Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения в 8 классе


ГБОУ СОШ с.Озерки муниципального района
Челно-Вершинский Самарской области
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения в 8 классе»

Яковлев Александр Константинович
учитель географии ГБОУ СОШ с.Озёркимуниципального района Челно-Вершинский Самарской области
Озерки, 2014г.
Паспорт проекта
Сроки реализации: 2013-2014 учебный год (68 часов)
Ресурсы: УМК «Сферы», материально-технические, медиаресурсы, информационные
Класс: 8
Учебная дисциплина: география
Основные формы и средства реализации: урок, дискуссия, размышление, суд, игра, конференция, карты, схемы, таблицыФормы работы:
- групповая форма – основана на работе творческих микрогрупп при выполнении заданий, ролевых игр
- коллективная
- индивидуальная
Этапы реализации проекта: подготовительный этап
диагностико-моделирующий
основной
итогово-обобщающий
Оглавление:
Пояснительная записка
Основная часть
2.1 Создание и решение проблемных ситуаций
2.2 Развитие беглости, гибкости, оригинальности мышления
2. 3 Виды проблемных заданий по географии, развивающих творческие способности учащихся.
Заключение
Литература
Пояснительная записка
Школа должна создать условия для самореализации и самоопределения личности каждого ученика. Выпускник школы должен обладать способностью творческого роста, практического применения теоретических знаний, полученных при обучении в школе. Выполнение этих задач ложится на каждого учителя – предметника. Но нельзя сформировать глубокие, прочные знания, а на их основе – творческое мышление, без выработки непосредственного интереса к предмету изучения.
Таким образом, в современной школе обозначились противоречия между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, и ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся в процессе предметного образования, а также между целостным реальным миром и стремлением многих учащихся творчески развивать себя.
Проблема: требование ФГОС подразумевает, что выпускник школы должен обладать способностью творческого роста, практического применения теоретических знаний, полученных при обучении в школе.
Следовательно, актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности.
Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных документах. В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года», «Концепции структуры и содержания общего среднего образования» делается акцент на развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Но нельзя сформировать глубокие, прочные знания, а на их основе – творческое мышление, без выработки непосредственного интереса к предмету изучения.
Использование технологии проблемного обученияслужит одним из эффективных средств развития творческих способностей учащихся и творческого процесса в целом. А так как творческий процесс в любой интеллектуальной сфере не может осуществляться без участия одаренной, целостной, интересной личности, то учителю необходимо способствовать развитию одаренности и соответственно оптимизировать творческие умения и способности всех учащихся.
Цель проекта: Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения.
Задачи:
1.Формировать способности создавать и решать проблемные задания.
2. Развивать беглость, гибкость, нестандартность мышления.
3. Составить систему заданий проблемного характера.

Ожидаемый результат:
Формируются способности создавать и решать проблемные задания.
Будут развиваться беглость, гибкость, нестандартность мышления.
Разработана система проблемных заданий.
Критерии оценки результатов: Диагностика, карты наблюдения.
Методика оценки результативности: Мониторинг (входной, промежуточные, итоговой по четвертям) с помощью анкет (приложение 1), карты наблюдения.
Теоретическое обоснование проекта.
Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.
Мышление всегда носит творческий характер, так как оно направлено на открытие новых знаний. В качестве основного критерия творчества часто рассматривается - оригинальность мышления - способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных. Оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений. Оригинальность рождается из преодоления "правильного", очевидного, общепринятого. Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как гибкость, оригинальность, беглость, глубина мышления (отсутствие скованности, отсутствие стереотипности). Эти все качества характеризуют творческого человека.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со "старейшинами" - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.
В настоящее время актуально высказывание одного из современных психологов Абрахама Маслоу, который пишет: «Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек иного качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Во времена быстрых перемен дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено».
Научить ребёнка решать жизненные задачи путём одностороннего изучения готовой информации невозможно. Поэтому способов учения, обращённых к репродуктивному мышлению, вниманию и памяти недостаточно. Необходимы способы, побуждающие учащегося к непосредственному познанию действительности, к самостоятельному разрешению теоретических проблем. Одним из таких способов является проблемное обучение, возникшее как результат достижений передовой практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения.
Основная часть
Создание и решение проблемных ситуаций
Актуальной становится проблема разработки таких средств обучения и методики их использования, которые содействуют формированию и развитию творческого потенциала учащихся, познавательной деятельности и исследовательских умений.
Эффективным средством здесь выступает проблемное обучение. Проблемные задания имеют, как правило, личностно – развивающий характер и естественно возникают из их опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность «растормозить» механизм его мышления
Согласно положениям дидактики проблемное обучение реализуется с помощью следующих методов:
частично-поискового или эвристического,
проблемного изложения
исследовательского.
