Программа курса внеурочной деятельности Краеведение и туризм 4 класс
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«КРАЕВЕДЕНИЕ И ТУРИЗМ»
Пояснительная записка
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из основных направлений развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьников. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином, как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы. Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим. Начинать процесс приобщения к малой родине надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек. Дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл фразы М.Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину». Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Особенность данной интегрированной программы в том, что на каждом занятии осуществляется практическая и развивающая направленность учебно – познавательной деятельности учащихся в естественной природной среде, что соответствует требованиям ФГОС (второго поколения). Самодеятельный пешеходный туризм - трудоемкий, но очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся. Такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность, за общее дело; учит бережному отношению к природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества, формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся. Последнее имеет особое значение для развития детей младшего школьного возраста. Многие из них начинают испытывать в школе вполне естественные и объяснимые сложности с учебной самоорганизацией. В сочетании с высоким авторитетом и большой ролью в жизни младшего школьника взрослых, к которым он обращается за помощью, это может способствовать нежелательному развитию у него привычки во всем полагаться не на самого себя, а на помощь и мнение взрослого. Склонность к стандартному поведению в сочетании со стремлением выглядеть в глазах взрослого не хуже других детей порождает конформизм младших школьников, а также ведет к возможному отказу от своего «Я сам». В силу этих обстоятельств одной из задач, которые стоят перед педагогами, является создание благоприятных условий для развития самостоятельности учащихся. С имеющимся за спиной пережитым опытом самостоятельности подростку легче будет решать новые задачи, легче проживать переходный возраст. Педагогам важно создать для учащихся подобное пространство, которое отвечало бы их насущным возрастным потребностям, и при этом было бы благоприятным для их нравственного развития. Взрослым надо поддерживать природное любопытство учащихся и желание все испытать самим, неуемную физическую энергию и страсть к приключениям и романтике, стремление к независимости. самостоятельности, потребности проявить себя среди других. В наибольшей мере перечисленным выше условиям соответствуют всевозможные формы организации жизнедеятельности школьников в естественной, природной, «нецивилизованной» необустроенной среде, в том числе самодеятельные туристские путешествия. Туристско-краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего школьного возраста, так и подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с воспитанием учащихся. Эта особенность туристско-краеведческой деятельности и положена в основу данной образовательной программы. Программа «Начала туризма и краеведения» ориентирована на детей категории: младшие школьники 1-4 классы и нацелена на обучение первоначальным туристским навыкам, ОФП младших школьников и воспитание у них самостоятельности.
Цель программы внеурочной туристско - краеведческой деятельности - Создание условий для включения в практическую туристическую деятельность младших школьников и воспитание всесторонне развитой коммуникативной личности.
Основные задачи программы:
1.Оздоровительная задача.
- Формирование понятия «Здоровье»
- Укрепление здоровья.
- Совершенствования физического развития.
2.Образовательная задача.
- Формирование навыков физической культуры как элемента здорового, активного образа жизни
- Приобретение школьниками знаний в области физической культуры и туризма, необходимых для самостоятельных занятий физическими упражнениями, в походах выходного дня, путешествиях по родному краю, сознательного использования их в повседневной жизни.
3.Воспитательная задача.
- Формирование у школьников устойчивого интереса к осознанной потребности в каждодневных занятиях физическими упражнениями и активным формам досуга.
- Содействие гармоничному развитию личности школьника, включая формирование духовных, эстетических и волевых качеств.
- Формирование и развитие экологического мышления
Объект: Учащиеся 1-4 классов
Предмет: программа внеурочной деятельности «Краеведение и туризм»
Место курса в учебном плане: 68 часов за год, 2 часа в неделю.
В образовательном процессе используются технологии:
- Исследовательские, здоровьесберегающие, экскурссии в природную среду, экологическое воспитание личности.
Приемы и методы:
Метод проектов и исследований; игровой; групповая работа, метод индивидуального подхода.
Основные формы организации учебных занятий:
- Тренировочные (физические упражнения, подвижные игры);
- Соревновательные (соревнования, конкурсы, эстафеты);
- Сюжетно – ролевая игра;
- Занятие - путешествие, экскурсия, ПВД, туристические походы
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
6) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
7) знакомство с основными нормами морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
8) элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Тульской области;
10) стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
11) любовь к родной школе, своему городу, селу, народу, России;
12) уважение к защитникам Родины;
13)умение отвечать за свои поступки;
Содержание программы 4 класс.
История родного края.
Программа имеет историческое и краеведческое направление и нацелена на расширение знаний ребёнка об истории малой родины. В курсе рассматриваются основные события истории посёлка. Дети знакомятся с государственной символикой, в частности с символикой Свердловской области, г. Асбеста, городского округа Рефтинский. Кроме того, в ходе занятий краеведческого кружка учащиеся выполняют разнообразные практические задания: организация словесного и художественного творчества: сочинительство небольших стихов, сказок; рисование по результатам экскурсий, наблюдений, представлениям;
Тематическое планирование
Количество
часов
Теория
Практика
Содержание деятельности
4 ч.
Что такое краеведение: зачем и как изучать свой край.
Туризм и его значение в духовном и физическом развитии ученика.
Понимать значение правил ведения здорового образа жизни, основных нормах гигиены. Понимать пользу физической активности (различные формы). Проявлять интерес к подготовке к походу .Осознание своего места в детском коллективе.
10 ч.
Рефтинский на карте. Наши соседи.
Поход - знакомство
Участвовать в совместной подготовке, осуществлении похода в осенний лес. Подбирать туристическую одежду и обувь.
С помощью руководителя выбирать место для бивуака. Определять место для костра, соблюдать нормы поведения в лесу, соблюдать правила обращения с огнем, гигиены. Знать содержимое Аптечки, уметь оказывать первую доврачебную помощь .Осознавать свое место и обязанности в детском коллективе. Уметь выделять положительные и отрицательные моменты похода собирать материал для гербария и делать зарисовки родной природы.
Территория, границы, географическое положение.
Быт юного туриста
Древнейшее прошлое нашего края
Сюжетно-ролевая игра «Мы туристы
Пройти туристический маршрут, ориентируясь по природным признакам и простейшей топографической карте»
10ч.
Моя семья.
Создание альбома об истории семей учащихся
Моя семья. Мои предки.
Все работы хороши – выбирай на вкус! (знакомство с профессиями родителей)
Кухня юного туриста
Составлять походное меню, соблюдать гигиену личной и групповой посуды. Под руководством руководителя готовить пищу на костре.
8ч.
История и традиции родной школы.
Туристские узлы и их назначение
Обучить простым узлам Игра «Узелок завяжется- узелок развяжется».
Посёлок, в котором мы живем.
Топография
Познакомить с топографическими знаками.
История возникновения посёлка
Как выглядел наш посёлок в начале своей жизни
6ч.
Здравствуй, музей!
Памятники. Памятные места
Главная улица посёлка .
20ч.
Природный комплекс Рефтинского
Ориентирование на местности
Обучить ориентированию на местности по природным признакам. Научить определять стороны горизонта.
Богатство нашей земли.
Разнообразие растительного мира. Лекарственные и опасные растения.
Преодоление препятствий
Обучить преодолению полосы препятствий.
Леса нашего края.
Экскурсия в природу.
Уметь художественно изображать окружающую природу
Заповедные места нашего края.
Животный мир нашего края
Походы выходного дня экскурсии
Закрепить первоначальные навыки и умения по туризму
Водоемы нашего края.
Река Рефт.
Поход-экскурсионный
Экскурсия в природу с целью проведения природоохранных акций «Очистим лес»,
«Внимание муравейник»,
«Чистый берег».
8ч.
История в лицах.
Фотоотчет о состоявшихся походах
Научить детей составлению простых отчетов о состоявшихся походах, фотоотчет.
Писатели, прославившие посёлок
4ч.
Народные традиции.
Легенды и были родного края.
Беседа «Интересные страницы родного края. Экскурсия в краеведческий музей.
2ч.
Итоговое занятие. Итоговый урок: игра «Исторический
калейдоскоп».
Безопасность юного туриста.
Обучить отдельным элементам оказания медицинской помощи в походных условиях. Беседа о правилах безопасности в походе.
Мини – исследовательские работы:
1.«Моё любимое дерево»;
2. Моё любимое животное»;
3.«Один день лета»
4. «Мое любимое растение Урала»;
6. «Любимый уголок родной природы»;
7. «Знакомая тропинка (описание туристической тропы)»;
8. «Времена года»;
9. «Я – и мое здоровье»;
10. «По туристким тропам родного края
11. Создание буклетов.
12 Создание презентаций.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение:
1.Примерная программа внеурочной деятельности – авторы П.В.Степанов, С.В.Сизяев Т.С.Сафронов.
.Путешествуем по Свердловской области автор Т.П. Нездолий Учебное пособие для начальной школы (1-3 кл.)
Справочник туриста, автор Ю. А. Штюрмер, М – Профиздат
Сборник « Кодекс туриста»
.Энциклопедия туризма, авторы Ю. Н. Федотов, И.Е. Востоков
Туристское оборудование и снаряжение
Групповое (бивуачное): палатка (одноместная - для хранения продуктов питания, две четырехместных для мальчиков и девочек), тент, рюкзак туристический;
Костровое: 2 котелка, поварешка, фляжка для питьевой воды;
Комплект для спортивного ориентирования - компас, планшетка, фонарик, часы, топографические карты местности, карандаш, линейка, транспортир, листы ватмана.
Медицинская аптечка, фотоаппарат.
Личное: Рюкзак туристический, спальник, одежда, обувь, посуда.
Спортивный инвентарь: мячи волейбольные, баскетбольные, футбольные; скакалки; перекладина, канат гимнастический; секундомер.
15