Сценарий музыкального развлечения Ярмарка


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 49 «Жемчужинка»
города Димитровграда Ульяновской области»

Конспект музыкального развлечения
«Развесёлая ярмарка народов Поволжья»
в разновозрастной группе компенсирующей направленности
для слабовидящих детей, детей с косоглазием и амблиопией
Выполнила:
воспитатель высшей квалификационной категории
Скрипичникова И.Н..
Программное содержание.
Обобщить, закрепить представления детей о жизни людей, населяющих территорию малой родины - Поволжья, их обычаях, традициях, фольклоре.
Воспитывать уважение к культуре других народов, понимание, что каждый народ, какой бы национальности он ни был, дополняет и делает богаче жизнь всех людей.
Развивать певческие данные, музыкальный слух, чувство ритма.
Предварительная работа.
В НОД и в другие режимные моменты дети знакомились с историей России, много узнали о свое малой родине – Поволжье, народе его населяющем. Формировались знания о дымке, городце, хохломе. Были разучены песни, пляски.
Атрибуты.
Столы с хохломской посудой, дымковскими игрушками, городецкими игрушками и домашней утварью, павловские платки; стилизованные ворота с надписью «На ярмарку»; музыкальные инструменты (трещётки, ложки, колокольчики); ростовой медведь, карусель, три короба с товаром. Русские народные костюмы для детей, наряды для дымковских барынь, одежда для скоморохов, элементы одежды для обыгрывания сказки «Как старик корову продавал», костюм коровы, одежда для цыгана, татарский, чувашский, мородовский национальные костюмы.
Ход.
Музыкальный зал преобразован в ярмарочную площадь: по обе стороны столы с хохломскими, дымковскими, городецкими товарами. Центр зала украшен павловскими платками. Слышится фонограмма толпы, мычание и кудахтанье, наигрыши гармошки. Затем всё затихает и звучит весёлая плясовая музыка. Под музыку дети, одетые национальные костюмы, входят в зал (на ярмарку) через стилизованные ворота и рассаживаются за столы с товарами.
Выбегают два скомороха.
1 скоморох. Здравствуйте гости дорогие!
Мы развесёлые потешники
Известные скоморохи и насмешники
Мы сегодня всех на ярмарку зовём
Игры, песни, пляски, сказки заведём.
2 скоморох. Подходите ближе, подходите
И глаза свои протрите
На ярмарке - то чего только нет.
1 ребёнок – покупатель (встаёт со стульчика, разводит руки в стороны)
Эти вещи из далёка к нам пришли
Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты.
(Садится)
2 ребёнок – покупатель (встаёт)
Чтоб ввести нас в мир России,
Мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо-люди – мастера.
(Дети встают и исполняют песню Э.Чуриловой «Русский сувенир»)
1 скоморох. Подходи честной народ,
Развлекайся, публика. За погляд не берём
Ни гроша, ни рублика.
3 ребёнок – продавец (встаёт из-за стола, где расставлены дымковские игрушки)
Вот игрушки не простые,
А волшебно – расписные.
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски,
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
(Выходят из-за столика – прилавка девочки в дымковских костюмах)
4 ребёнок – дымковская барыня. Наши руки крендельком.
Щёки будто яблоки.
5 ребёнок – дымковская барыня. С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
(Встают все дети и исполняют хоровод «А я по лугу», «дымковские барыни» в центре. Затем рассаживаются на свои места)2 скоморох. Ох, и ярмарка шумит
Всех в округе веселит.
Товар налетай, выбирай, покупай!
6 ребёнок – продавец (встаёт из-за стола, где расставлены хохломские товары)
Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрёшки
Расписала нам сама
Золотая хохлома.
1 скоморох. Кто хочет поиграть немножко,
Покупай скорее ложки
Становись скорей в оркестр,
Выходи, не хватит мест.
(Музыкальный руководитель на фортепиано, а дети на ложках, исполняют «Светит месяц, светит ясный»)
2 скоморох. Товарищи и господа,
Поглядите – ка сюда,
Оторвитесь от забот.
Эй, русский народ!
( Обыгрывается сценка «Как старик корову продавал» по русской народной сказке в обработке С.Михалкова. Скоморохи на глазах детей меняют элементы костюмов, к ним по ходу действия присоединяются другие взрослые, одетые в соответствующие костюмы) На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровёнка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
- Хозяин, продашь нам корову свою?
- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!
- Не много ли просишь, старик, за неё?
- Да где наживаться! Вернуть бы своё!
- Уж больно твоя коровёнка худа!
- Болеет, проклятая. Прямо беда!
- А много ль корова даёт молока?
- Да мы молока не видали пока...
Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренёк пожалел старика:
- Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.
Идёт покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком;
- Корову продашь?
- Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!
- Да так ли! Уж выглядит больно худой!
- Не очень жирна, но хороший удой.
- А много ль корова даёт молока?
- Не выдоишь за день - устанет рука.
Старик посмотрел на корову свою:
- Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому -
Такая скотина нужна самому!
