете птиц. Отгадайте стихи – загадки про птичьи повадки.
1 вед. Всё стрекочет и вертится,
Ей на месте не сидится,
Длиннохвоста, белобока
Вороватая
(Сорока)
2 вед. На песочке у реки,
Словно снежные комки,
Что за птица, угадай-ка!
Догадаться просто-
(Чайка)
1 вед. Хрипло птенчики кричат,
Клювы их в гнезде торчат,
Скрыла их густая крона,
Проживает здесь
(Ворона)
2 вед. Ночью в рощах и лесах
Уханье наводит страх,
Страшен дикий крик и силен,
Так кричит огромный
(Филин)
1 вед. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(Грач)
2 вед. Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами.
(Петух)
1 вед. Явился в желтой шубке
Прощайте, две скорлупки!
(Цыпленок)
2 вед. Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
1 вед. Слышен дальний грустный зов,
Повторение двух слогов.
Лес берёзовый, опушка,
На сучке сидит
(Кукушка)
2 вед. Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садится?
(Грач)
1 вед. Он щелкает, рокочет, свистит, журчит, стрекочет.
Как ливень он клокочет, звенит, как колокольчик,
То на колене пятом внезапно даст раскатом,
А то выводит трели затейливой свирели –
У берега, под склоном, где тальничек зелёный,
Где хмель разросся дикий, поёт артист великий.
(Соловей)
2 вед. У этой хвост косицей,
У той, как веерок,
Две птицы – две сестрицы –
Касатка, воронок.
Одна из них – сельчанка,
Другая – горожанка.
(Ласточка)
1 вед. Она черна. Она умна. Стоит – галдит.
Летит – галдит: гол – гол, гол – гол.
Кто угадал?
(Галка)
2 вед. Объявляем музыкальный конкурс (Звучит музыка)
Детям даются карточки с песнями (куплет или припев), но в них пропущены названия птиц. Задача ребят отгадать пропущенные слова, назвать из какой песни слова и исполнить песню. За отгаданные слова в одной песне команда получает 2 балла, за угаданное название песни – 1 балл, а за исполнение еще 3 балла.
1. У дороги , у дороги ,
Он кричит, волнуется, чудак:
"Ах, скажите, чьи вы, ах, скажите, чьи вы
И зачем, зачем идёте вы сюда?"... (Чибис. «У дороги чибис»)
2. Хоть и маленькая птичка,
Я , я ,
Ярки перышки на мне,
На головке, на спине.
Теньти-тень, теньти-тень, тень, цвинь.
Теньти-тень, теньти-тень,
Теньти-тень, тень, цвинь, тень. (Синичка. «Синичка».)
3. Жили у бабуси
Два весёлых ,
Один - серый, другой - белый,
Два весёлых . (Гуся. «Два веселых гуся».)
4. заслыша голосок
Припомню я забытые свиданья
Три жердочки, берёзовый мосток
Над тихою речушкой без названья...
, , (Малиновки. «Малиновка»)
5. не тревожьте солдат,
Пусть солдаты
немного поспят... (Соловьи. «Соловьи».)
6. А я хочу, а я хочу опять
По крышам бегать, гонять,
Дразнить Наташку, дергать за косу,
На самокате мчаться по двору. (Голубей. «Детство»)
7. Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых . (Журавлей. «Журавли».)
1 вед. А сейчас послушайте интересные сведения из жизни птиц.
Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток.
2 вед. Кукушка за лето уничтожает 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
1 вед. Мухоловка за 2 месяца уничтожает не менее 50 тысяч мух.
2 вед. Ушастая сова способна съесть за день 10 полёвок, а сова-сивуха съедает в год 1200 грызунов.
1 вед. Самая маленькая птичка наших хвойных лесов - королёк, уничтожает от 8 до 10 млн. мелких насекомых в год.
2 вед. Ястреб питается мышами и полёвками: за 50 дней съедает не менее 265 грызунов.
1 вед. А теперь проведем конкурс «Живые синонимы»
- Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц.
1 вед. Могучий, как (орел).
2 вед. Вороватый, как (ворона).
1 вед. Важный, как (гусь).
2 вед. Надутый, как (индюк).
1 вед. Длинноногий, как (журавль).
2 вед. Большеглазый, как (филин).
1 вед. Взгляд хищный, как у (ястреба).
2 вед. Взгляд зоркий, как у (сокола).
1 вед. Болтливый, как (сорока).
2 вед. Ворковать, как (голубь).
1 вед. Накаркать, как (ворона).
2 вед. Долбить, как (дятел).
Музыкальная пауза (Танец маленьких лебедей)
2 вед. Объявляем конкурс - викторину «Барометры природы»
Ласточки задевают крыльями поверхность воды. (К дождю.)
Воробьи прячутся под стреху. (К буре.)
Голуби воркуют, кукушки кукуют. (К тёплой погоде.)
Вороны садятся на верхушки деревьев. (Перед морозом.)
Вороны садятся на снег. (К оттепели.)
Ласточки купаются и часто летают в гнездо. (К дождю.)
Чайка ходит по песку, моряку сулит тоску, села чайка на воду, жди... (хорошую погоду.)
Днём сова кричит. (К дождю.)
(Жюри подводит итоги блицтурнира, объявляет результат.)
1 вед. А теперь проведем конкурс «Слабое звено»
Выходят 10 ребят, образуются 2 команды и по очереди отвечают на вопросы.
Какие птицы на Земле наиболее многочисленные? (Куры.)
Как называется наука, изучающая птиц? (Орнитология.)
Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (Одинакова.)
Назовите любимое лакомство аистов. (Лягушки.)
Какая птица по дереву клювом весь день стучит? (Дятел.)
Удивительный ребёнок! Только вышел из пелёнок, может плавать и нырять, как родная его мать! (Утёнок.)
Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)
Какая птица носит фамилию писателя? (Гоголь.)
Кто умеет точно находить дорогу домой? (Голубь.)
Кто из птиц с древних времён служит символом красоты и нежности? (Лебедь.)
Кто селится на крышах домов и, по приданию, приносит счастье? (Аист.)
Кто подражает человеческой речи? (Попугай.)
Пестрая крякушка ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочку? (Утка.)
Песен звонких не жалей нам весною (Соловей.)
1-Чтец. Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса.
2-Чтец. Пускай всегда такой обычай
У нас останется в стране -
Встречать любовно стаи птичьи,
Всем сердцем радуясь весне.
1-Чтец. Пусть прилетят, чтоб торопливо
С утра до ночи хлопотать,
Я двум скворцам приют счастливый
Хочу до осени создать.
2-Чтец.Быть может, им в чужбине снился
Мой дом среди ветвей густых.
Пусть русское гостеприимство
В краю знакомом встретит их.
Слово предоставляется жюри
Молодцы! Хорошо подготовились! Но к сегодняшнему празднику заранее готовились и многие ребята, принявшие участие в конкурсе рисунков птиц, искусственных гнездовий. Мы подвели итоги конкурса, и пришло время наградить победителей.
Награждение победителей конкурсов.
- Мне хочется, чтобы по пути в школу и домой, вы не только беседовали друг с другом, но и обращали внимание на окружающую природу, увидев птиц, понаблюдали бы за их поведением и в будущем не забывали, что птицы нуждаются в нашей помощи и защите.