«Развитие творческих способностей у детей на уроках и внеклассных мероприятиях в начальной школе»

МБ НОУ «Гимназия №70»











Тема: «Развитие творческих способностей у детей на уроках и внеклассных мероприятиях в начальной школе»


Выполнила:
Супруненко Елена Петровна
учитель начальных классов

























Новокузнецк 2013

Воспитание ребенка сложно и многоступенчато. А воспитание средствами искусства и развитием творческих способностей – это лишь шаг в нескончаемом стремлении человека к познанию прекрасного.
Тяготение человека к красоте также естественно, как стремление к счастью, здоровью, радости. Детям интересно всё – они внимательно приглядываются к окружающему миру, остро чувствуют уродливое, безобразное, доброе и хорошее.
Развитие в ребенке творческой личности, это не только формирование определенного отношения к искусству, но и формирование хорошего отношения к природе, другим людям, к себе, к своим и чужим поступкам, ко всем видам созидательной человеческой деятельности. Ведь развитие в человеке творческих способностей очень многогранно.
Школьник учится понимать язык искусства. Он начинает понимать условность поэтического слова, в отличие от бытовой и прозаической речи, привыкает к условностям пения, танца, сценического исполнения, живописной формы и так далее. Но воистину понимать мир творчества в его сложности и многокрасочности может только человек, постоянно развивающийся в этой области.
Цель работы – развитие активного, самостоятельного, творческого мышления, чтобы учащиеся применяли полученные знания в новых, нестандартных условиях. Развитие мыслительной деятельности учащихся тесно связанно со знаниями и способами их приобретения, то есть степенью мыслительной активности в ходе оперирования знаниями.
Мыслительная деятельность учащихся может быть репродуктивной, то есть воспроизводящей усвоенные способы деятельности, или продуктивной – творческой и самостоятельной.
Для развития творческих способностей на каждом уроке должны включаться задания, требующие хотя бы небольшого самостоятельного поиска, включающие элементы проблемности, пробуждающие мысль учеников.
В качестве опорных компонентов для определения эффективности внедрения служат:
результативность обучения
уровень воспитания
уровень развития








Основные направления развития творческих способностей:
игровая деятельность
творческое сочинительство
сочинения и диктанты
сюжетные и тематические циклы уроков, уроки-панорамы
интеллектуальные игры

Игровые технологии на уроке требуют речевых действий. Начинаем с юмора, театра, игры:
«Рассказ по кругу» - ученик начинает: «Один раз я смотрел интересный фильм. Сюжет был такой: дети катались на коньках», и далее продолжает другой ученик, за ним следующий и так далее.

«Игра мимики и жестов»

«Круглый стол» - игра помогает проверить, как дети могут выражать свою индивидуальность. Учитель произносит фразы, которые ребята должны закончить, например:
Больше всего мне нравится
Я хотел бы
Моя любимая игра
Я бы хотел узнать о
Я бы хотел быть более

Сама я очень люблю различные виды творчества: петь, читать стихи, театральную деятельность, рукоделие. Поэтому очень хочется развивать в своих учениках творческие способности. На уроках, начиная с первого класса, ввожу стихотворные объяснения правил, виды опросов, физкультминуток. Некоторые из них могу сочинить сама, а некоторые использую из методических пособий.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело четко говорим
И тихонечко сидим.

Я часто перед уроком (за несколько дней) раздаю стихи детям, чтобы они помогали мне на уроках и читали по теме.
Развиваю речь учащихся по разному:
Ролевые игры, инсценировки, миниатюрки, начиная с первого класса. Ребята разбиваются по группам и придумывают сюжет. Например, ты пришел в гости – как ведет себя хозяин и как гость. Рассматриваются случаи веселые, когда один персонажей попадает в нелепую комичную ситуацию. Дети говорят и придумывают сами, а после выступления на уроке или классном часе учитель поправляет речевые неточности, объясняет как построить предложение более удачно. И в дальнейшем речь учащихся становится лучше.
Рифмованные добавлялки. Например:

Шли втроем гулять подружки

Дети добавляют:
. А у них в руках игрушки.
Да ещё четыре книжки,
Ведь у каждой есть братишки.

Добавь слог. Дети парами: один говорит «До», другой «Ма» (дома),
третий «Фа», четвертый «Соль» (фасоль).

В каждом из своих классов провожу различные праздничные концертные программы:
Разрабатываю сценарии спектаклей, конкурсов, инсценировки стихов и песен;
В первых и вторых классах очень люблю проводить день именинника;
На четвертом году обучения со своим классом поставила прекрасную сказку «Снежная королева», готовили атрибуты, шили костюмы своими силами, рисовали предметы, которые не могли быть настоящими (это карета, дворец). Даже северный олень у нас был, роль которого сыграл ученик. И, главное, хочу отметить, что весь сценарий написала собственноручно по памяти ученица нашего класса Лена Важенина. И сама играла роль Снежной королевы – самую объемную для запоминания.
Также ко дню защитника отечества участвуем в конкурсе патриотической песни с инсценировкой, где занимаем первые места. Пели песню о десантниках, все надели береты, тельняшки, инсценировали каждую фразу, читали письма, выполняли спортивные движения, был парашютист.
Еженедельные классные часы также помогают ребятам развиваться творчески.
В прошлом году с ребятами второго класса поставили сказку «Новогодняя», каждый ученик принял в ней участие. Все выступали, также готовили костюмы, заучивали много слов!
Такие спектакли требуют очень серьезной подготовки. Необходимо за месяц раздать слова, отрабатывать выразительность, характер персонажа и так далее.
В нашем классе есть пианино, поэтому во время мероприятий сама играю и пою с ребятами. Веду уроки музыки, играю на инструменте, а также использую музыкальное оформление и технические средства.
Также ежегодно проводим праздничные мероприятия, посвященные 8 Марта, 23 февраля, дню Победы. В последнее время на всех мероприятиях стараюсь использовать компьютер. Презентации готовлю и сама и ученики.
Вернемся к урокам. В прошлом учебном году проводила мастер-класс для двух вторых классов. Готовила презентацию «Матрешки» об истории русской куклы. После просмотра презентации и беседы ребята сами рисовали матрешку. Каждую из этих работ разместили на стенде, и дети любовались своим творчеством.
Я определила для себя составные части работы по развитию творческих способностей так:
Изучить личность ребенка с целью адаптации к новым условиям и требованиям.
Получить целостную картину класса и наметить пути развития коллектива.
Разработать пути становления и формирования каждой личности, чтобы каждый ученик осознал своё «я», свою значимость.
Творчески организовать повседневность, чтобы наполнить день интересными и полезными мыслями и делами.

Задачи для работы в этом направлении:

1. Поддержка развития творческой исследовательской активности детей.

2. Стимулирование у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам, ознакомление с научной картиной мира;

3. Активное включение детей в процесс самообразования и саморазвития;

4. Учить методам и приемам научного исследования;

5. Учить работать с научной литературой.






Основные направления работы:
Включение в исследовательскую деятельность детей склонных к развитию уровня креативности;
Обучение учащихся работе с научной литературой;
Подготовка, организация и проведение научно – практических турниров, конкурсов, олимпиад;

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые, мнимые.
Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Показателем творческого развития является креативность. Под креативностью в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям.

Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыка здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания. Музыкальное искусство, пожалуй, самое универсальное средство эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребенка
Помощь взрослых и, в частности, педагога заключается в том, чтобы научить ребенка творить.
Ребенок в результате такой помощи должен научиться:

удивляться всему, будто видит все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Нечудесного в мире нет. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение - рождение в искусстве, где все - игра чудесных сил;

видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться) -- так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка, летчик - свой самолет, моряк - корабль. Нужно научиться видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери). Источник художественного творчества - память;

мечтать (фантазия - цемент, скрепляющий самые разные - в их единстве - вещи, соединяя их в одно удивительное целое).


Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле. Чтобы творить, следует еще научиться:
владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла).

создавать «законченную вещь», то есть произведение.

Поэтому очень важно ежедневно заниматься с ребенком (рисованием, чтением, музыкой или спортом), учить его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как:

- смотреть, чтобы увидеть красоту;

- слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе;

- почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами;

- говорить так, чтобы тебя услышали;

- быть самим собой;

- трудиться творчески;

- творить вдохновенно

В учебно-воспитательной работе с детьми урок декоративного рисования - один из основных видов работы по изобразительному искусству. Так же как рисование с натуры и тематические занятия, декоративное рисование в процессе обучения способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников, хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, искусству родного края. Предметы, которые употребляются в жизни и вместе с тем служат украшением, называются декоративно-прикладными. Прикладное - значит употребляющееся в жизни, декоративное - значит украшающее жизнь. Обучение декоративному рисованию в начальных классах начинается с рисования узоров. Они выполняются с образца или составляются творчески на основе декоративной переработки форм изображаемых с натуры объектов - листьев, цветов, бабочек ... В школьной программе включено понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета, полученное учащимися на занятиях изобразительным искусством находит затем применение в различных работах трудового обучения: в аппликациях, изготовлении игрушек, плетении...

Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство.