«Что общего между нравственными заповедями в разных религиях, и чему они нас учат?».

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лицей села Верхний Мамон Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»










Конспект
Открытого внеклассного занятия проведенного в 5 классе
Тема:
«Что общего между нравственными заповедями в разных религиях, и чему они нас учат?».


















Подготовила и провела
педагог-психолог, учитель «Основ
религиозной духовно-нравственной
культуры народов России»
Лукьянчикова И.В.





Тема: Что общего между нравственными заповедями в разных религиях, и чему они нас учат?
Цели и задачи: Изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия.
Сформировать у учащихся чувство уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных конфессий.
Научить учащихся анализировать и обобщать полученную информацию.
Способствовать формированию умения и навыков работы учеников с разными источниками и литературой.
Продолжить формировать умение ребят работать в группах.
Оборудование: оборудование для показа презентации, сердца (каждому), 4 цветка, листы цветной бумаги, карандашиc,свеча)
Ход занятия.
I. В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела,
так скорей, друзья, за дело. Слайд№2

-Ребята. Мы живем с вами в светском государстве. А что это значит?

(Светское государство  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с устройством, где [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], и которое регулируется на основе гражданских, не[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования. ) Слайд№3
-Много ли народов проживает в нашей стране?
-Попробуйте назвать хотя бы некоторые из них.
-А как вы думаете все ли народы исповедуют одинаковые религии?
-А какие религии вы уже знаете? После ответа - Слайд№4

1.-Давайте рассмотрим какие функции выполняют религии? Слайд№5
Сплочение людей
Регуляция поведения
Социальная организация
Организация практики жизни


Правильно ребята, мы живем с вами в многонациональной стране, где проживают разные народы и проповедуют разные религии. На уроках мы с вами изучаем историю развития и становления разных религиозных культур. Сегодня мне бы хотелось, чтобы вы немного глубже изучили культурный слой каждой, из изученных нами религий.
-Скажите, а по каким законам живут люди в нашем государстве? (по законам,
написанным в конституции).
-А как вы думаете в религиозных культурах есть законы, которые учат как надо
жить?
-Кто помнит как они называются? (Заповеди)
Да и сегодня мы поговорим о заповедях.
-Кто знает, что обозначает слово заповеди? (правила жизни, поведении, общения)

Сегодня мы будем исследовать заповеди разных религий.

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и пожелайте всем удачи.

2. Мотивация учебной деятельности
Учитель: А я дарю вам маленькие сердца, они разноцветные, цвета соответствуют различным религиям, возьмите красные сердца, те кто хочет работать с христианскими заповедями, зеленые с мусульманскими, голубые с заповедями иудаизма и оранжевые буддизма.

Задание
1.Изучите внимательно заповеди, которые лежат перед вами.
2. Подчеркните те, которые вам понятны и, которые вы, с точки зрения светского человека, могли бы объяснить.
3. Подумайте, какие нравственные качества развивают в человеке эти поучения.
Запишите их на лепестках ромашки, которая лежит на вашем столе.
4. Подготовьтесь к защите ваших групповых проектов.

(Каждая группа получает большую ромашку-религию (христианство, ислам, иудаизм, буддизм и заповеди) и записывает на ней то лучшее качество, которые , по мнению учеников, формирует, воспитывает в человеке религия.
Таким образом, появляются четыре цветка, которые крепятся на доске, образуя крону дерева (заранее на ватмане заготовлен макет дерева). К доске выходят по четыре ученика от каждой команды, которые читают заповеди, объясняют их, а затем обобщающие слова, которые они подобрали и написали на лепестках. 
-Итак, сегодня мы исследовали заповеди разных религий, есть ли между заповедями различных религий что-то общее?
-А можем ли мы почерпнуть для себя что-то полезное из этих поучений?
Как вы думаете, каким золотым правилом нравственности, которое нам завещал Иисус Христос можно их все объединить?
Учитель обращает внимание на то, что все заповеди в основе своей имеют так называемое "Золотое правило нравственности" и прикрепляет "ствол", с надписью
«Поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».
- Так чт же общего?
("Золотое правило нравственности «Поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».
--Попробуйте сформулировать какай главный вопрос мы решили на занятии?
- Какова же тема нашего урока?
( Что общего между нравственными заповедями в разных религиях, и чему они нас учат?)

