Рабочая программа внеурочной деятельности Кубаночка для 2 класса
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 г.Усть-Лабинска
муниципальное образование Усть-Лабинский район
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
протокол №1 от 30 августа 2013 года
Председатель _______ Ивлева И.В.
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
Рабочая программа внеурочной деятельности
комплексная
«Кубаночка»
1 год
7-8 лет
Составители Можарова С.Н.,
учитель начальных классов
1.Пояснительная записка.
Программа курса по внеурочной деятельности ориентирована на следующие направления: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися второго класса. Курс включает 5 модулей (170 часов), направленных на организацию знакомства учащихся с окружающим миром и вхождением в социальное пространство. Программа рассчитана на 1 учебный год 2013-2014. Такая организация курса внеурочной деятельности позволяет педагогу последовательно или выборочно проводить данные модули в течение учебного года.
Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим. Поэтому на данном этапе развития современной России особенно актуален вопрос о гражданско-патриотическом воспитании.
В условиях модернизации российского образования проблема гражданского воспитания становится одной из актуальных на сегодня. Она ныне обретает новые подходы и критерии и является составной частью целостного процесса адаптации и жизненного самоопределения личности. В связи с этим стержнем воспитания теперь является формирование социально необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов активной гражданской позиции обучающихся. Гражданственность не дается сразу, она формируется постепенно, по мере складывания и развития личности.
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания определяется:
противоречием между потребностью общества в личности настоящего гражданина и отсутствием государственной системы воспитания гражданина;
потребностью общества в переводе общественного сознания на общечеловеческие ценности как одного из условий воспитания школьника.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота своей Родины с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанных целей решаются следующие задачи:
- овладеть учащимся знаниями об Усть-Лабинском районе, в котором проживают;
- формировать сознание школьников на основе культурно- исторических, духовных ценностей;
- формировать у обучающихся активную жизненную позицию;
- формировать у детей потребности совершать добрые дела и поступки;
- изучать историю и культуру отечества и родного края;
-воспитывать патриотизм, гражданственность, бережное отношение к традициям, культуре и истории народов Кубани;
- стимулировать умение совершенствоваться в коллективе;
- развивать чувство сопричастности к окружающему;
- развивать такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
В основу программы были положены следующие педагогические принципы и подходы:
1) Принцип целостного подхода к развитию личности – в сочетании коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
2) Принцип развивающего характера деятельности - в организации деятельности посильной для конкретной личности, определение четко выраженного результата деятельности, стимулирование творчества и самостоятельности.
3) Принцип природосообразности – принимать ребенка таким, каков он есть. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти.
4) Принцип сотрудничества - работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия.
5) Личностно – ориентированный подход – уважение личности, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям, к его духовной жизни, к мотивам его поведения
Для реализации программы предлагаются следующие методы : наглядный, словесный, практический. Наглядный метод просмотр фильмов, слайдов, презентаций; экскурсии в школьный музей, музей станицы ; наблюдения; экскурсии по станице; целевые прогулки; Словесный метод чтение стихотворений; беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; ответы на вопросы педагога, детей; сообщение дополнительного материала; работа над загадками; рассматривание наглядного материала; рассказы детей по схемам, иллюстрациям; разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; Практический метод проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин; проведение экскурсии различной направленности; организация вечеров с родителями, для родителей.
Предполагаемые формы организации внеурочной деятельности.
Организации работы по программе в основном – коллективная, индивидуальная формы работы. Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.
Используются теоретические и практические занятия (внеурочная, внешкольная).
2.Учебно-тематический план
№
Наименование разделов,
тем
Всего, час
Количество часов
Планируемые результаты
Аудитор
ные
Внеауди
торные
I
Общеинтелектуальное направление «Умники»
22
10
12
Интеллектуальный марафон «Совёнок»
4
2
2
Подготовка к мероприятию: Интеллектуальный марафон « Совёнок»
2
Поиск интересной информации в библиотеке, в интернете и ознакомление с ней
Проведение мероприятия: Интеллектуальный марафон «Совёнок»
1
Одержать победу в интеллектуальном марафоне «Совёнок», выпустить газету по итогам марафона.
Анализ мероприятия: Интеллектуальный марафон «Совёнок»
1
Проводят анализ участия в мероприятии, составление заданий для одноклассников
Общешкольная конференция «Я помню! Я горжусь!».
4
1
3
Подготовка к общешкольной конференции «Я помню! Я горжусь!».
2
Подбор материала о героях великой Отечественной войны.
Сходить к ветеранам, оказать им помощь.
