Презентация Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Из опыта работы учителя биологии
Шевцовой Елены Александровны
г. Кулебаки, 2014 год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа№8 города Кулебаки
деятельностный
характер
образования,
направленность содержания
образования на формирование общих
учебных умений и навыков,
обобщенных способов учебной,
познавательной, коммуникативной,
практической, творческой деятельности,
на получение учащимися опыта этой
деятельности»
•
постановку проблемы, формулирование задачи;
•
обсуждение критериев желаемого результата
(продукта);
•
поисковую работу с информационными источниками;
•
самостоятельное, коллективно
-
распределенное создание
продукта;
•
предъявление своего результата другим, участие в
обсуждении результатов других,
взаимооценка
;
•
самооценку, коррекцию результата.
Требования к организации различных видов
деятельности обучаемых:
преподаватель выступает в роли педагога
-
менеджера и режиссера обучения, а не
транслятора учебной информации;
информация используется как средство
организации деятельности, а не как цель
обучения
обучаемый выступает в качестве субъекта
деятельности наряду с преподавателями,
беря на себя часть ответственности за
обучение и контроль
личностное и интеллектуальное
развитие обучаемого выступает как
одна из главных образовательных
целей.
К каким же
внутренним
источникам
активности
ребенка надо
подключиться,
чтобы побудить
его к учебному
труду?
Для себя определила
следующие:
1
-
познавательная
потребность
2
-
интерес к
способу
действия
3
-
потребность в
самовыражении и
самореализации
4
-
потребность в
самопознании и
самовоспитании
5
-
потребность
в социальном
признании
Задействовать
эти
внутренние
психологические
источники
учебной
мотивации
возможно,
используя
проблемное
обучение,
при
котором
усвоение
содержания
обучения
и
развитие
обучающегося
происходят
не
путем
передачи
ему
некоторой
информации,
а
в
процессе
его
собственной
активной
деятельности
От заинтересованности
и любознательности у детей к
познавательной
самостоятельности
и творческой активности
–
путём
проблемного обучения
Создание проблемной ситуации с целью
возбуждения интереса к теме урока
Создание проблемной ситуации в середине урока
при раскрытии одного из вопросов содержания, ее
разрешение в процессе поисковой работы
Создание проблемных ситуаций, разрешаемых на
уроке путем самостоятельной работы с учебником
Предварительное домашнее задание(наблюдение),
подготавливающее к созданию и разрешению
проблемной ситуации на уроке
Проблемные задания при изучении нового
материала (работа с раздаточным материалом)
Организация дискуссий вокруг проблемных
вопросов, опирающихся на жизненные наблюдения
учащихся
Поиск решения учебной проблемы путём
эвристической беседы или мозгового штурма
http://www.ipkps.
bsu.edu.ru
2006 год
Раздел
дПО
-
2007
1.Формулирование
проблемы и
вопросов к
учащимся
2.Самостоятельное
совершение
мыслительных действий
и операций учащимися,
направленное на поиск
решения данной проблемы.
3
. Поиск
необходимой
дополнительной
литературы.
4.Коллективное или
групповое обсуждение
найденных способов
решения, оценивание их
рациональности
5. Самостоятельное
или совместное с
учителем подведение
итогов решения
задачи; обоснование
выбора лучшего
решения; проверка его
правильности
1.Постановка
проблемной задачи,
ориентированной
на ситуацию,
побуждающую к
поиску
неизвестного
2. Осознание,
решение
поставленной
проблемы на основе
построения
гипотезы и ее
проверки
3
. Применение
знаний для
решения
конкретных
задач и
выражение
«новых» знаний
научным языком
4. Творческое
применение
«открытых»
знаний
Создание на уроках ситуаций
интеллектуального затруднения,
использование нестандартных
вопросов, проблемных задач ,
способствует развитию творческого
мышления, столь необходимого
каждому в повседневной жизни.
Это «минута мысли», когда в
абсолютной тишине каждый ученик
пытается сформировать свой
собственный вариант ответа на
«мыслительном листе».
Это обычный лист бумаги, на котором
по ходу урока учащиеся кратко
отвечают на вопросы, требующие
размышления.
Ученик
обязательно высказывает любую
версию, даже неправильную и
невероятную.
Систематическая работа на
мыслительных листах не только
активизирует познавательную
деятельность учащихся, но и
стимулирует развитие их
интеллектуальных способностей.
Преимущества
Трудности
Проблемное обучение отвечает
требованиям современности: обучать
исследуя, исследовать обучая.
учит мыслить логично, научно,
творчески;
делает учебный материал более
доказательным, способствуя тем
самым превращению знаний в
убеждения;
вызывает глубокие интеллектуальные
чувства, в том числе чувство
радостного удовлетворения, чувство
уверенности в своих возможностях и
силах;
установлено, что самостоятельно
«открытые» истины, закономерности не
так легко забываются
Возникновение проблемной
ситуации
-
акт индивидуальный,
поэтому от учителя требуется
использование
дифференцированного и
индивидуального подхода.
учитель подводит школьников к
противоречию и предлагает им
самим найти способ его решения,
сталкивает противоречия
практической деятельности,
излагает различные точки зрения
на один и тот же вопрос
.