Урок Простейшие тригонометрические уравнения
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.План урока
преподавателя
–
Мачалиной Натальи Ивановны.
по учебной дисциплине
–
математика.
Дата проведения занятия
:
15
декабря 2014 г.
Группа:
№ 93
.
Время, отведенное на занятие:
90
минут
.
Тема урока:
простейшие
тригонометрические
уравнения
.
Тип урока:
изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма обучения:
классно
-
урочная.
Форма деятельности:
фронтальная
и индивидуальная
.
Цель урока:
формирование знаний и умений в
решение простейших
тригонометрических
уравнений
.
Задачи урока:
1. Образовательные:
-
дать
формулы решения простейших
тригоно
метрических уравнений
;
-
рассмотреть
частные
случаи решения
тригонометрических
уравнений
;
-
рассмотреть
примеры решений
тригонометрических
уравнений
;
-
сформировать знания и умения
в решение просте
йших тригонометрических уравнений
.
2. Развивающие:
-
спос
о
бствовать развитию
умений анализировать, устанавливать связи, причины и следствия;
-
предвидеть возможные ошибки и способы их устранения;
-
способствовать повышению ко
нцентрации внимания, развитию
памяти и речи.
3. Воспитательные:
-
способствовать ра
звитию интереса к предмету Математика»;
-
способствовать развитию самостоятельности мышления;
-
способствовать формированию нравственных качеств
личности уверенность в себе, целеустремленность
)
.
Методы обучения:
словесные
методы рассказ, объяснение; наглядные методы демонстрация, ТСО; практические методы.
Оборудование:
компьютер, проектор, раздаточный материал.
Дидактическая
структура
урока
Содержание
Методическая структура урока
Признаки
решения
дидактических
задач
Методы
обучения
Форма
деятельности
Средства
обучения
Организационный
момент
-
приветствие;
-
определение цели и задач
урока.
словесные методы
фронтальная
Обучающиеся
готовы к занятию
Актуализация знаний
Вопросы к группе:
-
какие
обрат
ные
тригонометрические функции
вы знаете?
-
найдите значения
выражений:
,
,
и
.
словесные методы
рассказ, объяснение;
наглядные методы
демонстрация, ТСО
фронтальная
компьютер,
проектор
, слайды с
вопросами
Обучаю
щиеся
отвечают на вопросы
Сообщение нового
материала
Дать
формулы
решения
простейших
тригономе
трических
уравнений
.
Показать
частные случаи
решения простейших
тригонометрических
уравнений.
словесные методы
рассказ, объяснение;
наглядные
методы
демонстрация, ТСО;
практические методы.
фронтальная и
индивидуальная
компьютер,
проектор
, слайды с
формулами
Обучающиеся:
-
воспринимают
материал;
-
находят решения
простейших
тригонометрических
уравнений
;
-
сравнивая
решения
с
формулами
,
самостоятельно
обнаруживают
ошибки
и
корректируют
решение
.
Закрепление изученного
материала
Самостоятельная работа
обучающихся по теме урока
словесные методы
рассказ, объяснение;
наглядные методы
демонстрация, ТСО;
практические методы.
индивидуальная
раздаточный
материал
Обучающиеся
выполняют
самостоятельную
работу
Подведение итогов
,
рефлексия
Педагог анализирует и
оценивает успешность
выполнения поставленных
задач.
Педагог
просит обучающихся
оценить урок с помощью
карточек трѐх цветов:
красная»
-
отлично»,
зелѐная»
-
хорошо»,
синяя»
-
удовлетворительно».
словесные методы
фронтальная,
индивидуальная
карточки трѐх
цветов
Обучающиеся
оценивают урок
Домашнее задание
Выполнить дома следующие
задания:
-
выучить
формулы решения
простейших
тригонометрических
уравнений;
-
выучить частные случаи
решения простейших
тригонометрических
уравнений.
-
решить уравнения
:
1.
.
словесные методы
рассказ, объяснение;
наглядные методы
демонстра
ция, ТСО.
фронтальная
компьютер,
проектор
, слайды с
заданиями
Обучающиеся
записывают
домашнее задание
2.
.
3.
.
4.
.
5.
.
6.
.
7.
.
План
-
конспект
Простейшие тригонометрические уравнения.
Уравнения
, где
-
данное число, а
-
одна
из основных тригонометрических функций, называют
простейшим тригонометрическим уравнением
.
1.
Уравнение
.
Данное уравнение имеет решение только при
.
Формула корней уравнения
имеет вид:
, где
Z
.
(1)
2.
Уравнение
.
Данное уравнение имеет решение только при
.
Формула корней уравнения
имеет вид:
, где
Z
.
(2
)
3.
Уравнение
.
Данное уравнение имеет решение при любом
.
Формула корней уравнения
имеет вид:
, где
Z
.
(3
)
4.
Уравнение
.
Данно
е урав
нение имеет решение
при
любом
.
Формула корней уравнения
имеет вид:
, где
Z
.
(4
)
Уп
ражнения с решениями.
Пример
1
.
Решите уравнения
:
а
; б
; в
.
Решение:
а Решим уравнение
.
По формуле 1
,
Z
.
Так как
, то ответ имеет вид:
Z
.
б
Решим уравнение
.
По формуле 1
,
Z
.
Так как
, то
Z
.
Так как
,
то
ответ имеет вид:
Z
.
в Решим уравнение:
.
Так как
и 1,7
1
, то
. Значит
,
уравнение
не имеет решения.
Пример 2
.
Решите уравнения:
а
; б
; в
.
Решение
. а Решим уравнение
.
По формуле 2
Z
.
Согласно формуле 2 имеем:
Z
.
Так как
, то
Z
.
б Решим уравнение
.
Так как
, то
Z
.
в Реши
м уравнение
.
Так как 2
1
, то уравнение
не имеет решения.
Пример 3.
Решить уравнения:
а
; б
; в
.
Решение:
а Решим уравнение
.
По формуле 3
Z
.
Так как
, то
Z
.
б Решим уравнение
.
По формуле
(3)
Z
.
Так как
, то
Z
.
в Решим уравнение
.
По формуле 3
Z
.
Пример 4.
Решить уравнения:
а
; б
; в
.
Решение:
а Решим уравнение
.
По формуле 4
Z
.
Так как
, то
Z
.
б Решим уравнение
.
По формуле 4
Z
.
Так как
, то
Z
.
в Решим уравнение
.
П
о формуле 4
Z
.
Частные случаи.
В частных случаях при
получаются следующие ф
о
рмулы:
1)
Z
.
5)
Z
.
2)
Z
.
6)
Z
.
3)
Z
.
7)
Z
.
4)
Z
.
8)
Z
.
Уравнения вида
где
,
и
-
любые действительные числа, так
же относятся к простейшим тригонометрическим уравнениям. Их следует решать по тем же формулам, заменив
на
.
Упражнения с решениями.
Пример 5.
Решить ур
авнения:
а
; б
.
Решение.
а Решим уравнение
.
Разделим данное уравнение на 2, получим:
.
По формуле 1
Z
.
Так как
, то
Z
.
Z
.
Умножим обе части равенства на 3
и запишем ответ:
Z
.
б Решим уравнение
.
Так как синус нечѐтная функция,
то
.
По формуле 1
Z
.
Так как
, то
Z
.
Z
.
Z
.
Разделим обе части равенства на 2 и запишем ответ:
Z
.
Пример 6.
Решить уравнения:
а
; б
.
Решение.
а Решим уравнение
.
По формуле 10
Z
.
Z
.
Z
.
Умножим обе части равенства на
и запишем ответ.
Z
.
б Решим уравнение
.
Косинус чѐтная функция. Значит
.
По формуле 2
Z
.
Так ка
к
, имеем
Z
.
Z
.
Умножим обе части равенства на 3 и запишем ответ:
Z
.
Пример 7.
Решить уравнения:
а
; б
.
Решени
е.
а Решим уравнение
.
Данное уравнение разделим на 3.
.
.
По формуле 3:
Z
.
Так как
, то
Z
.
Z
.
Z
.
Разделим полученное равенство на 2 и запишем ответ.
Z
.
б Решим уравнение
.
Функция тангенс нечѐтная. Поэтому:
.
По формуле 3:
Z
.
Та
к как
, то
Z
.
Z
.
Z
.
Умножим полученное равенство на 6 и запишем ответ.
Z
.
Пример 8.
Решить уравнения:
а
; б
.
Решение.
а Решим уравнение
.
По формуле 12
Z
.
Z
.
Z
.
Разделим полученное равенство на 3 и запишем ответ.
Z
.
б Решим
уравнение
.
Функция котангенс нечѐтная. Поэтому:
.
По формуле 4:
Z
.
Так как
, то
Z
.
Z
.
Z
.
Умножим обе части равенства на 2 и запишем ответ.
Z
.
Самостоятельная работа
Вариант №1.
Решить уравнения 1
-
8
).
1
.
;
5
.
;
2
.
;
6
.
;
3
.
;
7.
;
4
.
;
8
.
.
Вариант №2.
1.
;
5
.
;
2
.
;
6
.
;
3
.
;
7
.
;
4
.
;
8
.
.