Для реализации проблемного обучения на уроках географии необходимо выполнить ряд условий:
Отбор центральных проблем в системе обучения географии.
Определение особенностей проблемного обучения в разных видах учебной работы.
Построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств.
Личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать познавательную деятельность детей.
В решении проблемы учащимися можно выделить следующие этапы:
осознание проблемы, вскрытие противоречия;
формулирование гипотезы исходя из данных условий;
доказательство гипотезы;
общий вывод.
Для решения проблемы учащиеся пользуются такими приёмами учебной деятельности, как нахождение разрыва в связях, выдвижение гипотезы, переформулировка требований вопроса, применение общего положения гипотезы к отдельным приёмам, установление комплекса причинно-следственных связей. Постепенное овладение учащимися этими приёмами ведёт к формированию умения решать проблемы.
Функции учителя состоят в том, чтобы координировать деятельность учащихся, помогать им, но не давать жёстких указаний. В случае затруднений учителю рекомендуется поставить наводящие вопросы, дать дополнительные задания.
В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют следующие типы проблемных ситуаций.
Первый тип следует считать наиболее общим и распространенным: возникновение проблемной ситуации при условии, что учащиеся не знают способа решения проблемы, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.
Второй тип возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
Третий тип проблемная ситуация легко возникает в случае противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.
Четвертый тип возникновение проблемной ситуации. При противоречии между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
Можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций.
1.      Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учащихся.
2.      Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома, и т.д.
3.      Задания на объяснение явлений или поиска путей их практического применения.
4.      Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающее противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
5.      Выдвижение гипотез, выводов и их проверка.
6.      Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, в результате которых возникает проблемная ситуация.
7.      Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к возникновению научной проблемы. Обычно это объясняется недостаточностью прежних знаний учащихся.
8.      Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить с известными и сделать обобщение.
9.      Организация предметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации и в этом случае следует использовать факты и данные наук, имеющие связь с изучаемым материалом.
10.  Варьирование заданий, переформулировка вопросов. (Матюшкин Л.М.,1972)
Для осуществления проблемного подхода учитель должен иметь систему проблемных вопросов и заданий. Вопросы можно считать проблемными лишь при соблюдении следующих условий:
если вопрос связан с ведущими идеями, понятиями и закономерностями самой науки, с мировоззренческими вопросами, самостоятельное усвоение которых обеспечивает в значительной степени умственное развитие учащихся;
если возможна группировка учебного материала, в том числе и фактического, вокруг вычлененных проблем;
если возможно раскрытие путей научного поиска решения проблемы, в том числе и возникающих в истории науки, с целью приобщения учащихся к методам научного познания;
если на основе поставленного вопроса возможно создание проблемной ситуации.
Развитие беглости, гибкости, оригинальности мышления
При планировании проблемного урока необходимо тщательно продумывать вопросы и задания, так как чем больше факторов, которыми можно объяснить особенности объекта, явления, территории, тем выше исследовательский потенциал такого задания, как и его проблемность. Предлагаемые мною вопросы имеют разную трудность. Анализ ситуации обычно начинаю с прошлых событий. При определении причины иногда напоминаю, что современное состояние любого объекта на планете зависит от двух основных факторов: истории развития и современных условий. Выяснить их - правило любого исследования. Поэтому, решая исследовательскую задачу, устанавливаем, что влияло на объект на прошлых этапах его развития, а затем переходить к анализу современных причин.
Проблемные ситуации способствуют развитию креативности – способность к созданию нестандартного продукта деятельности. Элис Пол Торранс выделяет четыре критерия креативности:
1) Беглость – количество идей, возникающих в единицу времени.
2) Оригинальность – способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых.
3) Гибкость – чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую.
4) Разработанность – способность детально воплощать, развивать свою идею.
Для развития творческих способностей учащихся провожу разнообразные уроки: конференция, поиск, исследование, путешествие, викторина, дискуссия, урок-игра. Так, в 8 классе при изучении какого-либо региона, например, после изучения Восточно-Европейской равнины провожу урок в форме игры. Класс делится на группы, каждая группа- это специалисты определённого рода деятельности:1 группа – Историки, 2 группа – Геологи и геоморфологи, 3 группа – Гидрологи, 4 группа – Климатологи, 5 группа – Зоологи и ботаники, 6 группа – Экологи. Каждая группа получает пакет с проблемными заданиями. Применяю кёйс-технологию. Специалистам даётся время на разрешение проблемных заданий, учащиеся пользуются такими приёмами учебной деятельности, как нахождение разрыва в связях, выдвижение гипотезы, переформулировка требований вопроса, применение общего положения гипотезы к отдельным приёмам, установление комплекса причинно-следственных связей. Каждой группе необходимо проанализировать, понять ситуацию и наметить пути и способы их решения.
2.3. Виды проблемных заданий по географии, развивающих творческие способности учащихся.
Виды проблемных заданий Особенности Примеры заданий
Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Ранее усвоенный факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?
Задания на установление многозначных причинно-следственных связей Особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий, учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний,в том числе и из других учебных предметов, Какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий);
Задания, требующие понимания диалектических противоречий, умение оперировать ими. требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба.
- Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развития хозяйства; --- Увеличивается или уменьшается в условиях НТП влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?
Задания, в основе которых лежит научная гипотеза Раскрывая гипотезу, учащиеся высказывают свои суждения по ней, обосновывают ее научно-практическое значение.
Согласны ли вы с гипотезой «Происхождение вечной мерзлоты»? Обоснуйте её научно-практическое значение.
Задания-парадоксы В основе заданий положены парадоксальные факты Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, Заравшан – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?
Заключение
Таким образом, для обеспечения развития творческих способностей учащихся целесообразно использование проблемного метода обучения, в основе которого лежит использование противоречия между выдвинутой для решения задачей и имеющимся у учащихся в активе уровнем знаний, умений, навыков. При решении затруднений, возникающих перед учащимися, они выполняют ряд последовательных действий, которые приводят к формированию творческих способностей. Результаты проведённого анкетирования и тестирования показали, что успешное формирование творческих способностей достигается путём организации проблемного обучения.
Так, технология проблемного обучения предполагает систему учебных занятий с основной целью – создать условия, при которых учащиеся открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление. Особое значение придаётся различным формам продуктивной деятельности учащихся и их самоорганизации в процессе обучения. В связи с этим изменяется и позиция учителя, который из преподавателя становится организатором деятельности учащихся и консультантом.
На сегодняшний день все новые подходы и методы обучения, по сути, сводятся к одному – поиску таких форм организации занятий, в которых учащийся мог бы максимально проявить свои способности, овладеть соответствующими компетенциями в условиях самостоятельной работы. Одна из таких форм – проблемное обучение, когда учащиеся помещаются в условия, где им необходимо проанализировать, понять ситуацию, сформулировать проблемы и наметить пути и способы их решения.
Результативность
В процессе работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения очевидны положительные результаты:
1.В классах, где я работаю, снизилось количество учащихся, работающих на репродуктивном уровне, а количество учащихся, способных выполнять задания творческого и исследовательского характера, возросло.
2. Максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладении способами действий обеспечило рост их учебных достижений ( рост участников в школьных научно-практических конференции, в декадах, олимпиадах).
Список литературы
Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: «Знание».
Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: «Знание», 1974. — 64с.
Матюшкин А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения. — М.: «Просвещение».
Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. — М.: «Просвещение».
Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. — М.: «Просвещение».
Интернет-ресурсы:
http://nsportal.ru/ (Социальная сеть работников образования «Наша сеть»)
 - www. center.fio.ru/som
- www.vspu.ac.ru/tol
- www.ipkadmin.tstu.ru
- www.school.edu.ru
- festival@1september.ru
Приложение 1
АНКЕТА.
Вопросы Да Нет Не знаю
1.Нравятся ли вам уроки географии?
2.Хотели ли бы вы принять участие в дискуссии, где обсуждается какая-либо проблема?
3.Нужно ли вам уметь самостоятельно решать проблему?
4Любите ли вы придумывать вопросы и задания, на которые в тексте учебника нет прямого ответа?
5.Нравится ли вам выдвигать различные предположения, доказывать их своим друзьям?
6.Хотели бы вы побывать на уроке, где обсуждаются различные проблемы?
7.Хотели бы вы научиться решать проблемы?
8.Какие вопросы вас заинтересовывают, побуждают найти ответ?
а) покажите…,
назовите…,
б) определите…,
опишите...,
в) объясните…,
докажите…,
спрогнозируйте…,
9.Как вы думаете, пригодится ли вам в жизни умение предполагать, формулировать проблему, выявлять причины её возникновения и пути решения?
10.Нравиться ли вам выполнять творческие задания?      
 
Обработка материалов анкетирования:
Подсчитывается общее количество положительных ответов. С помощью ключа выявляется уровень интереса к проблемному обучению.
Ключ: 10-8 баллов - высокий уровень;
7-4 балла - средний;
менее 4 - низкий;