Технологическая карта урока биологии по теме Многообразие птиц
Тема урока: «ОТРЯДЫ ПТИЦ: ВОРОБЬИНООБРАЗНЫЕ, ГОЛЕНАСТЫЕ».
Этап урока
Дидактические цели
ФОПД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Предполагаемый результат
Организационный момент
Настроить учащихся на работу.
Общеклас-
сная
Проверяет принадлежности у детей. Сообщает о формах работы на уроке
Проверяют у себя принадлежности, слушают учителя. Настраиваются на работу.
Учащиеся готовы к работе
Проверка знаний учащихся (по выбору)
Проверить, закрепить знания и умения, подготовить к восприятию нового материала.
Индиви-
дуальная
Раздаёт учащимся задания по выбору.Следит за работой учащихся.
Самостоятельно отвечают на тесты, проверяют по ключу на экране
Повторили базовые знания о многообра- зии птиц. Выполнили тесты.
Формулирование темы урока. Мотивация.
Активизировать учащихся на изучение нового материала.
Общеклассная
Задаёт вопросы, с помощью которых учащиеся догадываются о теме урока: «Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые».
Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока.
Сформулирована тема урока. Учащиеся понимают значение знаний по новой теме.
Выявление субъективного опыта учащихся.
Выявить знания по новому материалу, чтобы их углубить и привести в систему.
Общеклассная, полилог.
Слушает отвечающих. Задаёт вопросы, с помощью которых дети вспоминают признаки класса и отрядов птиц. Обобщает субъективный опыт.
Вспоминают об этих птицах, отвечают на вопросы учителя, слушают товарищей.
Вспоминают характеристику класса, отрядов птиц
10-20 % учебного материала учащиеся знают. Заинтересовываются темой.
Изучение нового материала (по выбору).
Изучить особенности строения и образа жизни птиц, относящихся к
отрядам Воробьинообразные и Голенастые.
Групповая, индивидуаль-ная (по выбору).
Помогает детям выбрать отряд птиц, который они хотят изучать. (демонстрация слайдов с изо-бражением птиц этих отрядов).
Раздаёт разные дидактические задания для выбора, объясняет, чем они отличаются друг от друга. Первый способ изучения – чтение учебника и заполнение обобщающей таблицы.
Второй способ – изучение структурированного конспекта и заполнение обобщающей таблицы. Подготовить вопрос для другой группы.
Выбирают для себя форму изучения и изучают новый материал. Выбирают того, кто будет рассказывать и того, кто будет задавать вопрос. Готовят вопрос.
Каждая группа изучила один отряд птиц самостоятельн, второй изучает в процессе рассказа представителей другой группы.
Закрепление
Закрепить изученный материал, путём проверки таблицы и выведения схемы «Экологические группы птиц».
Общеклассная, парная, полилог.
°Просит зачитать записи, сделанные в таблице. Выводит на экран при помощи компьютера таблицу для проверки правильности её заполнения. Для обобщения раздаёт учащимся схемы.
IВариант Заполните схему или запишите тезисно в тетради основные черты отличия представителей отрядов птиц Воробьинообразные и Голенастые.
IIВариант
1.Используя школьный атлас-определитель птиц и фотографии птиц, предложенные учителем, определи названия этих птиц.
(Фотографии птиц, см. ПРИЛОЖЕНИЕ).
2.Заполни схему по своему ответу и ответу своих товарищей.
Зачитывают свои записи, слушают отвечающего. Дополняют или исправляют свои записи. Отвечают на вопрос другой группы.
Закрепили и систематизировали знания об отрядах и экологических группах птиц.
Самопроверка (по выбору)
Проверить усвоение нового материала.
Индивидуаль-ная.
Выбирают форму проверки (тест с выбором одного правильного ответа или цифровой диктант).
Выполняют выбранные задания и оценивают их по ключу на экране.
Проверили знания. Усвоили новый материал. Оценили свои знания.
Домашнее задание
Информировать о домашнем задании, содержащем основную часть и дополнительную по выбору.
Общеклассная.
Информирует о домашнем задании. Обязательная часть - §30 по учебнику В.В. Латюшина, В.А.Шапкина. «Биология. Животные», дополнительная часть по выбору: 1. Подготовить сообщение о птицах отряда Голенастые, занесённых в Красную книгу Смоленской области.
2. Составить кроссворд.
3. Составить фотоальбом представителей нескольких семейств отряда Воробьинообразные.
Записывают домашнее задания в дневники. Слушают учителя.
К следующему уроку подготовят домашнее задание.
Рефлексия (по выбору)
Выявить отношение детей к уроку, вырабатывать у учащихся навык самоанализа.
Индивидуаль-ная.
Просит учащихся осмыслить деятельность на уроке путём ответов на вопросы
Моя самооценка деятельности на уроке.
Мне было очень интересно, все понятно.
Мне было очень интересно, мало понятно.
Мне было не очень интересно, но мне все понятно.
Мне было не очень интересно, ничего не понятно.
Мне было совсем неинтересно.
или отметив на рисунке выражение лица наиболее соответствующее эмоциональному состоянию ученика.
Обдумывают свою работу на уроке, её самоанализируют.
Вырабатывается навык самоанализа учебной деятельности на уроке.
15