Проведение общешкольной конференции «Я помню! Я горжусь!».
1
Защищают свои работы, выпускают буклеты, альбомов.
Анализ общешкольной конференции «Я помню! Я горжусь!».
1
Выступление перед одноклассниками. Выставка рисунков о войне
Конкурсная эрудит - программа «Эрудит»
3
2
1
Подготовка программы «Эрудит»
1
Подбор заданий к конкурсу
Проведение программы «Эрудит»
1
Выступление.
Анализ программы «Эрудит»
1
Сочинение «Что должен уметь ученик». Представление сочинений перед одноклассниками
Интеллектуальный марафон «Флора и фауна нашего края»
4
1
3
Подготовка к интеллекту-альному марафону «Флора и фауна нашего края»
2
Посещение библиотеки с целью узнать больше о крае.
Проведение интеллекту-ального марафона «Флора и фауна нашего края»
1
Участие в игре
Анализ мероприятия
1
Анализ игры и составление загадок и ребусов для одноклассников.
Конкурс презентаций «Профессии моих родителей»
4
2
2
Подготовка к конкурсу презентаций «Профессии моих родителей»
2
Сбор материалов о профессиях. Фото.
Проведение конкурса презентаций «Профессии моих родителей»
1
Представление презентаций на конкурсе.
Анализ конкурса презентаций «Профессии моих родителей»
1
Анализ выступлений, показ для одноклассников
Игра «Мульти-Пульти»
3
2
1
Подготовка к игре «Мульти-Пульти»
1
Просмотр мульфильмов.
Проведение игры «Мульти-Пульти»
1
Участие в игре
Анализ игры «Мульти-Пульти»
1
Анализ знаний о мультфильмах, выполнение зарисовок, выставка рисунков
II
Общекультурное направление
«Волшебный мир»
68
25
43
Конкурс осенних букетов.
3
1
2
Подготовка к конкурсу осенних букетов.
1
Сбор природного материала
Проведение к конкурса осенних букетов.
1
Участие в выставке
Анализ конкурса осенних букетов.
1
Анализ выставки, выступление с сочинениями «Золотая осень»
Фестиваль творчества «Золотая осень» (поделки, букеты, рисунки).
3
2
1
Подготовка к фестивалю творчества «Золотая осень»
Сбор информации, природного материала для поделок
Проведение фестиваля творчества «Золотая осень»
Участие в конкурсе, одержать победу в конкурсах.стихов.
Анализ фестиваля творчества «Золотая осень»
Анализ участия – что понравилось.
Образовательная игра «Мы разные, но мы вместе». Новогодние традиции, песни, танцы. Новогодняя мишура: подготовка к празднованию нового года. Новогодние утренники «Здравствуй, Дедушка Мороз!». Фабрика игрушек Деда Мороза, Новогодняя ярмарка.
7
5
2
Подготовка к Новогоднему утреннику
2
2
Научатся хоровым песням, водить хороводы, больше узнают о празднике. Научатся изготавливать ёлочные украшения.
Проведение Новогоднего утренника
1
Участие в утреннике.
Анализ праздника
1
Анализ праздника, что запомнилось – нарисуй! Выставка рисунков
«Я- зритель» (4 поездки на каникулах)
32
4
28
Подготовка к посещению драмтеатра
4
Повторят правила поведения в автобусе во время поездки и поведение в театре. Узнать о спектакле
«Я - зритель» в театре драмы
24
Просмотр спектакля.
Анализ просмотра спектакля
4
Анализ просмотра спектакля. Кто из героев понравился? Почему?
Экскурсии в музей боевой славы школы и города
6
4
2
Подготовка экскурсии в музей боевой славы школы и города
1
Сбор материала о героях города Усть- Лабинска
Проведение экскурсии в музей боевой славы школы и города.
4
Участие в экскурсии.
Анализ экскурсии в музей боевой славы школы и города
1
Выпуск газеты по группам, что запомнилось.
Конкурс « Читатель года», посвященный Международному Дню детской книги
4
2
2
Подготовка к конкурсу « Читатель года»
1
Подбор материала к конкурсу
Проведение конкурса
« Читатель года»
2
Участие в конкурсе
Анализ конкурса
« Читатель года»
1
Выставка прочитанных книг и доклады
КВН «А ну-ка, мальчики!»
3
2
1
Подготовка к КВНу «А ну-ка, мальчики!»
1
Сбор информации о военных профессиях
Проведение КВНа «А ну-ка, мальчики!»
1
Участие в конкурсе.
Анализ КВНа «А ну-ка, мальчики!»
1
Анализ КВНа, награждение. Фотовыставка.
КВН «А ну-ка, девочки!»
3
2
1
Подготовка к КВНу «А ну-ка, девочки!»
1
Сбор информации о профессиях мам и их домашней работой.
Проведение КВНа «А ну-ка, девочки!»
1
Участие в конкурсе
Анализ КВНа «А ну-ка, девочки!»
1
Анализ КВНа, награждение. Фотовыставка.
Рождественские посиделки
3
1
2
Подготовка к рождественским посиделкам
1
Сбор информации из интернета и библиотеке о празднике
Проведение рождественских посиделок
1
Участие в посиделках
Анализ рождественских посиделок
1
Выступление перед одноклассниками с мини сочинениями «Что такое рождество»
Образовательная игра «Мы разные, но мы вместе». Праздники и народные игры.
4
2
2
Подготовка к образовательной игре «Мы разные, но мы вместе». Праздники и народные игры.
2
Сбор информации об играх и разучивание их
Проведение образовательной игры «Мы разные, но мы вместе». Праздники и народные игры.
1
Участие в игре
Анализ образовательной игры «Мы разные, но мы вместе». Праздники и народные игры.
1
Анализ участия. Разучивание понравившихся игр
III
Социальное направление «Путь к успеху»
21
12
9
Акция «Доброе дело» ко Дню пожилых людей.
3
1
2
Планирование акции «Доброе дело» ко Дню пожилых людей.
1
Узнают о важности оказания помощи
Проведение акции «Доброе дело» ко Дню пожилых людей.
1
Помогут пенсионерам
Подведение итогов «Доброе дело» ко Дню пожилых людей.
1
Анализ работы и сделают открытки для пожилых людей
Акция «Мир добрых сердец».
3
1
2
Планирование акции «Мир добрых сердец».
1
Узнают о важности оказания помощи
Проведение акции «Мир добрых сердец».
1
Помогут пенсионерам
Подведение итогов «Мир добрых сердец».
1
Фотовыставка проведённых дел, презентации
Акция «Кормушки для птиц»
3
3
Планирование акции «Кормушки для птиц»
1
Выяснить зачем нажны кормушки для птиц
Проведение акции «Кормушки для птиц»
1
Отличная подготовка акции
Подведение итогов акции «Кормушки для птиц»
1
Награждение победителей
Акция «Помоги маме»
3
1
2
Планирование акции «Помоги маме»
1
Продумать, какую помощь можно оказать мамам
Проведение акции «Помоги маме»
1
Оказание посильной помощи
Подведение итогов акции «Помоги маме»
1
Выступление с презентацией.
Акции «Чистый школьный двор» (3 раза в год)
9
6
3
Планирование акции « Чистый школьный двор»
3
Распределение обязанностей, подготовка инвентаря.
Проведение акции « Чистый школьный двор»
3
Уборка школьного двора
Подведение итогов акции
« Чистый школьный двор»
3
Анализ проведённого дела. Фотовыставка школьного двора
IV
Духовно- нравственное направление
«Дорогою добра»
41
19
25
Единый Всекубанский классный час «Олимпийский старт Кубани»
3
1
2
Подготовка к классному часу «Олимпийский старт Кубани»
1
Подбор материала в библиотеке, интернете
Проведение классного часа «Олимпийский старт Кубани»
1
Участие в классном часе
Анализ классного часа «Олимпийский старт Кубани»
1
Анализ мероприятия. Выставка рисунков – олимпийские символы.
Акция «Школа против террора»
3
1
2
Планирование акции «Школа против террора»
1
Повторим правила поведения при теракте, правилами эвакуации во время теракта.
Проведение акции «Школа против террора»
1
Эвакуация
Анализ акции «Школа против террора»
1
Составление теста для одноклассников по правилам эвакуации
День рождения Краснодарского края. Викторина.
3
2
1
Подготовка к викторине «День рождения Краснодарского края»
1
Познакомятся с историей края и повторят изученное.
Проведение викторины «День рождения Краснодарского края»
1
Участие в викторине
Анализ проведения викторины «День рождения Краснодарского края»
1
Анализ мероприятия. Выставка рисунков – символика края
Праздник «День города»
4
2
2
Подготовка к празднику «День города»
1
Рисунки, изготовление поделок
Проведение праздника «День города»
2
Участие в выставке рисунков, поделок
Анализ праздника «День города»
1
Анализ мероприятия. Награждение.
Вступление в ряды юных Жуковцев
4
2
2
Подготовка к вступлению в ряды юных Жуковцев.
1
Подбор материала, разучивание гимна