Экскурсия в природу Прекрасное рядом
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Большедолженковская средняя общеобразовательная школа»
Октябрьского района Курской области
КОМПЛЕКСНАЯ ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ
«ПРЕКРАСНОЕ РЯДОМ»
Биология - 6 класс
Учитель биологии Алиева Т.В.
Село Большое Долженково 2013
Комплексная экскурсия в природу “Прекрасное рядом”
Цель: при непосредственном общении с природой и познании живых объектов в естественных местах их обитания создать условия для вооружения обучающихся ценностями, смыслами, побуждениями развития творческого воображения, чувства любви к природе, родному краю.
Оборудование: блокноты, альбомы, карандаши, пакеты.
Ход урока
I.Организационный момент. 3 минуты
Допело лето свой куплет прощальный
По нотам-ласточкам на проводах
Со звоном колокольчиков печальным
И шепотом колосьев на полях.
Уж осень движется по всем дорогам
В огромной золоченой колеснице
Красива и грустна немного
Все наряжает в ярки ситцы.
Итак, у нас осень, мы у школы, мы учителя и ученики. У нас общение с ПРИРОДОЙ. Мы находимся на планете - Земля, на материке - Евразия, в части света - Европа, в стране - Россия, в области Курской, в районе Октябрьском, в селе - Большое Долженково, в микрорайоне школы - ул. Новая 3. На карте земного шара это всего лишь маленькая точка. Мы видим и слышим друг друга, окружающих нас живых организмов и неживую природу.
Ни одно живое существо на нашей планете не может существовать само по себе. Между живыми организмами постоянно возникают различные взаимоотношения. Какие и почему? Почему эти? Нам предстоит исследовать окружающее нас пространство - наш любимый школьный парк со всеми живыми и неживыми объектами в условиях осени. Мы увидим, услышим, понюхаем, пощупаем, узнаем, осмыслим по-новому давно знакомый уголок.
Но чтобы не было никаких чрезвычайных ситуаций мы должны помнить правила поведения в природе: не шуметь, не лазать по деревьям, не пугать животных, не ломать растения, не разбегаться в неизвестном направлении.
II.Самостоятельная работа в природе.
Наш парк состоит из совокупности взаимосвязанных между собой четырех царств живых организмов, неживой природы и почвы - биокосного вещества. Поэтому первое задание по изучению почвы.
Разделитесь на 4 группы. Каждая группа получает карточки с заданиями.
1-я и2-я группы изучают часть парка, расположенную слева от школьного крыльца.
3-я и4-я группы изучают часть парка, расположенную справа от школьного крыльца.
Задание 1. Изучение почвы.
А.Работа с карточками 1 и 2. ( 5 минут). Б. Обсуждение результатов исследования.(1-2минуты)
Задание 2. Изучение воздуха.
А. Работа с карточкой 3.(7 минут) Б. Обсуждение результатов исследования.(1-2минуты)
III.Переменка – минутка (1-2 минуты)
Математическая задача:
Шла из лесу тетя Зина
Сто грибов несла в корзине.
Подошел Лисичкин Колька
--Тетя Зина, белых сколько?
--Сыроежек много было,
Я считала, но забыла.
Белых меньше в десять раз.
Это помню как сейчас.
Есть тут парочка маслят
И десяточек опят…
--Ну а белых, белых сколько?
--Вот не помню, да и только.
Кто подскажет тете Зине,
Сколько беленьких в корзине?
IV.Самостоятельная работа в природе.
Задание 3. Изучение живых объектов.
Возможно некоторые живые объекты вам неизвестны или малознакомы. С работой по изучению этих объектов вам помогут обучающиеся – консультанты: миколог, зоолог, ботаник.
А. Работа с карточкой 4. (5 минут). Б. Обсуждение результатов исследования.(1-2минуты)
Задание 4. Изучение жизненных форм растений.
А. Работа с карточкой 5. (6 минут). Б. Обсуждение результатов исследования.(1-2минуты).
Задание 5. Осень в школьном парке.
Небосвод над желтою осиной
Хрупкий и бездонно синий
Рисует осень, кистью не взмахнув.
Лохмотья облаков белее ваты
Сгоняет в кучи ветер нагловатый
Играет с ними, листьями швырнув.
А. Работа с карточкой 6. (6 минут). Б. Обсуждение результатов исследования.(1-3минуты).
V.Рефлексия
Беседа по вопросам:
Узнали ли вы что – либо новое о своем школьном парке? О чем вы хотели бы еще узнать? Какие формы работы вам понравились? Как вы можете оценить свою активность при выполнении заданий? Какое настроение у вас было на экскурсии?
VI.Задание на дом
1.Выполнить задание по карточке 5 (работа в своем саду)
2.Написать сочинение или нарисовать рисунок «Осень в школьном парке»
Карточка 1.
Определите механический состав почвы, используя таблицу 1. Отметьте результат в таблице.
Таблица 1. Определение механического состава почвы пробой на скатывание шнура
Механический состав почвы Вид образца при испытании Исследуемая почва
Шнур не образуется - песок Шнур при скатывании распадается на части - супесь Шнур распадается на части при раскатывании - легкий суглинок Шнур легко образуется, но при свертывании в кольцо распадается - средний суглинок Шнур легко скатывается, при свертывании в кольцо дает трещины - тяжелый суглинок Шнур легко скатывается в кольцо без трещин - глина
Карточка 2
Установите степень влажности почвы, используя таблицу 2. Отметьте результат в таблице.
Таблица 2. Определение влажности почвы
Степень влажности Результаты пробы Исследуемая почва
Мокрая почва При сжатии почвы в комок вода просачивается между пальцами Сырая почва При сжатии почвы рука сыреет, но вода не просачивается Влажная почва При сжатии в комок слипается, сохраняя форму, после подсыхания значительно светлеет Слегка увлажненная почва Не пылит, но холодит руку, светлеет при подсыханииСвежая почва Не пылит, при сжатии крошится Сухая почва Пылит, при соприкосновении не холодит руку
Карточка 3
Исследуйте выбранный вами участок. Найдите на коре деревьев разные виды лишайников. Сравните свои результаты с таблицей. Определите класс загрязнения воздуха, отметьте его в таблице.
Исследование воздуха методом лихеноиндикацииЧисло видов Цвет и характер роста Класс загрязнения Исследу- емый воздух
Серый накипной Серый кустистый Серый листоватыйЖелтый накипной Желтый листоватый6 + ++ + + + I 4 + + + + II 3 + + + III 2 + + IV 1 + V-VI Примечание: римскими цифрами обозначены:
идеально чистый воздух;
чистый воздух;
относительно чистый воздух (норма);
загрязненный ("тревога");
грязный ("опасно");
очень грязный ("вредно").
Карточка 4.
Царства живых организмов
Объект живой природы царство Значение в природе Значение для человека
Карточка 5.
Жизненные формы растений
Название растения дерево кустарник Полу-кустарник трава
однолетняя двулетняя многолетняя
Вспомните пословицы или поговорки, в которых есть названия растений.
Карточка 6.
Творческие задания.
По желанию выберите для себя задание:
А. Допишите двустишье. 1. Осенью листья желтеют
……………………………………………………
2. Рисует осень, красок не жалея
……. ………………………………………..
Б. Напишите маленький рассказ об осени и своих чувствах.
В. Соберите красивый букет из листьев.