Урок по русскому языку для 8 класса «Обобщение изученного об обособленных определениях и приложениях»
Тема: Обобщение изученного об обособленных определениях и приложениях.
Цели:
Образовательные
закрепить и обобщить знания учащихся об условиях обособления определений и приложений; формировать умения находить их в тексте;
закрепление пунктуационных навыков;
диагностика усвоения темы, коррекция пробелов в знаниях.
Воспитательные.
создание условий для развития навыков общения и совместной деятельности;
воспитание чувства гордости за свою школу.
Развивающие:
формирование умения преодолевать трудности в учении;
развитие внимания;
развитие творческих способностей учащихся, навыков самоконтроля и самопроверки, рецензирования, взаимопроверки.
Ход
Организация класса.
Ввод в тему урока.
Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно. На письме выделяются запятыми, реже – тире. О чём идёт речь?
/Об обособлении/
Об обособлении каких членов мы говорили на предыдущих уроках?
Сегодня на уроке мы обобщим знания об обособленных определениях и приложениях.
Сообщение темы и целей урока.
Работа по теме.
Входной контроль. Словарный диктант.
Цель: определить качество знаний словарных слов, объединённых общей тематикой.
Аттестат, директор, секретарь, аудитория, компьютер, ровесник, сверстник, композиция, аллегория, свидетельство, каникулы, маршрут, репетиция, пьеса, кабинет, состязания./Слайд 2/
Скажите, какой общей темой объединены словарные слова?
/Слайд 3/
В 2011 году наша школа отметила свой 50-летний юбилей. Вы тоже частичка нашего общего дома. И сегодня обобщение изученного об определениях и приложениях мы проведём сегодня на материале, связанном с нашей школой. Но прежде давайте вспомним основные случаи обособления определений и приложений.
Актуализация знаний по теме «Обособление определений и приложений».
Рассказ ученика об обособлении определений и приложений по схеме.
к личному местоимению
выделяются запятыми
к имени существительному
стоит перед ним
стоит после него
обстоятельственное значение
отделены другими словами
выделяются запятыми
Определения и приложения
Приложения
относятся к имени собственному
выделяются запятыми
оттенок причинности
значение «в качестве»
не выделяются запятыми
согласованные, в том числе и одиночные
с союзом как
Одиночные, сливаются по смыслу
к личному местоимению
выделяются запятыми
к имени существительному
стоит перед ним
стоит после него
обстоятельственное значение
отделены другими словами
выделяются запятыми
Определения и приложения
Приложения
относятся к имени собственному
выделяются запятыми
оттенок причинности
значение «в качестве»
не выделяются запятыми
согласованные, в том числе и одиночные
с союзом как
Одиночные, сливаются по смыслу
Я думаю, что вы хорошо знаете не только теорию, но и практику. Чтобы проверить это, проведём распределительный диктант.
Распределительный диктант.
Цель: совершенствовать умение различать разные способы обособления определений и приложений.
Задание.
1 ряд: выписать предложения с обособленными определениями, стоящими после определяемого слова.
2 ряд: выписать предложения с обособленными определениями, стоящими перед определяемым словом и имеющими добавочное обстоятельственное значение.
3 ряд: выписать предложения с обособленными приложениями.
Наша школа, начинающаяся с тополиной аллеи, с радостью встречает своих учеников.
Ребята, приехавшие на школьных автобусах, спешат в школу.
Объединённые желанием получать знания, ученики идут на урок.
Татьяна Григорьевна, наша классная мама, заботится о каждом.
Увлечённые спором о новой книге, ребята не хотели расходиться.
Медалисты, выпускники нашей школы, показывают достойные результаты при сдаче экзаменов.
Ключ.
1 ряд
Наша школа, начинающаяся с тополиной аллеи, с радостью встречает своих учеников.
Ребята, приехавшие на школьных автобусах, спешат в школу.
2.ряд
Объединённые желанием получать знания, ученики идут на урок.
Увлечённые спором о новой книге, ребята не хотели расходиться.
3 ряд
Татьяна Григорьевна, наша классная мама, заботится о каждом.
Медалисты, выпускники нашей школы, показывают достойные результаты при сдаче экзаменов.
Работа с текстом.
Цель: совершенствовать умение находить обособленные определения и приложения в тексте и выделять их на письме.
Задание.
Выписать из текста обособленные определения и приложения вместе с определяемыми словами, сделать графические обозначения, назвать причины обособления.
Сорок восемь выпусков сделала наша школа. По-разному складываются судьбы её питомцев. Окрылённые мечтами, разлетаются вчерашние ученики из Козельска. Творческие и инициативные, они продолжают путь в мир знаний. Школьную жизнь сменяет жизнь студенческая. Техникумы и институты, встречающие новых студентов, принимают их в свою семью, большую и дружную. Получив образование, многие вернутся обратно в родной город. Выпускников, решивших связать свою взрослую жизнь со школой, мы всегда рады видеть в родных стенах.
Ключ.
Окрылённые мечтами, … ученики /отделены от определяемого существительного другими членами предложения/; творческие и инициативные, они /относятся к личному местоимению/, техникумы и институты, встречающие новых студентов /стоят после определяемого слова/; семью, большую и дружную /стоят после определяемого слова/; выпускников, решивших связать свою взрослую жизнь со школой /стоят после определяемого слова/.
А вы знаете, что из 36 учителей нашей школы 16 – её выпускники. А из вашего класса нет желающих посвятить свою жизнь школе, стать учителем?
Физкультминутка
Для глаз: посмотрели влево, вправо, вверх, вниз, закрыли глаза.
Для интеллекта: упражнения для пальчиков (Под счет 1, 2, 3, 4 и 4, 3, 2, 1 большой пальчик последовательно надавливает на подушечку указательного, среднего, безымянного, мизинца)
Для хорошей работы головного мозга (Потереть носик ладошкой, потереть влево 5–10 раз, вправо – 5–10 раз)
Все гениальное – просто!
Свободный микрофон. Тема: НАША ШКОЛА.
Продолжим наш разговор о школе. Внимание, свободный микрофон! Составьте 2 – 3 предложения на тему «Наша школа», включив в них обособленные определения или приложения.
Тест
Цель: проверить качество знаний по теме «Обособленные определения и приложения».
Задание. Внимательно читая задания, выберите правильный ответ, записав только цифру, под которой этот ответ записан.
ТЕСТ
А. В каком предложении есть обособленное согласованное распространённое определение? (Знаки препинания не расставлены).
Стали хорошо слышны доносившиеся с реки звуки.
Измученный и продрогший я возвращался домой.
Он смотрел на чайку, летевшую к берегу.
Б. Найдите необособленное определение (знаки препинания не расставлены).
Давно не приезжавший к нам родственник порадовал визитом.
Ландыши похожие на колокольчики стояли в вазе.
Тучи огромные и тёмные предвещали начало дождей.
В. Укажите предложение с согласованными нераспространёнными однородными определениями (знаки препинания не расставлены).
Тюльпаны купленные вчера быстро распустились.
Октябрьская ночь долгая и холодная окутала землю.
Расстроенный он не сразу нашёл подходящие слова.
Г. В каком предложении есть обособленное согласованное нераспространённое приложение? (Знаки препинания не расставлены).
Антонина Петровна бывший учитель биологии помогла восьмиклассникам разобраться в сложной теме.
Путешественник он исколесил весь юг России.
Пожар разносимый сильным ветром быстро распространялся.
Д. В каком предложении встретилось обособленное приложение с союзом как, имеющее значение причины? (Знаки препинания не расставлены).
Кирилл как законный сын получил всё.
Все знают Степана как надёжного друга.
Слава Пушкина как поэта необычайно велика.
Обменяйтесь тетрадями, проведите взаимопроверку.
Оцените работу за тест, поставив на полях карандашом оценки:
«5» - нет ошибок;
«4» - 1 ошибка;
«3» - 2 ошибки;
«2» - более 2 ошибок.
Ключ
А – 3; Б – 1; В – 2; Г – 2; Д – 1.
Какие ассоциации вызывает у вас слова “учёба” или “обучение”?
Возможно ли получать удовольствие от самого процесса обучения? Когда?
Составление синквейна на слово УЧЕНИЕ.
Какое это счастье – учиться с увлечением!
Берёшься за трудную задачу, ломаешь голову над её решением. Пробуешь решить так и этак… Нет, не выходит. А если попробовать по-другому? Ура, просвет! Неужели просвет? В душе что-то зажигается… Предчувствие успеха волнует, но и тревожит. Но нет, сомнения напрасны. Вот и разгадка головоломки, вот и долгожданное решение… Такое неожиданное, такое простое и ловкое…
Учение с увлечением – счастливая жизнь. Таков закон.
Какое слово этого текста является ключевым?
Составьте синквейн по ключевому слову этого текста.
Учение Мучительное, увлечённое
Развивает, совершенствует, докучает
Учение с увлечением – счастливая жизнь
Закон
Развитие речи. Рассыпанные слова.
Составить предложение из слов: не стыдно учиться не знать стыдно не.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Как понимаете смысл пословицы?
К какому выводу подводит нас народная мудрость?
Сегодня мы с вами сделали ещё один шаг по лестнице успеха. Наша дорога к знаниям продолжается.
Рефлексия урока. Передача из рук в руки талисмана успешности (сердечко). У кого он в руках, тот говорит о плюсах и минусах своей работы на уроке, самого урока.
Домашнее задание:
Выписать из учебника литературы 10 предложений с обособленными определениями или приложениями.
Составить и записать 7предложений с обособленными определениями и приложениями.
Сочинение-миниатюра «Наш класс». /Включить в текст предложения с обособленными определениями и приложениями/.