Упражнение «Пожелания» А теперь давайте создадим крону нашему дереву.
Каждая команда вырезает из бумаги листья ( по 4 шт.) и пишет на них правила поведения "Добрые советы" и прикрепляет его к дереву)
Учитель зачитывает советы.
-Скажите, ребята, если мы с вами будем выполнять эти советы, как изменится наша жизнь? ( Нам станет жить легче. Наш класс станет дружнее.)

Ребята посмотрите, я нашла старинный пергамент, который хочет нам поведать какую-то тайну. Но вот беда некоторые слова в нем стерлись и невозможно прочитать текст целиком. Давайте попробуем восстановить его

Вывод: Неважно какую религию исповедует человек, важно, чтобы он правильно понимал и выполнял основные заповеди и жил с Богом в сердце. Хочется верить, что когда-нибудь настанет такое время, и тогда все люди будут счастливы !
Молодцы! Пусть всегда и ваши сердца и души будут открыты для добрых дел.
3. «Магическая свеча».
-В народе говорят: «Добро творит чудеса». Зажжем свечу и представим, что она магическая, и отныне все, кто возьмет ее в руки, превращаются в волшебника. Включите свою фантазию, представьте, что каждый из вас стал добрым волшебником. Чтобы вы сделали, став волшебником? Начните так: Если бы я стал волшебником, я бы сделал ...
( другой вариант: А сейчас вспомните, кто из нашего класса и какое добро сделал вам. Вы будете передавать свечу тому, кто сделал вам добро,)

IV. Результат, рефлексия.
Возьмите свои сердечки, мысленно зарядите их добром, любовью, светом, радостью.
Почувствуйте, как добро входит в вас, как оно согревает вашу душу, несет радость. У вас появляются новые силы, здоровье, счастье. Я хочу, чтобы с такими искренними сердцами вы шли по жизни. А эти бумажные оставьте как маленькие талисманы, которые будут помогать вам творить и дарить добро. Спасибо за сотрудничество!















Приложение 1
Основные заповеди религий мира.
Христианские заповеди:
Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.
Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
Не убий.
Не прелюбодействуй.
Не укради
Не лжесвидетельствуй.
Не пожелай ничего чужого.

Заповеди иудаизма.
1. Да не будет у тебя других богов перед ликом моим.  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, что в воде, ниже воды, не поклон.  3. Не произноси имя Господа Бога твоего напрасно.  4. Помни день субботний, чтобы освятить его, шесть дней работай, а день седьмой субботу посвяти Господу своему  5. Почитай отца твоего и мать твою.  6. Не убивай.  7. Не прелюбодействуй.  8. Не кради.  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.  10. Не желай дома ближнего твоего и ни жены ближнего твоего
Мусульманские заповеди:
Отнюдь не сопоставляйте с Ним никого другого.
Почитайте отца и мать.
Не убивайте детей своих из страха перед бедностью. (это делалось арабами на основании старинного языческого обычая);
Не прелюбодействуйте ни открыто, ни тайно.
Не убивайте ни одного существа, жизнь которого Аллах объявил священною.
Не тратьте имущества сирот до их совершеннолетия.
Честно соблюдайте вес и меру.
Не нагружайте на невольника ноши свыше сил его.
Будьте справедливы на суде.
Крепко держитесь союза с Богом вашим.

Заповеди Будды:
Самый большой враг в жизни человека - это он сам.
Самая большая глупость в жизни человека - это ложь.
Самое большое поражение в жизни человека - это надменность.
Самая большая печаль в жизни человека - это зависть.
Самая большая ошибка в жизни человека - потерять самого себя.
Самая большая вина в жизни человека - неблагодарность.
Самое достойное сожаления в жизни человека - умаление своего достоинства.
Самое достойное восхищения в жизни человека - подняться после падения.
Самая большая утрата в жизни человека - потеря надежды.
Самое большое достояние в жизни человека - здоровье и разум.
Самый большой долг в жизни человека - искренние чувства.
Самый большой дар в жизни человека - великодушие.
Самый большой недостаток в жизни человека - непонимание.
Самое большое утешение в жизни человека - добрые дела

Прложение2
Презентация к уроку, раздаточный материал.
15