Конспект урока по русскому языку Множественное число имен существительных (4 класс)


Урок 77 Множественное число имен существительных
Тип урока Освоение нового материала
Педагогические задачи Создать условия для ознакомления с особенностями имен существительных в форме множественного числа; совершенствовать умение определять число неизменяемых имен существительных; способствовать развитию умения определять склонение имени существительного во множественном числе; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые предметные результаты Познакомятся с правилом определения склонения имени существительного во множественном числе; с особенностями имен существительных в форме множественного числа; научатся указывать склонение имени существительного во множественном числе; определять падеж имени существительного; выполнять синтаксический разбор предложения
Метапредметные УУД Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений
Личностные результаты Осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке; иметь установку на здоровый образ жизни и реализовывать ее в реальном поведении и поступках; проявлять бережное отношение к материальным и духовным ценностям
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося(осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности
учащегося
1 2 3 4
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь). Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– Прочитайте задание 166. Объясните орфографическую ошибку.
– Прочитайте правильно предложение, в котором вы нашли и исправили ошибку. Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.
Исправляют орфографическую ошибку.
(См. РМ, Приложение 2.) Выделять существенную информацию из текста стихотворения. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять выс-
Минутка чистописания. Организует выполнение массажа рук.
Проводит минутку чистописания.
– Запишите буквосочетания и слова.
– Спишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы. (См. РМ, Приложение 3.)
Выполняют чистописание.

Январь. Начало года
Морозец на дворе.
Хорошая погода
Бывает в январе. Работа над словами с непроверяемым написанием Организует работу над словами с непроверяемым написанием.
– Куда отправляются герои стихотворения Сергея Саблина? Записывают словарное слово в индивидуальный словарик. Продолжение табл.
1 2 3 4
Океаны и моряОмывают нас водой.В путешествие сегодняМы отправимся с тобой.Поднимаем быстро цепь.Отдаем швартовый.Капитан поставил цель,Маршруты все готовы. Мы из Финского заливаПрямиком на Балтику.Зорька алая красиво
Пела нам романтику…Капитан прищурил глаз,Снова нам повел рукой.Он закончил свой рассказ,Завтра будет сказ другой.
Путешествие – поездка или передвижение пешком по дальним странам, местностям. Слово образовалось от двух слов – «путь» и «шествие» (старинное значение – «хождение»).
– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.
– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «путешествие» П П У Т Е Ш Е С Т В И Е
Х Ш А И Л Й Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения. (См. РМ, Приложение 4.) казанные мнения по существу полученного задания. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Что называется именем существительным?
– Как изменяются имена существительные?
– Назовите существительные, которые относятся
к 1-му склонению.
– Назовите окончания существительных 1-го склонения в дательном падеже. Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока Принимать
и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Продолжение табл.
1 2 3 4
– Назовите окончание существительных 3-го склонения в предложном падеже.
– Какие существительные не могут иметь форму множественного числа?
– Прочитайте тему урока в устной форме
IV. Объяснение нового материала.
Наблюдение над языковым материалом.
Работа
по учебнику
(упражне-
ние 248) Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Прочитайте выразительно стихотворение В. Фетисова.
– Докажите, что все имена существительные употреблены в форме множественного числа.
– По каким признакам вы определили множественное число имен существительных? («Один предмет – много предметов».)
– Спишите стихотворение или запишите его по памяти Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-
нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Списывают стихотворение. Указывают число имен существительных. (См. РМ, Приложение 5.)
Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию
V. Первичное закрепление знаний. 
Работа
по учебнику
(упражне-
ние 249). Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.
– Прочитайте стихотворение из упражнения 248 еще раз. Можно ли определить склонение имен существительных во множественном числе? Как это сделать?
– Выпишите из стихотворения каждое имя существительное, а рядом запишите это же имя существи- Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.
– Чтобы определить склонение имени существительного, которое употреблено в форме множественного числа, надо поставить его в начальную форму, вспомнить признаки каждого типа склонения и определить склонение данного имени существительного. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе
в паре.
Продолжение табл.
1 2 3 4
тельное, но в начальной форме. Укажите склонение. Определяют склонение имен существительных.
(См. РМ, Приложение 5.) Осуществлять контроль по результату
Работа
по учебнику
(упражне-
ние 250) – Прочитайте. По какому признаку слова распределены в три группы?
– Запишите данные имена существительные во множественном числе, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания – Слова распределены на группы по типу склонения.
Записывают, вставляя пропущенные буквы. Выделяют окончания. (См. РМ, Приложение 5.) VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.
Работа
по учебнику
(упражне-
ние 252). Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.
– Прочитайте. Подберите к слову «метель» синонимы. В каком предложении это слово употреблено в переносном значении? (Закружила осень в лесу рыжие метели.)
– Определите падеж имени существительного «метели» в каждом предложении. Как вы это делали? Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения.
Подбирают синонимы к слову «метель».
Метель, ветер, вьюга, пурга.
Определяют падеж имени существительного «метели» в каждом предложении.
Выполняют синтаксический разбор предложений.
(См. РМ, Приложение 5.) Понимать на слух ответы учащихся.
Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Формулировать свое мнение и позицию.
Адекватно использовать речевые средства
Работа в парах. Организует работу в парах.
– Выпишите из стихотворения М. Егоровой существительные, употребляющиеся только в одном числе – единственном или множественном. Дополните список своими примерами.
Чтоб чудесно отдохнуть, 
Взять, что надо, не забудь.  Выполняют работу в парах.
Выписывают существительные, употребляющиеся только в одном числе – единственном или множественном. Дополняют список своими примерами, используя справочник.
В форме только множественного числа употребляются следующие группы существительных: Продолжение табл.
1 2 3 4
Постарайся не лениться 
И по списку уложиться: 
Теплый свитер или куртка, 
Джинсы, брюки – для прогулки.
Встретить солнышко с утра, 
Посидеть ли у костра – 
Обувь нужно подобрать, 
Чтобы в ней не замерзать, 
Чтобы в горы в ней идти, 
В лес и не устать в пути.
– Найдите «лишнее» слово в каждом ряду.
Листва, белизна, ходьба, хлопья.
Солдаты, хлопоты, шахматы, тяготы.
Свежесть, грусть, радость, гроздь.
– Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы. Подчеркните слова, которые не изменяются по числам, и укажите их число.
Вот и долгожданные к..никулы. С..нева неба, легкие утренние заморо..ки и свеж..сть воздуха говорили о пр..ближении весны. Мы остановились
у обрыв..стого берега, пол..жили свои рю..заки, набрали сухих веток и р..зожгли к..стер. Вес..ло затр..щали суч..я, зак..пела вода в кот..лке, и чай вскоре был готов. После ле..кого уж..на мы тронулись дальше. Домик л..сника был уже недалеко. • обозначающие парные предметы (сани, шорты, качели);
• некоторые вещественные (сливки, отруби, дрожжи);
• некоторые отвлеченные (сутки, сумерки, именины);
• собственные (Карпаты, Альпы).
Хлопья (только мн. ч.), листва (только ед.ч.), белизна (только ед. ч.), ходьба (только ед. ч.).
Хлопоты (только мн. ч.), солдаты (ед. ч., мн. ч.), шахматы (только мн. ч.), сутки (только мн. ч.),
Очки (только мн. ч.), ножницы (только мн. ч.), свежесть (только ед. ч.), обои (только мн. ч.).
Выполняют задание.
Вот и долгожданные каникулы (мн. ч.). Синева
(ед. ч.) неба, легкие утренние заморозки (мн. ч.) и свежесть (ед. ч.) воздуха говорили о приближении (ед. ч.) весны. Мы остановились у обрывистого берега, положили свои рюкзаки, набрали сухих веток
и разожгли костер. Весело затрещали сучья, закипела вода в котелке, и чай вскоре был готов. После легкого ужина мы тронулись дальше. Домик лесника был уже недалеко. для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников.
Планировать свое действие в соответствии
с поставленной задачей
и условиями ее реализации
Продолжение табл.
1 2 3 4
Работа в тет-
ради (зада-
ние 168). Организует работу в рабочей тетради.
– Прочитайте. Подчеркните имена существительные, которые не употребляются в форме множественного числа. Выполняют задание в рабочей тетради.
(См. РМ, Приложение 6.) Работа в тет-
ради (зада-
ние 169). – Запишите имена существительные, которые не имеют формы единственного числа. Выполняют задание.
(См. РМ, Приложение 6.) Работа в тет-
ради (зада-
ние 170). – Запишите неизменяемые имена существительные, имеющие только одну форму числа Выполняют задание.
Кафе, пальто, эскимо, какаду. Работа в тет-
ради (зада-
ние 171) – Устно просклоняйте имя существительное «снегири». Запишите окончания этого имени существительного в каждом из падежей Выполняют задание.
И. п. -и Д. п. -ям Т. п -ями
Р. п. -ей В. п. -ей П. п. -ях
VII. Итог урока. Рефлексия Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Продолжите фразу «Сегодня на уроке…», охарактеризовав свое состояние, мысли, чувства.
– Ответьте на вопросы: «Что у меня получилось на уроке?», «Что мне в этом помогло?».
– Удалось ли решить поставленную задачу? Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке.
Продолжают высказывания:
• Сегодня на уроке…
• Я видел…
• Я слышал…
• Я чувствовал (радовался, восхищался, любовался)… Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
Окончание табл.
1 2 3 4
– Что нужно сделать еще?
– Кто из одноклассников удивил, порадовал?
– Какое из заданий выполняли с интересом?
– Понравилось ли работать в группе и почему?
– О чем еще захотелось поговорить?
– Где можно применить новые знания?
– Урок подошел к концу, мы замечательно потрудились. Оцените сами себя, аргументируя свой ответ
(«Я считаю, что…»).
– Поставьте на ваших листочках баллы за работу на уроке.
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя Домашнее
задание Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.
– Выполнить задание 172 в рабочей тетради, упражнение 252 в учебнике Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи