Внеклассное мероприятие по экологии Чёрное море

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Севастополя
"Средняя общеобразовательная школа № 34"













Открытое внеклассное занятие.

Устный журнал
Тема: "Самое синее в мире Чёрное море моё..."

4-А класс

Учитель: Шильдяева Ирина Алексеевна















Цель : - познакомить с краткой историей Чёрного моря, его особенностями, обитателями, легендами , связанными с Чёрным морем;
- продолжить работу по формированию у учащихся интереса к изучению природы родного края;
- развивать познавательную активность учеников, расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас;
- воспитывать любовь к природе, умение заботиться о ней;
Оборудование: - физическая карта; иллюстрации; рисунки и плакаты, выполненные детьми; цветные карандаши; альбомные листы; модель журнала;
Литература: "Легенды Крыма", журнал "Крымуша", "Песни о Севастополе" Зыканова Т. Н. (ДУУ №120), Хитько Л. Л. ( ДУУ № 127),


Ход занятия
I Организация класса
Учитель:
- Улыбнёмся друг другу! Настроимся на хорошее настроение и тогда наш сегодняшний необычный урок пройдёт организованно и интересно.
II Актуализация опорных знаний
Дети исполняют песню «Чёрное море» М. Матусовский
III Сообщение темы и целей урока
1 ученик 2 ученик
Легко затеряться И всё-таки море
В солёном просторе, Останется морем,
Волна закипает, И нам никогда, никогда
Грохочет прибой, Не прожить без морей !
Я. Френкель
-Как вы уже, наверное, догадались сегодня наш разговор пойдёт о море, о нашем родном Чёрном море. Вы узнаете, почему оно так называется, кто живёт в Чёрном море, чистое или грязное наше море, что должен делать человек, заботясь о море, познакомитесь с легендами, отрывками из произведений писателей и поэтов , которые описывают Чёрное море. А урок наш пройдёт в форме устного журнала.
IV Работа над материалом урока

1-я страница – «Немного истории»
3 - й ученик
История развития Черноморского бассейна начинается с далёкого прошлого.
Давным –давно, десятки а то и сотни миллионов лет назад наша голубая планета Земля имела совершенно другой вид. Все воды объединялись в один единственный океан Тетис.


4 -й ученик
На протяжении прошедших миллионов лет движение земной коры изменило облик океана. Известно, что существовало Сарматское море в состав которого входило и Чёрное море. Затем появилось Понтическое море, которое объединяло Чёрное, Азовское и Каспийское.
5-й ученик А спустя 5-6 тысяч лет земная кора внесла новые изменения. Воды Чёрного
моря соединились со Средиземным. Так это было или иначе, но многие учёные представляют рождение Чёрного моря таким.
Но как бы там не было, все признают, что Чёрное море – самое молодое.
Учитель:
Вот такой была наша историческая страница. Её мы оставляем позади, но на наших уроках мы будем к ней возвращаться, чтобы ещё больше узнать об истории Чёрного море.

2-я страница Географическая
Учитель:
А следующая страница- географическая. Давайте с вами кратко вспомним, что нам известно о географии Чёрного моря.
- Что называется морем?
Чёрное море принадлежит к закрытому бассейну Атлантического океана.
Чёрное море соединяется Керченским проливом с Азовским.
Проливом Босфор Чёрное море соединяется с Мраморным морем.
Очертания Чёрного моря напоминают овал.
Протяжённость Чёрного моря с севера на юг составляет 580метров.
Наибольшая глубина в Чёрном море равна 2 тысячи 210 метров.
К Чёрному морю прилегают берега шести стран России, Грузии, Украины, Румынии, Болгарии и Турции.
Учитель:
Западный участок побережья Чёрного моря до Крымского моря отличается извилистой береговой линией с большим разнообразием заливов, лиманов, озёр, болот. Здесь впадают в Чёрное море крупнейшие реки Европы- Днепр и Дунай.
Побережье Крымского полуострова особенное, ему нет равных. От Севастополя до Евпатории пологие берега с песчаными пляжами, которые чередуются ракушкой и галькой. В районе Евпатории много солёных озёр.
Красив Южный берег Крыма. Зигзаги береговой линии изрезанные каньонами, обрывами, скальными выступами и каменными глыбами. Чем больше внимания уделяют морю люди, тем оно шире раскрывает им свои тайны и щедро вознаграждает своими богатствами.
6-й ученик 7-й ученик
Для чего морю наряды На чёрной глади-
В ночь любую, Мягкий
В день любой Бархатный наряд,
Море занято А на бархатном
собой: Наряде
По утрам оно одето Драгоценности
В платье Горят.
Розового цвета. Море,
Днём –одето Если не секрет,
В голубое, Дай, пожалуйста,
С белой ленточкой Ответ:
Прибоя Для чего тебе
А сиреневое платье Наряды?
Надевает Чтобы люди
На закате. Были рады!
По ночам В. Орлов
Учитель:
Ребята, давайте вспомним, что же даёт море человеку?
8-й ученик
Ежегодно к Чёрному морю из разных стран приезжают люди на лечение и отдых. Своеобразные климатические условия- сухой тёплый климат, устойчивая тёплая погода летом и осенью, целебная вода моря- всё это привораживает отдыхающих
9-й ученик
На дне Чёрного моря и в примыкающих лиманах, лагунах огромное количество илов и грязей. Они находят широкое применение в грязелечении.
10-й ученик
Важное значение для развития пищевой промышленности имеет промысел рыбы.
11-й ученик
Из морской воды получают йод, бром, марганец и другие элементы, необходимые для лечения заболеваний.
12-й ученик
Широко в промышленности используют черноморские водоросли- пищевые добавки, для получения лекарств.
13-й ученик
Песок и гравий – ценнейший строительный материал.
Песок- основное сырьё для стекольной промышленности.
14-й ученик
Важное значение имеет морской транспорт. Голубые дороги- приятное путешествие.
Учитель:
Да, поистине велики дары моря человеку. В последние несколько десятилетий Чёрное море открывает новые секреты нефтегазовых месторождений. И самое главное – море –это колыбель жизни на земле, из моря миллионы лет назад вышли первые живые существа. Поэтому человек обязан заботится о сохранности этих богатств для будущих поколений
Дети исполняют песню « Чёрное море»,Зыкановой Т. Н. (ДУУ №120) и Хитько Л. Л. ( ДУУ № 127)
1. Ах , море, море Чёрное - 3. Вот чайка закружилась
Лёгкая волна, Над морской волной:
Ветерку послушная « Здравствуй, здравствуй , море,
Плещется она. Потанцуй со мной !»
2. А по морю Чёрному 4. Взмахнула чайка крыльями
Пароход плывёт, И улетела вдаль.
Чаек белокрылых Ах, море, море Чёрное,
В хоровод зовёт. Меня не забывай.

3-я страница - « Кто в море живёт, что в море растёт ?» 15-й ученик
Послушайте внимательно
о жизни в глубине-
Раскроет море тайны
Тебе и мне.
Чёрное море по составу и характеру распределения живых организмов своеобразно и неповторимо. Только Чёрное море , из всех морей на Земле, имеет разделение на две зоны – кислородную (150- 200 м) и лишённую жизни- сероводородную (ниже 200м), которая занимает три четверти водной массы моря.
Чёрное море одно из самых малообитаемых морей на Земле, так как ниже 200м , обитают в этой зоне только бактерии микроспира.
16-й ученик
И не в небе, и не в поле, И лисицы, и рачки,
А в чудесном Чёрном море И коты, и червячки,
Обитают на просторе И морские петухи,
Рыбы – ласточки и кони, И дельфины – пастухи.
17-й ученик
В кислородном слое обитают несколько сотен видов водорослей: зелёные, сине- зелёные, бурые, красные, есть два вида цветковых водорослей.
Есть водоросли , которые обитают возле берега- коралина, , морской салат и другие, а есть те , которым нужна глубина- , например , морской виноград, а а есть такие, которые просто плавают в воде, например периденея. Интересно, что именно она создаёт свечение моря осенью.
18-й ученик
Лежит на дне морском звезда-
Красивая, живая.
Она не светит никогда,
Но море украшает.
Н. Томилина
19-й ученик
А вот в Чёрном море обитают ночесветки- светящиеся крохотные хищники. Если их вытащить из воды и высушить, то они так и будут светиться холодным светом. За свечение отвечает вещество, которое учёные назвали «люциферин», в честь повелителя ада, Люцифера.
20-й ученик
Краями плавно шевеля,
Плывёт кусочек киселя.
Он раскалённым не бывает,
Но очень сильно обжигает!
Н. Томилина
21-й ученик
В Чёрном море чаще всего встречаются медузы- аурелия и корнерот, которые светятся по ночам..
Аурелия – самая маленькая медуза, а корнерот - самая крупная. Размер купола корнерота может достигать 50 см. Своими щупальцами он может нанести сильный ожог, а а вот аурелия не ядовита.
22-й ученик
Красивый домик у моллюска, Но очень маленький и узкий.
Зато он вместе с ним растёт, Почти не требуя хлопот.
Н. Томилина
23-й ученик
Наиболее распространённые моллюски- это мидии, рапаны устрицы и гребешки. Все они съедобны.
Устрицы и мидии специально разводят. Устрицы живут 30 лет, они очень живучи, без море могут обходиться более 2 недель.
24-й ученик
Мидии живут 7- 10 лет, это настоящие фильтры. Они пропускают через себя огромное количество воды, очищая её. Иногда в очень крупной мидии можно отыскать мелкую жемчужину розового цвета.
25-йученик
Гребешки интересны тем, что могут перемещаться как реактивный снаряд . У гребешков сотни глаз, но этот моллюск слеп. Если один глаз удалить то на его месте вырастет другой.
26-й ученик
Рапана прибыла вместе с кораблями с Дальнего Востока. Считается, что рапана – родственник исчезнувших моллюсков, из раковин которых древние финикийцы получали свой знаменитый пурпурный краситель.
27-й ученик
Надев красивый лёгкий панцирь
И храбро выставив клешни,
Краб выступает в грозном танце.
Он так старается – взгляни!
Н. Томилина
28-й ученик
В Чёрном море встречаются крабы: паук, мраморный, каменный, травяной, краснокорый и другие . Всего 10 видов. Все они не достигают крупных размеров.

29-й ученик
А эта рыба не простая-
Когда за ней акула мчится,
Она из моря вылетает, Как перепуганная птица!
Н. Томилина
30-й ученик
Известно примерно 170 видов рыб, которые обитают на Чёрном море: белуга, сельдь, хамса, тюлька, шпрот, кефаль, барабулька, скумбрия, камбала, пеламида, тунец- имеют промысловое значение .
31-й ученик
Среди рыб не имеющих промыслового значения- бычок, морской ёрш, игла, морской конёк, зеленушка, морской дракон, морской чёрт, морской петух и другие.
32-й ученик
В Чёрном море обитает небольшая рыбка султанка или барабулька. Пойманная султанка, умирая, покрывается яркими золотисто-оранжевыми пятнами. Послушайте две из легенд о б этой рыбке.
Учитель:
Легенда о рыбке-султанке
Султанка, или барабулька небольшая рыбка, обитающая в Черном море. У неё своеобразная внешность: большая голова, с круто срезанной под тупым углом мордочкой и длинными усами по бокам, что делает её похожей на запорожца (отсюда название барабулька). Пойманная султанка, умирая, покрывается яркими золотисто-оранжевыми пятнами. Мясо ее нежное и вкусное настолько, что в Древнем Риме эту рыбу подавали во время пиров на столы патрициев, а в Турции её мог есть только султан. О падении Константинополя на берегах Средиземного и Черного морей было сложено немало песен. Вот одна из них под названием «Рыбы Константинополя»: В Константинополе монах на кухне жарил рыбу. Вдруг тихий голос прозвучал с небес летевший голос: Беги, монах, беги скорей, сейчас ворвутся турки! Он отвечал: «Воистину, когда взлетят, как птицы, эти рыбы Тогда лишь в город наш святой ворвутся злые турки». Вдруг рыбы ожили и вмиг взлетели, словно птицы: И в город ворвался султан, и пал Константинополь Песня эта исполнялась в Греции, а вот какая легенда о том же событии была известна в Крыму: Хорошая рыбка султанка; много раз она вместе с камсой спасала южный берег Крыма от голода. Рыбка эта не простая, а поджаренная оттого она и переливается золотом в воде. Вот как дело было. Турецкий султан Магомет II подошел к Константинополю с большим войском, но жаль ему было разорять город и послал он предложение царю Константину сдать город без боя. Царь сидел в саду своего дворца у фонтана, а жена его тут же жарила небольшую рыбку. Когда посланный султана передал его предложение, Константин сказал, указывая на жаровню: «Передай своему султану, что когда эти рыбки выпрыгнут со сковороды в фонтан, тогда будет сдан Константинополь». Ушел посол а рыбки вдруг одна за другой попрыгали со сковороды в воду фонтана. Побледнел царь. Через два дня Константинополь был занят турками. Повелел султан бросить рыбок из фонтана в море, чтобы они плодились в нем и напоминали людям о великом событии взятии Константинополя. Вот и появилось в Черном море много рыбок с золотистыми боками это и есть султанка.
33-й ученик
В Константинополе рыбак на кухне жарил рыбу.
Вдруг тихий голос прозвучал- с небес
летевший голос:
- Беги, монах, беги скорей, сейчас ворвутся турки!
Он отвечал: « Воистину, когда взлетят , как птицы, эти рыбы –
Тогда лишь в город наш святой ворвутся злые турки»
Вдруг рыбы ожили – и вмиг взлетели, словно птицы,
И в город ворвался султан,
И пал Константинополь
34-й ученик
Держась хвостом за стебелёк,
Стоит на дне морской конёк.
Он изгибает круто шею,
Но бегать быстро не умеет.
Н. Томилина
35-й ученик
Морская игла и морской конёк отличаются от других рыб тем, что сами вымётывают икру не в воду, а в особые кожные складки на спине самцов, и самцы вынашивают икру до мальков.
36-й ученик
Древней акулы рыбы нет.
Она живёт здесь много лет.
Но у старушки грозный вид
И превосходный аппетит.
38-й ученик
В Чёрном море два вида акул: катран(морская собака, колючая акула) и маленькая пятнистая акула ( кошачья акула).
Катран иногда достигает двух метров, а кошачья акула больше метра никогда не вырастает .
39-й ученик
Весёлый маленький дельфин
Гуляет в море не один.
Когда он с мамой рядом,
Печалиться не надо.
40-й ученик
В Чёрном море обитает три вида дельфинов ( зубатых китов): азовка, белобочка и афалина .
Самый крупный – афалина (бутылконос), поменьше белобочка и самый маленький – азовка (пыхтун, морская свинья).
Обитатель дельфинариев и океанариев- афалина. С этим дельфином экспериментируют учёные во многих странах мира. Образ жизни у дельфинов – стадный.
Дети исполняют песню " Чайки" ,(Зыкановой Т. Н. (ДУУ №120) и Хитько Л. Л. ( ДУУ № 127)

1. Чайки белокрылые 2. Чайки над волнами
К морю прилетели. Стайкою летят,
Морю, морю Чёрному О морях далёких
Песню свою пели. Рассказать хотят.
Припев: Море, море Чёрное- 3. Кружат, кружат Чайки
Синева вдали. Над мачтой корабля.
Встречает море Чёрное Их любит море Чёрное
Из рейсов корабли. Как моряка земля.

4-я страница - « Экологическая»
Учитель:
Побережье Чёрного моря является территорией, плотно заселённой человеком ещё с античных времён. Оно издавна отдаёт человеку материальные блага: рыбу, растения, различные соли, стройматериалы, излечивает людей от недугов. Но люди не всегда заботятся о море, зачастую нанося ему вред. По мнению ряда специалистов экологическое состояние Чёрного моря за последнее десятилетие ухудшилось.
41-й ученик
Президент Крымской академии наук высказал мнение, что Чёрное море - самое грязное море в мире. Каковы же основные причины загрязнения моря?
42-й ученик
Сильное загрязнение впадающих в море рек, особенно стоками с полей. Это влечёт за собой цветение моря- развитие сине-зелёных водорослей, уменьшение прозрачности вод и гибели многоклеточных водорослей.
43-й ученик
Загрязнение вод нефтью и нефтепродуктами, приводит к гибели морских животных и загрязнению атмосферы за счёт испарения нефтепродуктов с поверхности моря.
44-й ученик
Загрязнение моря отходами человеческой жизнедеятельности- сброс неочищенных или недостаточно очищенных вод.
45-й ученик
Массовый вылов рыбы. Изменение состава флоры и фауны под воздействием человеческих факторов.
Учитель:
Сильный шторм, который произошёл в ноябре 2007 года, стал причиной чрезвычайных происшествий в Азовском и Чёрном морях. В результате шторма пострадало 13 судов, в воду попало 2тысячи тонн мазута и неизвестное количество серы. Последствия этого шторма по прогнозам учёных возможно будет почти полностью ликвидировать только через десяток лет.
Природные богатства и условия для отдыха на Чёрном море можно сохранить только общими усилиями всех причерноморских стран. Ещё 21 апреля 1992 года в Бухаресте была подписана и утверждена Конвенция « О защите Чёрного моря от загрязнения». Украина подписала эту конвенцию в 1999 году.
Санитарно-эпидемическая служба нашего города следит за чистотой воды в море, за состоянием очистных сооружений, за соблюдением расписанием для водного транспорта.
Подумайте и скажите, а какой вклад в охрану моря можем вносить мы с вами?
(Ответы детей)
5-я страница – заключительная «Нарисуй»
Учитель:
Ребята , вы сегодня много узнали о Чёрное море , много увидели интересного. А знаете ли вы что 31 октября отмечается международный день Чёрного моря ?
Давайте , закроем глаза и мысленно перенесёмся в машине времени на много лет вперёд, и представим , каким станет наше море. А теперь откройте глаза и нарисуйте, то что вы увидели в своих мыслях
V Подведение итогов урока
- Какова была тема нашего занятия?
- Что вы узнали об истории Чёрного моря ?
- Что вы узнали об обитателях Чёрного моря ?
- Что люди должны делать, чтобы сохранить море чистым ?
Оценивание работы детей.
Учитель:
А в заключении мы исполним ещё одну песню
Дети исполняют 1-й и 2- й куплеты песни « Берегите Севастополь»,Зыкановой Т. Н. (ДУУ №120) и Хитько Л. Л. ( ДУУ № 127)

1. Берегите люди, город! 2. Пусть наш город лишь сияет
Не рисуйте на домах, Свежестью и чистотой.
Не бросайте мусор в море Всех гостей пусть удивляет
Рыбы ведь живут в морях Он своею красотой.

















































Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Севастополя
"Средняя общеобразовательная школа № 34"








План-конспект урока

по предмету "Севастополеведение"

3 класс

Учитель: Шильдяева Ирина Алексевна

































Тема. Принятие Христианства. Князь Владимир (3 класс)
Цель: Ознакомить с тем как князь Владимир расширил и укрепил древнерусское государство.
Задачи:
1)Образовательные. Познакомить с жизнью славян до принятия христианства.
Показать роль князя Владимира в зарождении христианства на Руси, Крещении Руси, расширении и укреплении границ древнерусского государства.
Провести межпредметные связи, связать содержание урока с реальной жизнью.
2) Развивающие. Развивать умения по актуализации ранее полученных знаний. Развивать внимание, память, речь, творческие способности.
3)Воспитательные. Воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому; духовно-нравственное воспитание; воспитывать гордость за причастность к жизни города.
Оборудование:
1. "Мой любимый город Севастополь" Пособие по курсу "Севастополеведение" 3 класс Часть 1
2. DVD диск "Всё о Крыме. Севастополь"
3. Запись видео отрывка "Крещение Руси"
4. Книги или ксерокопии книги Е. Белоусов " Как князь Владимир в Корсуне крестился"
5. Распечатанные ксерокопии иллюстраций
6. Фотография памятника Кириллу и Мефодию в Севастополе
7. Выставка детских рисунков
Ход урока
I Организация класса
Не трать напрасно время!
Учись, познавай и расти.
II Актуализация опорных знаний
1. Выставка творческих работ учащихся (рисунки буквиц)
2. - Кому поставлен памятник, изображённый на фотографии?
-Где он установлен?
- Чем прославились эти люди?
- Откуда они прибыли в Корсунь?
- Какие книги они перевели на славянский язык?
-Что такое кириллица?
-Как называлась буква славянской азбуки?
- Чем особенна каждая буква славянской азбуки?
- Названия каких букв вы запомнили?
3. Проверка выполнения кроссворда на стр. 22
III Мотивация учебной и познавательной деятельности
Учитель: " Пусть земля, на которой живёте вы, ваши родители, дедушки и бабушки, братья и сёстры, друзья и товарищи станет вам ближе и понятнее"- с этих слов начинается обращение Е. Б. Алтабаевой к вам, ребятам, изучающим историю родного края, в учебнике " На черноморском перекрёстке"
Правильно говорят, что нельзя любить свою Родину, не зная её историю.
Я предлагаю вам ребята отправиться в путешествие во времени, для получения новых знаний.
Отрывок из DVD фильма "Всё о Крыме. Севастополь. Херсонес Таврический" ( 90сек)
Ученик:
К истории не поздно прикоснуться
Вы в древний город загляните
Ворота там пред вами распахнуться
Там ждёт немало вас открытий.
Ученик:
Великий князь Владимир в Херсонесе
Он окрестил языческую Русь
И краше места нет на белом свете
И я тобой мой Херсонес, горжусь.
Зыканова Т. Н.
IV Сообщение темы и задач урока
Наша земля- это место встречи разных народов, религий, культур. Так было в древности, так продолжается и сегодня. О многих вы узнали на уроках Севастополеведения.
Мешались обычаи, боги, жёны
Народ вливался в народ.
Кто победивший, кто побеждённый-
Никто уж не разберёт.
Копнёшь язык - и услышишь нередко
Отзвуки чуждых фраз,
Семью копнёшь - и увидишь предка
Непостижимых рас.
И. Сельвинский
А сегодня мы поговорим о славянах, о русичах в Крыму и Севастополе, о князе Владимире, который написал важную страницу в историю города, о распространении христианства.
Ученик
Крещение Руси в десятом веке -
Церковный праздник, скажете? - Отнюдь!
Тома расскажут вам в библиотеке,
Как князь Владимир выбрал этот путь.
V Изучение нового материала
Учитель: Оглянись на предков наших,
на героев прошлых лет.
И про эту старину
Вам рассказывать начну!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Никто не назовёт точную дату появления первого русича-первопроходца. Но есть первые факты - из раннего средневековья: в Х веке русичи прочно утвердились на востоке Крыма и в Тамани, где образовали Тмутараканское княжество .
Известно, что в Херсонесе существовал русский квартал, где жили в основном славяне.
Ученик: Поклонялись древние русичи солнцу и небу, воде и земле, ветру и деревьям, птицам и даже камням.

Ученик: Не было у них храмов высоких. Зато были капища -вырытые в земле углубления. В центре - божество - идол из камня или дерева. ( Иллюстрации)

Ученик: Горят рядом костры жаркие. Ходят вокруг люди. Восклицают:
- Задобрить надо богов!
- Жертву!- кричат хором.- Боги требуют жертву! (Иллюстрации)

Ученик: Великое множество народа жило на землях Руси. И что не земля, то свой идол. А значит. маленький бог. так и жили. До поры, до времени.

Учитель:
Откройте свои тетради на странице 24. Давайте решим примеры и выполним задание к ним. (Дети решают примеры по "цепочке", записывают буквы, читают имя князя)
Сегодня наш рассказ - о великом князе Владимире. Был он отчаянно храбрым воином и языческим вождём. С 980 года стал править Русской землёй.
В русском государстве шла настоящая духовная война. Идолам приносились в жертву человеческие жизни. В 983 году толпа язычников растерзала Феодора- варяга и его сына Иона за то что они осудили жертвоприношения. И тут случилось нечто неожиданное. Мученическая смерть этих святых что-то перевернула в душе языческого вождя Владимира. Он начал интересоваться новой религией, которая шла в Русь из Византии. А как называлась эта религия вы узнаете, если выполните задание на странице 24 тетради. ( Дети выполняют задание, работая в парах)

Учитель:
В 986 году приходили к князю посольства от разных народов, призывавшие Русь обратиться в их веру. Последним прибыл проповедник, присланный из Византии. И слушал его Владимир со вниманием. А потом отвечал: "Подожду ещё немного", желая разузнать подробнее о всех верах.
( Иллюстрация)


Великий князь Владимир избирает религию" И. Эггинк, 1822

Инсценировка
Боярин:
-Скажи, князь. почему не помогают нам больше наши боги? Кто заступится за Русь, за народ наш?
Князь Владимир
-Сам вижу. Умирают старые обычаи. Угасают огни перед богами древними.
Боярин:
- Мечутся люди в поисках других богов. Богатые, чтоб права свои утверждать. Бедные, чтобы верить в рай небесный.
Боярин:
-Негоже храброму и сильному народу
Жить в темноте,
Пора ему почувствовать свободу
От идолов слепых и безучастных
Камней обычных мёртвых и безгласных
Князь Владимир
- О вере много думаю я сам
Мне эта мысль приходит не впервые
Святой Софии вспоминаю храм,
Что в Киеве построила княгиня.
Мужей мудрейших в дальние края
Хочу отправить с порученьем я.
Пусть скажут мне чья вера хороша
Чтоб приняла её славянская душа

Ученик: Вернулись послы, рассказали обо всём, что увидели: "... И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой."

Учитель: В истории наших предков произошло удивительное событие. Необычно оно тем, что сначала свершилось в душе одного человека. И так изменило и преобразило его душу, что потом на долгие века стала иной и душа целого народа.
Владимир совсем уже собрался креститься, но тут началась война между ним и греками. В 988 году Владимир пошёл с войском к Корсуни, и затворились корсуняне. Русские встали на той стороне города, что против пристани, и началась осада. (Иллюстрация).
Ребята, откройте книгу на странице 9-10, зачитайте отрывок об осаде Корсуня.
(Дети зачитывают отрывок)

Учитель:
Владимир вошёл в город со своей дружиной и послал послов к царям Василию и Константину с требованием :" Слышал, что имеете вы сестру девицу. Если не отдадите её за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу".
Цари отвечают " Не пристало христианам выдавать жён за язычников: если крестишься, то и её получишь." Владимир ответил на это посланцам царя: "Скажите вашим царям так: я крещусь"
Когда Царевна Анна приехала в Корсунь, спросила: "Крестился ли Владимир?" Ей ответили, что пока нет, ибо разболелся глазами и не видит ничего. Тогда Анна сказала: "Если хочешь избавиться от недуга своего, крестись поскорее".
(Иллюстрации)

Епископ корсунский с царицыными попами, огласив, крестили Владимира. И когда возложили руку на него, тотчас прозрел Владимир и, ощутив своё внезапное исцеление, прославил бога. Многие дружинники увидев чудо, тоже крестились. Случилось это в церкви св. Василия, что стояла посреди Корсуни.

"Крещение великого князя Владимира в Корсуни" Иванов Андрей Иванович. 1829
После этого Владимир взял царевну, священников корсунских с мощами св. Климента. Взял он так же церковные сосуды и иконы и со всем этим отправился в Киев.
Крещение Руси
Ученик:
Сегодня – день Крещения Руси
День православия, день божьей благодати.
Вздымая руки к небу: - Господи, спаси!
Через сомнения в душе мы стелем гати
Ученик:
Когда-то князь Владимир свой народ
Укутал верой, принесённой с Византии
Под алой мантией, согрев славянский род,
Он заложил в умах величие России.
Ученик:
Во время смуты или тягостных годин
Колоколов церковных всем милее звуки
Простолюдин по крови ты, иль – дворянин,
Нательный крестик помогал ослабить муки.
Ученик:
Руси защитникам: солдату, офицеру,
Лишь звуки музыки послышатся едва
Текст – «за Царя, за Родину, за Веру»
Не просто громкие, - священные слова.
Ученик:
Храня историю, той Киевской Руси,
Мы собираем веры истинной осколки
Уже одиннадцатый век нам крест нести
Дай, Бог, помогут православные потомки
Владимир Кухарь



VI Обобщение и систематизация знаний
1. Просмотр видеофрагмента "Крещение Руси" ( 4мин.)
2. Самостоятельное чтение статьи в тетради стр. 24

VII Итоги урока
- Сегодня каждый из узнал историю возникновения христианства на Руси. А кто из вас крещён?
- Как вы думаете, какие правила должен соблюдать человек, который носит на шее крестик?
- Что вы запомнили для себя из сегодняшнего урока?
Оценивание
-Урок окончен. Всем спасибо за работу.

Литература:
1. О. О. Самойлова, Е. Б. Алтабаева"Мой любимый город Севастополь" Пособие по курсу "Севастополеведение" 3 класс Часть 1
2. Журнал "Крымуша" № 11, Ф. Таврическая " Преображение Владимира"
3. Журнал "Крымуша" № 12Л. И. Знаковская " Когда в Крыму появились
славяне"
4. М. Золотарёв, В. Хапаев " Древний город Херсонес Таврический
5. В. М. Зубарь, Ю. В. Павленко "Херсонес Таврический и распространение
христианства на Руси"
6. Е. Белоусов " Как князь Владимир в Корсуне крестился"















Заголовок 215