Открытый урок 7 класс по ФГОС на тему Природные зоны и органический мир Австралии

Тема: Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира.

Цель урока: Определить особенности природных зон и органического мира Австралии.

Задачи:
определить, какие природные зоны представлены в Австралии; обеспечить формирование целостной системы знаний о своеобразии, неповторимости природы самого маленького материка; раскрыть причины этого своеобразия;
развивать умение выявлять причинно–следственные связи, умение анализировать, сравнивать и делать выводы;
 формировать коммуникативные навыки через работу в группах, умение объективно оценивать свои знания и знания своих товарищей/
Планируемые результаты.
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учебе;
- формирование основ экологической культуры.
Предметные:
- определять причины своеобразия органического мира, типичные растения и животные
природных зон;
- описывать природные зоны по картам.
Метапредметные:
- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи;
- вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;
- высказывать свои суждения, подтверждая их фактами;
Универсальные учебные действия (УУД).
Познавательные:
- самостоятельно формулировать цель; 
- осуществлять поиск и анализ информации;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные:
- организовывать свою деятельность;
Коммуникативные:
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Урок открытия новых знаний
Методы работы: иллюстративно-демонстрационный, частично-поисковый
Формы работы: фронтальная, групповая
Используемые технологии: здоровьесберегающие, развивающего обучения.
Средства обучения: физическая карта Австралии, дополнительный материал, учебник географии 7 класс, атласы, презентация, маршрутный лист.

Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Создается эмоциональный настрой, зачитывается отрывок из романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта».
«.Этот край – самый любопытный на земном шаре! Его возникновение, растения, климат – все это удивляло, удивляет и еще удивит Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех, когда-либо существовавших!», - так описал Австралию один из героев Жюля Верна в романе «Дети капитана Гранта». И сегодня мы продолжим изучение этого удивительного материка.



Я предлагаю вам сыграть в игру «Да! Нет!»
Игра «Да! Нет!»
Австралия – самый маленький материк! ДА
Материк почти посередине пересекается южным тропиком! ДА
Австралия омывается Индийским и Атлантическим океаном! НЕТ
Крайняя северная точка Австралии м.Йорк! ДА
Самый сухой материк! ДА
Единственный материк, который почти посередине пересекается экватором! НЕТ
7. Самая большая речная система Австралия – р. Муррей с крупным притоком Дарлингом! ДА
8. Крайняя южная точка Австралии – м. Игольный! НЕТ
9. В Австралии протекает одна из самых длинных рек мира – Нил! НЕТ
10. Здесь нет обезьян и не встречаются копытные! Здесь нет растений с сочными плодами! ???????

Создание проблемной ситуации (не могут ответить на последний вопрос). Почему вы не можете ответить на последний вопрос? (Не изучали, не знаем и т.д.)

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Вывод:
Тема урока: «Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира».

Записать в маршрутном листе

Что мы узнаем на уроке? (Ответы детей)

Постановка цели: Определить особенности природных зон и органического мира Австралии

Записать в маршрутном листе

- Вспомним, что называется природной зоной (это крупный природный комплекс, обладающий общностью температур, увлажнения, почв, растительности и животного мира). (Учащиеся устанавливают взаимосвязь компонентов в ПК, которая поможет достигнуть цели работы).

ГП КЛИМАТ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ ЖИВОТНЫЙ МИР ПОЧВА

Задание 1 всему классу: используя карту природных зон Австралии, выявите природные зоны и заполните схему. (Задание 1 на маршрутном листе)

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

II этап (поисковый). Организация групповой деятельности.


Ход работы.
Класс делится на 4 группы.
- Сколько крупных ПЗ в Австралии? (4)
- И вас 4 группы, т.е. каждая группа исследует 1 ПЗ, а затем результат своих исследований представит классу.
- Предлагаю каждой группе определить, какую ПЗ они исследуют. (выбор природной зоны с помощью презентации)
- ДОП. МАТЕРИАЛ
(пока исследуют, играет музыка)

Задание 2. Используя карты атласа, дополнительный материал, описать природные зоны. (Задание 2 на маршрутном листе)

Название природной зоны.
ГП
Особенности климата
(t января, июля, осадки)
Почвы
Растит
Жив мир



t я
t и





Пустыни и полупустыни
Центральные и западные районы Австралии в пределах тропического пояса заняты пустынями и полупустынями
+24
+8
250
Бурые полупустынные, степные и пустынные
трава Митчелла, триодия, плектрахне, челнобородник
Страус эму, плащеносная ящерица, змеи, кенгуру, собака динго

Саванны, редколесья и кустарники
расположены в субэкваториальном климатическом поясе
Занимает северную, восточную и юго-западную части материка.
+24
+16
500
Красные и красно-бурые, коричневые,
Эвкалиптовые редколесья, злаки, акации, казаурины
Сурок, ехидна, кенгуровые мыши, гигантский кенгуру, вомбат, сумчатый крот, страус эму.

Постоянно влажные леса
на крайнем севере материка и вдоль восточных наветренных склонов Большого Водораздельного хребта
+24
+16
1000
Красные ферралитные, желтоземы и красноземы, коричневые
Эвкалипты, пальмы, древовидные папоротники, панданус, флиндерсия, орхидеи, араукария
коала, кускус,древесный кенгуру, сумчатые:вомбат, падемелоны, сумчатые тигровые кошки и карликовые поссумы.

Жестколистные вечнозелёные леса и кустарники
На юго-западе материка
+16
+8
750
Коричневые, красные и красно-бурые
Низкорослые виды эвкалиптов, заросли колючих акаций, солянка, селитрянка, лебеда
различные виды змей и ящериц; вомбат; собака Динго



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Что такое эндемики? (Эндемики - от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
·
·
·
·
·
·
·  местный)  виды, роды, семейства  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], представители которых обитают на относительно ограниченном [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], представлены небольшой географической областью. Эндемичные виды растений и животных, в связи с ограниченным ареалом и, следовательно, ограниченной численностью, часто заносятся в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] как редкие или исчезающие виды. ) (коала, кенгуру, утконос, ехидна, собака Динго, муравьед, 600 видов эвкалипта, араукария (дерево), )

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Физминутка. Гимнастика для глаз (посмотрели влево, вправо, вверх, вниз, зажмурились. Повторить 3 раза. Затем потягивание. Затем – вдохнули носом, выдохнули через рот. Повторить 3 раза)

Заслушиваются результаты исследований в группах. В процессе характеристики природных зон учащиеся дополняют ответы друг друга.

Просмотр слайдов с фото животных и растений Австралии



Вывод:
В чем же заключается своеобразие органического мира Австралии?
(75 % растений – эндемики, 95 % животных - эндемики).
Почему Австралия имеет такой необычный растительный и животный мир? (После разделения Гондваны Австралия оказалась наиболее отдаленной от других материков. Органический мир развивался своим путем, изолированно от других материков)


Рефлексия по теме урока.
Задание. Найти ошибки в тексте и исправить их.

Леса расположены в основном на западе Австралии, в них живет много видов обезьян, которые питаются листьями многочисленных эвкалиптов и хлебных деревьев. Совсем небольшую площадь на материке занимают саванны, полупустыни пустыни. Среди сплошных зарослей кустарников медленно пробираются коалы. Пустыни кажутся не такими уж и безжизненными, так как оазисы там встречаются на каждом шагу. Наиболее характерное растение Австралии – баобаб, которого здесь насчитывается множество видов.



Подведение итогов.
Какова цель урока? Определить особенности природных зон и органического мира Австралии.
Достигли мы цели урока?
3. Какие природные зоны характерны для Австралии?
4. Каковы причины разнообразия природных зон Австралии?

Рефлексия.
- Как вы оцените свою работу на уроке?


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Домашнее задание: параграф 30.
На выбор:
*Приготовить сообщение о животных (растениях) Австралии
**Составить кроссворд «Природные зоны Австралии»
***Сравните природные зоны и органический мир Австралии и Южной Африки. Результаты работы оформите в виде таблицы.





























Самоанализ урока

Класс – 7 «а»
Всего учащихся - ___16____________
Присутствовали на уроке _____________
Отсутствовало ______________________
Класс по уровню развития _____средний_________

Тема: Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира.

Цель урока: Определить особенности природных зон и органического мира Австралии.
Задачи:
определить, какие природные зоны представлены в Австралии; обеспечить формирование целостной системы знаний о своеобразии, неповторимости природы самого маленького материка; раскрыть причины этого своеобразия;
развивать умение выявлять причинно–следственные связи, умение анализировать, сравнивать и делать выводы;
 формировать коммуникативные навыки через работу в группах, умение объективно оценивать свои знания и знания своих товарищей.
Планируемые результаты.
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учебе;
- формирование основ экологической культуры.
Предметные:
- определять причины своеобразия органического мира, типичные растения и животные
природных зон;
- описывать природные зоны по картам.
Метапредметные:
- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи;
- вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;
- высказывать свои суждения, подтверждая их фактами;
Универсальные учебные действия (УУД):
Познавательные:
- самостоятельно формулировать цель; 
- осуществлять поиск и анализ информации;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные:
- организовывать свою деятельность;
Коммуникативные:
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Урок открытия новых знаний
Методы работы: иллюстративно-демонстрационный, частично-поисковый
Формы работы: фронтальная, групповая
Используемые технологии: здоровьесберегающие, развивающего обучения.
Средства обучения: физическая карта Австралии, дополнительный материал, учебник географии 7 класс, атласы, презентация, маршрутный лист.

Работа уч-ся строилась соответственно задачам урока.
Для создания мотивации, эмоционального настроя на работу, систематизации (и коррекции) полученных на предыдущих уроках знаний – игра «Да! Нет!».
Развитие познавательных УУД – через самостоятельно сформулированную тему и цель урока, осуществление поиска и анализа информации, установления причинно-следственных связей.
Развитие коммуникативных УУД – через сотрудничество в поиске и сборе информации.
Развитие предметных УУД происходило посредством работы с картами атласа и дополнительного материала, через ситуацию 47неожиданного выбора, через создание целостной картины природных зон Австралии.
В рефлексивно-оценочный компонент включен текст с ошибочными данными для проверки усвоения материала урока и «лестница успеха» для выявления эмоционального состояния учащихся на уроке.
Для выбора задания соответствующего уровню развития уч-ся предложено дифференцированное домашнее задание, что способствует уровневому оцениванию.

Я считаю, что урок цели достиг!











ПРИЛОЖЕНИЕ
Маршрутный лист

Тема урока: ______________________________________________________________

Цель урока_______________________________________________________________

Задание 1: Используя карту природных зон Австралии, выявите природные зоны и заполните схему










Задание 2. Используя карты атласа, дополнительный материал, заполните таблицу.

Название природной зоны
ГП
Особенности климата
(t янв, t июля, осадки)
Почвы
Растительность
Животный мир














































Задание 3. Найти ошибки в тексте и исправить их.

Леса расположены в основном на западе Австралии, в них живет много видов обезьян, которые питаются листьями многочисленных эвкалиптов и хлебных деревьев. Совсем небольшую площадь на материке занимают саванны, полупустыни пустыни. Среди сплошных зарослей кустарников медленно пробираются коалы. Пустыни кажутся не такими уж и безжизненными, так как оазисы там встречаются на каждом шагу. Наиболее характерное растение Австралии – баобаб, которого здесь насчитывается множество видов.


Природные зоны



15