Приёмы педагогических технологий личностно ориентированного обучения для формирования УУД на уроках биологии


Приёмы педагогических технологий личностно ориентированного обучения для формирования УУД на уроках биологии Пять основных принципов педагогической техники :*принцип свободы выбора*принцип открытости*принцип обратной связи*принцип деятельности Принцип свободы выбора Взаuмоопрос: в течение 3-5 мин ученики опрашивают друг друга по основным вопросам пройденной темы, повторяют ее. Отметки, выставленные учениками друг другу, в журнал обычно не ставятся. Защитный лист: перед каждым уроком ученик (без объяснения причин) может вписать свою фамилию в "Лист защиты", который находится всегда в одном и том же месте. После этого он может быть уверен, что его сегодня не спросят. Задание массивом: ученикам предлагается сразу много заданий (в рамках большой изучаемой или повторяемой темы). Каждый школьник должен выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания. Самостоятельный выбор задания дает учащимся дополнительную возможность самореализации, из множества заданий ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен "замахнуться", отслеживая, таким образом, уровень своей компетентности. Свои пpимepы: ученики готовят свои примеры к новому материалу, например, они придумывают свои вопросы, задачи, выдвигают идеи по применению изученного материала Обсуждаем домашнее задание: учитель вместе со школьниками ищет ответ на вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был закреплен качественно? При регулярном использовании этот прием значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания. Каковы же особенности личностно ориентированного урока?Актуализация:Актуализация нужна чтобы поднять на поверхность знания, необходимые для изучения новой темы.На таком уроке актуализируются не знания, полученные на уроках, а жизненный опыт он становится предметом анализа, но ему не следует давать оценок, а знания полученные на уроках обогатят ученика( он должен знаниями жить ,а не готовиться в школе к жизни!)Например: « Дети, вы брали когда-нибудь в руки лягушку? Правда ли что потом появляются бородавки? Мотивация и целеполагание:Мотив- это желание что- либо делатьМотивация –это побуждение к деятельности.Игра как средство мотивации изучения биологии.Желательно мотивом обеспечить не только начало урока, а каждый этап деятельности учеников. Цель –это ожидаемый результат и ученики должны сформулировать цель сами.Приёмы самоцелеполагания:1 Формулировка личностно значимого вопроса. Например в начале изучения темы «Птицы» постановка вопроса «Что бы вы хотели узнать о птицах?» является мотивом изучения новой темы. 2 Выявление недостаточности знаний выдвижение гипотезы: например :Почему червяк ползёт,А не бежит и не идёт?Быстро двигаться не хочет-Может он ленивый очень?Как вы думаете : почему червяки медленно ползают? 3 Сообщение ученикам требований образовательного стандарта и предоставление права выбора. Например 9 класс по теме « Биотехнологии»,Название темы записывается в тетради .Попробуем разложить слово на части «био»+технология. Увас в расписании есть такой предмет. Чем вы там занимаетесь? Изучаете мастерство. Как нам связать жизнь с индустриальным производством?. И в дальнейшем задаётся ряд вопросов Сможете привести примеры использования живых организмов для получения необходимой продукции? Знаете ли чем прославила себя русский микробиолог З.В.Ермолаева в годы Великой отечественной войны?Можно ли получить с помощью живых организмов витамины?Чем знаменита овечка Долли?........Хотели бы вы об этом узнать?Давайте сегодня займёмся изучением этих интересных фактов, а обязательный минимум вы одолеете самостоятельно. Изучение нового материалаУчитель создаёт условия для усвоения образовательного стандарта дидактическая роль урока не научить или познакомить , а создать условия Отработка умений и навыков сюда также входит закрепление и применение знаний. Чтобы развивать мыслительные операции у ученика нужны индивидуальные задания:*их должно быть много, чтобы ученик мог выбрать задание по душе.*чтобы учащиеся научились решать разные типы генетических задач ,должна быть собрана коллекция задач ,которые ученикам захотелось бы решать.* на этом этапе нельзя забывать и о развитии творческих способностей учеников- для этого есть креативные задания.Например:1. Опишите амёбу обыкновенную, используя только прилагательные, (метод образного видения)2.Представьте себе что вы гусеница, превращающаяся в бабочку – капустницу. Опишите свои ощущения.(метод вживания3. Найдите в тексте биологические ошибки.(метод ошибок)4. Что здесь лишнее?( метод сравнения)5. Придумайте три вопроса о муравьях используя слова: ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? СРАВНИТЕ. (метод эвристических вопросов)6. Почему мы так говорим?*как рыба в воде*нем как рыба*как с гуся вода(метод исследования)7. Придумайте рекламу отряду Акулы8. Составьте описание особо опасного преступника – змеи кобры. (метод фактов) * хорошо если в арсенале учителя найдутся задания для реализации воспитательного потенциала урока. Например в 7 классе на одном из последних уроков учитель вводит необычную ситуацию «иногда с нами такое случается , что мы забываем сказать спасибо. Давайте напишем маленькую благодарственную записку, где за что то скажем спасибо любому животному(ситуация выбора). * для отработки умений и навыков по биологии проводятся лабораторные работы- можно использовать ситуацию выбора и здесь. Например в 8 классе по теме «Введение . Опорно-двигательная система» выполнить 3 работы по выбору:«Ткани и клетки под микроскопом», «Сосчитай сколько всего костей в скелете человека?», «Есть ли у инфузории –туфельки плоскостопие» Домашнее задание должно состоять из обязательной части и заданий по выбору, например межпредметные задания:Литература*определите систематическое положение7 насекомых из сказки «Муха- Цокотуха»*перевод с «русского на русский»- например: сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно всё равно смотрит на растительное сообщество .(Сколько волка не корми он всё равно в лес смотрит)МузыкаКакую рыбу нес кум куме в русской народной песне «Вдоль по Питерской»(судака)География*Какие рыбы украшают гербы российских городов? ВыводЛичностно ориентированный урок невозможен:без учёта индивидуальных особенностейбез ситуации выборабез большого дидактического материала без создания ситуации успехабез рефлексии.