Мифы и реалии родительского собрания



( выступление на методическом объединении классных руководителей)
Более половины классных руководителей утверждают: родители пассивны по отношению к классу, где учится их ребёнок, и тем более по отношению к школе.
В то же время сами родители говорят, что нуждаются в помощи специалистов по воспитанию: психика у многих нынешних детей неуравновешенна.
В чём же секрет тех классных руководителей, которые сумели наладить сотрудничество с семьями?
В первую очередь – в разнообразии используемых форм взаимодействия. Успешный классный руководитель проводит не только родительские собрания. В его арсенале и встречи с родителями, анкетирование, совместная разработка памяток, различные практикумы, семинары по обмену опытом воспитания. Во-вторых, секрет в том, чтобы никогда не позволять себе хоть как-то принижать семью. Хороший классный руководитель всегда найдёт возможность приподнять авторитет семьи, даже неблагополучной. А ошибку в воспитании расценит как опыт, позволяющий найти новые пути для взаимопонимания. И ,конечно же , учитель должен учитывать интересы родителей.
К факторам, мешающим эффективной работе стоит отнести, в частности, такие: ожидание лёгкого успеха, желание быстро найти ответы на трудные вопросы, закрытость родителей и их завышенные ожидания от взаимодействия с учителем.
Другая трудность в организации работы с родителями заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта; “чему вы можете меня научить, я старше вас” - демонстрация превосходства возраста; “вы учитель, вы и занимайтесь с ребенком” - долженствование и др.
Многим классным руководителям, особенно начинающим, нелегко даётся проведение родительского собрания и его самооценка. Как результат напряжения и тревоги, сопровождающих эту работу, у педагога формируются мифы о родителях – субъектах образовательного процесса.
Мифы родительского собрания.
Родители знают достаточно много, и вряд ли я могу сказать им что-то новое.
Это, естественно, не так. Многое в школьном обучении, в возрастной психологии родителям вовсе не очевидно. Контакт с педагогом позволяет им по- новому взглянуть на своего ребёнка и изменить отношения с ним в конструктивную (Создающий основу для дальнейшей работы; плодотворный) сторону.
Учитель опытный, знающий, общительный сразу заинтересует родителей темой собрания.
Безусловно, профессиональная опытность, уровень сформированности коммуникативных умений, наличие навыка публичных выступлений, личностные особенности играют роль при выступлении на родительских собраниях. Однако, с недоверием и сопротивлением, напряженностью сталкивается каждый учитель, если он ставит родителей перед необходимостью слушать своё выступление.
Классный руководитель не может отвечать за то, что все уйдут с собрания с чувством глубокого удовлетворения и благодарности. Это миф, а реальность в том, чтобы часть родителей нашла для себя что-то полезное в этом собрании и захотела прийти на следующее.
Если я не смогу ответить на все вопросы родителей, они решат, что я некомпетентна.
Трудно найти человека, который знает ответы на все вопросы. Если воспринимать все вопросы родителей не как экспертизу на профпригодность, а как ориентир для дальнейшего развития, то сама ситуация собрания – это ситуация взаимного развития. Учитель имеет право сказать, что не готов дать ответ на вопрос в данный момент, он обдумает вопрос и подготовится к ответу. И это будет свидетельствовать о его серьезном профессиональном подходе к теме обсуждения.
Отделите реальность от мифа- и вы обретёте уверенность и спокойствие на встрече с родителями!
По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.
Текущие - посвящаются успеваемости, воспитательным мероприятиям.
Тематические – носят просвещенческий характер, направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей. Сюда можно пригласить выступить по теме психолога, юриста, социального педагога, врача (сопутствующей специализации), и др. специалистов.
Итоговые – проводятся с целью осмыслить, оценить результаты развития детского коллектива за конкретный период.
К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса.
Например, в начальных классах можно рассмотреть результаты психодиагностического минимума, в среднем звене - ценностные ориентации подростков, в старших классах- результаты профориентационной работы.
И несколько слов о факторах, от которых зависит успех родительского собрания.
Наиболее эффективны активные методы взаимодействия. Педагог
должен быть не транслятором готовых рецептов, а организатором, двигателем самостоятельной работы родителей.
Стиль ведения собрания - тоже немаловажный фактор успеха. Прежде всего, родитель вправе рассчитывать на то, что по отношению к нему мы, учителя, проявим предельную тактичность.
На каждой встрече с родителями мы не должны обходиться без психологического практикума, с помощью которого можно проверить установки родителей на общение с детьми и помочь осознать проблемы в этом.
Чтобы заинтересовать родителей и темой собрания, и общением, можно пускать по кругу небольшую коробочку, в которую они будут складывать записки с вопросами. Анонимные. Вытягивая из неё вопросы , можно предложить ответить на некоторые из них самим родителям- поделиться опытом: « А как это делаете Вы?» Такой приём обычно вызывает бурное обсуждение.
Ни в коем случае не забывайте о том, что без обратной связи работа лишается смысла. Вопрос о пожеланиях и замечаниях, слова благодарности- вот те нехитрые и обязательные приёмы, которые оставят благоприятное впечатление от собрания.
И тогда скучные обязательные родительские собрания превратятся в интересные и познавательные, и родители поверят, что учитель хочет и готов сотрудничать с ними.