Использование современных технологий как способ повышения эффективности образовательного процесса школьников и дошкольников.
Использование современных технологий как способ повышения эффективности образовательного процесса школьников и дошкольников.
Магзумова Б.Т., ГУ комплекс «Улкенбокен школа-детский сад»,
ВКО, Кокпектинский район, с. Улкенбокен.
Новые инновационные технологии все более интенсивно внедряются в учебный процесс. Использование новых средств обучения предоставляет широкие возможности, как для преподавателя, так и для обучаемых.
В процессе обучения внедряю образовательные технологии:
- Критическое мышление через чтение или письмо (В. Тихомирова)
- Программа «Step by step» - технология А. Гина
- Модульная технология ( Жанпеисова)
- Интерактивные методы обучения ( ролевая игра А. Гина)
В основе моей методической системы заложены элементы технологии критического мышления. Я убеждена, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей. Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся анализировать, применять полученные знания и их результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.
Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. В основе этого педагогического опыта лежат идеи Л.С.Выготского, А.А.Ухтомского, А.С.Макаренко, И.П.Волкова, И.П.Иванова, Н.Е.Щурковой.
Результативность опыта включает в себя:
самосовершенствование личности;
развитие творческих способностей;
умения критически мыслить и принимать взвешенные решения;
сформированность навыков самостоятельной и групповой работ;
интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.
Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми, облегчает понимание различных «взглядов на мир», позволяет детям использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, поэтому эта технология сегодня востребована педагогами.
Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается, на мой взгляд, в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.
Критическое мышление – это, прежде всего центрированный подход в обучении, ориентированный на ученика, на его развитие, на развитие самостоятельной критически мыслящей личности, на развитие творческого потенциала ученика. Очень часто применяю на уроках стратегию «ассоциации» (Clustering)
Ассоциации – это обучающая стратегия, которая побуждает думать открыто и свободно по той или иной теме. Этот прием очень важен, так как позволяет учащимся расширить лексический словарь по той или иной теме, понятию, грамматическому явлению, развивает коммуникативную деятельность учеников.
В методике существуют технологии по поиску и структурированию идей, способствующие развитию у учащихся самостоятельности мышления, творческих способностей.
«Идейные сетки», Mind-map, Cluster-method, являются рабочими, мыслительными, креативными инструментами. Они проходят в качестве опор, как для собирания и упорядочивания мыслей, так и для планирования, развития ассоциативного мышления, решения проблем, постановки вопросов.
Метод Mind-map («карта памяти»), разработанный Т. Бузан является технологией записи мыслей, идей. Запись происходит ассоциативно. Тема должна находиться в центре.
Возможно им использования «Mind-map»: при систематизации, повторении материала по теме «Временные формы глагола», при работе над текстом. На занятиях читают не только текст, но и понимают содержание, выделяют главное, пересказывают его.
При повторении в начале урока
При введении в тему.
При сборе необходимого языкового материала для:
- обсуждения темы
- составления диалогов
- интервью.
Другим методом ассоциативного письма является Cluster-method, разработанный Габриэлой Л. Рико. Данный метод стимулирует детскую речь, активирует детское воображение, индивидуализирует обучение.
Использование данных методов на уроке иностранного языка имеет практическую ценность, как при организации реального обучения, так и при развитии творческих, мыслительных способностей.
Личностно-ориентированная направленность лежит в основе моих уроков, на которых учащиеся приобретают навыки ориентироваться в изучаемом материале, определять или участвовать в определении цели конкретной учебной деятельности, реализовывать план деятельности.
Учащиеся приучаются к самостоятельному добыванию знаний, готовят рефераты. Школьники получают задания и творческого характера: составить кроссворды, загадки, эссе.
Интересен прием рефлексии в форме синквейна, который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым.
В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
На практике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк.
Синквейн - очень интересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить эффективный результат. Данный метод удачен в 5-6-м классах или как средство индивидуальной работы с детьми.
При характеристике, сравнении двух противоположных понятий заслуживает внимания прием «Даймонд». Diamond – в переводе с английского – бриллиант, алмаз. Важный момент в данном задании – встреча, столкновение, соприкосновение двух противоположных понятий. Учащиеся высказывают свою точку зрения и суждения.
Эти приемы используются в технологии «Развитие критического мышления через чтение или письмо». Ученик сам размышляет, осмысливает то, что он понял, усвоил, передает это в сжатой форме, выделяя основное, главное.
Таким образом, применение элементов технологии критического мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.
Технология организационной структуры «Think – pair – share - square», данная на английском языке с пошаговым перечислением действий, позволяет включить учащегося в рефлексию анализа каждого действия, его результатов.
Step I. Think over the answer individually
Step II. Share your opinion with your partner
Step III. Share your opinion in the group and draw a conclusion
Step IV. Choose the pupil who’s informing the class about your decision
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Основными характеристиками применения современных информационных технологий является возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а так же возможность развития познавательной творческой активности учащихся.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, который позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.
Иностранный язык – это учебный предмет, который в силу своей специфики (создание для обучающихся искусственной языковой среды из за отсутствия естественной) предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных технических средств обучения.
Для достижения эффективности образовательного процесса, в частности в плане развития познавательного интереса, могут использоваться различные средства. Одним из средств выполнения педагогических условий служат информационно-коммуникационные технологии.
Использованию ИКТ в образовательном процессе школы посвящены исследования многих педагогов-новаторов, которые рассматривают особенности использования ИКТ в учебной деятельности, принципы создания образовательных программных ИКТ, роль информационно-коммуникационных технологий в развитии системы образования.
Интерес является главной движущей силой познавательной деятельности. Главный принцип, которым следует руководствоваться – интересный урок. Учебный процесс на уроке протекает в форме педагогического общения и неумелое педагогическое общение затрудняет познавательную деятельность учащихся.
Развитие познавательного интереса осуществляется с помощью разнообразных форм работы на уроке английского языка. Урок английского языка включает разнообразие общения школьников широкое применение дискуссионных приемов в виде обсуждения проблем, использование страноведческого материала, иллюстраций, фотоматериалов, информационно-коммуникационные технологии.
Сегодня информационно-коммуникационные технологии занимают важное место в построении современного урока и каждый учитель должен стремиться новейших технологий на своем уроке. Ведь, определяющее влияние оказывает личность учителя как организатора учебного процесса по предмету и направленности личности учителя.
Учителю английского языка важно сохранять чувство положительной учебной перспективы у каждого ученика, указывать пути ее достижения и профессионально ориентировать школьников с учетом их способностей и интересов.
Интеграция мотивации и познавательного интереса к изучению английского языка и информационно-коммуникационных технологий.
Согласно теоретическим идеям психолога А.Н. Леонтьева любая деятельность содержит мотив, цель, действие и операции.
Что касается действий и операций на любом уроке, то со стороны педагога они, как правило, направлены на освоение учащимися знаний, умений и навыков по предмету.
Вывод:
Использование современных технологий в учебном процессе способствует:
Активизации познавательной деятельности обучающегося в процессе обучения иностранным языкам;
Овладению обучающимися языковыми, речевыми знаниями, навыками и умениями, обеспечивающими формирование элементарной коммуникативной компетенции;
Повышению результатов качества образования и применению интересного, эффективного контроля усвоения изученного материала при интенсивном обучении.
15