«Что общего между нравственными заповедями в разных религиях, и чему они нас учат?».
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лицей села Верхний Мамон Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»
Конспект
Открытого внеклассного занятия проведенного в 5 классе
Тема:
«Что общего между нравственными заповедями в разных религиях, и чему они нас учат?».
Подготовила и провела
педагог-психолог, учитель «Основ
религиозной духовно-нравственной
культуры народов России»
Лукьянчикова И.В.
Тема: Что общего между нравственными заповедями в разных религиях, и чему они нас учат?
Цели и задачи: Изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия.
Сформировать у учащихся чувство уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных конфессий.
Научить учащихся анализировать и обобщать полученную информацию.
Способствовать формированию умения и навыков работы учеников с разными источниками и литературой.
Продолжить формировать умение ребят работать в группах.
Оборудование: оборудование для показа презентации, сердца (каждому), 4 цветка, листы цветной бумаги, карандашиc,свеча)
Ход занятия.
I. В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела,
так скорей, друзья, за дело. Слайд№2
-Ребята. Мы живем с вами в светском государстве. А что это значит?
(Светское государство [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с устройством, где [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], и которое регулируется на основе гражданских, не[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования. ) Слайд№3
-Много ли народов проживает в нашей стране?
-Попробуйте назвать хотя бы некоторые из них.
-А как вы думаете все ли народы исповедуют одинаковые религии?
-А какие религии вы уже знаете? После ответа - Слайд№4
1.-Давайте рассмотрим какие функции выполняют религии? Слайд№5
Сплочение людей
Регуляция поведения
Социальная организация
Организация практики жизни
Правильно ребята, мы живем с вами в многонациональной стране, где проживают разные народы и проповедуют разные религии. На уроках мы с вами изучаем историю развития и становления разных религиозных культур. Сегодня мне бы хотелось, чтобы вы немного глубже изучили культурный слой каждой, из изученных нами религий.
-Скажите, а по каким законам живут люди в нашем государстве? (по законам,
написанным в конституции).
-А как вы думаете в религиозных культурах есть законы, которые учат как надо
жить?
-Кто помнит как они называются? (Заповеди)
Да и сегодня мы поговорим о заповедях.
-Кто знает, что обозначает слово заповеди? (правила жизни, поведении, общения)
Сегодня мы будем исследовать заповеди разных религий.
- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и пожелайте всем удачи.
2. Мотивация учебной деятельности
Учитель: А я дарю вам маленькие сердца, они разноцветные, цвета соответствуют различным религиям, возьмите красные сердца, те кто хочет работать с христианскими заповедями, зеленые с мусульманскими, голубые с заповедями иудаизма и оранжевые буддизма.
Задание
1.Изучите внимательно заповеди, которые лежат перед вами.
2. Подчеркните те, которые вам понятны и, которые вы, с точки зрения светского человека, могли бы объяснить.
3. Подумайте, какие нравственные качества развивают в человеке эти поучения.
Запишите их на лепестках ромашки, которая лежит на вашем столе.
4. Подготовьтесь к защите ваших групповых проектов.
(Каждая группа получает большую ромашку-религию (христианство, ислам, иудаизм, буддизм и заповеди) и записывает на ней то лучшее качество, которые , по мнению учеников, формирует, воспитывает в человеке религия.
Таким образом, появляются четыре цветка, которые крепятся на доске, образуя крону дерева (заранее на ватмане заготовлен макет дерева).К доске выходят по четыре ученика от каждой команды, которые читают заповеди, объясняют их, а затем обобщающие слова, которые они подобрали и написали на лепестках.
-Итак, сегодня мы исследовали заповеди разных религий, есть ли между заповедями различных религий что-то общее?
-А можем ли мы почерпнуть для себя что-то полезное из этих поучений?
Как вы думаете, каким золотым правилом нравственности, которое нам завещал Иисус Христос можно их все объединить?
Учитель обращает внимание на то, что все заповеди в основе своей имеют так называемое "Золотое правило нравственности" и прикрепляет "ствол", с надписью
«Поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».
- Так чт же общего?
("Золотое правило нравственности «Поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».
--Попробуйте сформулировать какай главный вопрос мы решили на занятии?