(По окончании сценки звучит вступление русской народной песни «Вядёрочки». Дети встают полукругом. Поёт солистка, дети хором подхватывают. Каждый куплет обыгрывается)1 скоморох. Жители провинциальные,
Ближние и дальние,
Богатые и бедные,
Добрые и вредные.
Толстые и худые,
Молодые и пожилые,
У нас нынче роскошный базар
Подходите, выбирайте
Есть у нас любой товар!
7 ребёнок – продавец (встаёт из-за стола, где расставлены изделия с городецкой росписью)
Наши доски расписные
Посмотрите, вот какие
Всё хотим вам показать
И подробно описать:
Жёлтый вечер, чёрный конь
И купавки, как огонь.
Птицы смотрят из ларца –
Чуда – роспись Городца.
(Проводится игра между двумя командами «Составь городецкий узор» из двух одинаковых комплектов разрезных картинок из ватманов с городецким узором)
1 скоморох. Эй, подходи, да приценись, коли деньги завелись.
Денег нету – не тушуйся, просто так, хоть, полюбуйся.
8 ребёнок – продавец (подходит к павловским платкам)
Честно скажем от души
Платки павловские хороши
Есть на что глянуть, будет, что вспомянуть.
(Танец с павловскими платками. После танца заходят три взрослых коробейника в татарской, чувашской и мордовской национальной одежде)2 скоморох. А вот и коробейники с коробами.
Эй, скорей налетай
Их товар покупай.
Кому надо продают,
А кому и так дают.
Коробейник мордвин. Из Саранска к вам сюда
Привезли товар мордва
Покупай хомут, дугу, да сыграй со мной в игру.
(Проводится мордовская народная игра «Раужо баран» («Черный баран»):Где же ты был, черный баран?
Где же ты был, черный баран?
На мельнице, на мельнице,
Мой хороший друг.
Что ты там делал, черный баран?
Что ты там делал, черный баран?
Муку молол, муку молол,
Мой хороший друг.
Чем же ты молол, черный баран?
Чем же ты молол, черный баран?
6. И рогами, и ногами,
Мой хороший друг. 4 шага на носках, 4 шага на пятках.
4 пружинки, 4 хлопка вверху.
4 шага вперед, 4 шага назад.
4 шагов по кругу, руки на поясе, чередовать движения локтями вперед - назад.
Взяться за руки, бег, сгибая ноги назад.
Стоят на месте, руки имитируют рожки, 8 притопов, попеременно
(Дети садятся)
Коробейник чувашка. Подходи и мал и стар
Чуваши из Чебоксар
К вам приехали с товаром.
Покупай, почти что даром
Миски, кружки и горшок
И послушай-ка стишок.
(На фоне чувашской народной мелодии рассказывается стихотворение на чувашском языке)
Коробейник татарка. Тары – бары – растабары,
Привезли товар татары.
Останавливайся здесь,
И чак – чак в продаже есть.
Из Казани привезли
И не хочешь, а купи.
И балиш – ка ты покушай,
Песнь татарскую послушай.
(Исполняется песня на татарском языке с пританцовыванием)
1 скоморох. Ай, люли, люли, люли.
Карусель видна в дали
Лодка по морю плывёт
В ней Фома с медведем
Мишка лапой в бубен бьёт
Мы сейчас поедим.
(Выходит взрослый в костюме цыгана с ростовым медведем (руки и ноги продеты в лапы)Цыган. Идут кататься нянюшки
И Ванюшки, и Танюшки
Хотят повеселиться и братцы и сестрицы.
(Обращается к покупателям)
Тётенька и маменька,
Вы куда шагаете?
Шли бы вы на карусель –
Место прозеваете.
2 скоморох. (Вносит карусель)
Закрутили, завертели
Колесо на карусели
Весело, весело
Всем нам ехать весело.
( Проводится игра «Карусель»: дети встают и берутся за ленточки правой ( левой) рукой, ходят по кругу со словами:
Еле-еле, еле-елеЗавертелись карусели,
А потом, потом, потом,Всё кругом-кругом,Всё бегом-бегом-бегом.
Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде скомороха «Поворот!» они быстро берут ленточку другой рукой и бегут в противоположную сторону. Тише, тише, не спишите!
Карусель остановите.Раз и два, раз и два,Вот и кончилась игра!
Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Дети садятся на места)1 скоморох. Мало мест на карусели
Все хотели, да не сели
Для таких людей у нас
Грянет музыка сейчас.
2 скоморох. Шире круг! Шире круг!
Песни, пляски, хороводы
Никогда не выходят из моды.
И на ярмарке у нас
Развесёлый выйдет пляс.
(Звучит нарезка из народных плясовых мелодий и песен татар, чуваш, русских, мордвов. Медведь бьёт в бубен, сводная пляска детей и взрослых. По окончании мелодий все рассаживаются на свои места)1 скоморох. Всем гостям нижайший поклон за почтенье
И благодарность за посещение.
На добрую память купите товары.
За покупки мы все благодарны.
2 скоморох. До новых встреч всем говорим
И за визит благодарим.
(Дети и родители проходят в следующий зал на распродажу изделий, сделанных руками родителей)