Презентация Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Из опыта работы учителя биологии Шевцовой Елены Александровны г. Кулебаки, 2014 год Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа№8 города Кулебаки  деятельностный характер образования,  направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков,  обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности,  на получение учащимися опыта этой деятельности» • постановку проблемы, формулирование задачи; • обсуждение критериев желаемого результата (продукта); • поисковую работу с информационными источниками; • самостоятельное, коллективно - распределенное создание продукта; • предъявление своего результата другим, участие в обсуждении результатов других, взаимооценка ; • самооценку, коррекцию результата. Требования к организации различных видов деятельности обучаемых: преподаватель выступает в роли педагога - менеджера и режиссера обучения, а не транслятора учебной информации; информация используется как средство организации деятельности, а не как цель обучения обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности на­ряду с преподавателями, беря на себя часть ответственности за обучение и контроль личностное и интеллектуальное развитие обучаемого выступает как одна из главных образовательных целей. К каким же внутренним источникам активности ребенка надо подключиться, чтобы побудить его к учебному труду? Для себя определила следующие: 1 - познавательная потребность 2 - интерес к способу действия 3 - потребность в самовыражении и самореализации 4 - потребность в самопознании и самовоспитании 5 - потребность в социальном признании Задействовать эти внутренние психологические источники учебной мотивации возможно, используя проблемное обучение, при котором усвоение содержания обучения и развитие обучающегося происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности От заинтересованности и любознательности у детей к познавательной самостоятельности и творческой активности – путём проблемного обучения  Создание проблемной ситуации с целью возбуждения интереса к теме урока  Создание проблемной ситуации в середине урока при раскрытии одного из вопросов содержания, ее разрешение в процессе поисковой работы  Создание проблемных ситуаций, разрешаемых на уроке путем самостоятельной работы с учебником  Предварительное домашнее задание(наблюдение), подготавливающее к созданию и разрешению проблемной ситуации на уроке  Проблемные задания при изучении нового материала (работа с раздаточным материалом)  Организация дискуссий вокруг проблемных вопросов, опирающихся на жизненные наблюдения учащихся  Поиск решения учебной проблемы путём эвристической беседы или мозгового штурма http://www.ipkps. bsu.edu.ru 2006 год Раздел дПО - 2007 1.Формулирование проблемы и вопросов к учащимся 2.Самостоятельное совершение мыслительных действий и операций учащимися, направленное на поиск решения данной проблемы. 3 . Поиск необходимой дополнительной литературы. 4.Коллективное или групповое обсуждение найденных способов решения, оценивание их рациональности 5. Самостоятельное или совместное с учителем подведение итогов решения задачи; обоснование выбора лучшего решения; проверка его правильности 1.Постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного 2. Осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки 3 . Применение знаний для решения конкретных задач и выражение «новых» знаний научным языком 4. Творческое применение «открытых» знаний  Создание на уроках ситуаций интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов, проблемных задач , способствует развитию творческого мышления, столь необходимого каждому в повседневной жизни.  Это «минута мысли», когда в абсолютной тишине каждый ученик пытается сформировать свой собственный вариант ответа на «мыслительном листе».  Это обычный лист бумаги, на котором по ходу урока учащиеся кратко отвечают на вопросы, требующие размышления.  Ученик обязательно высказывает любую версию, даже неправильную и невероятную.  Систематическая работа на мыслительных листах не только активизирует познавательную деятельность учащихся, но и стимулирует развитие их интеллектуальных способностей. Преимущества Трудности  Проблемное обучение отвечает требованиям современности: обучать исследуя, исследовать обучая.  учит мыслить логично, научно, творчески;  делает учебный материал более доказательным, способствуя тем самым превращению знаний в убеждения;  вызывает глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувство радостного удовлетворения, чувство уверенности в своих возможностях и силах;  установлено, что самостоятельно «открытые» истины, закономерности не так легко забываются  Возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.  учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос .