Внеклассное мероприятие по литературе на тему Великая Отечественная война глазами К. Симонова
Великая Отечественная война глазами К. Симонова (Внеклассное мероприятие по предмету)
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 28 г.Симферополя
Пономаренко Ирина Владимировна
Оборудование: 1. Портрет К. М. Симонова 2. Выставка произведений поэта3. Подборка фронтовых фотографий Симонова 4. Военная хроника
5. Экранизация стихотворения Симонова «Жди меня»
6. Аудиозаписи «Симонов читает свои стихи»
Звучит в записи стихотворение Симонова»Убей его» (в исполнении автора)Учитель: О войне сказано, наверное, почти всё, немало и мы, люди 21 века, знаем о ней из фильмов и прочитанных книг, рассказов ветеранов и детей войны. Но почему-то снова и снова хочется прикоснуться к той великой эпохе, ощутить героизм тех, кто несмотря ни на что выстоял и победил. Сегодня мы поговорим о том, как поэты-очевидцы, активные участники войны и творцы победы показали нам тяжёлые будни военного лихолетья. Одним из них является К. М. Симонова, все четыре огневых года сражавшийся плечом к плечу с солдатами. 1 Ведущий: Константин Симонов вошёл в литературу стремительно как выразитель мыслей и чувств народа в самые тяжёлые моменты жизни. Летом 1939 года молодой поэт в качестве фронтового корреспондента выехал на театр военных действий в Монголию. Его влекла к себе героика борьбы. На Халхин-Голе он впервые встретился с реальными героями своих будущих произведений, увидел их в ратном труде. Отныне образы воинов, сражавшихся за Родину, становятся основными в творчестве Симонова-поэта, драматурга, прозаика. Надо отметить, что Константин Михайлович – один из немногих литераторов, обладавших таким богатством живых впечатлений и таким знанием армейской среды. Наверное, поэтому о войне он рассказал просто, но за всей этой простотой стоит мужество, стойкость и выносливость русского солдата. Он словно по зернышку собирал горсть всё то, что укрепляло надежды на будущее, веру в победу. 2 Ведущий: С первого дня Великой Отечественной войны поэт на фронте. Вместе с солдатами он прошёл трудными дорогами народного подвига, создавая «стихи, от которых сжимались кулаки, стихи, от которых хотелось или плакать, или скрежетать зубами,» - сказал А. Сурков. Лучшие произведения тех лет составляли сборники «С тобой и без тебя», «Лирика», «Война».
Их эмоциональное воздействие никогда не потеряет свой смысл. Чего стоит стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», посвящённое другу-поэту Алексею Суркову. Чтец (на фоне военной кинохроники читается стихотворение) 3 Ведущий: Написанное в 1941 году под непосредственными горькими впечатлениями трагического начала войны, оно отразило боль, страдание, горечь отступления армии с необычайной правдой. Обобщенным образом войны, огромного народного горя видится герой стихотворения «Майор привёз мальчишку на лафете» Этого седого мальчика поэт встретил на Минском шоссе июльским днём 41 года. У ребенка погибла мать, а отец вёз его вместе со своей батареей из-под Бреста. Мальчик видел столько горя, что «за десять лет ему зачтутся эти десять дней». Чтец (читает стихотворение «Майор привёз мальчишку на лафете») 4 Ведущий: В это же время Симонов написал стихотворение «Родина», которое лишь через несколько десятилетий приобрело широкую известность. В сознание народа навсегда вошли удачно найденные поэтом определения большой и малой Родины, раскинувшейся между тремя великими океанами. Чтец (читает стихотворение «Родина») 1 Ведущий: «Подобно электрическому току, - как сказал А. Сурков, - пронизало тысячи сердец стихотворение К. Симонова «Жди меня». Впервые было опубликовано в газете «Правда» в 1942 году, в самые трудные дни, когда решалась судьба страны, т.к. враг рвался к Москве. Это стихотворение приобрело неслыханную популярность, оно расходилось во множестве списков, уходило в письмах с фронта на фронт, перепечатывалось фронтовыми газетами. И всё это потому, что в столь небольшом, похожем на заклинание тексте поэту посчастливилось выразить мысли, чувства, великую сердечную боль миллионов мужчин и женщин, разлученных войной. Глубокий отклик в народном чувстве нашёл призыв ждать героя с фронта, во что бы то ни стало, верить в победу любви над смертью. Такое стихотворение
не могло не появиться, т.к. оно призвано было поддерживать народную веру в грядущую победу, веру воюющих в надёжность тыла.
Экранизация стихотворения»Жди меня»2 Ведущий: Великому фронтовому братству и его кодексу чести посвящено стихотворение «Дом в Вязьме». Накануне боя, перед лицом смерти люди очищаются от всего мелкого и суетного, им открываются простые и возвышенные истины: Навек забыли мы, как лгать, Как изменять, как быть скупым, Как над добром дрожать своим. Хлеб пополам, кров пополам – Так жизнь в ту ночь открылась нам. Поэт показывает, что такие нравственные нормы для тех, кто воевал, - это не что-то временное, она навсегда останутся с фронтовиками, они – их неотъемлемая часть. 3 Ведущий: Не только горе, смертный бой и великое мужество изображает поэт; тяжёлые годы войны обострили восприятие жизни, и Симонов пишет много стихов о любви и радости жизни – со всеми горестями и радостями, тревогами и обретениями. Стихотворение «Если бог нас своим могуществом» начинается с шуточного предположения: что взять с собой в рай? И оказывается, что земная жизнь во всех её проявлениях так дорога человеку, что он не может расстаться ни с какой самой малой малостью на земле. Чтец (читает стихотворение) 4 Ведущий: Военные стихи Симонова очень своеобразны: они почти всегда имеют сюжет, героя и конфликт, в них стремительно развивается действие, как в драме. Стихи похожи на маленькие одноактные пьесы или короткие повести, написанные на одном эмоциональном дыхании.
1 Ведущий: Военная тема настолько вошла в творчество поэта, что и после победы он не смог отойти от неё. В цикле «Друзья и враги» Симонов очень остро отразил боли уже послевоенного мира, таящего в себе возможности новых катастроф. Стихи всегда вели его туда, где «землю огибая, в дыму идёт передовая». Весь этот цикл говорит решительно нет войне, нет – смерти, нет – сиротству. Чтец ( стихотворение «Немец» из цикла «Друзья и враги»). 2 Ведущий: В конце Великой Отечественной войны К. Симонов высказал убеждение, что литература – это история войны, и призвана она рассказать о том, как была выиграна война, какой ценой достигалась победа. Автор остро ощутил теснейшую связь своей жизни с судьбой всей страны. Свои наблюдения, горькие размышления он высказал не только в стихах, но и в прозе. Его роман «Живые и мёртвые» - одно из самых правдивых произведения о войне, честно рассказавших о суровых, кровавых месяцах 1941 года, когда в хаосе и неразберихе армия отступала к востоку. Писатель не скрывает жестокой правда отступления. Так было! Но главное не это, а то, что в жутком хаосе то тут, то там возникали островки сопротивления как выражение стойкости духа, внутренней потребности остановить врага. Нарастание этого процесса очень ярко показано на примере одинокого красноармейца с двумя гранатами, двое суток не сходившего с поста; капитана-танкиста и его бойцов, только вырвавшихся из окружения и тут же занявших позицию в засаде; потрёпанном донельзя, но сохранившем боеспособность полку Серпилина и многом другом. Главное достижения автора в романе «Живые и мёртвые» - это отражение несгибаемой воли, духовной силы простого солдата, вынесшего на своих плечах всё, что принесла война. Со страниц романа воины-труженики говорят нам, читателям , сколько всего пережито и сколько жертв принесено; за каждым живым стоят десятки убитых, своей жизнью отплативших эту трудную победу. К нам, живущим, взывают погибшие, напоминая о том, что никак нельзя забыть. Учитель: Наше мероприятия мне бы хотелось закончиться словами ещё одного писателя-фронтовика А. Фадеева: «Эта война – особенная война, освободительная, справедливая война против самых реакционных сил
Заголовок 115