- Какова же тема нашего урока?
( Что общего между нравственными заповедями в разных религиях, и чему они нас учат?)
Упражнение «Пожелания» А теперь давайте создадим крону нашему дереву.
Каждая команда вырезает из бумаги листья ( по 4 шт.) и пишет на них правила поведения "Добрые советы" и прикрепляет его к дереву)
Учитель зачитывает советы.
-Скажите, ребята, если мы с вами будем выполнять эти советы, как изменится наша жизнь? ( Нам станет жить легче. Наш класс станет дружнее.)
Ребята посмотрите, я нашла старинный пергамент, который хочет нам поведать какую-то тайну. Но вот беда некоторые слова в нем стерлись и невозможно прочитать текст целиком. Давайте попробуем восстановить его
Вывод: Неважно какую религию исповедует человек, важно, чтобы он правильно понимал и выполнял основные заповеди и жил с Богом в сердце. Хочется верить, что когда-нибудь настанет такое время, и тогда все люди будут счастливы !
Молодцы! Пусть всегда и ваши сердца и души будут открыты для добрых дел.
3. «Магическая свеча».
-В народе говорят: «Добро творит чудеса». Зажжем свечу и представим, что она магическая, и отныне все, кто возьмет ее в руки, превращаются в волшебника. Включите свою фантазию, представьте, что каждый из вас стал добрым волшебником. Чтобы вы сделали, став волшебником? Начните так: Если бы я стал волшебником, я бы сделал ...
( другой вариант: А сейчас вспомните, кто из нашего класса и какое добро сделал вам. Вы будете передавать свечу тому, кто сделал вам добро,)
IV. Результат, рефлексия.
Возьмите свои сердечки, мысленно зарядите их добром, любовью, светом, радостью.
Почувствуйте, как добро входит в вас, как оно согревает вашу душу, несет радость. У вас появляются новые силы, здоровье, счастье. Я хочу, чтобы с такими искренними сердцами вы шли по жизни. А эти бумажные оставьте как маленькие талисманы, которые будут помогать вам творить и дарить добро. Спасибо за сотрудничество!
Приложение 1
Основные заповеди религий мира.
Христианские заповеди:
Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.
Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
Не убий.
Не прелюбодействуй.
Не укради
Не лжесвидетельствуй.
Не пожелай ничего чужого.
Заповеди иудаизма.
1. Да не будет у тебя других богов перед ликом моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, что в воде, ниже воды, не поклон. 3. Не произноси имя Господа Бога твоего напрасно. 4. Помни день субботний, чтобы освятить его, шесть дней работай, а день седьмой субботу посвяти Господу своему 5. Почитай отца твоего и мать твою. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай дома ближнего твоего и ни жены ближнего твоего
Мусульманские заповеди:
Отнюдь не сопоставляйте с Ним никого другого.
Почитайте отца и мать.
Не убивайте детей своих из страха перед бедностью. (это делалось арабами на основании старинного языческого обычая);
Не прелюбодействуйте ни открыто, ни тайно.
Не убивайте ни одного существа, жизнь которого Аллах объявил священною.
Не тратьте имущества сирот до их совершеннолетия.
Честно соблюдайте вес и меру.
Не нагружайте на невольника ноши свыше сил его.
Будьте справедливы на суде.
Крепко держитесь союза с Богом вашим.
Заповеди Будды:
Самый большой враг в жизни человека - это он сам.
Самая большая глупость в жизни человека - это ложь.
Самое большое поражение в жизни человека - это надменность.
Самая большая печаль в жизни человека - это зависть.
Самая большая ошибка в жизни человека - потерять самого себя.
Самая большая вина в жизни человека - неблагодарность.
Самое достойное сожаления в жизни человека - умаление своего достоинства.
Самое достойное восхищения в жизни человека - подняться после падения.
Самая большая утрата в жизни человека - потеря надежды.
Самое большое достояние в жизни человека - здоровье и разум.
Самый большой долг в жизни человека - искренние чувства.
Самый большой дар в жизни человека - великодушие.
Самый большой недостаток в жизни человека - непонимание.
Самое большое утешение в жизни человека - добрые дела
Прложение2
Презентация к уроку, раздаточный материал.
15