Реализация личностно — ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно — коммуникативных технологий


Реализация личностно-ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий
Без сомнения, все наше знание
начинается с опыта.
И.Кант
Тема самообразования, над которой я работаю, - «Реализация личностно-ориентированного обучения на уроках математики через использование ИКТ». Эта тема была выбрана мной неслучайно. Одной из ведущих потребностей, в том числе личности ребенка, является потребность в самореализации. Она выступает внутренним стимулом человеческой деятельности. Создание условий для развития личности, способной к самореализации, - основная задача современной школы. Личностно-ориентированный подход является наиболее эффективным в создании необходимых условий для полноценного развития личности, так как в его основе заложены гуманистические идеи сотрудничества, диалога, индивидуализации, полноценного развития личности. Введение личностно-ориентированного обучения в учебный процесс подразумевает индивидуальную деятельность учителя по проектированию учебной деятельности и ее практической организации на уроках математики с учетом личностных возможностей учащихся. Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет учителям реализовать свои педагогические идеи, представить их вниманию коллег и получить оперативный отклик, а учащимся дает возможность самостоятельно выбирать образовательную траекторию – последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний. Так реализуется важнейшее требование современного образования – выработка у субъектов образовательного процесса индивидуального стиля деятельности, культуры самоопределения, при которых происходит их личностное развитие.
Основная задача современного образования – не столько давать ученику знания, сколько научить получать эти знания. XXI век – век высоких компьютерных технологий. Компьютер уже давно и прочно вошел в нашу жизнь. Наступило время, когда без него нельзя представить себе и общеобразовательную школу. Быстрое развитие компьютерных технологий и мультимедийных средств заставляет учителей использовать все это многообразие на уроках. Информационные технологии открывают доступ к различным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы учеников, дают большие возможности для творчества учащихся и педагога, позволяют реализовать новые формы и методы обучения. При организации учебного процесса информационные технологии становятся средством активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими более высоких образовательных результатов. При этом одновременно ставится цель устранения перегрузок учащихся. Реализация всех этих задач возможна только при активном внедрении современных образовательных технологий, в том числе информационных.
Под термином «информационные технологии» понимаются процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Информационные технологии характеризуются средой, в которой осуществляются, и компонентами, которые они содержат:
- техническая среда (вид используемой техники для решения основных задач);
- программная среда (набор программных средств);
- предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);
- методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности и др.).
Информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера.
Что же нужно, чтобы урок прошел с использованием ИКТ?
Во-первых, оборудование. Как минимум один компьютер, в идеале – автоматизированное рабочее место преподавателя, несколько рабочих мест для учеников, видеопроектор, интерактивная доска.
Во-вторых, учитель, который владеет навыками работы на компьютере, знаком с правилами работы с мультимедийным проектором, интерактивной доской.
В-третьих, компакт-диски с цифровыми образовательными продуктами. Как показывает опыт, уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а наоборот, делают общение ученика с учителем более содержательным, индивидуальным и деятельным. Использование ЭВМ на уроках математики экономит время, повышает мотивацию учащихся и эффективность учебно-познавательного процесса. Учитель – основное действующее лицо на уроке. Поэтому компьютер и мультимедийные средства надо рассматривать как инструмент обучения. Помощь от этого инструмента существенна.
Сравнение параметров урока
Параметры урока Урок с использованием ИКТ Традиционный урок
Передача информации Учащиеся получают информацию более насыщено, наглядно Объяснение учителем, самостоятельное изучение параграфа по учебнику, использование таблиц
Темп работы Каждый ученик работает в своем темпе, задания и мультимедийные средства учитывают индивидуальные особенности обучаемых, исходный уровень их знаний и умений Учитель использует темп работы, который подходит для большинства учеников в классе.
Обратная связь с учеником Осуществляется в процессе объяснения, закрепления Текущий контроль.
Опираясь на исследования ученых, можно выделить три основных формы использования компьютерных программ:
- уроки с компьютерной поддержкой;
- самостоятельная работа учащихся с программой;
- дистанционное обучение (взаимодействие учителя и ученика через компьютерные сети).
На уроках с использованием ИКТ, также как и на других уроках, учителю приходится решать следующие задачи:
- дидактическая (подготовка учебного материала урока, подбор компьютерной программы);
- методическая (определить методы использования ИКТ при объяснении темы, анализ результатов урока, постановку следующей учебной цели);
- организационная (организовать работу, избегая перегрузки учащихся и нерациональной траты времени);
- учебная (выработать и закрепить у учащихся знания по рассматриваемой теме, умения и навыки работы с предложенной программой).
Исходя из вышеперечисленных задач, можно сказать, что методика подготовки уроков с использованием компьютерных программ включает в себя следующие этапы:
- постановка задачи учителем (анализ данных по конкретному классу, определение методов и форм работы с классом в целом и отдельными учениками);
- самостоятельная работа учителя по разработке компьютерной программы или использованию готового цифрового образовательного ресурса;
- использование подготовленной программы на различных этапах урока;
- проведение тестового контроля (тематического, промежуточного, по итогам урока) с помощью тестовой оболочки;
- внедрение программы для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время;
- анализ урока с целью корректировки содержания следующего урока в этом классе, например, определить, что было не усвоено, и вернуться к этому позднее.
Применение ИКТ на уроках математики дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы (отсутствие письменных заданий), проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.
При условии систематического использования электронных обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой.
Для подготовки и проведения уроков алгебры, геометрии, математики возможны следующие методы по использованию цифрового образовательного ресурса на уроке.
По изучению нового материала
1. Фронтальная работа с классом.
Учитель объясняет материал, используя интерактивную доску или мультимедийную презентацию для демонстрации графиков, иллюстраций, алгоритмов. Такие презентации незаменимы на уроках геометрии, особенно при решении стереометрических задач: можно любую геометрическую фигуру с помощью интерактивной доски повернуть, выполнить дополнительные построения, задач ее в объеме, сделать чертеж на плоскости, показать решение задачи на построение. В алгебре при объяснении темы «Графики функций» можно наглядно показать движение графиков по оси абсцисс и оси ординат. В младших классах с помощью анимации можно наглядно смоделировать ситуацию, описанную в задаче и т.д.
2. Самостоятельная работа учащихся с электронным изданием.
Ученик получает от учителя:
1) план изучения нового материала;
2) промежуточные контрольные вопросы;
3) шаблон изучения темы для заполнения.
Ученик самостоятельно работает с электронным изданием.
Отработка учебных навыков по теме
1. Фронтальный опрос.
Ученик использует проектор с презентацией учебных материалов без звукового сопровождения, ученики их озвучивают.
2. Самостоятельная работа учащихся с математическими тренажерами и обучающими программами по алгебре, геометрии, математике.
Обучающие программы обеспечивают восприятие материала каждым учеником, так как каждый в своем темпе (что немаловажно), самостоятельно продвигается по учебному материалу. Не усвоив текущего материала, не перейдешь к следующему – компьютер не позволит. Учитель имеет возможность скорректировать работу ученика, помочь более слабым учащимся. Действия ученика при этом следующие:
1) самостоятельно (или в паре) решает задачу на компьютере;
2) повторяет решение, отключив подсказки;
3) решает аналогичную задачу в тетради и проверяет решение, вызвав «шпаргалку» на компьютере;
4) решает аналогичную задачу, предложенную учителем на оценку, или составляет сам аналогичную задачу и решает ее на оценку.
Занятия-практикумы
1) Ученики получают задания или вопросы по изучаемой теме, сформированные в виде 3-х блоков (по 4-5 вопроса в каждом) с разным уровнем сложности (на оценку «3», «4», «5»);
2) ученики выбирают уровень сложности и 30 минут готовятся по данным задачам, могут использовать электронные средства как помощь, при этом учащихся можно объединить в пары, группы для совместного решения;
3) в оставшееся время учитель выборочно дает каждому ученику 1-2 задания на выбранную оценку;
4) ученик представляет решение и получает оценку.
Лабораторные работы
Учащиеся с помощью специальных компьютерных программ могут выполнять различные построения, чертежи.
Так в 8 классе я провожу лабораторную работу по геометрии на тему «Вписанная и описанная окружности», в 10 классе – «Построение графиков тригонометрических функций с помощью преобразований».
Самостоятельная работа учащихся
1. Работа с цифровыми образовательными ресурсами по устранению пробелов в знаниях (после пропуска уроков по болезни). В данном случае от учителя требуется составление плана работы ученика с электронным ресурсом и обычным учебником.
2. Самостоятельная домашняя работа учащихся по подготовке к контролирующим мероприятиям с использованием цифровых образовательных ресурсов.
3. Подготовка учащимися проектов.
Контроль знаний
Контроль знаний с использованием компьютерных тестов (компьютер выдает % выполнения задания, ошибки, оценки). Я в своей работе пользуюсь бесплатными программами из сети Интернет. Например, программа-тренажер «Действия с обыкновенными дробями» (автор С.А.Ермолин) позволяет за короткое время объективно проверить знания учащихся по данной теме. Программа проста в эксплуатации, после каждого пройденного задания по этой программе учащиеся получают оценки. В 10 классе для контроля ЗУН я использую тренажер «Тригонометрия. Устные упражнения», который тоже позволяет быстро осуществить контроль по данной теме. При подготовке к ВОУД по геометрии в 9 классе я использовала презентацию-тренажер «Решение задач на готовых чертежах». Цель этой презентации – повторение, систематизация и обобщение учебного материала по геометрии за 7-8 классы. Можно использовать программу «Конструктор тестов», которая позволяет учителю самому составить разноуровневые тесты по любой теме с использованием рисунков, графиков, схем. При проведении уроков использую обучающие программы, а также программное обеспечение для интерактивной доски SMARTBORD, материалы, размещенные на сайте педагогического журнала «Коллеги», тесты на образовательных сайтах www.testent.ru, http://uztest.ru, www.ege.edu.ru, www.fipe.ru. На различных сайтах есть возможность пройти тестирование по различным образовательным модулям, на разных уровнях изучения.Исходя из вышесказанного, можно сформулировать ожидаемые результаты обучения с использованием компьютера на уроках математики:
- развитие межпредметных связей математики и информатики;
- формирование компьютерной грамотности;
- развитие самостоятельной работы учащихся на уроках;
- формирование информационной культуры, творческого стиля деятельности учащихся;
- подготовка учащихся к использованию информационных технологий и других информационных структур в образовании.
- реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.
Эффективность урока во многом зависит от безопасности и оптимальности режимов применения технических средств обучения. Поэтому нужно помнить о длительности работы с техническими средствами (при непрерывной работе за компьютером или с интерактивной доской: для учащихся 8-9-х классов – 25 минут, 10-11-х классов – 30 минут).
При подготовке к урокам, я всегда в первую очередь рассматриваю целесообразность использования ИКТ на данном этапе. Мною замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда я использую на уроке средства ИКТ. Даже самые пассивные включаются в работу. Практика использования информационных технологий подтверждает теоретические предположения, что они способствуют:
- развитию аналитических способностей (анализ информационных моделей, сравнение, обобщение);
- развитию психических функций (логическое мышление, память, внимание, воображение, восприятие);
- формированию коммуникативных навыков;
- развитию умения строить информационные модели изучаемых процессов;
- развитию умения предвидеть последствия принимаемых решений и делать правильные выводы;
- готовности к самостоятельной работе.
С использованием информационных технологий обучения повышается интерес у ребят к математике, обеспечивается объективность в оценке знаний учащихся, снижается трудоемкость процесса составления контрольных и экзаменационных работ. Использование информационных технологий на уроке способствует повышению качества знаний, расширяет горизонты школьной математики. Кроме того, компьютер готовит учащихся к жизни в современных условиях, к анализу большого потока информации и принятию решений.
Но, как отмечает Крейг Барретт: «Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!», и, наверное, с этим мы согласимся. Только соединение информационных технологий и инновационных педагогических методик способно повысить эффективность и качество образовательных программ, усилить адаптировать системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся, что является одним из основных принципов государственной политики к области образования.
Использованная литература:
1. Жанпеисова М.М. Модульная технология как средство развития ученика. – Алматы, 2001.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Интернет-ресурсы:
1. Полякова О.А. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе. – http://aleshko.ucoz.kz.
2. Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении алгебры и начал анализа. – www.slideshare.net3. Математики. Приложение к газете «1 сентября» - www.1september.ru4. Образовательный сайт Казахстана «ТестЕНТ» - www.testent.ru5. Официальный информационный портал ЕГЭ – www.ege.edu.ru6. Применение информационных технологий для повышения эффективности обучения математике. – http://aleshko.ucoz.kz7. Преподавание математики с использованием ИКТ. – http://aleshko.ucoz.kz8. «Школа». Казахстанский интернет-портал – http://teacher-almaty.clan.su